double arrow

Сельское хозяйство. Ослабление религиозных притеснений


Указ 1773 г. о веротерпимости

Ослабление религиозных притеснений.

Постепенно правительство ослабляет давление на иноверцев. В 1756г. российская императрица Елизавета Петровна разрешила татарам вновь начать строительство мечетей. Годом раньше было отменено переселение некрещеных татар.

Наиболее существенные перемены произошли во время правления Екатерины II (1762-1796). В 1764 г. последовал указ «О сложении с новокрещен имеющейся на них доимки, о порядке взимания с них впредь податей, о небытии новокрещенской конторы и о препоручении тех новокрещен в ведомство губернских, провинциальных и воеводских канцелярий». По этому указу некрещеные татары освобождались от дополнительного налога, который они платили за крестившихся (крещеные иноверцы сохраняли прежние льготы по уплате налогов и освобождению от рекрутской повинности на три года). Все новокрещеные были приравнены в правах к государственным крестьянам. Контора новокрещенских дел упразднялась, а миссионерская деятельность среди неправославных народов передавалась местным епархиям.

В 1773 г. Екатериной II был принят указ о веротерпимости в России. Все религии в стране получали право на существование, отменялось насильственное обращение в православие. Мусульманам наряду с мечетями было разрешено строить при них школы.




Огромным событием в жизни российских мусульман стало открытие в 1789 г. в Уфе мусульманского Духовного собрания. Указ об учреждении этого собрания «для заведывания всеми духовными чинами магометанского закона» был подписан императрицей 22 сентября 1788 г. Центральная власть таким образом создала орган управления мусульман России во главе с назначаемым муфтием. Первым муфтием был утвержден Мухаммаджан Хусаинов. Правительство выплачивало ему жалование, по тем временам огромное – полторы тысячи рублей в год. Помощникам муфтия, муллам из казанских татар также было определено государственное жалование.

Круг полномочий Духовного управления был весьма широк. Так, в его ведении находились подбор и назначение мусульманских духовных лиц, проверка их благонадежности, надзор за деятельностью мусульманского духовенства, строительство и ремонт мечетей, заключение браков, имущественные споры и т.д. Предоставление мусульманам права самим решать вопросы своей религиозной жизни оказалось для правительства гораздо более выгодным делом, чем их неограниченное притеснение.

Таким образом, на протяжении XVIII в. правительство перешло от мер принуждения нерусского населения Среднего Поволжья к принятию православия к провозглашению веротерпимости. Однако ослабление религиозных притеснений не означало отмену политики христианизации. Татарское население края в своем большинстве по-прежнему сохраняло приверженность исламу.



Социально-экономическое развитие края в XVIII в.

XVIII век был ознаменован значительными изменениями в социально-экономическом развитии страны. Ускоренно растет промышленность, во второй половине столетия в ней начинается формирование капиталистического уклада. В деревне развиваются товарно-денежные отношения, увеличивается производство сельскохозяйственной промышленности. Расширяется внутренняя и внешняя торговля. В целом началось разложение фео-дально-крепостнических порядков.

Среднее Поволжье не оставалось в стороне от общероссийских социально-экономических процессов. Если в сельском хозяйстве изменения оказались не столь яркими и крупными, то в сфере промышленности и торговли, как и в целом в стране, произошли большие, даже поворотные сдвиги.

Абсолютное большинство населения Среднего Поволжья (особенно нерусские народы) проживало на селе. Основным занятием сельского населения, как и прежде, являлось земледелие.

Более всего земли отводилось под посевы ржи. Это была основная в крае сельскохозяйственная культура. Но постепенно расширились площади, занимаемые пшеницей, горохом, полбой, просом, гречихой. Больше стали сеять крестьяне льна, конопли и других технических культур. Земля обрабатывалась по трехпольной системе. В то время это была наиболее распространенная и передовая система земледелия.



Основными сельскохозяйственными орудиями оставались деревянные сохи, бороны, мотыги, серпы и цепи. Однако традиционный набор сельскохозяйственной техники начал меняться. Этому способствовал взаимный обмен крестьянами разных национальностей земледельческим опытом. Так, у татар главным орудием пахоты в XVIII в. был сабан – тяжелый плуг с металлическим лемехом. Он был особенно удобен при вспашке целинных, малообработанных участков. Но таких земель в крае уже почти не оставалось. Поэтому татары охотно использовали для пахоты простую и удобную соху, которую до этого чаще применяли русские крестьяне. Те же, в свою очередь, начинали использовать сабан.

Урожайность зерновых была невысокой. В среднем по Казанской губернии она колебалась от сам-3 до сам-5. Правда, так было не всегда и не везде. Более высокие урожаи собирали в хозяйствах Чистопольского и Спасского уездов. У татар Сеитовой слободы под Оренбургом урожаи «капризной» пшеницы доходили до сам-6 и сам-7.

Многие крестьяне имели свои огороды, на которых выращивали свеклу, лук, морковь, капусту, огурцы. Распространенными садовыми культурами были яблоня и вишня.

Важной отраслью сельского хозяйства являлось животноводство. Крестьяне разводили лошадей, коров, овец, коз, свиней, различную птицу. Татары-мусульмане свиней не держали. По тем временам семья со средним достатком имела в своем хозяйстве обычно две-три лошади, столько же коров, 10-15 овец или коз, 15-20 кур или гусей. В восточных уездах Казанской губернии татарские крестьяне располагали в два-три раза большим количеством скота, чем в центральных уездах.

Общее производство сельскохозяйственной продукции увеличилось. Но это было следствием того, что в XVIII в. усилилось хозяйственное освоение края. Крестьяне перемещались на юг и юго-восток, заселяя новые местности. Во второй половине столетия началось освоение черноземных земель восточного Заволжья. В процессе колонизации участвовали и крестьяне северных и центральных районов России.

В XVIII в. и земледелие, и животноводство начинают втягиваться в товарные, рыночные отношения. Так, основная масса крестьянского хлеба шла на продажу. Товарную продукцию стало производить пчеловодство, которое было сильно развито в хозяйствах нерусских крестьян губернии.

Получают распространение арендные операции. Земли сдавали в аренду государство и отдельные землевладельцы. Они использовались как для обработки, так и для постройки промышленных предприятий, мельниц и т.д.

Формирование и развитие товарно-денежных отношений влекло за собой имущественное расслоение деревни на «зажиточных», «средних» и «скудных» крестьян. Они в основном различались по имевшемуся у них количеству земли и скота. «Зажиточные» крестьяне нередко были и владельцами мельниц, кожевенных, мыловаренных и других «заводов», нанимали батраков из своих односельчан.

Основную массу сельского населения губернии, или 80 процентов, составляли государственные крестьяне. Их средний надел не превышал 7-15 десятин на душу. К концу века в некоторых уездах начинает наблюдаться малоземелье государственных крестьян. Наделами от 5 до 7 десятин на душу располагали удельные крестьяне. Меньше всего земли было у помещичьих крестьян.

В XVIII в. положение всех категорий крестьянства значительно ухудшилось. Прежде всего из крестьянских хозяйств государство извлекало средства, которые шли на многочисленные войны и реформы, строительство казенных мануфактур. Так, в 60-80-х гг. оброчный налог в крае был повышен почти в три раза.

Очень тяжело приходилось помещичьим крестьянам. Эти крестьяне, которых к концу 60-х гг. XVIII столетия насчитывалось около 46 тысяч, стали полностью бесправными. Помещики сокращали крестьянские наделы, доводили барщину до 4-5 дней в неделю. К концу столетия крестьяне должны были обрабатывать своим инвентарем почти все помещичьи земли.

Помещики же расширяли свои владения. Они добивались этого за счет земель казны, удела, местного нерусского населения. Расширению помещичьего землевладения способствовали пожалования дворянам крупных участков правительством.

Многие помещики становились на путь предпринимательства. В поместьях появились винокуренные заводы (винокурение было объявлено монополией дворян), суконные, полотняные, стекольные и другие предприятия. На них трудились крепостные крестьяне. Однако подневольный труд был малоэффективен.

Крупными владельцами земли и крепостных в крае до 1764 г. были церковь и монастыри. Одному казанскому архиерейскому дому принадлежало около 50 сел и деревень, в которых проживало 8,6 тысячи крепостных крестьян. Общее число монастырских крестьян в первой половине столетия превышало 80 тысяч человек. В ходе секуляризации, проведенной в 1764 г., монастырские и церковные имения были переданы в ведение Коллегии экономии. Монастырские крестьяне перешли в казну и стали называться экономическими крестьянами.







Сейчас читают про: