Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

С этим хадисом связано несколько вопросов.




 

Во-первых, из хадиса следует, что если человек говорит или делает нечто такое, что может быть неверием, а может и не быть им, его не считают неверующим до тех пор, пока не выяснятся все обстоятельства его дела.

 

Доказательством этого можно считать тот факт, что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) спросил Хатыба: «Что же это, о Хатыб?!» То есть Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) выяснял обстоятельства дела, а не обвинил его в неверии.

 

А в другой раз, когда один из сподвижников стал насмехаться над Аллахом, Его аятами и Его Посланником, было очевидно, что это — неверие. И никаких сомнений быть не могло. Поэтому Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) не принимал извинений и начал повторять Слова Всевышнего: «Не извиняйтесь! Вы стали неверующими после того, как уверовали» (Сура 9 «Покаяние», аят 66).

 

[Прим. редактора: Ибн Умар, Мухаммад ибн Кааб, Зейд ибн Аслам и Катада рассказывали: «Во время похода на Табук один человек сказал: “Не видывали мы более прожорливых, более лживых и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана”. Он имел в виду Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников, читающих Коран. Ауф ибн Малик возразил ему: “Ты не только лжец, но и лицемер! Я обязательно сообщу об этом Посланнику Аллаха!”. После этого Ауф отправился к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, чтобы обо всем ему рассказать. Однако, придя, он обнаружил, что кораническое откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал: “О, Посланник Аллаха! Мы просто болтали и беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы”. Ибн Умар рассказывал: “У меня и сейчас стоит эта картина перед глазами: этот человек прицепился к подпруге верблюдицы Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, его ноги ударяются о камни, а он все повторяет: “Мы просто болтали и забавлялись…”. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему только: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь! Вы стали неверующими после того, как уверовали» Он не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному». Привел ар-Рифаи, 2/350].

 

А в истории Хатыба Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) спросил его: «Что же это, о Хатыб?!».

Во-вторых,из хадиса можно понять, что помощь неверующим не во всех случаях является неверием, выводящим человека из ислама.

 

Ведь передача неверующим важных сведений о мусульманах – как произошло в случае с Хатыбом – это, несомненно, помощь неверующим. Но вместе с тем Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) не объявил Хатыба неверующим и стал его расспрашивать. Поэтому учѐные сказали, что любовь к неверующим и помощь им делают человека неверующим только в том случае, если он любит неверующих или помогает им ради их религии. А сама по себе любовь к неверующим или помощь им не делает человека неверующим.




 

В-третьих, из хадиса можно понять, что оправдания того, кто помог неверующим не из любви к их религии и убеждениям и не из желания поддержать их религию и убеждения, принимаются. Мы видим, что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) принял оправдания Хатыба. Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) выслушал его и сказал: «Он сказал вам правду».

 

Если же кто-то скажет, что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) принял оправдания Хатыба потому, что узнал о его правдивости из божественного откровения, то «откуда мы можем узнать после прекращения ниспослания божественного откровения о правдивости тайных помыслов и внутреннего состояния людей? Кто очистит их и засвидетельствует это для нас после ухода из жизни посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам)?». [Это возражение привел аль-Макдиси в книге «Религия Ибраима» на стр. 144].

 

Ответить этим людям можно следующим образом. Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) поверил Хатыбу, и это был конкретный случай, касающийся данного человека, поскольку пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) узнал о его правдивости через божественное откровение. Что же касается мусульманской общины после смерти пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам), то она может судить только в соответствии с очевидным, принимая его. И кто представит нам оправдание, подобное оправданию Хатыба, мы примем его оправдание и оставим то, что в его сердце, на суд Всевышнего Аллаха, потому что мы не знаем сокровенное, и потому что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) велел нам принимать очевидное.



 

На это указывает хадис Усамы ибн Зейда, который рассказывал: «Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) отправил нас с отрядом, и мы напали утром на Хурукат, земли племени Джухайна. И я настиг одного человека, а он закричал: «Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха!» Но я всѐ же убил его. Однако мне было не по себе, и я пришѐл к Посланнику Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) и всѐ рассказал ему. Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Неужели он сказал: «Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха?!», а ты убил его?!»Я сказал: «О Посланник Аллаха, но ведь он сделал это только из страха перед мечом!» На что посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Разве ты раскрывал его сердце, чтобы узнать, сказало оно эти слова или нет?»И он повторял эти слова до тех пор, пока я не пожелал, чтобы я принял ислам именно в тот день». [Усама имел в виду, что ему даже захотелось, чтобы он принял ислам только после того, что сделал, потому что когда человек принимает ислам, ему прощаются все его прошлые грехи, и Усаме захотелось, чтобы и этот его грех оказался в числе прощѐнных].

 

Нельзя говорить, будто причина, из-за которой Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) принял слова Хатыба, заключается в том, что пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) знал, что Хатыб правдив благодаря соответствующему божественному откровению. Нельзя так говорить потому, что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) не умалчивал о лжи, и если бы оправдание Хатыба было ложным, то, несомненно, Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) не стал бы спрашивать Хатыба об оправдании и подтверждать его слова, поскольку Сунной являются слова и поступки Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам), а также молчаливое одобрение им чужих слов или поступков. В данном случае имеет место одобрение Посланником Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) слов Хатыба. Это, а также адресованный Хатыбу вопрос Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) о его поступке, являются доказательствами того, что подобные оправдания должны приниматься.

 

В-четвѐртых, из хадиса можно понять, что решение о казни шпиона-мусульманина принимает только правитель. Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) не позволил казнить Хатыба, потому что существовало препятствие: Хатыб был одним из участников битвы при Бадре. Обратимся к хадису: «Что же касается Умара, то он воскликнул: «О Посланник Аллаха, позволь мне отрубить голову этому лицемеру!»Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Поистине, он участвовал в битве при Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Всевышний Аллах посмотрел на участников этого сражения и сказал: «Делайте, что хотите, Я уже простил вам!»?»».

 

Таким образом, решение о казни шпиона принимает правитель, и если выявится какое-то обстоятельство, которое, по его мнению, препятствует казни шпиона, то это прерогатива правителя.

 

Нельзя говорить, что Хатыба не обвинили в неверии потому, что он был одним из участников битвы при Бадре. [Об этом препятствии упомянул аль-Макдиси в книге «Религия Ибрахима» на стр. 144].

Это неправильно, потому что если бы поступок Хатыба был неверием, выводящим из религии, все дела Хатыба стали бы тщетными, в том числе и его участие в битве при Бадре, так как большое неверие обращает в тщету благие дела.

 

Далее мы приведем соответствующие высказывания учѐных, подтверждающие наши слова.

 

Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «Ответвления веры становятся взаимно обязательными в состоянии силы и теряют это свойство в состоянии слабости. Когда в сердце человека крепнет вера, знание и любовь к Аллаху и Его Посланнику, непременным следствием этого становится ненависть к врагам Аллаха, о чем Всевышний Аллах сказал: «Если бы они уверовали в Аллаха, Пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы превращать их в своих ближайших друзей. Но многие из них являются нечестивцами». (Сура 5 «Трапеза», аят 81). Всевышний Аллах также сказал: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха — это преуспевшие».(Сура 58 «Препирающаяся», аят 22).

Бывает, что человек проявляет любовь к неверующим по причине родственных связей или ради какой-то потребности и совершает грех, который делает его веру неполноценной, но не делает его неверующим. Именно это произошло с Хатыбом ибн Абу Бальтаа, который написал язычникам письмо, в котором извещал их о планах Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам), собравшегося идти на Мекку и державшего свои планы в тайне. Всевышний Аллах ниспослал о нѐм следующий аят: «О те, которые уверовали! Не превращайте врага Моего и врага вашего в своих ближайших друзей».(Сура 60 «испытуемая», аят 1).

 

Также в качестве примера можно привести историю Аиши, когда еѐ оклеветали, точнее, тот эпизод, когда Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) обратился к сподвижникам, спрашивая, кто поможет ему наказать человека, оклеветавшего его жену: «Тогда со своего места поднялся Сад ибн Муаз и сказал: «О Посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я избавлю тебя от него: если он из племени Аус, мы отрубим ему голову, а если он из числа наших братьев из племени Хазрадж, то тебе стоит только приказать нам, и мы сделаем с ним то, что ты прикажешь!» Услышав это, со своего места поднялся вождь хазраджитов Сад ибн Убада, прежде всегда поступавший так, как подобает поступать праведному человеку, а ныне побуждаемый желанием поддержать своѐ племя, и сказал: «Клянусь Аллахом, ты солгал! Ты не убьѐшь его и не сможешь сделать этого!»»

 

Именно поэтому, то есть по причине сомнений и подозрений, которые вызывал его поступок, Умар назвал Хатыба лицемером и сказал: «О Посланник Аллаха! Позволь мне отрубить голову этому лицемеру!» А Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) напомнил ему о том, что Хатыб участвовал в битве при Бадре, а среди участников этой битвы не было лицемеров. Умар же счѐл Хатыба лицемером по причине сомнительного поступка, который тот совершил.

 

В продолжении истории Аиши говорится: «После этого со своего места поднялся Усайд ибн Худайр и сказал: «Клянусь Аллахом, это ты лжешь! Мы непременно казним его, а ты — лицемер, защищающий лицемеров!»»

 

Усайд назвал его лицемером по той же причине, то есть по причине его поступка, вызывающего сомнения и подозрения. Некоторые из сподвижников назвали Малика ибн ад-Духшума лицемером из-за его общения и связей с лицемерами».

[Шейхуль-ислам Ибн Таймийя, «Маджму‗ аль-Фатава», том 7, стр. 522-523].

 

Шейх Абду-ль-Латыф ибн Абду-р-Рахман ибн Хасан ибн Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб (да помилует их Аллах) сказал: «Поразмышляйте над историей Хатыба — сколько важных и полезных моментов в ней! Этот человек переселился к Аллаху и Его Посланнику и сражался на Его пути. Однако вместе с тем однажды он послал курайшитам письмо, в котором раскрывал мекканским язычникам важный секрет Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам). Он сообщил им, что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) готовится к походу на Мекку. Тем самым при поддержке курайшитов он хотел защитить свою семью и своѐ имущество в Мекке. Однако Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) узнал об этом поступке Хатыба из Откровения. Хатыб отдал письмо женщине, которая спрятала его в волосах. Она должна была поехать в паланкине в Мекку и вручить послание курайшитам. Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) отправил ‗Али и аз-Зубайра, чтобы перехватить письмо, сообщив им, что они найдут женщину в Раудат Хах. Они действительно нашли еѐ и пригрозили ей, после чего она вытащила письмо из своих кос. Они принесли письмо Посланнику Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам). Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) позвал Хатыба и спросил: «Что же это?»Хатыб ответил: «Я не становился неверующим после того как уверовал и сделал это не потому, что хотел отречься от ислама. Я лишь хотел обезопасить свою семью и имущество таким образом».Выслушав его, Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Он сказал вам правду. Отпустите же его!»Что же касается Умара, то он воскликнул: «О, Посланник Аллаха! Позволь мне отрубить голову этому лицемеру!»На что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Поистине, он участвовал в битве при Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Всевышний Аллах посмотрел на участников этого сражения и сказал: «Делайте, что хотите, Я уже простил вам!?»» После этого Всевышний Аллах ниспослал: «О те, которые уверовали! Не превращайте врага Моего и врага вашего в своих ближайших друзей» (Сура 60 «испытуемая», аят 1).

 

Таким образом, исходя из данного аята, содержащего обращение, Хатыб входил в число тех, кто уверовал. Хотя предписание, заключающееся в этом аяте, адресовано всем верующим, причиной его ниспослания стал Хатыб. Из аята можно понять, что Хатыб проявил лояльность по отношению к неверующим и продемонстрировал своим поступком симпатию к ним, и что поступающий так отклонился от истинного пути. Однако Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал о Хатыбе: «Он сказал вам правду. Отпустите его!». Из его слов ясно, что Хатыб не стал неверующим из-за своего поступка. Он верил в Аллаха и Его Посланника и не испытывал сомнений. Он сделал то, что сделал, из-за мирской, корыстной цели. Если бы в результате своего поступка Хатыб стал вероотступником, Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) не стал бы говорить: «Отпустите его!». И нельзя утверждать, что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) не назвал его неверующим только потому, что, как сказал Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам): «Поистине, он участвовал в битве при Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Всевышний Аллах посмотрел на участников этого сражения и сказал: «Делайте, что хотите, Я уже простил вам!?»»Потому что если бы в результате своего поступка Хатыб стал неверующим, у него не осталось бы благих дел, поскольку большое неверие делает и веру, и благие деяния тщетными, и это относится ко всем благим делам, в том числе и к участию в битве при Бадре. Какие бы благие дела ни совершал человек, это не мешает считать его неверующим, если у нас имеются все основания считать его таковым, поскольку неверие стирает собой все благие дела, совершѐнные человеком ранее. Всевышний Аллах сказал: «Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (Сура 5 «Трапеза», аят 5).

Всевышний также сказал: «Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали» (Сура 6 «Скот», аят 88). Учѐные единодушны (иджма) в том, что большое неверие делает тщетными деяния человека и его веру.

 

Мы также знаем, что Всевышний Аллах сказал: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха — это преуспевшие» (Сура 58 «Препирающаяся», аят 22).

 

Всевышний также сказал: «О те, которые уверовали! Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас и которые глумятся над вашей религией и считают еѐ развлечением, и неверующих своими ближайшими друзьями. Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими». (Сура 5 «Трапеза», аят 57).

 

Толкование к этим словам есть в Сунне, которая конкретизировала и ограничила их в виде полной и всеохватывающей лояльности. «Основой лояльности является любовь, помощь и дружба. А уже на другом уровне, находящемся ниже этой основы, существуют многочисленные ступени лояльности, предполагающие различные степени тяжести греха, а также различные виды порицания и угрозы от Всевышнего».

[«Ад-дурар ас-суннийа фи-ль-аджиба ан-надждийа» (1/472-474].

 

[Эти слова имамов салафитского призыва уничтожают все книги аль-Макдиси, который пытается приписать себя к таким имамам. И после этого он обвиняет в неверии государство, которое взрастило этих имамов! Примеч. Ред.].

 

 

В комментарии к «Аль-джами‗ ас-сахих» приводится следующее разъяснение:

«Кто считает, что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) простил Хатыба потому, что узнал из божественного откровения о его правдивости, тогда как никто после Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) не может получать подобное достоверное знание, то это мнение ошибочное, поскольку суждения Аллаха о Его рабах выносятся на основе внешних признаков. Всевышний Аллах сообщил Своему Посланнику (салла Ллаху `алейхи уа салам) о лицемерах, которые находились среди сподвижников и в действительности были неверующими. Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) знал их поимѐнно, и тем не менее ему не было дано разрешение казнить их или брать в плен, потому что они называли себя мусульманами и внешне демонстрировали приверженность исламу. Такое же правило действует в отношении любого творения Аллаха: мы должны судить по явному и очевидному, а не тайному и скрытому, о чем передается от имамов мусульман».

 

[Мухаммад Ильяс Мухаммад Анвар, Диссертация на соискание степени магистра в Университете Умм аль-Кура (Мекка), факультет Корана и Сунны, (часть 1/63), 1416 год хиджры. Разве можно представить себе, чтобы Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) приказал нам судить о людях на основе явного и очевидного, а сам не выполнял это правило и судил на основе тайного и скрытого? Если бы пророк судил на основе скрытого, то казнил бы лицемеров, которые находились вокруг него. Ведь именно они заслуживали быть казненными в первую очередь, а не Хатыб. Так посмотрите же, о, рабы Аллаха, как впало в заблуждение сердце альМакдиси!]

 

Среди этих имамов, да будет милостив к ним Аллах, — имам аш-Шафии, который сказал, комментируя хадис Хатыба: «Из этого хадиса, помимо того, о чѐм мы уже упомянули, можно сделать вывод о том, что нельзя выносить решение на основе предположений. Ведь в истории с письмом существовала вероятность того, что Хатыб сделал то, что сделал, не потому, что сомневался в исламе, а только для того, чтобы защитить свою семью.

То есть существовала вероятность, что со стороны Хатыба это был всего лишь проступок, а не отвращение от ислама, но существовала также вероятность того, что всѐ обстояло гораздо хуже.

[Иначе говоря, существовала вероятность того, что Хатыб сделал это из любви к неверующим и желания помочь им, то есть стал неверующим].

И в этой ситуации Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) принял его объяснение случившегося и вынес решение на основе этого объяснения, постановив, что Хатыба не следует казнить. Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) не стал выносить решения на основе перевешивающего предположения. И преступление тех, кто совершил нечто подобное после Хатыба, никак не тяжелее преступления Хатыба, раскрывшего секрет Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам), ведь раскрыть тайну любого человека является менее тяжким преступлением, чем раскрыть тайну Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам). Хатыб сообщил язычникам о намерениях Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам), который хотел напасть на них неожиданно. И, несмотря на это, Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) выслушал его объяснение, поверил ему и не стал подвергать его наказанию, хотя первое, что приходило в голову — что это действие с его стороны было проявлением неверия. И если Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) принял оправдания Хатыба, то оправдания других в подобных случаях ещѐ более достойны того, чтобы принять их, поскольку, как мы уже сказали, их преступление менее серьѐзно, чем преступление Хатыба».

 

Имама аш-Шафии спросили: «А если кто-то скажет, что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) поверил Хатыбу и подтвердил его правдивость только потому, что знал об этом из Откровения?» Ответ был следующим: «Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) знал, что лицемеры лгут, и тем не менее он не казнил их, поскольку судил по очевидному. И если бы в случае с Хатыбом Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) вынес решение в соответствии со своим знанием, подтверждавшим правдивость Хатыба, тогда логично было бы предположить, что он вынес бы решение казнить лицемеров в соответствии со своим знанием, что они лжецы. Однако в обоих случаях Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) выносил решения на основе очевидных фактов и предоставлял Всевышнему Аллаху судить об их сокровенных мыслях и о том, что у них в сердцах. Поступая так, Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) не оставил правителям, которые придут после него, возможности выносить решения на основании чего-либо, кроме очевидных фактов, что отличалось от беззакония времен доисламского невежества. Все решения, вынесенные Посланником Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам), относятся к категории общих суждений, за исключением тех случаев, когда до нас дошло шариатское указание, что он имел в виду что-то конкретное, либо это передаѐт группа мусульман из числа тех, кто не может не знать Сунну, либо же об этом конкретном упомянуто в Коране».

 

 

2Итак, уважаемый читатель, да благословит его Аллах, узнал о существующем в данном вопросе разделении. Вспомним также правило фикха, гласящее: «Уверенность не устраняется сомнением». [Это одно из пяти великих универсальных правил, вокруг которого строится исламский фикх. Эти пять правил таковы: (1) «Дела оцениваются по намерениям»; (2) «Уверенность не устраняется сомнением»; (3) «Вред следует устранять»; (4) «Затруднение приводит к облегчению»; (5) «Обычаю представляется право судить, если он не противоречит Шариату»].

 

Сказанное выше подтверждает хадис Джунады ибн Абу Умаййи, который сказал: «Мы пришли к Убаде ибн ас-Самиту, когда он болел, и сказали ему: «Да дарует Аллах тебе благо! Расскажи нам услышанный тобой хадис пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), чтобы это принесло тебе пользу у Всевышнего». Он сказал:«Нас призвал пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам), и мы присягнули ему. Мы присягнули, что будем слушаться его и повиноваться ему в тяжѐлые времена и в благополучные, когда нам будет по силам выполнять его веление и когда нам это будет тяжело. И когда нам будут предпочитать других, и не будем пытаться лишить власти тех, кому она принадлежит, пока не увидите вы явное неверие, относительно которого у вас есть доказательство от Аллаха»».

 

[Этот хадис вобрал следующие условия, необходимые для вынесения суждения о неверии правителя:

(1) – «пока не увидите вы», первое условие сводится к ощутимой вещи, а именно к органу чувств, выраженному познанием через зрение;

(2) – пророк использовал глагол «видеть» во множественном числе, сказав «пока не увидите вы», из чего следует, что речь идет не об одном человеке, а о группе мусульман, которая дожна увидеть это;

(3) – «неверие», мусульманина не обвиняют в неверии из-за его грехов, даже если они тяжкие;

(4) – «явное», т.е. очевидное, ясное;

(5) – «относительно которого у вас есть доказательство от Аллаха», т.е. недостаточно любого доказательства. Нет, доказательство должно быть именно от Аллаха, что подразумевает явный достоверный и ясный шариатский текст. Этот хадис привели альБухари в своем «Сахихе» в «Главе о смуте и искушениях» (№7056) и Муслим в своем «Сахихе» в «Главе об обязательности повиновения правителям, если только оно не влечет за собой греха» №1709].

 

Этот хадис подтвеждает, что основой суждения о правителе-мусульманине является его ислам, то есть мы должны считать его мусульманином до тех пор, пока у нас не появятся неоспоримые доказательства того, что он вышел из ислама и перестал быть мусульманином. Ведь Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Если только не увидите вы явное неверие, относительно которого у вас есть доказательство от Аллаха».Таким образом, неправильно объявлять правителя-мусульманина неверующим на основании одного только предположения или сомнений. Поэтому правитель мусульманин считается мусульманином до тех пор, пока у нас не появится неопровержимое доказательство того, что имел место отход от этой основы, то есть правитель стал неверующим.

 

Учитывая эти обстоятельства, учѐные Ахль ас-Сунна ва аль-Джамаа отделили вопрос об обвинении в неверии конкретного человека от вопроса обвинения в неверии людей без конкретизации.

[Имеются в виду те случаи, когда учѐные говорят в общем: «Кто говорит или делает то-то, тот является неверующим»].

 

Если учѐные говорят, что те или иные слова или действия являются неверием, это отнюдь не означает, что каждый совершающий эти действия или произносящий эти слова является неверующим, поскольку обвинение в неверии на основе слов и дел относится к виду обвинения в неверии без конкретизации.

 

То есть, ученые не обвиняют в неверии конкретного человека без соблюдения следующих условий:

 

Доведение довода.

[Довести довод — значит убедиться в том, что соблюдены все условия, необходимые для того, чтобы мы имели право назвать человека неверующим:

1 Знание (противоположность — невежество, незнание). То есть человек должен знать о запретности данного действия, причѐм не обязательно, чтобы он знал о том, что данное действие является неверием.

2 Умышленность (противоположность — ошибка, случайность). То есть человек должен совершить данное действие умышленно, а не случайно. Однако это условие не означает, что человек должен совершать это действие с намерением стать неверующим во Всевышнего Аллаха.

3 Добровольность (противоположность — принуждение, вынужденность).

4 Отсутствие толкования (противоположность — наличие толкования). То есть у него не должно быть сомнений или запутанности в доказательствах, которые заставляют его считать данное действие разрешѐнным на основе этих доказательств].

 

2 Соблюдение условий, то есть доведение достоверного знания и осуществление цели.

 

3 Отсутствие препятствий. Их четыре:

А) — Невежество, незнание (противоположность — знание).

Б) — Ошибка, случайность (противоположность — умышленность).

В) — Принуждение (противоположность — добровольность).

Г) — Наличие толкования (противоположность — отсутствие толкования).

 

Суждение о неверии конкретного человека выносится только при соблюдении всех этих условий в отличие от обвинения в неверии без указания на конкретного человека.

 

Узнав эти условия, становится ясно, что суждение о неверии правителя-мусульманина, основой в котором является ислам, нельзя выносить просто так. Для подобного обвинения требуется твердая уверенность, поскольку, уверенность устраняется только уверенностью, а сомнение не устраняет уверенность.

 

 

3 Итак, из вышеизложенного следует, что существует разделение в вопросе обвинения людей в неверии, а применять это разделение на практике имеют право только авторитетные учѐные, которые и подобает заниматься подобными вопросами.

 

Всевышний Аллах сказал: «Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за шайтаном». (Сура 4 «Женщины», аят 83).

 

А теперь обратимся к затронутому ранее вопросу: обвинению в том, что (саудовское) государство помогало американцам и их союзникам сражаться с мусульманами в Афганистане и Ираке. Обосновано ли это обвинение? Даже если предположить, что государство действительно поступило так [При этом нет ни одного убедительного доказательства, что это имело место], возникает вопрос: что мешает мусульманскому государству оказывать немусульманскому государству помощь в войне с другим немусульманским государством?

 

Зу Махмар передает, что Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) сказал: «Вы заключите прочный мир с византийцами и вместе выступите против их врага. Вы победите и вернетесь невредимыми и с добычей. А по дороге домой вы остановитесь на привал на лугу, возле холмов, и один из византийцев явится, поднимет крест и скажет: «Победил крест!» Тогда [разгневается,] подойдет к нему один человек из числа мусульман и убьѐт его. После этого византийцы нарушат договор и будут битвы, и они соберутся для сражения и придут к вам с восьмьюдесятью войсками, в каждом из которых будет по десять тысяч воинов».[Этот хадис привел имам Ахмад в «аль-Муснаде». Шейхи Ахмад Шакир, аль-Уадии и аль-Арнаут назвали этот хадис достоверным. Схожий хадис приводится в «Сунан» Абу Дауда №4292. Шейх альАлбани назвал этот хадис достоверным в «Сахих Аби Дауд» №4292].

 

В этом хадисе Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) упомянул о том, что мусульмане заключат мир с византийцами и будут вместе сражаться с их врагом. При этом Посланник Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) не называл этих мусульман неверующими. А это явное доказательство того, что помощь неверующему против других неверующих не относится к той категории лояльности к неверующим, которая выводит мусульманина из религии.

 

Даже если допустить, что Саудовская Аравия действительно помогала неверующим, следует отметить, что Ирак не был в то время мусульманским государством, поскольку правили им члены социалистической партии «аль-Баас». [Партия «аль-Баас» (в переводе «возрождение арабской нации») являлась атеистической и неверующей. Основал партию христианин Мишель Афлак]. Таким образом, получается, что Саудовская Аравия помогла одному неверующему государству против другого неверующего государства, а это не запрещено и не выводит из ислама!

 

Если же говорить об афганской проблеме, то это искажение фактов. Саудовская Аравия, возможно, единственное государство, которое признало правительство талибов, прилагало все усилия для примирения афганских партий и группировок, а также приняла их у себя в Достопочтимой Мекке, по соседству с Каабой, Домом Аллаха. И после всего этого против Саудовской Аравии выдвигаются подобные обвинения!

 

Таким образом, все эти утверждения не являются основанием для обвинения Королевства Саудовская Аравия в неверии. За основу в этом вопросе принимается то, что Саудовская Аравия — исламская страна с мусульманским правительством и мусульманским населением. Об этом достоверно известно. А все обвинения против этого государства являются предположениями и подозрениями, которые не могут устранить достоверное знание. Поэтому мы придерживаемся этого достоверного знания, и да поможет нам всем Аллах!

 





Дата добавления: 2017-10-25; просмотров: 214; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9015 - | 7672 - или читать все...

 

34.229.131.116 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.018 сек.