Административно-правовой статус физических лиц

Планы практических (семинарских) занятий

По административному праву

Для студентов дневного отделения

Факультета международных отношений

(специальность «Таможенное дело»)

(2012-2013 уч. год)

(16 часов)

Занятие 1.

Понятие административного права. Административно-правовые нормы и отношения

Контрольные вопросы:

1. Общее понятие управления, его основные черты. Социальное управление и его виды.

2. Понятие и сущность государственного управления, отличие его от других форм государственной деятельности

3. Общественные отношения, регулируемые административным правом. Методы административно-правового регулирования общественных отношений

4. Роль и место административного права в правовой системе Республики Беларусь. Источники административного права

5. Понятие и особенности административно-правовых норм. Виды административно-правовых норм. Структура административно-правовой нормы.

6. Действие административно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.

7. Способы реализации административно-правовых норм.

8. Понятие и виды административно-правовых отношений

Задания:

1. Подберите в нормативно-правовых актах по три примера:

а) обязывающих, управомочивающих и запретительных норм административного права;

б) материальных и процессуальных норм.

Занятие 2.

Административно-правовой статус физических лиц

Контрольные вопросы:

1. Основы административно-правового статуса граждан Республики Беларусь.

2. Административная право- и дееспособность гражданина.

3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

4. Основные права и обязанности граждан по административному праву.

5. Реализация права на свободу печати и использование средств массовой информации.

6. Реализация права на организацию и проведение собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетов.

7. Реализация права на свободу передвижения, и выбор места жительства, на выезд за пределы Республики Беларусь и беспрепятственное в нее возвращение.

8. Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан.

9. Обращения граждан.

 

Вопросы для размышления (дополнительные):

· Почему гражданин является приоритетным субъектом административного права?

· Кто из граждан, находящихся на территории Республики Беларусь, относится к иностранцам и лицам без гражданства?

 

Задания:

1. 5 июля в отдел внутренних дел поступила жалоба от гр-ки Сидоровой о противоправном поведении ее соседа по коммунальной квартире. 20 июля жалоба из отдела была направлена в уличный комитет, который счел ее неподведомственной и возвратил в ОВД. Отдел направил жалобу в домоуправление, которое 8 сентября сообщило заявительнице, что материал по жалобе направлен на рассмотрение судьи.

Есть ли нарушения установленного порядка рассмотрения жалоб и заявлений граждан? Ответ обосновать анализом норм права.

2. Председатель исполкома 10 сентября 2009 года получил жалобу военнослужащего на действия заведующего районным финансовым отделом. 5 октября 2009 г. председатель исполкома направил жалобу для разрешения по существу в районный финансовый отдел.

Обосновать законность действий председателя исполкома.

3. Супруги Ивановы посетили кинотеатр “Москва”, где демонстрировался новый художественный фильм. Хорошее настроение было омрачено тем, что во время демонстрации картины несколько молодых людей курили в зале, а зрители грызли семечки.

Иванов написал в исполком о плохой работе кинотеатра, изложив свои предложения по ее улучшению.

Можно ли письмо Иванова считать жалобой?

4. На занятии по административному праву студент Козлов утверждал, что существуют следующие ограничения административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Республики Беларусь:

- прибывающим на срок свыше 1 месяца виза на въезд выдается при условии предоставления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции и сифилиса;

- основанием для въезда является приглашение гражданина Респ. Беларусь и виза;

- они не избираются в государственные органы и не назначаются на государственные должности государственной службы.

Проанализируйте ответ Козлова.

Занятие 3.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти

Контрольные вопросы:

1. Понятие и виды органов исполнительной власти.

2. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере исполнительной власти.

3. Правительство Республики Беларусь: состав, основные полномочия. Виды принимаемых актов. Формы деятельности.

4. Министерства и государственные комитеты Республики Беларусь: виды, правовое положение, различия. Основные задачи и функции Государственного таможенного комитета.

5. Местные органы исполнительной власти: правовой статус, виды, компетенция, формы деятельности.

 

Задания:

1. Составьте схему исполнительных органов Республики Беларусь.

2. Дайте правовую характеристику следующих органов исполнительной власти:

а) Государственного таможенного комитета;

б) управления здравоохранения Минского горисполкома;

в) государственной налоговой инспекции Советского района г. Минска.

3. Включив радио, Бубнов услышал последние слова очередного выпуска новостей: «… реорганизовать Комитет Республики Беларусь в Министерство Республики Беларусь…». Вечером он спросил у знакомого студента юриста: «Зачем принят такой акт, что изменилось у органа кроме названия? Что вообще изменил такой акт? Кто его принял? Где его можно прочитать?»

Ответьте на вопросы.

4. Перечислите ключевые функции Правительства и раскройте основные полномочия Премьер-министра. Также попробуйте определить ключевые направления совершенствования деятельности Правительства по улучшению экономического положения в Республике Беларусь.

5. Назовите основные полномочия Президента в сфере исполнительной власти. Укажите, где они закреплены. Необходимо ли, по вашему мнению, совершенствовать вышеуказанные полномочия? Если да, то раскройте направления и пути их совершенствования.

Занятие 4.

Административно-правовой статус государственных служащих

Контрольные вопросы:

1. Понятие государственной службы и государственного служащего.

2. Классификация государственных служащих.

3. Условия поступления на службу. Требования, предъявляемые к служащим. Способы замещения должностей.

4. Обязанности и права государственных служащих.

5. Ограничения, связанные с государственной службой.

6. Поощрение и ответственность государственных служащих.

7. Прекращение служебных отношений (основания и условия).

 

Задания:

1. Какие из названных ниже характеристик служащего государственной организации охватываются понятием «должность»: начальник отдела кадров, государственный советник юстиции третьего класса, депутат, майор, юрисконсульт, профессор, директор, следователь, судья, кандидат юридических наук, доцент, прокурор области, инженер. Дайте понятие должности как обязательного признака служащего и проведите разграничение его с категориями "профессия", "специальность" и "квалификация".

2. При опросе студентов о понятии должностного лица были даны следующие ответы: а) государственный служащий, занимающий должность; б) государственный служащий, имеющий в своем подчинении других работников; в) государственный служащий, который является представителем власти; г) государственный служащий, который вправе совершать какие-то властные действия (например, привлекать к ответственности) и издавать нормативные акты; д) гражданин, который посредством зачисления занимает должность на государственном предприятии, может совершать служебные юридические действия, наделен властными полномочиями в отношении не подчиненных ему по службе лиц. В чем состоят недостатки данных определений и какое из них ближе к истине?

3. Заведующий отделом культуры исполнительного комитета районного Совета депутатов обратился к юрисконсульту с просьбой разъяснить: возможно ли зачислить на должность кассира дома культуры сестру его жены?

4. Кого из данного списка, по вашему мнению, можно причислить к государственным служащим и по каким признакам:

- ректор БГУ;

- директор кинотеатра;

- Председатель Правительства Республики Беларусь;

- начальник цеха;

- глава администрации Ленинского района г. Минска;

- Президент Республики Беларусь;

- командир батальона Вооруженных сил Республики Беларусь;

- министр образования;

- судебный исполнитель;

- директор унитарного предприятия;

- судья;

- Председатель облисполкома;

- управляющий банком?

5. Отвечая на вопрос о требованиях, предъявляемых к поступающему на государственную службу, студент Панов назвал следующие:

- гражданство Республики Беларусь;

- возраст не моложе 23 лет;

- высшее образование;

- знание одного из иностранных языков.

Можно ли признать ответ студента Панова правильным?

6. Бригадир цеха Минского автомобильного завода гражданин Цвирко был переведен на работу в другой цех на основании того, что его отец является начальником цеха. Непосредственно по работе сын был подчинен мастеру цеха Шапкину. Не согласившись с переводом, Цвирко-младший обратился за разъяснениями к начальнику юридического отдела Морозову. Морозов объяснил причину перевода так: «Люди могут сказать, что ты работаешь под руководством отца». Неудовлетворенный ответом, Цвирко обратился с жалобой к прокурору на неправомерные действия администрации завода.

Дайте правовую оценку действий сторон.

7. Студент Петров на вопрос «Что вы понимаете под должностным лицом?» ответил, что должностным лицом можно считать гражданина, который занимает должность на государственном предприятии, в учреждении, может совершать юридические действия, который наделен властными полномочиями в отношении подчиненных. Как вы считаете, правильно ли ответил Петров?

 

Занятие 5.

Административное правонарушение

Контрольные вопросы:

1. Понятие и признаки административного правонарушения.

2. Отличие административного правонарушения от преступления

3. Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка и гражданско-правового деликта

4. Объект и предмет административного правонарушения

5. Субъект административного правонарушения

6. Субъективная сторона правонарушения

7. Множественность административных правонарушений

8. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением

 

Вопросы для обсуждения:

Можно ли административное правонарушение считать общественно опасным?

Каковы критерии разграничения сходных составов административных правонарушений и преступлений?

Какие особенности характерны для субъектов административного правонарушения?

Как определяется вина юридических лиц?

 

Занятие 6.

Административная ответственность. Административные взыскания

Контрольные вопросы:

1. Понятие и основные черты административной ответственности

2. Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности

3. Понятие административного взыскания. Система административных взысканий. Основные и дополнительные взыскания, их сочетание

4. Предупреждение и депортация как меры административной ответственности

5. Административные штрафы: их размеры, порядок уплаты

6. Лишение специального права и лишение права заниматься определенной деятельностью

7. Конфискация и взыскание стоимости предмета административного правонарушения

8. Исправительные работы в административном праве

9. Административный арест

10. Общие правила наложения взысканий за административные правонарушения

11. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность

12. Возможность освобождения от административной ответственности.

13. Административная ответственность за деяния, содержащие признаки преступлений, не представляющих большой общественной опасности

14. Сроки давности в административном праве

 

Вопросы для обсуждения:

Чем обусловлено повышение роли административ­ной ответственности в обеспечении правопорядка?

В чем особенности административной ответственности военнослужащих и сотрудников ОВД?

Каковы особенности административной ответственности несовершеннолетних? При ответе сошлитесь на конкретные статьи КоАП.

Можно ли привлечь должностное лицо за административный проступок к административной и дисциплинарной ответственности одновременно?

Какие административные взыскания могут налагаться только судьями (судами)?

Допускается ли использование на физических работах лиц, подвергнутых административному аресту?

Каков порядок наложения административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений?

 

Задания:

1.Найдите в КоАП Республики Беларусь не менее пяти составов, конструктивными признаками которых являются средства совершения правонарушения (место, время, цель, мотив).

Дайте сравнительный анализ преступлений и административных правонарушений. Чем объясняются их сходство и различия?

2.Сидорин и Шалимов в парке культуры и отдыха выпили 300 граммов водки, после чего Сидорин пошел домой, а Шалимов – на эстрадную площадку. У входа Шалимов упал, подняться не смог, и работники милиции доставили его в вытрезвитель. На следующий день начальник отдела милиции оштрафовал его на сумму в размере трех минимальных базовых величин, а Сидорина – на сумму в размере двух базовых величин. Шалимов обратился к прокурору с жалобой, в которой указал, что его несправедливо наказали трижды: в вытрезвители взыскали определенную сумму, начальник отдела милиции оштрафовал на три базовых величины, а на работе снизили на 50 % месячную премию. Каким должен быть ответ на жалобу?

3.Гр. Петров в состоянии опьянения учинил в парке драку с гражданином Семеновым и из хулиганских побуждений нанес ему два легких ножевых ранения. Рассмотрев материал об этом, начальник райотдела внутренних дел оштрафовал Петрова на сумму в размере двух базовых величин. Постановление о наложении штрафа было опротестовано прокурором. Обосновать мотивы протеста.

4. Найдите в статьях Особенной части КоАП абсолютно-определенные, относительно-определенные, основные и дополнительные административные взыскания.

Приведите примеры, когда конфискация применяется в отношении предметов, явившихся: 1) орудием совершения; 2) непосредственным объектом административного правонарушения.

Покажите разницу между условиями применения конфискации по КоАП и УК.

5.Классифицируйте по группам, подгруппам следующие меры воздействия:

предупреждение, замечание, строгий выговор, арест, конфискация, приостановление работы, перевод на нижеоплачиваемую работу, лишение машиниста права управления локомотивом, увольнение, штраф, возмездное изъятие, депортация, понижение в должности, арест с содержанием на гауптвахте, снос самовольно возведенных строений, изъятие вещей и документов.

Какие из указанных мер являются административными взысканиями?

6. Гражданин Бабушкин был подвергнут административному аресту на 15 суток за мелкое хулиганство. Считая постановление судьи об аресте несправедливым, Бабушкин обратился с жалобой к прокурору, в которой он указал, что судья не принял во внимание, что правонарушение совершено в состоянии опьянения. В трезвом состоянии такого поступка он бы не совершил.

Обоснована ли жалоба Бабушкина?

7. Проанализируйте, в чем состоит отличие предупреждения как вида административных взысканий от административно-предупредительных мер. Определите разницу оснований применения административно-предупреди­тельных мер и наложения административного взыскания в виде предупреж­дения.

Занятие 7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: