Указ 9 ноября 1906 г.
Столыпинская аграрная реформа.
Аграрный вопрос в России в начале XX в. В 1905 г. в Европейской части России насчитывалось 395,2 млн. десятин пригодной для обработки земли. Из них в частном владении — 101,7 млн. десятин (25,8% всей земли). Почти 75% ее находилось в руках 28 тыс. крупных помещиков. 138,8 млн. десятин (35,2%) составляла крестьянская надельная земля, находившаяся в в основном в собственности общины. 154,7 млн. десятин (39%) -казенные, удельные, кабинетские и монастырские земли, из них использовалось всего 25%. Таким образом, почти 30 тыс. помещичьих земель имело столько же, сколько 10 млн. крестьянских. В среднем на семью из 6 человек (в деревне преобладали большие семьи) требовалось в нечерноземной полосе 10,5 десятины, бывшие помещичьи крестьяне имели всего
по 6,7 десятины. Перед Столыпиным стоял вопрос: как наделить крестьян необходимым количеством земли, не трогая помещичьих имений?
Распустив Первую Государственную Думу и не дожидаясь созыва Второй, правительство добилось издания царем Указа «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования». Формально это еще не было нарушением Манифеста 17 октября 1905 г., поскольку согласно Основным законам царь имел право издания указов в порядке управления между сессиями Думы. О текущем характере Указа 9 ноября 1906 г. говорил и заголовок его: казалось, речь идет всего лишь «о дополнении некоторых постановлений действующего закона». Фактически же это означало изменение всей политики самодержавия в деревне. Только 14 июня 1910 г. закон, прошедший через Думу и Государственный совет, был подписан царем, когда его выполнение уже давно шло полным ходом.
Готовя реформу, Столыпин использовал свое знание аграрного строя Прибалтики, где давно были хутора,
и наработки «Особого Совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности» 1903—1905 гг. По новому закону каждый домохозяин мог потребовать укрепления причитающейся ему части общинной земли в личную собственность и сверх того купить используемые им излишки сверх нормы, но не по рыночной цене, а по выкупной цене 1861 г., когда цены были совсем другими. В общинах, где переделов земли не было последние 24 года, плата за излишки не взималась. На выход из общины требовалось согласие сельского схода, а в случае его отказа достаточно было решения земского начальника (как известно, его назначал министр внутренних дел из числа местных дворян-землевладельцев). За 1906-1915 гг. из общины вышло 26% крестьян, владевших 16% общинной земли, т.е. выходили прежде всего малоземельные крестьяне. 53% их продало свою землю. Наибольшее число хозяев выделилось из общины в 1908—1910 гг. затем оно резко падает.
Землеустройство. Так как надельные земли во имя равенства обычно располагались полосами вперемешку, что затрудняло использование машин и отнимало значительную часть земли под межи, хозяин мог потребовать свести их в один массив, называемый отрубом, и перенести на него из деревни свой дом нехозяйственные постройки — тогда получался хутор. По закону, для этого не нужно было согласия общины, а селения, где проводились землеустроительные работы, автоматически считались перешедшими от общинного к подворному землевладению. Землеустроительные комиссии из чиновников, представителей земства и крестьян получили права судебных органов при рассмотрении земельных споров, они проводили оценку земли для продажи ее Крестьянскому поземельному банку, составляли списки возможных покупателей и давали рекомендации банку для выдачи ссуд на хозяйственное обзаведение хуторянам и проведение мелиорации. Всего за 1907-1916 гг. был создан 1 млн. 670 тыс. хуторов и отрубов общей площадью 17 млн. 138 тыс. десятин. Правительство считало, что насаждение хуторов приведет к разобщению крестьян и снизит накал их борьбы против помещичьего землевладения.
Политика Крестьянского банка. В августе 1906 г. удельные (принадлежавшие лично царской семье) и часть государственных земель передавались Крестьянскому поземельному банку. Он также получил право скупки помещичьих земель для последующей перепродажи крестьянам мелкими участками в рассрочку. Одновременно он выдавал хуторянам ссуды на хозяйственное обзаведение на новом месте и на мелиоративные работы под залог земли (обычный размер ссуды был невелик — 150 руб., в исключительных случаях, по разрешению центрального Землеустроительного комитета, — до 500 руб.) При задержке платежей банку земля отбиралась и продавалась новому владельцу. За 10 лет, (1906-1916) Крестьянский поземельный банк скупил более 4,6 и продал 3,8 млн. десятин земли, отобрав за невозвращение ссуды 600 тыс. десятин. Банк поддерживал высокие цены на землю, что было выгодно помещикам, но не крестьянам.
Переселение. Изменилась переселенческая политика правительства. До этого переселения сдерживались, чтобы не лишить помещиков дешевых рабочих рук. Теперь, чтобы ослабить давление на помещичьи земли, малоземельным или оставшимся вообще без земли крестьянам предлагалось переселиться в районы Сибири, Кавказа и Средней Азии. Для них устанавливались льготные железнодорожные тарифы, пункты питания и медицинские пункты на станциях, землеустроительные работы на местах оседания переселенцев. За время реформы переселилось на восток 3 млн. чел. Далеко не все они смогли выдержать тяготы переселения и устроиться на новых местах с непривычными почвами и климатом. Со временем число обратных переселенцев возрастало и с 1910 г. превысило число новоселов. Назад вернулось 548 тыс. (18% всех переселенцев). Уезжали хозяева, полные надежд на будущее, а возвращались разорившиеся, безземельные, безденежные и озлобленные.
Итоги столыпинской реформы. В результате реформы общий сбор хлеба вырос на 25%, производство и ввоз сельскохозяйственных машин вырос почти в 3,5 раза. Значительно возрос вывоз хлеба, масла, льна и яиц. Однако голод 1911 г., охвативший 30 млн. крестьян, сразу смазал эти успехи. По-прежнему в русской деревне мужики задыхались от малоземелья, обрабатывали землю деревянными плугами и сохами, использовали дедовские приемы земледелия и со злобой глядели на помещичьи имения.
Реформа не разрядила существовавшего в деревне напряжения, а добавила новые источники недовольства крестьян. Возросло число безземельных батраков, в ряде мест наблюдались «землеустроительные бунты» — против проводимого землеустроительными комиссиями размежевания, появился новый антагонизм — между общинниками и хуторянами. В Казахстане и Средней Азии переселенцы столкнулись с местным населением, у которого отбирались пастбища для устройства на них полей.
Политическая цель столыпинской реформы — создать в деревне слой крепких частных собственников, которые стали бы надежной опорой правительства, не была достигнута. И дело не только в том, что история не отвела Столыпину нужные «20 лет покоя». Реформа усилила социальную напряженность в деревне, добавила к старым новые обиды.