Лекция 6 немецкая классическая философия

Немецкая классическая философия охватывает исторический период примерно в 100 лет - с середины XVIII века до середины XIX века. Представители немецкой классической философии - Кант, Гегель, Шеллинг, Фихте и Фейербах. Основные черты немецкой классической философии – идеализм, диалектика, абстрактность, элитарность…

Родоначальником этого философского направления считается Иммануил Кант (1724 -1804).

I. Иммануил Кант (1724 – 1804).

II. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831).

III. Йогам Готлиб Фихте (1762 – 1814). ИДЕАЛИСТЫ

IV. Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854).

V. Людвиг Фейербах (1812 – 1874).

I. Иммануил Кант (1724 – 1804) – идеалист, агностик. Его творчество обычно подразделяют на два этапа: «докритический» (до написания «Критики чистого разума» в 1769 г.) и «критический» (примерно с 1770 года).

На первом этапе своего духовного развития Кант придерживался новых для того времени натурфилософских идей. В сочинении «Всеобщая естественная история и теория неба» он предложил космогоническую гипотезу, которая в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю науки под названием гипотезы Канта-Лапласа. Кант предположил, что вначале материя находилась в состоянии газопылевой туманности, в которой вокруг более тяжелых частиц под влиянием сил притяжения и отталкивания группировались первоначально небольшие астероиды.

Механический круговорот частиц без всякого вмешательства бога привел к образованию Солнца и планет. Одновременно внутреннее движение частиц в первоначальных космических телах вызывало в них теплоту. По такой же схеме, по мнению И. Канта, происходило образование звезд и других небесных тел.

Проблемы, которые он рассматривал в своих произведениях:

1. Кант показал, что пространство, время, движение – относительны.

2. В мире действуют диалектические процессы.

3. Идея универсальной связи и взаимодействие, как непрерывный процесс.

4. Взаимодействие приводит к тому, что мир есть единая система.

В мире есть материя, которая перемещается в пространстве, обладает движущей силой. Одной из основных проблем является познание, как активного процесса, как деятельности. Вторая проблема – проблема человека, его нравственного долга, творческих возможностей, познавательной спосбности.

Главное достижение И. Канта - это его критическая философия, изложенная в трех работах: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Первое сочинение посвящено вопросам теории познания и отвечает на вопрос: «Как возможна наука и философия?». Второе посвящено морали и отвечает на вопрос: «Как возможна нравственность и каким должно быть поведение людей?». И третье - проблемам явления нашему сознанию вещей и процессов природы и отвечает на вопрос: «Как возможно прекрасное в природе и в искусстве?»

Кант возражает против эмпиризма. Во-вторых он критикует, дает критическую оценку рационализму. Дает свою схему познавательных способностей.

Познание – есть деятельность, которая пробуждается воздействием на органы чувств предметов. Сущность непознаваема – «вещь в себе».

РАЗУМ

Чувственность Рассудок Разум
Способность порождать ощущения.   явление феномена   природа – вещь   сущность вещи   Познание внешней стороны явления, непознаваемая – «вещь в себе» Способность вырабатывать понятия. Рассудок дает определенные правила, дает связь. Понятия упорядочивают наши образы, наше восприятие и соответственно их можно регламентировать, обуславливать определенными правилами. Здесь формируются научные понятия. Способность логического мышления, основу которого составляет идея и выражается она в умозаключении. Принципы и законы мыслительной деятельности.

1. Философия нового времени высматривает сознание, как отражение. Всякое познание есть деятельность, которое пробуждается воздействием на наши органы чувств предметов, то есть всякое познание начинается с опыта. Переходит от созерцания к понятиям и заканчивается идеями. А это значит, что Кант вводит принцип активности познания и сознания, а основой активности является синтез – связь, соединение – чувственных категорий и чувственных данных. Знание – связанная по необходимым законам система. Он различает знания: аналитические (объясняющие) и знания синтетические (приращивающие).

Поступай согласно максиме, которая должна стать всеобщим законом!

Он задает следующие вопросы: «Что я могу знать?», «Что я могу делать?», «На что я могу надеяться?», «Что такое человек и чем он должен стать?»

Отсюда обращение к проблеме человека.

Для государственного строя главное – обеспечить человеческую свободу. Здесь должен быть принцип – свобода каждого совместима со свободой всех остальных.

II. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831).

Гегель разрабатывает идеализм, как целостную систему. Его главное сочинение называется «Наука логики» излагает сущность его диалектического метода. Философ уподобил весь мир мышлению, которое не только функционирует по своим собственным законам, но и предписывает их и природе, и общественной жизни. Другие сочинения Гегеля: «Энциклопедия философских наук», «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права», «История философии», «Эстетика» и др. Гегель оставил после себя целую систему философии. В основе мироздания, по Гегелю, лежит Абсолютная Идея, неизменная.

Первичным является абсолютная идея.

абсолютная идея (развивающиеся понятия) природа (неорганическая + органическая + человек) абсолютный дух

Гегель разрабатывает диалектический метод.

Но Гегель является еще и творцом диалектического метода, в основе которого лежат три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания - отрицания. Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая называется триадой (поскольку в ней три основных элемента). «С чего следует начинать науку?» – спрашивает Гегель. И отвечает: «с ничто».

В работе «Наука логики» он формулирует 3 закона диалектики:

1. Единство и борьба противоположностей.

2. Закон перехода количества в качество.

3. Закон отрицания отрицания.

Он полагал, что талант и гений должны быть присущи каждому человеку.

«Все действительное разумно, все разумное действительно».

III. Йогам Готлиб Фихте (1762 – 1814).

Основные произведения: «Назначение человека» и «Наука учение».

Цель и назначение самого человека – он сам разумный, свободный и беспокойный (а не природный).

Высшим началом является «абсолютный «я»», порождает природу, а так же – самое главное - порождает самосознание «индивидуальный «я»».

Продолжал и развивал идеи Канта. Его концепция «Наукоучение». Он считал, что философия – это основополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания.

Процесс познания по Фихте проходит в три этапа:

1. «Я» утверждает себя само, создает само себя.

2. «Я» противопоставляет себя «Не - Я», или объекту.

3. «Я» и «Не - Я», ограничивая друг друга, образуют синтез.

VI. Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854).

Философ идеалист, который утверждал, что в мире существует две субстанции. Сознание или дух, и материя или природа. Но они абсолютно тождественны. Сначала идет бессознательная природа, но а потом мыслящий творческий человек, его сознание. Все правила университетского образования – УЧИСЬ ТВОРИТЬ.

Известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентального идеализма». Сердцевина философии Шеллинга – категория Абсолюта. Абсолют – это нечто самостоятельное, не зависящее от отдельных «Я», существующее в потустороннем мире, но через природу воплощающее себя в социальной жизни. Развитие в природе идет за счет развития ее самопознания по схеме: внутреннее чувство самой природы саморефлексия человека абсолютная воля. Абсолют оказывается, по существу, Богом, в первом случае творящим мир, во втором – являющимся конечной целью развивающегося мира.

VII. Людвиг Фейербах (1812 – 1874).

Материалист. Материя природы первична. Материя находится в движении. Человек венец природы. Человек познающий. Высшая цель человека – стремление к счастью. Критикует христианство, религию. Утверждает новую религию – религию нравственных отношений.

Он был материалистом в понимании природы и полагал, что человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал, как проявление природы. Родоначальник антропологического материализма.

Словарь:

Абсолют - основная категория в философии Шеллинга, означающая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущности.

Абсолютная идея - основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.

Абсолютный дух - часть гегелевской философской системы, в которой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного пространством и временем и проявляющегося в искусстве, религии в философии.

Автономная воля - категория в философии Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, традиций, ценностей и т.п.

Антиномии - противоречащие друг другу суждения.

Антитезис - противоположное тезису положение.

Апостериорный - существующий после опыта, за его пределами.

Априорный - существующий до всякого опыта, врожденный.

Априорные формы чувственного содержания - объекты познания, которые человек застает при рождении. В философии Канта это - пространство и время.

«Вещь в себе» - основное понятие в философии Канта, показывающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но не познаваемой.

Воля - центральное понятие в философии Фихте, показывающее человека в качестве движителя социального и духовного развития.

Законы диалектики - законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления. У Гегеля сформулировано три основных закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество и качества в количество, отрицания отрицания.

Императив - правило, которым руководствуются в поведении, правило побуждающее к поступку. Категории диалектики - основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира, например: возможность, действительность, необходимость, случайность и т.п.

Категорический императив - правило, требующее обязательного исполнения.

Любовь - согласно философии Фейербаха главное средство изменения социальной действительности, поскольку она является нравственным чувством, помогающим находить духовную связь между «Я» и «ТЫ».

Максима - правило поведения, внешне выраженная формула по-

ведения.

«Не-Я» - окружающая субъекта пассивная среда в философии Фихте.

Объективный дух - часть гегелевской системы, в которой отражены воззрения философа на социально-историческую жизнь человечества, проявляющуюся в праве, семье, государстве.

Опредмечивание - превращение сырья, идеи в предмет, вещь, которые становятся уже элементом культуры.

Отчуждение – категория гегелевской философии, означающая процесс делания чего-либо (например: труда, личности) чужим для человека.

Отчужденная сущность человека - в философии Фейербаха это бог, в других философских системах - душа, труд и др.

Распредмечивание - превращение вещи в идею, принцип.

Старогегельянцы - последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его консервативную метафизическую систему.

Младогегельянцы - последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод

Перцепция - чувственное восприятие действительности.

Синтез - соединение тезиса и антитезиса в некоем единстве, где сохраняются их некоторые черты, но в то же время утверждается нечто новое (определенное бытие).

Субъективный дух - категория гегелевской философии, показывающая жизнь индивидуального сознания.

Тезис - первое, основное положение гегелевской триады, сделанное в виде утверждения.

Тождество - категория в философии Шеллинга, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя субъект и объект.

Трансцендентальный - существующий по ту сторону мира.

Трансцендентальная апперцепция - доопытное сверхчувственное восприятие действительности, служащее условием синтезачувственного и рационального рассудочного знания.

Трансцендентный • выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний.

Триада - метод гегелевской философии, показывающий трехзвенную структуру любого диалектического процесса.

Явление - основное понятие в философии Канта, показывающее обнаружение вещи человеческим сознанием в искаженном виде.

«Я» - категория в философии Фихте, указывающая на центральную роль субъекта в мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: