double arrow

Понятие и виды государственных органов


Основы конституционного статуса Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Конституционный статус России — это главнейшие черты российской федеративной государственности. Основы конституционного статуса РФ определяются государственно-правовыми признаками:

1. Российская Федерация — суверенное государство. Суверенитет распространяется на всю территорию России. Это значит, что суверенитет принадлежит только России в целом, но не ее субъектам в отдельности.

2. Российская Федерация имеет территорию. Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции РФ).

3. Единое гражданство РФ. В соответствии со ст. 6 Конституции РФ гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности.

4. Наличие высших органов государственной власти. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.




5. Единые Вооруженные Силы. Вопросы обороны и безопасности находятся исключительно в ведении РФ. Субъекты не имеют своей армии.

6. Единая Конституция и правовая система. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, применяется на всей территории РФ. Правовая система Российской Федерации состоит из иерархии нормативных актов: Конституция РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов РФ.

7. Единое экономическое пространство. В Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей ее территории. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

8. На территории РФ установлена единая денежная система: денежной единицей в РФ является рубль.

9. Право участия в международных объединениях. Ст. 79: Конституции РФ регламентирует, что РФ может участвовать>: в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничений прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

10. Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции РФ). Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах костного самоуправления, государственных учреждениях республик.



11. Государственные символы РФ. Россия имеет свои флаг, гимн, герб и столицу.

3. Основы конституционного статуса субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Все субъекты равноправны. Однако это равноправие является только провозглашенным, так как не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политической практикой.

Республики, в отличие от иных субъектов РФ, имеют более привилегированное положение. Статья 5 Конституции РФ называет республики государствами, предоставляет им право иметь свои конституции. Остальные субъекты РФ вправе иметь только уставы. Уставы краев, областей, городов федерального значения автономной области и автономных округов принимаются законодательными органами. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено, т. е. они могут быть приняты и на референдуме республики. Республики вправе устанавливать свои государственные языки (ст. 68). К элементам конституционно-правового статуса республики также относят: наличие республиканского законодательства; самостоятельную систему органов государственной власти; территорию, границы которой невозможно изменить без согласия республики; официальные государственные символы.



К элементам конституционно-правового статуса края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа относят: наличие устава и законодательства, самостоятельно устанавливаемой в соответствии с общими принципами РФ системы органов государственной власти, территорию, которая не может быть изменена без согласия субъекта.

Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ является столицей Российской Федерации. Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением функций столицы Российской Федерации полностью компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов Федерации и иностранных государств услуги.

Особенностью конституционно-правового статуса автономных образований в составе РФ является то, что Конституция допускает принятие федерального закона об автономной области, автономном округе. Этот закон может быть инициирован (представлен) только законодательным органом субъекта. Существенной особенностью также является то, что автономии (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) входят в состав края или области. Например, в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа.

Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами означает разделение круга вопросов, которые решает государство (круг государственных функций), на вопросы, по которым решения вправе принимать только на уровне федерации, вопросы, по которым решения принимаются федерацией и субъектами совместно, и вопросы, по которым решения правомочны принимать субъекты федерации самостоятельно.

К исключительному ведению Российской Федерации относится:

· принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;

· федеративное устройство и территория Российской Федерации;

· регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

· установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;

· формирование федеральных органов государственной власти;

· федеральная государственная собственность;

· установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской федерации;

· установление правовых основ единого рынка; финансовое валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы;

· федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

· федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральные транспорт, связь, пути сообщения; деятельность в космосе;

· внешняя политика и международные отношения; вопросы войны и мира;

· внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

· оборона и безопасность; производство ядовитых, наркотических средств;

· определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства;

· судоустройство, прокуратура; уголовное, уголовно-процессуалъное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

· федеральное коллизионное право;

· метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

· государственные награды и почетные звания РФ;

· федеральная государственная служба.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится:

1.обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации федеральным законам;

2.защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

3.вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

4.разграничение государственной собственности;

5.природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

6.общие вопросы воспитания, образования, здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, социальное обеспечение;

7.осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

8.установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

9.административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное и лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

10.кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

11.защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

12.установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

13.координация межгосударственных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Вне предметов ведения Российской Федерации, предметов совместного ведения субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.


Тема 8: Система государственных органов в РФ.

Основные вопросы:

1. Понятие и виды государственных органов

2. Конституционный статус Президента Российской Федерации

3. Конституционный статус, Федерального Собрания — парламента РФ

4. Законодательный процесс

5. Система федеральной исполнительной власти

6. Судебная система Российской Федерации

7. Организация местного самоуправления

Понятие и виды государственных органов. Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов.

Государственный орган — это обособленная часть политического общества, предназначенная для осуществления строго определенных законом функций и наделенная необходимыми для этого полномочиями и юридической ответственностью.

Органы государственной власти классифицируются по следующим признакам:

· По способу формирования. Избираемые и назначаемые. Избираемые органы формируются путем избрания их гражданами или иными выборными лицами и органами на определенный срок. Назначаемые в органы публичной власти претенденты зависят от воли назначающих их лиц или органов, которые, как правило, лишены возможности свободного выбора кандидатов. При назначении выдвигаются требования более жесткие, чем при выборах. Срок пребывания у власти назначаемых лиц может быть не ограничен.

· По составу можно выделить единоличные и коллегиальные органы. Единоличный орган принимает решения путем самостоятельного императивного волеизъявления, а коллегиальный — большинством голосов. Таким образом, дело не в количестве граждан, занятых в деятельности того или иного органа (число сотрудников Администрации Президента РФ больше аппарата Правительства РФ), а в способе принятия решений. При единоличном органе могут существовать различные коллегиальные совещательные структуры, но даже если они вырабатывают проект какого-либо решения, то он носит рекомендательный характер. Окончательное решение остается за единоличным органом.

· По территории все органы делятся на федеральные, органы субъектов Федерации и местные Соответственно определяется и действие юридической силы принимаемых ими решений: федеральных, региональных, местных.

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим принципом система органов государственной власти делится на законодательную, исполнительную и судебную.

Президент страны. Является главой государства и гарантом Конституции, представителем страны за рубежом. Как гарант Конституции Президент вправе требовать от всех органов государственной власти соблюдения Конституции, прав и свобод личности. Президент — выборный, единоличный, центральный орган государственной власти. Объем полномочий Президента неодинаков в разных странах.

Законодательная власть. Ее цель — издание законов. Это парламент страны. Выборный, коллегиальный орган, как центральный, так и региональный. Здесь наиболее широко представлены интересы большинства граждан демократического государства. Парламент является представительным органом, так как представляет через выборных депутатов интересы народа.

Особенность законодательной ветви власти состоит в том, что среди входящих в нее органов отсутствуют властная иерархия и система административного подчинения, так как каждый представительный орган действует от имени своих избирателей и в пределах собственной компетенции. Эта связь с избирателями не позволяет ему вмешиваться в компетенцию иного представительного органа.

Исполнительная власть.Ее основная задача исполнять те законы, которые приняты законодательной ветвью власти. Смысл деятельности — фактически реализовать те положения принятых парламентом законов, которые нуждаются в принудительном исполнении или вмешательстве в их исполнение в иной форме. Перед этими органами стоит задача дойти до каждого гражданина, участника правовых отношений. Поэтому в системе органов исполнительной власти требуется создание единой вертикали административного подчинения нижестоящих органов вышестоящим. Исполнительная власть призвана обеспечить повседневное управление государственными делами на высоком профессиональном уровне, и исполнение законов.

Судебная власть. Ее положение в системе разделения властей очень своеобразно. Органы судебной власти выступают противовесом первым двум ветвям власти в борьбе за обеспечение прав человека. Именно они защищают человека от произвола первых двух ветвей власти, разрешают споры между органами этих ветвей. Но самое главное — именно судебные органы устанавливают истину в юридическом смысле слова. После этого в ряде случаев следует процедура защиты законных прав участников правовых отношений, наказание виновных, отмена незаконных решений и т. д.

Единство и разделение властей.Говоря о разделении властей, речь идет не об их противостоянии, а об их совокупности, взаимообусловленности, поскольку все ветви выполняют общую функцию — защищают и гарантируют права человека, обеспечивают их реализацию. Наличие института президента не означает наличие четвертой ветви власти, президент лишь координирует действия трех властей, служит связующим между ними звеном, является гарантом эффективности действий всего государства.

Рассмотрим систему «сдержек» и «противовесов» или взаимовлияния властей на практике. Несмотря на широкий круг полномочий Президента, он не является самодержцем. Президент имеет право вето, т. е. право отклонить тот или иной закон, однако парламент наделен полномочиями преодоления вето Президента (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ). Федеральное собрание (парламент) может отрешить Президента от должности, начав в Государственной Думе процедуру импичмента (ст. 93 Конституции РФ). В свою очередь и Президент имеет рычаги воздействия на парламент: он может распустить Государственную Думу в случае трехкратного отклонения Думой кандидатуры Председателя Правительства; а также в случае выражения Думой недоверия Правительству (ст. 111, 117 Конституции РФ). Отставка Правительства возможна как по инициативе Президента, так и в случае выражения недоверия Правительству со стороны парламента (ст. 117 Конституции РФ). Более подробно система взаимовлияния властей будет описана ниже.

В Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех ветвей власти. К их числу на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, Центральную избирательную комиссию РФ, Центральный банк РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.







Сейчас читают про: