Астрономические наблюдения и предсказания судьбы по звездам и иным небесным телам и явлениям были известны в Китае очень давно. О наболюдениях за звездами и светилами говорится уже в самых древних китайских книгах, особенно в «Шуцзине». Аналогичные данные содержатся и в еще более ранних источниках, например, в иньских гадательных надписях.
Начиная с эпохи Чжоу наблюдение за небом и толкование полученной информации стало одной из важнейших функций придворных астрологов, которые числились среди высших и наиболее влиятельных чиновников правителя.
Система древникитайских астрономических представлений, которая связана с лунным зодиаком, весьма любопытна и, по мнению многих специалистов, имеет определенные связи с древневавилонской. Например, некоторые небесные явления рассматривались в древнекитайской и древневавилонской астрологии примерно одинаково и трактовались как угроза жизни правителя, признак грядущей победы над врагом и т.д. Эти совпадения позволяют сделать вывод о культурных заимствованиях и дают основание утверждать, что система ранних астрологических прогнозов проникла в Китай из Вавилонии в I тыс. до н.э.
Однако развитие астрологических ассоциаций в эпохи Чжоу и Хань певратило астрологию в чисто китайскую отрасль «протонауки», оперирующую с выработанными в Китае философскими категориями и понятиями.
В период Чуньцю-Чжаньго толкованию небесных явлений придавали огромное значение и конфуцианцы, и даосы. Однако если для конфуцианских ученых-чиновников астрологические наблюдения и сопоставления давали материал для определенных политических выводов, то для даосов главной в астрологии была именно мистика.
Изучая расположение и движение звезд и взаимосвязь перемен на небосводе с календарными изменениями, даосы связывали все эти данные с действием определенных сил в самом человеке и с соответствующими изменениями в микрокосме человеческого организма.
Определенное расположение светил в тот или иной календарный день могут оказывать благоприятное или неблагоприятное влияние на человека в зависимости от того, когда он родился, на ком собирается жениться и что намерен предпринять. Благоприятное соотношение некоторых небесных и календарных факторов позволило даосам создать теорию о благоприятных днях, когда все начинания человека должны завершиться благополучно, и неблагоприятных днях, когда любое дело окончится неудачей.
Некоторые дни даосские астрологи связывают с благоприятствованием в более узком плане: ритуальное омовение 10-го числа 1-го месяца укрепляет зубы, а 8-го числа 2-го месяца придает телу легкость и т.д.
Даосы разработали весьма строгий так называемый «календарь брачных покоев». Его правила излагаются в 28-й главе трактата «Исинфан», составленного в VI-VII вв. Со ссылкой на установления императора Хуанди, в нем устанавливается множество запретов и ограничений в области брачных отношений, особенно для тех случаев, когда речь идет о зачатии ребенка. Например, ребенок, зачатый ровно в полночь, когда Небо и Земля стоят на «мертвой точке», обязательно родится либо калекой, либо глухим или слепым. Если зачатие произойдет в момент грозы, грома и молний, когда Небо пребывает в гневе, он будет умственно неполноценным; если во время солнечного или затмения – ребенок утонет или сгорит; если во время летнего или зимнего солнцестояний – ребенок причинит вред своим родителям и т.п.
Даосы проделали гигантскую работу по тщательному изучению и приведению в систему всего накопленного веками астрологического материала, а также по составлению звездных карт, каталогов и гороскопов. Астрологическими календарями, гадательными книгами и пособиями по магии стали пользоваться даосские гадатели-профессионалы, которые, начиная со средневековья, фактически стали монополистами в сфере оккультных наук. Их знания широко используются в повседневной жизни народа. Без их участия не может произойти ни одного важного события в жизни человека. И не только простые крестьяне, которые привыкли верить шаманам и магам, но и конфуцианские ученые регулярно и открыто обращались к помощи даосских гадателей.
Диапазон средств гадателей довольно велик. Наряду с обычными гаданиями и предсказаниями, связанными с расположением звезд и планет или с календарными исчислениями, большую роль играют также различные обереги и заклинания, т.е. тот комплекс средств, который стоит уже ближе к магии, чем к мантике. Не случайно обычным названием даосских гадателей является слово фанши (маг). Магия и мантика у даосов были всегда очень тесно связаны между собой, а многие приемы даосов находятся на рубеже магических и мантических. К их числу относится в первую очередь геомантия, которая всегда играла в Китае огромную роль.