double arrow

Основные средства и способы достижения бессмертия

Многовековая практика и теоретические трактаты даосских учителей выработали и ввели в обиход разнообразные по формам и по сущности методы и средства достижения бессмертия. В целом их можно подразделить на две основные группы – физико-физиологические и духовно-этические (психологические).

К группе физиологических средств относятся в первую очередь ограничения и регламентация в области питания и некоторых других функций организма. Стремясь к достижению бессмертия, человек прежде всего должен соблюдать тщательную и строгую диету.

Он не должен пить вина, есть мясо, пряности и даже овощи. Вся эта грубая, жирная и пряная пища считается противопоказанной, так как духи тела не выносят запаха крови и других резких запахов и могут покинуть тело. Желающий достичь бессмертия должен также отказаться и от зерна, потому что оно более всего укрепляет в организме материальное начало и препятствует его дематериализации.

Разумеется, добиться сразу всех ограничений невозможно. Поэтому для начала рекомендуется есть помешьше зерна и отказаться от всякой грубой пищи. Время от времени следует устраивать перерывы (посты), в течение которых надо обходиться минимумом питания, состоящего из специально приготовленного легкого суфле, а также различного рода чудодейственных микстур и пилюль. Все «заменители» питания обычно изготавливаются из фруктов, орехов, корицы, ревеня, препарированных растений и целого ряда подкрепляющих снадобий.

Нередко при этом используются также и минералы, причем состав и пропорции ингредиентов являются самым важным при их изготовлении. Считается, что именно в соотношении различных элементов коренится вся магическая сила пилюль, микстур и суфле.

Со временем тот, кто начал готовить себя к бессмертию, должен соблюдать посты более часто и длительно, а питание суфле и заменителями – все более обычным. Именно этот путь считается наиболее верным залогом успешного исполнения желаемого. В качестве подтверждения его истинности даосские сочинения часто приводят примеры «из жизни»: некий Тао Янь, например, уже с 15 лет стал ограничивать себя в питании, делать перерывы в приеме зерна, а затем и вовсе перешел на почти постоянное питание одними только финиками.

Важным моментом в ряду физиологических средств, обеспечивающих благоприятное соотношение сил и энергий в организме для поисков бессмертия, даосы всегда считали сексуальную практику. Они считают, что в результате правильно налаженных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, внутренние силы обоих соответственно укрепляются, что в конечном счете способствует и долголетию, и бессмертию.

Даосские маги и алхимики придают этой проблеме большое значение еще и потому, что закономерности взаимосвязей и взаимовлияний мужского и женского организмов они уподобляют процессам, протекающим при смешении различных элементов в ходе попыток трансмутации металлов (обычно киновари в золото) или иных алхимических акций.

Наиболее полно эту аналогию разработал известный даосский маг и алхимик Вэй Боян (100-170) в своем трактате «Цаньтунци». Вэй Боян соединил свои представления по этому вопросу с классической концепцией о Дао, пяти первоэлементах у син, силах инь-ян и с идеями и триграммами «И цзина». В итоге он создал стройную концепцию о роли сексуальных отношений в процессе укрепления организма и подготовки его к бессмертию.

Суть учения Вэй Бояна сводится к тому, что слияние мужского и женского начал, произведенное по всем необходимым правилам и рекомендациям, влечет за собой усиление обоих организмов, способствует росту жизненных сил, омоложению и, в конечном счете, - желанному бессмертию.

Эта идея довольно быстро завоевала популярность среди адептов даосизма, особенно его ревностных последователей и сектантов. Многие исследователи отмечают, что уже на заре религиозного даосизма принцип обогащения жизненных сил именно таким способом, особенно в дни специальных празднеств – оргий, практиковался в ряде сект в форме коллективных оргаистических акций. Такого рода практика существовала в рамках закрытых даосских сект весьма долго и всегда играла в их учении весьма существенную роль, а в некоторых даосских школах она практикуется и сейчас.

Наряду с физиологическими методами достижения бессмертия, которые считаются наиболее важными, даосы уделяют большое значение и физическим средствам, прежде всего дыхательной и физической гимнастике. О важности дыхательных упражнений писал в свое время еще Чжуан-цзы. Эта серия упражнений была впоследствии тщательно разработана и рекомендована в качестве обязательного условия для тех, кто стремится достичь бессмертия.

Главной целью при этом является овладение методом «утробного дыхания», сущность которого сводится к тому, чтобы не дышать ни ртом, ни носом, т.е. чтобы вдох и выдох происходили как бы без активных действий самого человека. Дыхание должно происходить так же легко и незаметно, как дыхание младенца в утробе матери (отсюда и название этой практики). Для осуществления этого весьма нелегкого способа дыхания, человек удаляется в тихое и закрытое помещение, ложится, закрывает глаза, затыкает нос пухом, закрывает рот и старается не дышать как можно дольше: 1 вздох на 12 ударов сердца («малый тур»), а затем на 120 ударов («большой тур»).

Сложная техника дыхания и вся дыхательная гимнастика появились в даосизме не сразу – на их возникновение оказали немалое влияние буддизм и практика йоги. Однако более простыми дыхательными упражнениями даосы занимались и прежде. Простейшие приемы дыхательной гимнастики сводятся к тому, чтобы овладеть «методами дыхания» жабы, черепахи, аиста и некоторых других животных, известных своим долголетием. Эта гимнастика получила название даоинь. Принцип гимнастики даоинь заключается в том, чтобы научиться налаживать соответствующий ритм дыхания в позе, наиболее способствующей достижению нужного ритма.

Но даже эти упражнения, считающиеся более простыми, тоже требуют специальной подготовки и длительных регулярных занятий. В этой части дыхательная гимнастика даосов уже вплотную подходит к обычной физической гимнастике, суть которой сводится к тому, что человек последовательно принимает различные позы и в этих позах совершает строго определенные телодвижения.

Некоторые из этих упражнений генетически восходят к ритуальным телодвижениям шаманов, а некоторые представляют собой имитацию движений различных животных. В частности, исходными положениями для ряда упражнений являются позы тигра, оленя, медведя, птицы и т.д. Поза тигра, например, требует стать на четвереньки и, вытянув шею, делать прыжки вперед и назад. Поза оленя из примерно такого же исходного положения требует поочередно вытягивать и подтягивать одну ногу за другой. В число элементов дыхательной гимнастики входит также постукивание зубами о зубы, протирание глаз, потирание ушей и висков, взъерошивание волос и т.д.

Важной частью усилий, направленных на достижение бессмертия, является также комплекс нравственных и психических средств, предназначающихся для «питания духа». Подобно тому, как во Вселенной все делится на реальные явления, воспринимаемые человеком через его чувства и ощущения, и явления сверхъестественные, непостижимые, сущность и причинно-следственная связь которых неясна (к ним даосы относят все то, что относится к небесной сфере, в отличие от земной), в организме человека тоже сосредоточены две большие группы духов. Одна часть 36 тыс. духов, которая ведает материальной оболочкой тела, умиротворяется физико-физиологическими методами. Но другая часть этого микрокосма, другие духи тела имеют более тонкие, деликатные и трудноуловимые функции. К их числу относятся, например, духи, ведающие болезнями, несчастьями и добродетелями и т.д. О всех этих духах также следует заботиться с тем, чтобы никто из них не покинул тело и не разрушил тем самым цельность организма. А это, в свою очередь, требует огромных нравственных и интеллектуальных усилий.

Даосская традиция делит бессмертных на пять категорий. К первой категории относятся демонические бессмертные (гуй сянь), т.е. люди, преданные Дао, но не достигшие больших результатов в своей духовной практике. После смерти они не гибнут, а сохраняют жизнь в виде гуй – демона, призрака, но «чистого и духовного» (цин лин) по своей природе.

Ко второй категории относятся человеческие бессмертные (жэнь сянь) – даосы, накопившие большую силу Дэ, творившие благо, избежавшие болезней и продлившие до бесконечности свою жизнь.

Третью категорию составляют «земные бессмертные» (ди сянь) – люди, «взявшие за образец Небо и Землю», действующие сообразно механизму вселенских метаморфоз в соответствии с ритмом небесных светил, вернувшие свои пневменные энергии в «киноварные поля» тела и создавшие из них практикой «внутренней алхимии» (нэй дань) «снадобье бессмертия».

К четвертой катогории относятся «святые бессмертные» (шэнь-сянь) – более совершенные «земные бессмертные», которые уничтожили в себе отрицательно заряженную энергию ци (инь-ци), создали новое тело, состоящее из чистого положительно заряженной ци (ян-ци) и пришли в гармонию со вселенским миропорядком.

И, наконец, пятую категорию составляют «небесные бессмертные», сила Дэ которых полностью соединилась с Дэ космоса и которые по призыву Неба стали «небесными чиновниками» (тянь гуань) в божественной иерархии небес.

В результате соответствующей психофизиологической практики, человек может достичь состояния, предполагающего:

1) бесконечное продление жизни как единого психосоматического целого, соотносимого с макрокосмом как его аналогом;

2) обретение нового, сакрального (священного) статуса, рассматривающегося как особое «совершенное» психическое состояние;

3) получение вследствие этого особых сверхъестественных способностей.

В трактате Гэ Хуна, например, говорится о том, что даже тот, кто хочет стать бессмертным низшей категории, должен за свою жизнь совершить не менее 300 добродетельных поступков. Если же он хочет стать бессмертным высшей категории, число таких поступков должно быть не меньше 1200. Но даже в том случае, если стремящийся к бессмертию сумеет совершить 1199 добродетельных поступков и хотя бы один недобродетельный, - все его усилия пойдут насмарку.

В число таких добродетельных поступков входят высоконравственное поведение, помощь сиротам, благотворительность, бескорыстие и т.д. А недобродетельные поступки, не говоря уже об их влиянии на возможности достижения бессмертия, накапливаясь, реализуются в виде различных болезней.

К числу средств «питания духа», т.е. тех духов организма, которые ведают его нематериальными элементами, относится также практика созерцания, во многом заимствованная у буддизма, хотя и несколько видоизмененная.

Кандидат в бессмертные, соответственно подготовившись и выбрав по календарю благоприятный для него день, удаляется в уединенную келью и там совершает воскурения и поклонения перед алтарем. Завершив подготовительный обряд, который должен очистить его душу и помыслы, он должен спокойно сосредоточиться на заранее известных и четко определенных представлениях.

Установление контактов с духами и удержание их в теле посредством добродетельных поступков, актов созерцания, поклонов и воскурений – все это, как и комплекс физико-физиологических упражнений, является лишь предварительной подготовкой к последнему и заключительному действию: к превращению человека в бессмертного.

Этот завершающий акт, который символизирует слияние дематериализованного «очищенного» организма с Великим Дао, требует наибольшей концентрации всех усилий, всей воли и всех возможностей и способностей человека. Мистический акт трансформации телесной оболочки человека в нечто нематериальное доступен фактически лишь тем немногим, чья жизнь была подлинным подвигом во имя бессмертия. В то же время этот акт является настолько великим и возвышенным и настолько окутан ореолом святости, что его просто никто не может видеть и знать о нем что-либо достоверное. Просто был человек – и нет его. Он не умер, он исчез, вознесся на небо и либо остался там, либо обрел новую телесную оболочку, теперь уже вечную.

Перед этим завершающим мистическим актом все, естественно, отходит на второй план и даже как-то забывается. Вот почему внимание всех ищущих бессмертия всегда было приковано именно к заключительному, завершающему моменту слияния с Дао и трансформации в бессмертного, хотя все даосы и их трактаты подчеркивают, что для такой трансформации необходима гигантская подготовительная работа и что на небо смогли вознестись только наиболее ревностные даосские проповедники и герои древности, известные своими добродетелями.

В частности, именно таким был интерес к проблеме бессмертия со стороны власть имущих, и прежде всего императоров. Им, естественно, было недосуг заниматься созерцанием или гимнастикой. Они вовсе не были намерены ограничивать себя в еде и в других удовольствиях и развлечениях. Зато именно им очень хотелось стать бессмертными. Вот почему, несмотря на обстоятельно разработанное учение о путях и методах достижения бессмертия, только немногие из наиболее упорных и отрешенных от мира даосов следовали этим наукообразным предписаниям.

А подавляющее большинство последователей даосизма уповали прежде всего на волшебные талисманы, эликсиры и пилюли, при помощи которых можно было бы обеспечить быстрое и легкое превращение человека в бессмертного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: