Факторинг, форфейтинг и лизинг как нетрадиционные формы внешнего финансирования

В современных условиях ведения бизнеса предприятия - поставщики часто вынуждены предоставлять покупателям отсрочку платежа, которая в зависимости от степени ликвидности продаваемого товара, колеблется в пределах 20-45 дней. Данное явление в производственных отношениях «продавец-покупатель» можно отнести к категории коммерческих кредитов, к виду - товарный кредит.

Преимущества данного вида кредита д ля покупателя очевидны: нет необходимости выводить из оборота значительные денежные средства, как в случае предоплаты или оплаты по факту; покупатель может планировать график погашения задолженности, а также свести к минимуму риск получения некачественного товара.

Однако, согласие поставщиков на предоставление товарного кредита приводит к ряду негативных последствий в его деятельности, в частности:

- к сокращению оборотных средств и ухудшению текущей ликвидности этих предприятий,

- возникновению кассовых разрывов

- снижению финансовой устойчивости, что в итоге отрицательно сказывается на рентабельности бизнеса и объемах получаемой прибыли.

Стремясь не допустить возникновение просроченных или безнадежных долгов, поставщики могут использовать в своей деятельности факторинговые или форфейтинговые схемы финансирования дебиторской задолженности.

Факторинг  ( от англ, factor - агент, посредник) является разновидностью комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала поставщика и связанной с переуступкой факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов-фактур), после чего факторинговая компания становится собственником неоплаченных счетов- фактур и принимает на себя риск неоплаты. В теории различают конвенционный (открытый) и конфиденциальный (скрытый) факторинг. При конвенционном факторинге поставщик уведомляет своего должника о продаже выписанных на его имя счетов- фактур, при конфиденциальном - покупателя не извещают о переходе прав требования к нему другому лицу.

Основная задача факторинга — обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Основная его цель – поддержание ликвидности предприятий-поставщиков; сфера применения – краткосрочные контракты на небольшие суммы для приобретения оборотных и небольших партий основных средств, заключаемые в сфере среднего и малого бизнеса.

Схема факторинговой операции состоит из двух частей (рис. 1), во-первых, выплаты фирмой-фактором 80–90% суммы контракта; во- вторых, выплаты остатка контракта за вычетом комиссионных услуг (включающих премию за риск и плату за кредит) после расчетов с покупателями.

  1. Заключение контракта на поставку продукции;
  2. Передача покупателем продавцу счетов- фактур и прочих коммерческих документов, подтверждающих факт отгрузки и получения продукции в адрес покупателя;
  3. Передача факторинговой компании счетов- фактур на получение платежа от покупателя;
  4. Выплата факторинговой компанией поставщику денежных средств в размере 80-90% от суммы счетов-фактур;
  5. Предъявление счетов-фактур покупателю для оплаты;
  6. Получение средств от покупателя в оплату счетов-фактур;
  7. Выплата недостающей суммы платежа (20-10%) за минусом комиссии и платы за кредит.

Рис.1 Схема факторинговой операции

Финансирование осуществляется в день предоставления накладной на отгруженную партию товара. Размер досрочного платежа фактор- компанией составляет до 90% от суммы поставки. Остаток средств (от 10%) за вычетом комиссии Фактора возвращается сразу после оплаты поставки покупателем.

Факторинговая комиссия, как правило, содержит следующие основные составляющие:

а) фиксированный сбор за обработку документов;

б) фиксированный процент от оборота поставщика (в зависимости от количества покупателей, оборота, частоты поставок, особенностей товарного рынка находится в пределах от 0,5 до 5% от оборота);

в) стоимость кредитных ресурсов, необходимых для финансирования поставщиков.

Таким образом, поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств из банка против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа.

Преимущества факторингового метода финансирования дебиторской задолженности представлены в табл.16.

Таблица 16

Преимущества факторинга

Преимущества факторинга
Для поставщика Для покупателя
1. Дополнительное беззалоговое финансирование; 2. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности; 3. Уменьшение потерь в случае задержки платежей со стороны покупателя; 4. Упрощение планирования денежного оборота; 5. Увеличение товарооборота; 6. Усиление контроля за оплатой текущей задолженности; 7. Возможность предложения покупателям эластичных сроков оплаты; 8. Своевременная уплата налогов и контрактов поставщиков за счет наличия в необходимом объеме оборотных средств. 1. Более выгодные условия оплаты, что не требует отвлечения значительных денежных средств из оборота как в случае предоплаты или оплаты по факту; 2. Планирование графика погашения задолженности; 3. Увеличение покупательной способности.

На сегодняшний день факторинг весьма успешно используется в работе поставщиков продуктов питания, парфюмерно-косметической, алкогольной продукции, канцелярских товаров, товаров народного потребления, медикаментов, бытовой химии и др. Все эти отрасли объединяет высокая ликвидность продаваемых товаров, поскольку спрос на них постоянен и высок. Однако следует отметить, что факторинг может быть применен в любых отраслях, где практикуется отсрочка платежа, безналичный расчет и существуют постоянные торговые связи.

Форфейтинг – метод кредитования поставщика, при котором все кредитные риски принимает на себя форфетирующий банк (компания). В отличие от факторинга эти риски принимаются без оборота на поставщика. При этом форфетирующий банк обеспечивает свои интересы путем аваля обязательств покупателя со стороны его банка (рис.). Таким образом, форфейтинг - это покупка долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной основе. Форфейтинг используется при поставках оборудования на крупные суммы и на длительный срок (до 5–6 лет); считается дорогой формой кредитования для экспортера, так как предусматривает увеличение числа посредников и увеличения стоимости рисков, передаваемых экспортером (продавцом) форфетирующей компании.

Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок:

- в финансовых сделках - в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;

- в экспортных сделках - для содействия поступлению наличных денегэкспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.

Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя, однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг. Сравнительный анализ факторинга и форфейтинга (табл.17) показал, что при всей своей экономической схожести этих операций, они имеют различное назначение. Целесообразность использования того или другого метода определяется целью, которую преследует кредитор (продавец, экспортер). Таблица 17 Сравнительный анализ условий проведения факторинговой и форфейтинговой операций

Факторинг Форфейтинг
Объект операции – преимущественно счет-фактура. Объект операции – преимущественно вексель (простой или переводной).
Краткосрочное кредитование (до 180 дней) Среднесрочное кредитование (от 180дней до 10 лет).
Сумма кредита ограничена возможностями фактора Сумма кредита может быть достаточно высокой вследствии возможности синдицирования
Фактор авансирует оборотный капитал кредитора 70-90% суммы долга Остальные 10-30% поступают на счет кредитора только после погашения долга покупателем продукции за вычетом комиссии и процентов Форфейтер выплачивает сумму долга полностью за вычетом дисконта
Фактор или оставляет за собой право регресса к кредитору или отказывается от этого права, но и в этом случае при экспорте товаров политические и валютные риски несет экспортер Форфейтер несет все риски неоплаты долга, включая политические и валютные риски при экспорте товаров
Операция может быть дополнена элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания кредитора (клиента). Не предполагает какого-либо дополнительного обслуживания
Возможность перепродажи факторингового актива фактором не предусмотрена Предусматривается возможность перепродажи форфейтером форфейтингового актива на вторичном рынке
Не требуется поручительства от третьего лица Требуется гарантия третьего лица или аваль
Предполагает кредитование под уже существующее денежное требование, или под требование, которое возникнет в будущем, но четко обозначенное в договоре финансирования под уступку денежного требования Возможно кредитование под уступку финансового векселя, выпущенного с целью аккумуляции средств, для реализации иных целей не ограниченных торговыми

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Этот метод еще более интересен для этих предприятий, так как дополняется элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания кредитора (клиента), что дает возможность клиентам сосредоточиться на производстве и экономить на издержках по оплате труда.

Форфейтингнаиболее эффективен для крупных предприятий, которые преследуют цель аккумуляции денежных средств для реализации долгосрочных и дорогостоящих проектов. Исследования теории и практики использования форфейтинговых операций показали, что наиболее активно они применяются в международных экспортных сделках, т.к. имеют определенные положительные стороны для экспортера.

Получивший широкое признание за рубежом в качестве одной из эффективных форм инвестиционной деятельности  финансовый лизинг по ряду объективных причин становится все более популярен в России. Использование технологии финансового лизинга позволяет организациям провести техническое перевооружение за счет будущих доходов, существенно не ухудшая свое текущее финансовое состояние. Кроме того, относительно благоприятный режим налогообложения и значительная свобода договорных отношений между субъектами лизинговых отношений делают финансовый лизинг еще более привлекательным для российских предприятий. Одновременно финансовый лизинг является одним из способов поддержания российских производителей оборудования и гарантированного сбыта их продукции. Таким образом, лизинг оживляет инвестиционную деятельность и способствует росту производства, а также позволяет обеспечивать производство новой современной техникой.

В экономической интерпретации лизинг – это вид кредитного финансирования, предоставляемый предприятию в неденежной форме – в виде имущества (оборудования), передаваемого в пользование на оговоренный срок. По истечению этого срока оборудование либо возвращается владельцу, либо приобретается предприятием по остаточной стоимости. Лизинг в настоящее время является прогрессивной формой финансирования, например, в США доля лизинга в общих инвестициях достигает 31%. Однако в России в силу неразвитости законодательной базы, неподготовленности организаций к лизинговым сделкам лизинг развит недостаточно.

Экономическая сущность лизинга близка к аренде (с правом выкупа), в связи с тем, что предоставляемое оборудование является формой залога по сделке, данный вид кредита считается низкорисковым. Важным его преимуществом при реализации инновационной стратегии предприятия является неденежная форма и временный характер, что позволяет избежать приобретения морально устаревшего оборудования и не утяжеляет активы предприятия, так как лизинговое оборудование не включается в баланс.

Передача имущества осуществляется на условиях срочности, возвратности и платности, поэтому лизинг выступает, с одной стороны, как товарный кредит, а с другой - как финансовая аренда.

Преимуществами лизинга являются:

1) более льготные налоговые условия для лизингополучателя и лизингодателя;

2) налогооблагаемая прибыль снижается у лизингополучателя за счет включения в издержки арендных платежей, а у лизингодателя амортизационных отчислений имущества, переданного по лизингу, но включенного в активы лизингодателя;

3) фиксирование суммы лизинговых платежей в договоре заранее, вследствие чего долговые обязательства лизингополучателя не увеличиваются;

4) расширение лизинговой компанией номенклатуры продукции инвестиционного назначения, продвигаемой на рынки сбыта;

5) ускорение лизингополучателем процесса реализации инвестиционной программы своего развития, причем без значительных единовременных капитальных затрат;

6) возможность учета сезонности, цикличности производства у лизингополучателя, обеспечение выгоды по сравнению с покупкой по кредиту;

7) возможность быстрого обновления активной части основных фондов;

8) обеспечение поставщику (изготовителю) имущества гарантированного сбыта дорогой продукции и возможности выхода на мировые рынки; - отсутствие проблем с залоговыми гарантиями (в отличие от кредитования).

При этом к недостаткам лизинга можно отнести:

1) повышенные издержки на приобретение основных средств (оборудование и другое имущество);

2) сложность досрочного расторжения лизингового договора (из-за высоких штрафных санкций);

3) сложность реализации использованного оборудования (имущества) по остаточной ликвидационной стоимости.

Перспективной формой заемных инвестиций, наряду с лизингом, является инвестиционный селенг, который является одной из новых форм привлечения денежных ресурсов, используемых рядом компаний в России. Он представляет собой специфическую форму обязательства, состоящую в передаче собственником (юридическим лицом или гражданином) прав на пользование и распоряжение его имуществом на срок за определенную плату. В качестве такого имущества могут выступать как внеоборотные активы (здания, сооружения, оборудование), так и оборотные активы (денежные средства, ценные бумаги и др.). При этом собственник остается владельцем переданного в наем имущества и может по первому требованию возвратить его.

Селенг- компания привлекает и свободно использует по своему усмотрению имущество и отдельные имущественные права юридических лиц и граждан, поэтому по форме финансирования инвестиционный селенг близок к банковской деятельности. С помощью селенга оказывается финансовая помощь компаниям, испытывающим острый дефицит в различных видах ресурсов, включая и денежные средства, поэтому в зарубежной практике селенг превратился в один из важных методов финансирования инвестиций в различных сферах предпринимательской деятельности.

Операции РЕПО.

Существо их заключается в том, что банк приобретает какое-либо имущество (недвижимое, движимое или ценные бумаги) и одновременно, обычно в том же договоре, обязуется продать то же имущество продавцу по первому договору. Формально такая сделка представляет собой два договора купли-продажи, отличающиеся друг от друга лишь ценой (в договоре обратного выкупа она выше цены первого договора), а также сроками передачи имущества и денежного возмещения.

По сути, в такой сделке оплата покупной цены по первому договору равнозначна выдаче кредита, разница между ценой первого и ценой второго договоров — плате за пользование банковским кредитом, а временной интервал между сроками платежа за товар по первому и второму договорам — сроку кредитования.

Имущество, выступающее в качестве предмета договора купли-продажи, выполняет функцию обеспечения возврата кредита, аналогичную той, которую выполняет залог. Договором, как правило, устанавливается, что в случае неуплаты покупной цены (т.е. фактически невозвращения «кредита» в срок) банк может отказаться от договора и распорядиться имуществом по своему усмотрению.

Сделки РЕПО имеют ряд преимуществ, как для банка, так и для заемщика, рассмотрим их более подробно.

Во – первых, следует отметить, что кредит через РЕПО будет на 6-8% годовых дешевле обычного кредита.

Вторым важным преимуществом РЕПО является сравнительно небольшое количество документации, требуемой на оформление сделки. Если она заключается, например, на три дня, то ясно, что бумаг должно быть по минимуму, иначе весь смысл пропадет.

В – третьих РЕПО дает возможность вложить свободные средства для получения дополнительного дохода.

В целом, исследуя виды нетрадиционного финансирования деятельности предприятия, можно сделать вывод, что степень эффективности каждого из изученных видов зависит от наличия у предприятия- поставщика тех или иных условий, которые приведены в сравнительной табл.18. Руководство предприятия, при принятии решения, должно обязательно учитывать эти условия и соизмерять их с действительными возможностями. Выбранный вид финансирования должен не только удовлетворить финансовые потребности предприятия, но, главным образом, не усугубить его финансовое состояние в перспективе.

Таблица 18

Условия использования нетрадиционных методов финансирования предприятия- поставщика

Признаки сравнения Факторинг Форфейтинг Лизинг
Размер предприятия Мелкие и средние; Крупные, преимущественно экспортноориентированные; Любые группы предприятий (в т.ч. индивидуальные предприниматели);
Объект финансирования Оборотные средства; Преимущественно основные средства либо крупные партии оборотных; Основные средства
Сроки финансирования Краткосрочные Среднесрочные Долгосрочные
Гарантии финансирования кредитору Не требуется Требуется (аваль первоклассного банка) Не требуется (оборудование и недвижимость в лизинге являются залогом)
Уровень рисков Высокий Низкий Низкий
Налоговые льготы Отсутствуют Отсутствуют Присутствуют
Цена финансирования Средняя ставка за кредит + комиссия Дисконт по ценной бумаге Средняя ставка за кредит + налог на имущество + амортизационные отчисления + комиссия
Степень волатильности цены Может измениться в зависимости от ставки ЦБ и средней цены на рынке Фиксированная Фиксированная



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: