double arrow

Новые социальные движения

В 1970-е гг. происходили заметные изменения в общественном сознании, «смена ценностей», обусловленная формированием «постиндустриального» общества. С учетом высокой интенсивности экономики ФРГ, степени ее нагрузки на окружающую среду, а также высокой плотности населения, на первый план в общественном сознании вышли проблемы экологии. Новые ценности и интересы обусловили и новые формы общественной активности: в 1970-е гг. появляются и быстро растут «новые социальные движения» — экологическое, движение против атомных электростанций, различные «гражданские инициативы».

Популярность, прежде всего среди молодежи, приобрели различные «альтернативные» движения. При всей их разнородности общим был протест против «материалистической системы» и насаждаемых ею ценностей — карьеры, успеха, богатства. Молодежь стремилась создать иную, альтернативную модель повседневной жизни и взаимоотношений между людьми. Кроме издания листовок, различной «альтернативной» литературы, проведения конгрессов и других публичных мероприятий стал практиковаться захват пустующих зданий как протест против дороговизны жилья, а также для практической реализации своих представлений о новых формах коллективной жизни (коммуны).

В 1970-е гг. начинает активно действовать так называемое «новое женское движение», обусловленное изменением положения и роли женщины в обществе. В отличие от «старого» женского движения конца XIX — первой половины XX в., на первый план вышли требования не формального, а фактического обеспечения равных прав женщин. Одним из требований стало «право распоряжаться своим телом», в частности, прервать беременность по своему желанию. Стали создаваться «женские дома», в которых могли найти убежище женщины, пострадавшие от насилия в браке, «материнские центры», где женщины с маленькими детьми имели возможность общаться, обучаться какой-либо профессии. На страницах феминистской прессы велись дискуссии по широкому спектру женских проблем. Радикально-феминистское крыло выступало с позиций полного противопоставления себя другому полу и отрицало всякую возможность и необходимость диалога и контактов между полами.

Особенно активно развивалось экологическое движение, поскольку проблемы окружающей среды стали притягательным и объединяющим пунктом для самых разных новых социальных движений. На выборах в округах, особенно с расположенными там ядерными объектами, начинается выдвижение кандидатов от «зеленых» и «разноцветных» списков.

Процесс политического оформления движения «зеленых» происходил достаточно сложно, учитывая различные, во многом противоречивые политические и тактические установки его участников. Были и противники создания партии, отвергавшие «формальную демократию». Дискуссии по вопросам тактики показывали широкий спектр предлагаемых действий — от мирных форм протеста, «гражданского неповиновения» до акций с использованием силы и саботажа, от использования нетрадиционных источников энергии (солнца, ветра и др.) до создания «зеленых коммун» как альтернативной формы повседневной жизни.

Этот процесс завершился созданием в январе 1980 г. партии «зеленых» на федеральном уровне. Она обозначила себя как альтернативу традиционным партиям, как левую радикально-демократическую политическую силу. Особенностью новой партии в политическом плане стало наличие разных течений — от умеренного до радикального, в организационном — принцип коллегиальности и ротации руководства.

В отличие от «внепарламентской оппозиции» 1960-х гг. новые социальные движения не стремились к фундаментальному изменению общества и отношений собственности, а ставили перед собой конкретные цели, часто занимаясь решением сугубо практических задач на местном уровне. Согласно оценкам, в 1978 г. в «гражданских инициативах» участвовали 1,8 млн человек, то есть примерно столько же, сколько во всех политических партиях вместе взятых.

Учитывая новые настроения в обществе, ведущие политические партии внесли соответствующие коррективы в свои программные установки и практическую деятельность, усилив внимание к проблемам экологии, положения женщин, воспитания детей, досуга.

Социал-либеральная коалиция пыталась сделать новые социальные движения своим союзником в политике реформ. Одним из приоритетных направлений стала политика в отношении окружающей среды. В 1971 г. была принята специальная программа правительства, создан совет экспертов в сфере экологии, в 1974 г. — Федеральное ведомство по вопросам окружающей среды. Складывалось экологическое законодательство: были приняты законы, регулирующие устранение и переработку промышленных и бытовых отходов, сохранение чистоты воздуха, охрану окружающей среды при строительстве, законы об охране природы, памятников, о борьбе с шумом, о нормах содержания свинца в бензине и др. В то же время по ряду вопросов складывались непростые отношения между правительством и новыми социальными движениями, в первую очередь это касалось отношения к ядерной энергетике. Движение против атомных электростанций требовало закрыть существующие и остановить строительство новых АЭС, указывая на опасность их деятельности, а также ядерных отходов для окружающей среды и здоровья людей. Акции участников этого движения, носившие нередко радикальный характер, будировали общественное мнение, настраивали его негативно по отношению к атомной энергетике, в то время как правительство во многом связывало с ней надежды на решение энергетических проблем.

Внешняя политика. Усиление «атлантизма»

После отставки Брандта новый канцлер Шмидт и министр иностранных дел Геншер старались придерживаться баланса между сближением с Востоком, обеспечением национальной безопасности и атлантической солидарностью («стратегия равновесия»). Шмидт полагал, что прежнее правительство сделало явный крен в сторону восточной политики, поэтому считал своей задачей скорректировать внешнеполитический курс за счет усиления атлантической направленности и акцентирования внимания на вопросах обороны и безопасности.

На проведение внешнеполитического курса ФРГ очень повлиял кризис политики разрядки, заметно обострившиеся на рубеже 1970-1980-х гг. отношения между Востоком и Западом (ввод советских войск в Афганистан, провозглашение президентом США Р. Рейганом Советского Союза «империей зла», объявление военного положения в Польше, размещение в странах — членах Организации Варшавского договора модернизированных советских ракет средней дальности СС-20 взамен устаревших СС-4 и СС-5). Шмидт полагал, что защита Соединенными Штатами своих западноевропейских союзников явно недостаточна, особенно после отказа США в 1976 г. от производства нового типа ядерного оружия — нейтронной бомбы.

12 декабря 1979 г. сессия НАТО приняла решение разместить на территории Западной Европы 108 американских ядерных ракет «Першинг-2» и 464 крылатые ракеты «Томагавк» наземного базирования («ядерное довооружение»). При этом, с согласия Шмидта, на территории ФРГ должны были разместиться все 108 ракет «Першинг» и 96 крылатых ракет.

«Ракетная политика» повлекла за собой переход к более прагматичному курсу ФРГ в отношениях с СССР и странами Восточной Европы. Наряду с другими странами Запада, ФРГ отказалась от участия в Олимпийских играх 1980 г. в Москве. Замедлился начавшийся при Брандте процесс сближения СССР и ФРГ, хотя Шмидт за период своего канцлерства трижды посетил Советский Союз (1974, 1975, 1981) и дважды принимал с ответными визитами Брежнева (1978, 1981). Охлаждение политических взаимоотношений мало сказывалось на развитии экономических связей. Во время визита Брежнева в 1978 г. было подписано Соглашение о развитии и углублении долгосрочного сотрудничества ФРГ и СССР в области экономики, рассчитанное на 25 лет. ФРГ еще с начала 1970-х гг. стала самым крупным торговым партнером СССР среди западных стран. Поставки советской нефти и газа (в чем западногерманская сторона была особенно заинтересована) составили 80% потребностей ФРГ. Советские заказы в определенной степени играли стабилизирующую роль в вопросах занятости, что в условиях растущей безработицы было немаловажным фактором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: