double arrow

Русь Новгородская


В США

Раздел: СССР в 1953-1991 гг. Россия в конце ХХ - начале ХХI в.

Раздел: СССР в 1922-1953 гг

Раздел: Российская империя во второй половине XIX - начале XX вв.

ЗАДАНИЕ N 15

ЗАДАНИЕ N 10

Тема: Образование единого Российского государства. Иван III
В 1485 г. к Московскому государству было присоединено __________ княжество.

    Тверское


ЗАДАНИЕ N 11
Тема: Московское государство в XVI в. Иван IV
Появление книгопечатания на Руси связано с именем …

    Ивана Федорова


ЗАДАНИЕ N 12

Тема: Россия в конце XVI - XVII вв. Смутное время. Политическое развитие страны при первых Романовых
Кодекс законов Российского государства, принятый Земским собором в 1648–1649 гг., называется …

    Соборным уложением
       
       
       


ЗАДАНИЕ N 13

Тема: Социально-экономическое и духовное развитие России в XVIIв.
Первые мануфактуры возникли в России в ____ веке.

    XVII


ЗАДАНИЕ N 14
Тема: Россия во второй пол. XV-XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации
В царствование Михаила Федоровича в 1632–1634 гг. Россия вела Смоленскую войну с …

    Речью Посполитой

4. Раздел: Российская империя в XVIII - первой половине XIX вв.

Тема: Петр I и начало модернизации страны. Эпоха дворцовых переворотов
Мужская линия рода Романовых пресеклась в январе 1730 г. со смертью …

    Петра II
       
       
       


ЗАДАНИЕ N 16
Тема: Россия во второй половине XVIII в. Екатерина II
В период правления Екатерины II произошли …

    разделы Польши


ЗАДАНИЕ N 17
Тема: Россия в первой четверти XIX в. Александр I
В сентябре 1814 – июне 1815 г. состоялся ____________ конгресс.

    Венский


ЗАДАНИЕ N 18
Тема: Россия во второй четверти XIX в. Николай I
Реорганизация управления государственной деревней в правление Николая I была поручена …

    П. Д.Киселеву


ЗАДАНИЕ N 19
Тема: Россия в 1856-1881 гг. Александр II
Земская реформа была проведена в _____ году.

   


ЗАДАНИЕ N 20
Тема: Российская империя во второй половине XIX - начале XX в.
В 1869 г. один из основных законов естествознания – периодическую таблицу химических элементов – открыл русский ученый …

    Д. И. Менделеев


ЗАДАНИЕ N 21
Тема: Россия на рубеже XIX-XX вв. Николай II
Укрепление российских финансов на рубеже XIX–XX вв. связано с именем …

    С.Ю. Витте


ЗАДАНИЕ N 22
Тема: Первая российская революция (1905-1907)
В августе 1905 г. Николай II направил министру внутренних дел А. Г. Булыгину рескрипт о созыве …

    законосовещательной Государственной думы


ЗАДАНИЕ N 23
Тема: Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот
Идеолог заговорщического направления в русском народничестве Петр Ткачев разделял взгляды французского революционера …




    Огюста Бланки

6. Раздел: Россия в условиях войн и революций (1914-1922)


ЗАДАНИЕ N 24
Тема: Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса
Кампания 1914 года в начавшейся Первой мировой войне …

    не принесла успеха ни одной из сторон


ЗАДАНИЕ N 25
Тема: Революция 1917 г. в России
Перебои в поставках продовольствия в Петрограде привели в феврале 1917 г. к …

    началу революции
       
       
       


ЗАДАНИЕ N 26
Тема: Становление советской государственности. Первые мероприятия Советской власти
Ф.Э. Дзержинский в декабре 1917 г. возглавил …

    ВЧК


ЗАДАНИЕ N 27
Тема: Гражданская война и иностранная интервенция (1918-1920)
В ходе Гражданской войны на стороне красных воевал …

    М. В. Фрунзе


ЗАДАНИЕ N 28

Тема: Внутренняя политика СССР в 1920-1930-е гг. Социально-экономические преобразования
В 1923 г. в Советскую Россию из эмиграции вернулся …

    А. Н. Толстой


ЗАДАНИЕ N 29
Тема: Советская внешняя политика в 1920-1930-е гг.
В августе 1939 г. СССР подписал пакт о ненападении с …

    Германией


ЗАДАНИЕ N 30
Тема: СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Одной из причин неудач советских войск в первые месяцы войны было(-и) …



    просчеты в оценке сроков нападения противника


ЗАДАНИЕ N 31
Тема: Внутренняя и внешняя политика СССР в 1945-1953 гг.
В 1953 г. обвинение в шпионаже и заговоре с целью захвата власти было предъявлено …

    Л. П. Берии


ЗАДАНИЕ N 32
Тема: Россия и мир в первой половине XX века
Союзницей России в Первой мировой войне была …

    Великобритания


ЗАДАНИЕ N 33
Тема: Внутренняя политика СССР в 1953-1964 гг.
Обвинение в адрес Н. С. Хрущева за проведение непродуманных мероприятий на основе произвольных решений получило название …

    волюнтаризма


ЗАДАНИЕ N 34
Тема: Внутренняя политика СССР в 1964-1985 гг.
В незавершенности экономических реформ середины 1960-х гг. определенную роль сыграл(-а) …

    политический монополизм партийно-государственных органов
       
       
       


ЗАДАНИЕ N 35
Тема: Внешняя политика СССР в 1953-1985 гг.
Одной из причин обострения международной напряженности в конце 1970-х гг. явился(-ось) …

    усиление гонки вооружений
       
       
       


ЗАДАНИЕ N 36
Тема: СССР в 1985-1991 гг. Перестройка. Распад СССР. Внутренняя и внешняя политика современной России
С деятельностью В.В. Путина как Президента России в 2000–2008 гг. связано …

    создание федеральных округов
       
       
       


ЗАДАНИЕ N 37
Тема: Россия и мир во второй половине XX - начале XXI века
Совместный экспериментальный полет советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон» состоялся в июле _____ года.

   
       
       
       


ЗАДАНИЕ N 38
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 1
Из Повести о стоянии на Угре:
«Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, стали они на Угре и заняли броды и перевозы. А сам же князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству…».

В тексте идет речь о великом князе …

    Иване III


ЗАДАНИЕ N 39
Кейс-задания: Кейс 1 подзадача 2
Из Повести о стоянии на Угре:
«Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на Угру со всеми силами, и, придя, стали они на Угре и заняли броды и перевозы. А сам же князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству…».

Событие, вошедшее в историю как «Стояние на Угре», произошло в ____ году.

 

Ответ:1480


ЗАДАНИЕ N 40
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 1
В русской архитектуре с принятием христианства началось каменное строительство. До наших дней в том или ином виде сохранилось около двух сотен каменных храмов X–XIII вв. Знаменитый храм древнего Киева – Софийский собор был заложен в 1037 г. Своим посвящением храм напоминает о главной святыне Константинополя – храме Святой Софии Премудрости Божией. Олицетворением Божественной Премудрости считался Иисус Христос. Киевская София со времени своей постройки и до конца XIII в. служила кафедральным храмом главы всей Русской церкви – митрополита Киевского. Немало повидав за свой долгий век и едва избежав полного разрушения в период, когда Киев находился под властью Речи Посполитой, Софийский собор все же дошел до наших дней.

Софийский собор в Киеве был построен в правление князя …

    Ярослава Мудрого


ЗАДАНИЕ N 41
Кейс-задания: Кейс 2 подзадача 2
В русской архитектуре с принятием христианства началось каменное строительство. До наших дней в том или ином виде сохранилось около двух сотен каменных храмов X–XIII вв. Знаменитый храм древнего Киева – Софийский собор был заложен в 1037 г. Своим посвящением храм напоминает о главной святыне Константинополя – храме Святой Софии Премудрости Божией. Олицетворением Божественной Премудрости считался Иисус Христос. Киевская София со времени своей постройки и до конца XIII в. служила кафедральным храмом главы всей Русской церкви – митрополита Киевского. Немало повидав за свой долгий век и едва избежав полного разрушения в период, когда Киев находился под властью Речи Посполитой, Софийский собор все же дошел до наших дней.

Характерными элементами убранства древнерусских храмов были …

    фрески
    мозаики
       
       


ЗАДАНИЕ N 42
Кейс-задания: Кейс 3 подзадача 1
Из Туркманчайского мирного договора 1828 г.:
«Статья I. Отныне на вечные времена пребудет мир, дружба и совершенное согласие между е. в. императором всероссийским и е. в. шахом персидским, их наследниками и преемниками престолов, их державами и обоюдными подданными…
Статья III. Е. в. шах персидский от своего имени и от имени своих наследников и преемников уступает Российской империи в совершенную собственность ханство Эриванское по сию и по ту сторону Аракса и ханство Нахичеванское. Вследствие сей уступки е. в. шах обязуется не позже шести месяцев, считая от подписания настоящего договора, сдать российским начальствам все архивы и публичные документы, относящиеся до управления обоими вышеозначенными ханствами …
Статья VI. Е.в. шах персидский, в уважение значительных пожертвований, причиненных Российской империи возникшею между обоими государствами войною, а также потерь и убытков, потерпенных российскими подданными, обязуется вознаградить оные денежным возмездием …».

Установите соответствие между названиями международных договоров, соглашений и территориями, вошедшими в состав России в соответствии с ними.

 
 
 
 

Ответ: III


ЗАДАНИЕ N 43
Кейс-задания: Кейс 3 подзадача 2
Из Туркманчайского мирного договора 1828 г.:
«Статья I. Отныне на вечные времена пребудет мир, дружба и совершенное согласие между е. в. императором всероссийским и е. в. шахом персидским, их наследниками и преемниками престолов, их державами и обоюдными подданными…
Статья III. Е. в. шах персидский от своего имени и от имени своих наследников и преемников уступает Российской империи в совершенную собственность ханство Эриванское по сию и по ту сторону Аракса и ханство Нахичеванское. Вследствие сей уступки е. в. шах обязуется не позже шести месяцев, считая от подписания настоящего договора, сдать российским начальствам все архивы и публичные документы, относящиеся до управления обоими вышеозначенными ханствами …
Статья VI. Е.в. шах персидский, в уважение значительных пожертвований, причиненных Российской империи возникшею между обоими государствами войною, а также потерь и убытков, потерпенных российскими подданными, обязуется вознаградить оные денежным возмездием …».


Фамилия русского дипломата и писателя, принимавшего участие в выработке условий выгодного для России Туркманчайского мирного договора, – …

 
Ответ Грибоедов


ЗАДАНИЕ N 44
Кейс-задания: Кейс 3 подзадача 3
Из Туркманчайского мирного договора 1828 г.:
«Статья I. Отныне на вечные времена пребудет мир, дружба и совершенное согласие между е. в. императором всероссийским и е. в. шахом персидским, их наследниками и преемниками престолов, их державами и обоюдными подданными…
Статья III. Е. в. шах персидский от своего имени и от имени своих наследников и преемников уступает Российской империи в совершенную собственность ханство Эриванское по сию и по ту сторону Аракса и ханство Нахичеванское. Вследствие сей уступки е. в. шах обязуется не позже шести месяцев, считая от подписания настоящего договора, сдать российским начальствам все архивы и публичные документы, относящиеся до управления обоими вышеозначенными ханствами …
Статья VI. Е.в. шах персидский, в уважение значительных пожертвований, причиненных Российской империи возникшею между обоими государствами войною, а также потерь и убытков, потерпенных российскими подданными, обязуется вознаградить оные денежным возмездием …».


По условиям подписанного в 1828 г. Туркманчайского мирного договора …

    к России отходила Восточная Армения
    на Персию налагалась контрибуция

Многие основатели американской психологии интересовались религией, исповедовали религию и были заинтересованы в применении научных принципов для её изучения. В их число входили основатели психологии религии: Уильям Джеймс (1842—1910) из Гарварда и Г. Стэнли Холл (1844—1924) из Университета Кларка. Работу Джеймса и Холла в дальнейшем продолжили Эдвин Старбак (1866—1947) и Джеймс Лейба (1868—1946), которых иногда называют «школой религиозной психологии Кларка», хотя Старбак тесно сотрудничал с Джеймсом и разделял многие его взгляды. Основной интерес у этих ранних исследователей вызывали два вопроса: религиозный опыт и религиозное развитие.

[править]Уильям Джеймс

Уильям Джеймс был президентом-основателем Американской психологической ассоциации и одним из наиболее выдающихся американских психологов и философов. Первоначально он обучался в Гарварде медицине, но в дальнейшем посвятил себя психологии и стал первым американским профессором по данной дисциплине. В 1890-м году Джеймс написал самую важную и по сию пору работу по данной дисциплине под названием «Принципы психологии»[10]. Именно Джеймс сделал психологию одной из наиболее популярных наук в США, независимой от медицины и философии[11]. В зрелом возрасте он проявил большой интерес к философским и религиозным вопросам, а также к парапсихологическим исследованиям. В 1902 году его джиффордские лекции[ru] по естественной теологии[ru], прочитанные в Эдинбургском университете (Шотландия) в 1901—1902 гг., были изданы под названием Многообразие религиозного опыта. Эта работа стала классикой в психологии религии.

[править]Школа Кларка

[править]Г. Стэнли Холл и реинтерпретация христианства

Грэнвилл Стэнли Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации и первым президентом Университета Кларка[ru]. Он также был одним из первых прикладных психологов и сторонником генетической психологии, согласно которой развитие индивида представляет собой повторение этапов развития человеческого рода. Холл полагал, чтодарвинизм и критические исследования библейских текстов сделали невозможным для любого просвещённого человека исповедовать традиционную христианскую веру, но, несмотря на это, христианская религия содержит в себе заслуживающие внимания истины. Он считал, что с использованием генетической психологии и светских идей можно реформировать христианство, сохранив содержащиеся в нём ключевые психологические положения и отвергнув веру в сверхъестественное.

Интерес Холла к религии выразился в создании им Школы религиозной психологии Кларка. В 1917 году была опубликована книга Холла под названием «Иисус Христос в свете психологии» («Jesus the Christ in the Light of Psychology»), в которой он попытался применить принципы психоанализа для объяснения христианства как «чисто психологического проекта». Холл верил в существование жизненной силы, называемой «Душа человечества» («Mansoul»), которая представляет собой высочайшую сущность человечества и содержит в себе потенциал для нашего развития. Цель эволюции состоит в нашем отказе от собственной индивидуальности в пользу расового сознания, которое, по его мнению, и есть подлинный бог. Иисус Христос, по Холлу, является выразителем добродетели в человеческой природе и примером тех возможностей, какие человеческая раса может достичь в ходе эволюции. Согласно воззрениям Холла, Иисус Христос предложил разновидность психотерапии, предназначенной для избавления нас от чувства вины и страха. Его взгляды на Иисуса Христа как на своего рода «сверхчеловека» не получили одобрения со стороны церкви[12].

[править]Джеймс Лейба и победа науки над религией

Джеймс Лейба приехал в США из Швейцарии и учился вместе с Холлом. Ещё до начала своей профессиональной деятельности Лейба отказался от религиозных убеждений и стал яростным критиком традиционной религии, хотя духовность он при этом рассматривал положительно. В 1921 году Лейба провёл знаменитое исследование религиозных взглядов среди учёных, которое показало более низкий уровень религиозности среди выдающихся деятелей науки по сравнению с малоизвестными учёными. На основании этого исследования Лейба сделал вывод, что неверие в личного Бога и в личное бессмертие прямо пропорционально способности к достижению успеха в науке. Последующие исследования, проводившиеся другими специалистами, подтвердили, что в XX веке среди ведущих учёных наблюдалась тенденция к снижению приверженности религиям и к увеличению безразличия к религиозным вопросам либо неверия[13].

Лейба был согласен с Холлом в том, что традиционное христианство более неприемлемо, и что психология может помочь в формировании некой альтернативы ему. Он считал, что любой религиозный опыт и религиозные потребности можно объяснить на чисто психологической основе с использованием биологической и эволюционной теории, а также понимания нормальных мыслительных процессов. По этой причине религия должна изучаться экспертами в области психологии, а не религиозными адептами и теологами, которых он считал несведущими. Согласно взглядам Лейбы, серьёзная теология должна использовать научные методы и стать частью психологической науки, что обеспечит быстрое духовное развитие. Лейба отстаивал идею метафизического, безличностного бога, называемого «бесцельной Творческой Силой» («non-purposive Creative Force»), которая, по его мнению, может стать основой для реконструированной религии и морали.

Взгляды Лейбы подверглись критике со стороны некоторых христианских мыслителей, которые обвинили его в необъективности и выходе за рамки психологической науки для отстаивания личных атеистических убеждений. Так, бельгийский иезуитский психолог Жозеф Маршал[ru] указал на редукционистский подход Лейбы при рассмотрении им мистического опыта как психопатологического или сексуального по своему происхождению явления. По мнению Маршала, Лейба просто взял за исходную точку свои воззрения и произвольно интерпретировал данные для подтверждения собственных взглядов. Школа Кларка не получила развития в дальнейшем. К началу третьего десятилетия XX века доминирующими парадигмами в психологии стали бихевиоризм и позитивизм, и эта школа была маргинализирована в академической психологии. Однако недавно появилась новая версия этого направления, использующая эволюционный подход в психологии религии[13].

[править]В Европе

Развитие психологии религии в Европе в течение XX века имело как параллели, так и расхождения в сравнении с США. Основное сходство состоит в высоком интересе к феноменологии и религиозному опыту, который можно проследить в работах, написанных в начале XX века такими германскими авторами как Фридрих фон Хюгель, Рудольф Отто,Фридрих Хайлер, а также бельгийскими авторами Жозефом Маршалом[ru] и Антуаном Верготом[ru]. Расхождения отражают различия в интеллектуальной и культурной атмосфере в Европе и США. В Европе психология не столь сильно изолирована от философии и теологии, как в США, поэтому европейские психологи в среднем лучше американских знакомы с этими дисциплинами. Помимо этого, население Европы менее религиозно, чем население США, вследствие чего психологи религии в Европе имеют несколько иной объект для изучения, что зачастую ведёт их к формулированию иных вопросов и построению иных выводов.

Кроме того, в европейских академических кругах существуют различия между национальными традициями. Германские авторы часто занимают должности на кафедрах теологии или религиоведения и изучают азиатские религиозные традиции наподобие индуизма и буддизма. Во Франции психология религии находится под сильным влиянием психоаналитических идей Зигмунда Фрейда и французского психоаналитика Жака Лакана, а также под влиянием марксистского подхода к антропологии и социологии. Британская психология религии имеет очень много общего с североамериканской и оказывает на неё заметное воздействие. Так, британская психоаналитическая школа объектных отношений сыграла в развитии психологии религии в США гораздо более значительную роль, чем французская школа Лакана[13].

[править]Психодинамические подходы

[править]Зигмунд Фрейд

В 1901 году малоизвестный в то время медик Зигмунд Фрейд опубликовал свой труд под названием «Психопатология повседневной жизни», который положил начало распространению его взглядов по всему миру. Фрейд стал основателем психоаналитической психологии и высказался по множеству вопросов, включая религию. Фрейд боготворил науку и полагал, что религиозное мировоззрение должно быть вытеснено научным[14]. В целом Фрейд рассматривал религию как нечто, что порождает иллюзии и уводит людей от реальности. Подробно его взгляды по этому поводу изложены в изданной в 1927 году книге «Будущее одной иллюзии». Несмотря на критическое отношение Фрейда к религии, известные теологи XX века Пауль Тиллих и Рейнгольд Нибур благожелательно отнеслись к его работе. Также как и Фрейд, они отдавали себе отчёт в том, что религия способна порождать иллюзии, и рассчитывали на то, что психодинамический подход поможет пониманию человеческого поведения и поспособствует пастырской деятельности. Психоанализ оказал существенное воздействие на католических авторов, в особенности на европейских — таких как Антуан Вергот[ru].

[править]Эрих Фромм

Психоаналитик и социолог Эрих Фромм оказал большое влияние на гуманистическую психологию, трансперсональную психологию и на диалог психоанализа с дзэн-буддизмом. Отношение Фромма к религии было двойственным, но при этом он живо ей интересовался, ежедневно медитировал и регулярно читал мистическую литературу, уделяя особое внимание дзэн-буддизму и трактатам средневекового христианского мистика Майстера Экхарта. Фромм полагал, что ключ к здоровой духовности лежит в отрицании авторитарной религии, основанной, подобно христианству, на вере в сверхчеловеческие сущности. По его мнению, подчинение высшему авторитету в авторитарной религии ведёт к ненависти, нетерпимости и подавлению человеческого разума. Вместо авторитарной религии следует принять гуманистическую религию, концентрирующуюся на человеке и его силе, так что Бог в ней понимался бы как символ человеческой мощи, на который должен ориентироваться человек. Примерами приемлемых гуманистических религий Фромм считал философиюСпинозы, ряд направлений в буддизме, учение Христа и мистическое христианство. Однако религия, проповедующая веру в существование Бога и неверие в собственные силы, должна быть отринута. Эта точка зрения близка взглядам рационального психолога и атеиста Альберта Эллиса, считавшего религию психическим заболеванием, которое возникло из-за поощрения подчинённого положения и иррациональных идей.

Вслед за Фрейдом Фромм негативно оценивал социальную роль религии, указывая на её использование в целях инфантильного подчинения общества властям. При этом Фромм был столь же пессимистичен по отношению к нынешним альтернативам. Он полагал, что современное общество, избавившись от тоталитарной власти церкви, породило самодовольных, отчуждённых, подобных автоматам людей, которые поглощены потреблением и погоней за исполнением своих желаний. По мнению Фромма, западному обществу следует отказаться от материализма и подняться до уровня, где решающую роль в жизни людей будут играть духовные ценности. Дзэн-буддизм привлекал Фромма именно своей анти-авторитарностью. Он подружился с японским учёным Дайсэцу Судзуки, который был одним из ведущих популяризаторов дзэн-буддизма в США и Европе, и посещал его лекции. В 1957 году Фромм организовал конференцию в Мехико, в которой участвовали Судзуки и группа психоаналитиков. Эта конференция стала важной вехой в диалоге между психоанализом и буддизмом, активно продолжающимся и по сей день[13].

[править]Гуманистический и трансперсональный подходы

После заката Школы религиозной психологии Кларка диалог между психологией и религией в США вне рамок психоанализа практически прекратился. В 1960-х годах ситуация изменилась благодаря двум новым веяниям: возникновению гуманистической психологии и применению психологии личности для исследования религии. Гуманистическая психологиявозникла как «третья сила» в американской психология наряду с психоанализом и бихевиоризмом. Три наиболее заметных основателя гуманистической психологии — Карл Роджерс (1902—1987), Ролло Мэй (1909—1994) и Абрахам Маслоу (1908—1970). Из них самым дружественным по отношению к религии был Мэй, но в наибольшей степени усилению диалога между психологией и религией способствовал Роджерс. Маслоу в данном контексте важен потому, что он привлёк внимание к религиозным вопросам и стал центральной фигурой в создании трансперсональной психологии, которая обеспечила диалог между психологией и некоторыми азиатскими религиозными традициями.

[править]Абрахам Маслоу

Абрахам Маслоу получил широкую известность благодаря своей теории мотивации личности. Согласно этой теории, после удовлетворения основных потребностей (в еде, безопасности и т. д.) у человека появляются более высокие потребности, из которых последней ступенью выступает потребность в самоактуализации. В своих ранних работах Маслоу негативно отзывался о религии. Он был членом Американской гуманистической ассоциации, которая пропагандировала атеизм. Однако в конце жизни Маслоу смягчил свою позицию в отношении религии и признал способность по-настоящему религиозного человека использовать свою веру для построения системы подлинных ценностей. В своих исследованиях Маслоу пришёл к выводу о том, что ключевой характеристикой самоактуализирующихся личностей являются так называемые «пиковые переживания». По его мнению, религиозный или мистический опыт является одной из разновидностей пиковых переживаний и частью человеческой природы. По этой причине мистический опыт может быть объяснён без привлечения теологических концепций. Кроме того, Маслоу полагал, что вследствие однородности пиковых переживаний во всех видах религиозного опыта ядро всех религий идентично, а потому расхождения между религиями можно спокойно игнорировать. Последнее положение весьма спорно с точки зрения современных исследований в области психологии религии.

[править]Трансперсональная психология

Развивая свои идеи о самоактуализации и пиковых переживаниях, Абрахам Маслоу пришёл к выводу о необходимости выхода человеческого потенциала за рамки личности и в конце 1960-х годов вместе с группой единомышленников основал новое направление в психологии — трансперсональную психологию. При использовании данного подхода исследователи в области психологии религии придерживаются следующих трёх допущений[13]:

1. высшие уровни человеческого функционирования и потенциала в наибольшей степени проявляются в нашей способности достичь более продвинутых ступеней человеческого сознания;

2. хотя религии содержат в себе трансперсональные элементы, они также включают специфические особенности, обусловленные культурными различиями, не связанными с трансперсональными переживаниями. Это воззрение иногда называется вечной философией, суть которой сводится к тезису о едином ядре всех религий мира;

3. люди не используют свой потенциал, который может быть раскрыт и развит при надлежащих усилиях и исследованиях.

Хотя базовые концепции, объединяющие трансперсональное движение, достаточно просты, на практике исследования в области трансперсональной психологии затрагивают обширный спектр феноменов, относящихся к сознанию, включая мистический опыт, трансцендентный опыт, а также парапсихологический опыт. Трансперсональные переживания могут носить мистический характер, при этом весьма разнообразный[15]. Предметом исследований в трансперсональной психологии также выступают техники изменения сознания, такие как медитация и использование энтеогенов.

Трансперсональная психология (ТП) подвергается критике со стороны ряда учёных. Так, Р. Дж. Нерио считает, что начальные допущения и методы доказательств ТП включают метафизические положения.[16] Трансперсональная психология подверглась критике со стороны ряда учёных[13]. Например, Дж. Б. Рубин отметил, что, сделав свой вклад в изучение нехристианских религиозных систем, она впала в другую крайность: востокоцентризм, который выражается в романтизации трансперсональными психологами идей, заимствованных из восточных учений[17][18] (хотя в некоторых работах трансперсональных психологов рассматривается и христианский мистицизм[19]). Кроме того, трансперсональные психологи отдают предпочтение рассмотрению азиатских религиозных традиций с минимальным теистическим содержанием (таких как дзэн-буддизм), и часто игнорируют версии тех же самых религиозных традиций с более выраженным теистическим уклоном (таких как буддизм Чистой Земли), тем самым проявляя небеспристрастность[13].

[править]Социальный и персональный подходы

В первой половине XX века некоторые психологи проявили интерес к изучению религии как личностного аспекта или как формы социального поведения. Они попытались создать строгую научную методологию для изучения религии с использованием опросников и других количественных методов. Современная психология религии во многом основана на работах социальных психологов, заинтересованных в научном изучении религии, особенно религиозных верований и религиозного поведения. Социальный и персональный подходы породили большой массив эмпирических исследований религии с точки зрения психологии, а с недавнего времени предметом исследований в данной области стала также и духовность. Самую важную роль в развитии данной школы на её ранних этапах сыграл Гордон Олпорт. Теория Олпорта в дальнейшем была модифицирована и принята в качестве доминирующего подхода в психологии религии.

[править]Интеграция и диалог

После окончания Второй мировой войны многие христиане в США и Европе избрали психологию своей профессией, работая в качестве университетских преподавателей, исследователей или клинических психологов. Они были не удовлетворены тем, что антихристианский уклон в академической психологии препятствует их профессиональной деятельности. Ключевой работой, выразившей их взгляды, стала вышедшая в 1977 году книга профессора психологии Нью-Йоркского университета Пола К. Витца[ru] «Психология как религия: культ самопоклонения» («Psychology as Religion: The Cult of Self-Worship»). Автор этой книги выразил мнение, что психология стала светской религией, которая враждебна христианству и большинству других религиозных традиций, и что это влечёт за собой негативные последствия как для отдельных индивидов, так и для всего общества в целом [20]. Поскольку большинство университетских кафедр психологии не подходило для деятельности психологов, заинтересованных в исследовании и применении религиозных подходов к психотерапии, в середине XX века оформилось Движение христианской интеграции[ru] (The Christian Integration Movement). Его целью было формирование независимых психологических школ с дружественной по отношению к религии атмосферой, где можно было бы развивать психологию путём соединения научных знаний с христианскими верованиями. Это движение, комбинирующее психологию и теологию, породило большой массив литературы, публикаций в научных журналах и обучающих программ. В 1956 году была созданаХристианская ассоциация психологических исследований[ru] (Christian Association for Psychological Studies, CAPS), которая и поныне представляет альтернативу отделениям по изучению психологии религии в светских академических организациях.

Наряду с Движением христианской интеграции, придающим равный вес психологии и религии, во второй половине XX века под руководством Джея Э. Адамса[ru] возникло так называемое «библейское консультирование»[ru][21], которое отвергает мейнстримную психологию и психиатрию и вместо них предлагает опираться в психологическом консультировании исключительно на Библию. Этот подход используется рядом организаций наподобие Национальной ассоциации ноутетических консультантов[ru] (National Association of Nouthetic Counselors[22]) и Международной ассоциации библейских консультантов (International Association of Biblical Counselors[23]).

Два других важнейших направления в диалоге между психологией и религией касаются индуизма и буддизма. Взаимодействие западной психологии с индуизмом в основном ограничивается клиническим применением йогических техник. В целях более активного взаимодействия академической психологии и индуизма голландский врач Р. М. М. Корнелиссен основал в 2006 году в Пудучерри Институт индийской психологии[24]. Диалог между психологией и буддизмом оказался намного более плодотворным, что специалисты объясняютнетеистической ориентацией буддизма и наличием в нём сложных моделей человеческой психики[25]. Буддистская психология оказала значительное влияние на психологию религии. В настоящее время наблюдается увеличение использования в клинической практике специфических буддистских психотехник, а также внедрение буддистского мировоззрения в западную психотерапию.

[править]История отдела 36 Американской психологической ассоциации

Отдел 36 Американской психологической ассоциации (единственный отдел данной организации, в настоящее время занимающийся исследованием религии), берёт своё начало в 1946 году, когда был заложен фундамент для создания Американской католической психологической ассоциации (The American Catholic Psychological Association, ACPA). В середине XX века количество католиков, работавших психологами (в особенности членов АПА), было невелико, к тому же они проявляли разобщённость. В большинстве католических школ и колледжей психология рассматривалась как составная часть философии (изучение души) либо как часть педагогики (изучение детского поведения и принципов обучения). В 1946 году во время собрания АПА в Филадельфии небольшая группа католических психологов обстоятельно обсудила необходимость и желательность создания католической психологической организации. Год спустя аспирант Католического университета Америки[ru] Уильям Бир (William C. Bier, S.J.) во время собрания АПА в Детройте организовал совещание, в котором приняли участие 110 католических психологов. По итогам совещания было принято решение о создании Американской католической психологической ассоциации. В 1948 году комитет под руководством Уильяма Бира официально основал данную организацию. Её изначальные две цели были сформулированы следующим образом[26]:

1. способствовать профессиональному росту католических психологов;

2. интегрировать католическое учение с психологией.

Достижение этих целей предполагалось за счёт стимулирования образовательных программ по психологии в католических колледжах и за счёт побуждения католиков к получению ими докторских степеней (PhD) по психологии.

Обязательным условием членства в Американской католической психологической ассоциации с самого начала стало наличие членства в АПА. Это требование было выдвинуто для обеспечения возможности интеграции католического учения с мейнстримной психологической наукой[27]. Численность ACPA росла медленно и неуклонно вплоть до 1967 года, когда она составила 764 человека. В дальнейшем произошёл спад, так что в 1974 году в этой организации состояло 516 человек[27]. При этом количество членов АПА за четверть века выросло в шесть раз (с 5 тыс. человек в 1945 году до 30 тыс. человек в 1970 году[26]).

В конце 1960-х годов атмосфера в обществе сильно изменилась по сравнению с периодом основания ACPA. В связи с растущим влиянием экуменизма ACPA в 1970 году была реорганизована для того, чтобы привлечь психологов, не исповедующих католическую веру. При этом она получила новое название: Психологи, заинтересованные в изучении религиозных проблем (Psychologists Interested in Religious Issues, PIRI). К тому времени из двух первоначальных целей данной организации первая была полностью достигнута: католические психологи и кафедры психологии в католических университетах были полностью интегрированы в американскую мейнстримную научную и клиническую психологию[26]. Вторая цель достигнута не была – интеграция психологической науки с католической верой и католической философией не состоялась. PIRI поставила перед собой новые цели[27]:

1. создать форум для выявления, исследования и интерпретации психологических проблем в религиозных группах;

2. оказывать организационное содействие при решении психологических проблем церковных кругов;

3. взаимодействовать с другими группами для развития психологического подхода к религиозным вопросам.

В процессе реорганизации было выработано понимание, что для эффективного функционирования PIRI необходимо её вхождение в состав Американской психологической ассоциации. Это было достигнуто с большим трудом после значительных усилий членов PIRI. На собрании Совета представителей АПА в 1974 году первая петиция PIRI о вхождении в АПА в качестве отдела этой организации была отклонена. В январе 1975 года Совет представителей АПА вновь отклонил повторную заявку PIRI. Благодаря активным действиям части членов PIRI её петиция была одобрена с третьего раза в августе 1975 года. После этого PIRI вошла в состав АПА в качестве отдела 36, официальной датой основания которого определён 1976 год. В 1992 году отдел 36 получил новое название: Психология религии (Psychology of Religion). С 2012 года он называется Общество психологии религии и духовности (Society for the Psychology of Religion and Spirituality)[28]. С февраля 2010 года выходит официальный рецензируемый ежеквартальный журнал данного отдела под названием Psychology of Religion and Spirituality.

На протяжении существования отдела 36 его возглавляли психологи различных религиозных и философских ориентаций, включая католиков, представителей крупнейших протестантских деноминаций и евангельских христиан[29]. Отдел 36 получил широкое признание в рамках АПА, несмотря на то, что в АПА в целом превалируют антирелигиозные взгляды[27]. В настоящее время численность отдела 36 составляет примерно 1,6 тыс. человек (при общей численности АПА 150 тыс. человек). При этом ни один университет в США не присваивает докторскую степень по психологии религии. Большинство аспирантов получает степень по другой специальности (например, по клинической или социальной психологии), после чего применяет полученные знания для изучения религиозного опыта[30].

[править]Гипотезы о роли религии

В настоящее время существуют три основные социологические гипотезы о роли религии в жизни общества: секуляризация, трансформация и поляризация (культурный разрыв). Несмотря на то, что у каждой из этих гипотез есть свои недостатки, они часто используются специалистами по психологии религии.

[править]Секуляризация

Гипотеза секуляризации, возникшая в середине XX века, утверждает, что со временем религия будет полностью вытеснена из жизни общества наукой и техникой [31]. Более мягкая версия данной гипотезы состоит в том, что религия не исчезнет полностью, но утратит своё влияние [32]. Согласно этой точке зрения, умалчивание или негативное изображение религиозных деятелей и религиозных практик в средствах массовой информации являются внешними признаками секуляризации. Многие исследователи, придерживающиеся гипотезы секуляризации, указывают на то, что она порождает целый ряд социальных и психологических проблем, ведущих к распространению апатии, цинизма, потребленчества или материализма. Секуляризация также способствует распространению атеизма в его различных формах: от активного отрицания Бога и ценности религии в светском гуманизме до пассивного безразличия членов религиозных организаций к религиозной морали.

К концу XX века гипотеза секуляризации была отвергнута многими учёными, поскольку она противоречит следующим фактам:

1. Статистика свидетельствует о сохранении высокого интереса к религии и о низком уровне атеизма даже в странах с высоким уровнем развития науки и техники (например, в США);

2. Тенденции в современной религии не изменились с прежних времён;

3. Тенденции по отказу части общества от религии являются составной частью общей тенденции по уменьшению социальной вовлечённости;

4. Секуляризация в регионах с явно пониженным уровнем религиозности (например, в Европе) является аномалией, вызванной необычными социокультурными факторами.

Исследование американских учёных, опубликованное в 2008 году, подтвердило частичную справедливость гипотезы секуляризации среди ведущих учёных США. Так, доля представителей естественных наук, не исповедующих никакую религию, выросла с 40,3 % в 1969 году до 55,0 % в 2005 году. Однако среди представителей общественных наук этот показатель снизился с 50,4 % в 1969 году до 47,4 % в 2005 году. Авторы исследования указали на несоответствие этих результатов ожиданиям сторонников гипотезы секуляризации и подчеркнули необходимость её пересмотра[33].

[править]Религиозная трансформация

В связи с проблематичностью гипотезы секуляризации возникла альтернативная гипотеза религиозной трансформации[34]. Эта теория утверждает, что культурные сдвиги наподобие роста индивидуализма и социальной дезинтеграции ведут не к исчезновению религии, а к увеличению притягательности более индивидуализированных религиозных и духовных практик[32][35]. Нарастание индивидуализма в религии ведёт к усилению духовных исканий вне религиозных институтов[36]. Это выражается в следующих тенденциях[37][38]:

1. Расширение религиозных исканий как в рамках, так и вне рамок религиозных организаций;

2. Религиозный и духовный эклектизм;

3. Распространение новых религиозных движений и духовных течений Нью-эйдж, а также возрождение древних языческих верований и практик.

Чарльз Тейлор указывает, что для многих людей модернистские и секуляристские воззрения неприемлемы, поскольку они связаны с ощущением пустоты и бессмысленности жизни, но при этом отказ от традиционной религии ведёт не к утрате веры большинством людей, а к многообразным альтернативным формам религиозных исканий. Человек может статьдуховным, но не религиозным[ru] или же просто поддерживать религиозные институты и религиозные практики, выполняемые другими людьми. По прогнозу Тейлора, после того, как концепция секуляризма потерпит поражение, безверие утратит свою притягательность, а видоизменённая религия получит широкую поддержку[32].

[править]Культурный разрыв

Американский социолог и политолог Рональд Инглхарт, развивая свою концепцию постматериализма, выдвинул новую теорию относительно глобальных тенденций в религиозной сфере, которая представляет собой обновлённую версию гипотезы секуляризации[39]. Инглхарт на основе анализа социологических данных предположил, что одним из важнейших стимулов, побуждающих людей обращаться к религии, является потребность в социальной и экономической безопасности. Экономическое развитие в европейских странах повысило уровень безопасности и совместно с уменьшением ограничений в образе жизни привело к секуляризации и снижению рождаемости в Европе. В подобных условиях религия и семья являются факультативными, а не обязательными элементами человеческой жизни[40]. Однако в развивающихся странах уровень безопасности не только не увеличивается, но и, наоборот, снижается. Это усиливает позиции религии в странах третьего мира, что, в свою очередь, ведёт к укреплению семейных ценностей и росту численности населения в этих странах.

Сочетание тенденций по уменьшению численности населения в секуляризированных регионах и увеличению численности населения в регионах с высоким уровнем религиозности означает, что за последние полвека мир в целом стал более религиозным, чем прежде. Инглхарт полагает, что подобное положение вещей ведёт к культурному разрыву (cultural divide) между светскими и религиозными обществами, а также провоцирует противодействие со стороны религиозных регионов мира влиянию светских ценностей, которое может рассматриваться ими как угроза[41]. Теория культурного разрыва оставляет без ответа вопросы, почему в США сохраняется высокий уровень религиозности, и чем объясняются расхождения в степени секуляризации между различными частями Европы.

[править]Методы исследования

В психологии религии применяется широкий спектр количественных и качественных методов. В Ежегодном обозрении психологии[ru] (Annual Review of Psychology) до настоящего времени было опубликовано всего два обзора по психологии религии – в 1988 и в 2003 гг. Первый обзор выявил доминирование корреляционного метода, второй – экспериментального[42]. Эти данные стали свидетельством существенного сдвига в методологии данной дисциплины в сторону методов, принятых в мейнстримной психологии. Сдвиг заметен в сравнении с данными за 1976 год, когда было установлено, что из 2,8 тыс. статей по психологии религии только 150 статей представляли собой эмпирические исследования, и из них 90% основывались на корреляционном анализе.

Однако такие результаты для многих психологов религии показались крайне неудовлетворительными. Специалисты отмечают, что, поскольку психологическая наука не является унифицированной дисциплиной, ей присущ методологический плюрализм[43][44]. Методологический плюрализм выражается в приверженности различных психологических школ различным исследовательским методам и философским позициям. По этой причине в психологии религии наряду с общепринятыми исследовательскими методами применяется множество методов, которые не используются в мейнстримной американской психологии. Более того, широкое использование принятых в мейнстримной психологии методов стало поводом для утверждения, что психология религии в начале XXI века оказалась в состоянии кризиса[45]. В этой связи специалисты призвали к созданию новой многоуровневой междисциплинарной парадигмы исследований в психологии религии (a new multilevel interdisciplinary paradigm for the psychology of religion)[46][47].

Один из крупнейших американских психологов религии Ральф Худ выделил следующие методы, используемые в настоящее время в данной дисциплине[43]:

1. Персональные документы и анкеты;

2. Метод опроса;

3. Шкалы, измерения и корреляционный анализ;

4. Клинический психоанализ и объектные отношения;

5. Экспериментальный метод;

6. Квазиэкспериментальные исследования;

7. Нейрофизиологические измерения;

8. Этнография, включённое наблюдение и полевые исследования;

9. Феноменологические исследования;

10. Конфессиональные исследования.

Эти методы включают в себя[42]:

§ химическое стимулирование религиозного или духовного опыта с использованием энтеогенов;

§ квазиэкспериментальные исследования когнитивного диссонанса и несбывшихся пророчеств;

§ корреляционные исследования и опросы, касающиеся религиозного опыта, авторитарности и религиозного фундаментализма, лабораторных исследований воздействия молитв и пребывания в депривационных камерах, а также паранормального опыта;

§ опросы и интервьюирование детей и подростков;

§ нарративный анализ.

Психологи́ческая антрополо́гия (этнопсихология) — направление в культурной антропологии и одновременно междисциплинарная область исследований, использующая для интерпретации фактического материала ряд психологических теорий с целью получения интегративного знания о людях, действующих в условиях различных культур[1]. Также определяется специалистами как интегративная наука о человеке в единстве его общих закономерностей и культурно-исторических особенностей, образованная при взаимодействии психологии и антропологии[2]. Эквивалентным психологической антропологии понятием является психологическое направление в этнологии. Психологическая антропология представляет собой очень сложное взаимодействие теоретических построений, эмпирических исследований, а также самых разнообразных типов и видов техник и методик сбора и анализа информации. При этом консенсус относительно теоретических и методологических подходов среди учёных, представляющих данное направление, отсутствует[3].

[править]История развития

[править]Предыстория

Ещё на первых этапах развития этнографии европейские учёные уделяли значительное внимание разработке её психологического аспекта. Некоторые понятия этнопсихологии появились во второй половине XIX века: народный дух, национальный характер, психология народов. В это же время появился термин «этническая, этнографическая психология». В книге «Немецкая психология сегодня» Т. Рибота, изданной в 1886 году, есть часть под названием «Школа Гербарта и этнографическая психология». Хотя философско-психологическая система Гербарта не получила широкой известности в Германии, она оказала значительное влияние на ряд учёных-этнографов, которые первыми реализовали психологический подход в этнографии. Гербарт пытался развить основные идеи Иммануила Канта с включением многих элементов философии Г. В. Лейбница, но не оставил большого следа в истории психологии и философии. Тем не менее, в современной науке учитывается положение И. Ф. Гербарта о том, что психология останется неполной, если она будет рассматривать изолированного индивида. Требование рассматривать человека не абстрактно, а в контексте социальных связей было новым для того времени, и оно не утратило своей актуальности и в наши дни[2].

Действительным предшественником психологической антропологии в современной научной литературе называется Вильгельм Вундт, который изучал психологию народов и оставил десятитомный одноимённый труд. Возникновение этнопсихологии в США связано с именем Франца Боаса (1858—1942), хотя он не участвовал непосредственно в разработке цикла проблем «культура и личность». Тем не менее, Боас способствовал распространению в США некоторых идей европейских учёных, которые известны как одни из первых создателей психологического направления в социологии и в этнографии (Тард, Вундт, Бастиан). Лекция Ф. Боаса «Психологические проблемы в антропологии», посвящённая 20-летию Кларкского университета, стала важным историческим рубежом в развитии психологии как фактора в этнологии. Она была организована президентом университета Г. С. Холлом, бывшим студентом В. Вундта. Холл, поддерживавший распространение психологии и психоанализа в США, пригласил на юбилей университета З. Фрейда, К. Г. Юнга и других известных представителей психоаналитической психологии.

В 1913 году вышла книга Зигмунда Фрейда «Тотем и табу», оказавшая большое влияние на возникновение психологического направления в этнологии США. В этой книге Фрейд применяет свой психоаналитический метод в анализе этнографического материала. Фрейдистские концепции были популярны в Америке и раньше, но данная книга послужила образцом для психоаналитического исследования в этнографии. Идеи Фрейда оказали значительное воздействие на отдельных представителей психологического направления в этнологии США. В его становление и развитие свой вклад внесли также бихевиоризм и гештальтпсихология.

[править]Формирование

Основная статья: Этнография детства

Первый период (конец 20 – начало 50-х годов XX в.) развития психологической антропологии под первоначальным названием «культура и личность» проходил под влиянием классического труда Рут Бенедикт «Модели культуры» (1934) и серии работ Маргарет Мид, принесших ей мировую известность. М. Мид написала 25 книг, однако наибольшую известность ей принесли первые работы, посвящённые описанию образа жизни жителей Океании. Тираж её первой книги «Взросление на Самоа» (1928) составил более 2 млн экземпляров. Мид стала первым антропологом, известным всему миру. Её популярность в США в 30-х годах XX века не уступала славе известных писателей и голливудских звёзд[1]. В 1930 году была издана вторая книга Мид под названием «Как растут н

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: