double arrow

БАЗОВЫЕ ПРЕСУППОЗИЦИИ


Глава 2 Методические аспекты изучения и использования Восточной версии нейропрограммирования, а также практического осуществления психотерапии личной истории

Упражнение 7

Упражнение 6

Упражнение 5

Упражнение 4

Упражнение 3

Упражнение 2

Упражнение 1

О Попробуйте объяснить кому-либо из своих знакомых теоретические основы, базовые постулаты, сущность и отличительные особенности НЛП.

О Изучите, насколько реализуются в вашей жизни четыре столпа иейролингвистического программирования. То есть, опираясь на настоящее и текущее, оцените, знаете ли вы желаемый вами результат (и насколько ясное представление о нем имеете); проявляете ли чувствительность в плане продвижения к нему; имеете ли достаточно гибкости, чтобы действовать по принципу «если не так, сделаем иначе»; и находитесь ли вы в достаточном согласии с собой, другими и миром.

О Теперь постарайтесь если и не пересмотреть, то, по крайней мере, оптимизировать следующий отрезок вашей жизнедеятельности, основываясь на принципах результата, чувствительности, гибкости, а также раппорта.

О Попробуйте глубже понять какого-либо из действительно близких вам людей, последовательно применяя три (больше пока не надо) позиции восприятия:

первую — как бы глядя на него из своих глаз;

вторую — как бы глядя на себя из его глаз;

третью — как бы глядя на ваши взаимоотношения со стороны.

Для облегчения работы используйте разложенные на полу листы формата А4 с обозначениями «Я», «Он» и «Эксперт» (рис. 3), по которым и перемещайтесь, меняя позицию восприятия.

О Вспомните любую из своих действительно крупных неприятностей, определите, ассоциированы ли вы в нее до сих пор (то есть как бы видите происходящее из своих глаз), затем диссоциируетесь из нее (как бы выйдите из своего тела и увидьте себя в неприятности со стороны) и изучите различия во впечатлениях и восприятиях опыта, испытав заодно заметное облегчение.

О Попробуйте пересказать любому благожелательно настроенному слушателю некоторые основные положения Восточной версии нейропрограммирования, а именно:

- о содержательном и динамическом аспектах человеческой психики;

- о целях и задачах Восточной версии нейропрограммирования;

- о структуре и уровнях человеческого благополучия.

О Обсудите с кем-то подходящим для осуществления несомненного интеллектуального усилия вопрос о метакартах и просто человеческого благополучия, уровнях научения и осознания (совсем немного), а также о различиях между благополучниками, середняками и неблагополучниками.

О Определите, используя десятибалльную шкалу (1 — min, 10 — max) уровень своего благополучия:

- в целом,

- по пяти областям жизнедеятельности.

Учтите, что «лягушке» соответствует уровень 0-1 балл, а принцу — 9-10.

· Распределите ваши наличествующие проблемы по секторам модели «Мерседес-SK».

· Тренировки ради некоторое время делайте это с дежурными жалобами ваших родственников, друзей и знакомых.

· Как следует изучив основные положения концепции четырех реальностей, попробуйте расклассифицировать всех людей в вашем окружении по реальностям, в которых они живут.

О Объясните кому-нибудь структуру и состав модели SCORE.

Попробуйте, взяв в качестве симптома любую область жизни, благополучием в которой вы не удовлетворены (например, здоровье, взаимоотношения, любовь/секс, работа, деньги), отыскать причины, которые привели вас к столь плачевному результату.

О Объясните кому-нибудь теорию психотравматических происшествий. Закончив объяснение, уединитесь и подумайте, какие такие прошлые происшествия могли определить (и продолжают влиять на) вашу жизнь и судьбу.

О Выберите время и начните вспоминать свое детство как нечто, полное печальных событий. Вспомнив нечто действительно неприятное, холодно и отстраненно определите, какие именно компоненты записи происшествия вас более всего беспокоят.

О Внимательно изучив материал о четырех контурах бессознательного, начните классифицировать людей по предложенным основаниям, как и всегда начав с самого себя.

Сколь бы практичной не была хорошая теория, в прикладном плане она остается ничем до тех пор, пока не окажется способной быть реализованной на практике. В связи с этим в данной главе нашей книги мы уделим основное внимание именно вполне конкретным вопросам, во-первых, изучения и использования Восточной версии нейропрограммирования, а во-вторых, практике осуществления собственно психотерапии личной истории, рассмотрев:

• модель «Русская матрешка» и пресуппозиции нейропрограммирования;

• отношения между специалистом по Восточной версии нейропрограммирования и клиентом;

• сущность и способы осуществления раппорта и калибровки;

• особенности сбора и использования информации;

• сущность психотерапии как области профессиональной деятельности;

• особенности взаимодействия между психотерапевтом и пациентом;

• организацию и осуществление психотерапевтической сессии в режиме психотерапии личной истории.

2.1. «Русская матрешка» и пресуппозиции современного нейропрограммирования

Главной и базовой моделью изучения и использования Восточной версии нейропрограммирования была, есть и, по-видимому, долго (если не всегда) будет модель «Русская матрешка». Данная модель представляет собой набор рамок, заключающих в себе друг друга в определенном порядке и, согласно Л. Деркс и Я. Холландер [9], включающая следующее (рис. 21).

Рис. 21

Во-первых, «Русская матрешка» как бы задает иерархию приоритетов в изучении нейропрограммирования, каковое в обязательном порядке должно начинаться с усвоения его пресуппозиций (исходных положений); продолжаться по цепочке «отношения раппорт информация техники», а завершаться выявлением и становлением предпочтений и навыков человека в использовании всего этого.

Во-вторых, она наглядно демонстрирует последовательность работы специалиста по нейропрограмми- рованию, каковая опять-таки просто-напросто должна начинаться с ознакомления клиента с базовыми пресуппозициями', продолжаться в установлении рамок отношений консалтинга, психокоррекции, психотерапии или коучинга; обязательно включать в себя установление раппорта и сбор информации, а завершаться использованием техник, в том числе и в соответствии с предпочтениями и навыками специалиста и того, с кем он работает.

Наконец, в-третьих, модель «Русская матрешка» является прекрасным способом разрешения проблем взаимодействия (не только консультативного, психокоррек- ционного, психотерапевтического и «коучерного», но и просто делового или межличностного), поскольку, например, провал в использовании какой-либо техники предполагает быстрый анализ (проверку) всего процесса по цепочке: «Достаточно ли у меня информации?» —* «Существует ли все еще раппорт или он почему-то нарушен?» —" «Сохранена ли рамка отношений или бессознательно мы ее заменили другой?» — «Не нарушены ли какие-то важные пресуппозиции ?».

Здесь начнем с того, что в современном нейро- программировании под пресуппозициями понимаются некоторые базовые положения или, иначе, законы, которые составляют своеобразный фундамент данной научной дисциплины. Однако в силу того, что НЛП есть недирективная наука, данные базовые положения, или законы, также носят недирективный характер и именуются пресуппозициями (предпосылками, или, иначе, предположениями). Соответственно, за каждым изучающим нейропрограммирование как бы сохраняется право: принять или отвергнуть эти пресуппозиции. Однако на самом деле это иллюзия, поскольку данные предпосылки, основанные как на многовековой истории человеческих отношений, так и на исследованиях предшественников и создателей нейропрограммирования, определяют эффективность не просто работы психотерапевта с клиентом, но всей жизни человека.

Дело в том, что базовые пресуппозиции нейропрограммирования суть очень интересная и стройная система убеждений относительно масштабов человеческих возможностей, взаимодействий, процессов общения и изменений. А личное обаяние, овладение знаниями, отношения с другими людьми и творческий процесс зависят, прежде всего, от исходных (корневых) убеждений человека. Чтобы проверить эффективность пресуппозиций, достаточно просто некоторое время жить и действовать исходя из того, что они верны, а потом определить полученный эффект.

В настоящее время существует множество различных версий группировки пресуппозиций нейропрограммирования и их подразделения на базовые, основные и дополнительные. Так, Р. Дилтс считает, что все пресуппозиции нейролингвистического программирования можно свести к двум базовым и четырнадцати основным [10, с. 257-258].

«Карта не есть территория

1. Люди реагируют на свое собственное восприятие реальности.

2. Каждый человек обладает своей собственной индивидуальной картой мира. Никакая отдельная карта — отражение мира — не является более "подлинной" или "настоящей", чем любая другая.

3. Смысл коммуникации заключается в реакции, которую она вызывает, независимо от намерений коммуникатора.

4. Наиболее "мудрые" и "дружественные" карты — те, которые предоставляют наиболее широкий и богатый выбор возможностей, а не те, что являются наиболее "подлинными" или "точными".

5. Люди уже обладают (по крайней мере, потенциально) всеми ресурсами, необходимыми для эффективных действий.

6. Любое поведение — даже самое жестокое, сумасшедшее и невообразимое — представляет собой выбор лучшего варианта из имеющихся в данный момент, исходя из возможностей и способностей человека, определяемых его моделью мира.

7. Изменения происходят при высвобождении или приведении в действие подходящих ресурсов в рамках конкретного контекста, благодаря обогащению карты мира данного человека.

Жизнь и "разум" являются системными процессами

1. Процессы, происходящие в человеке и при взаимодействии человека с окружающей средой, являются системными. Наши тела, сообщества и Вселенная образуют экологию сложных систем и подсистем, которые постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга.

2. Невозможно полностью изолировать какую-либо часть системы от всей остальной системы. Люди не могут не оказывать влияния друг на друга. Взаимодействия между людьми образуют такие цепи обратной связи, что человек на самом себе испытывает результаты воздействия его поступков на других людей.

3. Системы являются "самоорганизующимися" и стремятся к естественному состоянию уравновешенности и стабильности.

Нет поражений — есть только обратная связь.

4. Никакая реакция, опыт или поступок не имеют смысла вне своего контекста или вне отклика, который они за собой влекут. Любое поведение, опыт или реакция могут служить ресурсом или ограничивающим фактором, в зависимости от того, насколько они согласуются с остальной системой.

5. Не все взаимодействия в системе происходят на одном и том же уровне. То, что является позитивным на одном уровне, может оказаться негативным на другом. Весьма полезно отделять свой поступок от собственного "я", то есть положительные намерения, функцию, убеждения и т. п., вызывающие данный поступок, от самого поступка.

6. Любое поведение (на определенных уровнях) имеет "позитивное намерение". Оно воспринимается или воспринималось как положительное и приемлемое в том контексте, где оно получило развитие, и с точки зрения человека, совершившего действие. Гораздо легче и продуктивней реагировать на намерение, чем на проблемное поведение.

7. Окружающая обстановка и контексты меняются. Одно и то же действие не всегда будет приводить к одному и тому же результату. Для успешной адаптации и выживания необходима определенная гибкость. Уровень гибкости пропорционален вариативности остальной части системы. По мере усложнения системы требуется все большая степень гибкости.

Если ваши действия не находят ожидаемого отклика, необходимо варьировать свое поведение, пока не достигнете желаемого».

Мы считаем, что в качестве базовых пресуппозиций должны фигурировать следующие пять:

1) карта — это не территория;

2) жизнь и разум — системные процессы;

3) убеждение — это самооправдывающееся пророчество и самореализующееся предсказание;

4) Сознание и тело — части единой биокибернетической системы и

5) Вселенная — сфера дружественная.

Однако, поскольку данная книга является не теоретической, а, наоборот, сугубо практической (хотя и исходит из того, что нет ничего практичней хорошей теории), не вступая ни с кем в теоретический спор, приведем важнейшие, на наш взгляд, основные, дополнительные и «специальные» пресуппозиции Восточной версии нейропрограммирования.


Сейчас читают про: