double arrow

Минимизация территориальных связей

Выявление связей рассматриваемого объекта в системе высшего уровня: город – в групповой системе населенных мест, жилого района – в городе. Территориальная компоновка элементов.

Районирование территорий города в формировании городских селитебно-производственных и селитебных районов.

Литература

1. Бунин А.В. История градостроительного искусства: В 2-х т./ А.В.Бунин, Т.Ф. Саваревская. – 2-е изд. – М.: Стройиздат, 1979. – Т.1. – 496 с.

2. Ю.В. Алексеев, Г.Ю. Сомов. Градостроительное планирование поселений т. 1. Эволюция планирования: Учебник в 5 т. - М.: Издательство АСВ, 2003. - 336 с.

3. Е.Ю.Бондаренко История городов; Дальневосточный государственный университет, Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий – Владивосток, 2002.- 127с.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №18

1.Состав проектной документации генплана города.

На генеральном плане,который выполняется на топографическом плане (геоподоснова, см. цв. ил. 16), показываются:

— границы проектируемой тер­ритории;

— границы территорий различного функционального назначения;

— красные линии, линии регули­рования застройки, планировочные ограничения (границы технических, водоохранных, санитарно-защитных зон, зон охраны памятников и др.);

— названия улиц, проездов;

— проектное функциональное использование территории с про­ектными границами территорий жилой, общественной застройки, зеленых насаждений общего поль­зования и др.;

— сохраняемые, сносимые и про­ектируемые здания и сооружения, с указанием этажности, номеров корпу­сов, абсолютной отметки пола первого этажа, разбивочных осей и осевых раз­меров, входов, въездов, приямков;

— сохраняемые и проектируемые дороги, улицы, проезды к зданиям, пожарные проезды, загрузочные и разворотные площадки, автостоянки с указанием ширины внутриквар-тальных улиц, проездов, автостоянок с разметкой машино-мест;

— зеленые насаждения, пешеход­ные пути и площадки с указанием их назначения, основные элементы благоустройства (места размещения малых архитектурных форм, ограды, подпорные стенки, откосы);

— направление «север—юг»;

— условные обозначения.

-планировачная структура города. Его функциональное зонирование

-организация транспортых сетей

-организация инженерное обародование

2.Архитектурная организация пешеходных улиц центра.

Сеть пешеходных аллей и дорог прокладывается за преде­лами дворов по направлению основных пешеходных связей по наиболее коротким направ­лениям (рис. 68). Она предназ­начается для связи микрорайо­нов и отдельных групп домов с учреждениями культурно-быто­вого обслуживания, остановоч­ными пунктами пассажирского транспорта и магистральными улицами. Вместе с пешеходными и прогулочны­ми дорожками жилых дворов и озелененных пространств микрорайонов, троту­арами жилых улиц и проездов пешеходные аллеи и дороги образуют единую сеть пешеходных сообщений микрорайона, межмагистральной территории и жилого района. Их ширина устанавливается в соответствии с ожидаемыми по­токами движения в час «пик» (ширина пешеходной прогулочной дорожки не менее 1,5 м). Пешеходные пути в микрорайонах должны обеспечивать возмож­ность проезда механических инвалидных колясок.

2.Размещение складских зон города.

Складское хозяйство занимает в среднем 1,5 – 2% всей территории города и до 6% внеселитебной территории. Размещение складов в структуре города , должно основываться на выполнении основных градостроительных требований: минимизации всех внутригородских грузопотоков с исключением транзитных перевозок и рационального использования городских территорий.

Складское хоз-во состоит из складов нескольких отраслей групп: промышленных, торговых, строительных, топливных…. К Градостроит факторам определяющим формы и принципы размещения складов относятся : функционально-пространственная организация складов в планировочной структуре города, интенсивность использования складских территорий, объемно-пространственное решение склада. Основой планировочной организации склада явл зонирование его территории с выделение складской зоны, транспортной зоны, зоны бытового и производственного обслуживания, санитарно-защитной зоны. Склад с зоны должны быть приближены к пересечением основных грузопроводящих транспортных коммуникации. Градостроительное решение складской зоны должно исходить из след принципов: 1. формирование кооперативных сладских копплексов с активным использованием подземного прост-ва, так повышается интенсивность использования тер-рии.2. устранение дополнительных грузовых перевозок на территории города за счет организации сети складских комплексов. 3.формирование систем городских складских копплексов совместно с элементами внутригородского и внегородского грузового транспорта, формирование транспортно-грузовых зон в комплексе с объектами и сооружениями внешнего транспорта

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №19

1.Задачи районной планировки.

Формирование функционально - планировочной структуры жилых районов и микрорайонов, направленное на создание комфортных условий жизнедеятельности населения, связано с необходимостью обеспечения:

единства их пространственной организации и связей с застройкой окружающих территорий;

зонирования территории, позволяющего рационально расположить ее различные функциональные участки по отношению друг к другу;

размещения в полном объеме всех видов учреждений культурно-бытового обслуживания и создания удобных условий пользования ими;

рациональной трассировки системы улиц и дорог, обеспечивающей быстрые сообщения между жильем, местами занятости и общественными центрами;

формирования единой системы озеленения и благоустройства территории для отдыха населения и занятий спортом;

защиты жилой среды от вредного влияния транспорта - выхлопных газов, шума, пыли и т.п.;

выразительного архитектурного облика застройки, соответствующего современным градостроительным требованиям.

Районная планировка - вид градостроительного проектирования, результаты которого, реализуясь в масштабах областей и их районов, имеют одновременно и ориентирующее для работ следующего нижнего уровня - генеральных планов городов и поселений - значение.

Главными задачами районной планировки являются:

1. выявление природных, территориальных, трудовых и экономических ресурсови возможностей развития и размещения промышленного, гражданского,сельскохозяйственного, транспортного и рекреационного строительства;

2. разработка предложений по зонированию территории и комплексномуразмещению крупных хозяйственных объектов;

3. определение демографической динамики и перспектив развития сети городскихи сельских поселений, формирования систем расселения, их планировочнойструктуры, направлений реконструкции сети сельских населенных мест;

4. определение перспектив развития и разработка систем межселенногокультурно-бытового обслуживания и массового отдыха населения;

5. определение перспективных потребностей и разработка мероприятий поводоснабжению, канализации, энергоснабжению, размещению транспортных иинженерных коммуникаций;

6. определение комплекса условий и разработка мероприятий по улучшению гигиенических характеристик территории, охране воздушного и водного бассейнов, почвенно-растительного покрова и животного мира.

Проекты районной планировки конкретизируются в зависимости от профиля народнохозяйственного развития проектируемого района. (Например в районах преимущественного развития сельского хозяйства важнейшими являются задачи разработки рациональной специализации сельскохозяйственного производства, эффективного использования земель, перспективы сельского расселения, вопросы агропромышленной кооперации.)

Гармоничное социально-экономическое развитие территории зависит от рациональности ее функционального зонирования и планировочной организации.В то же время важное значение в районной планировке придается и градостроительному регулированию территории, под которым понимается подразделение на зоны, для каждой из которых устанавливается определенный режим хозяйственного использования и социального развития на далекую перспективу. При этом выделяются, в основном, три вида зон градостроительного регулирования - интенсивного, экстенсивного и ограниченного освоения. В соответствии с этими режимами дифференцируются зональные стратегии преимущественно градостроительного, производственного строительства, природоохранных мероприятий проектируемых районов.

2.Типология планировочных структур города.

В то время как функциональное зонирование характеризует различия в видах использования территорий и районов города, планировочная структура отражает единство и взаимосвязанность различных частей городского организма.

Наиболее наглядно характер планировочной структуры иллюстрирует схе­ма основных магистралей города и связанные с ней его главные общественные центры. К этим осям и центрам тяготеют интенсивно освоенные полосы и аре­алы городской территории. В сочетании они формируют основу территориаль­но-планировочной организации города, получившей в градостроительной лите­ратуре термин «каркас», которому подчинены все остальные территории горо­да. Если в малом городе это чаще всего жилой и производственный районы, зо­на отдыха, то с ростом города его территориально-планировочная структура ус­ложняется, растет и степень иерархичности ее членений. Так, в крупных горо­дах формируются планировочные районы, в состав которых могут входить не­сколько жилых районов, мест приложения труда, крупные озелененные масси­вы. Численность населения таких районов в зависимости от величины города может составлять 100-300 тыс. человек.

В крупнейших и сверхмиллионных городах возникают и более крупные пла­нировочные членения с населением до 1 млн. человек - планировочные зоны, состоящие, в свою очередь, из нескольких планировочных районов (рис. 24). Важнейшим принципом формирования планировочных районов и зон является обеспечение по возможности максимального баланса многообразных функцио­нальных связей населения в их пределах за счет сокращения числа непроизводительеых общегородских поездок.

а – компактная, б – расчлененная, в – протяженная, г – комбинированная, 1 – коммуникационные оси и узлы, 2 – селитебные территории, 3 – производственные территории, 4 – ландшафтно-рекреационные территории.

Компактный тип – характеризуется расположением всех фун-х зон города в едином периметре.

Расчлененный тип – возникает при пересечении территории города реками, оврагами или железной дорогой.

Рассредоточенный тип – предлагает несколько городских планировочных образований, связанных между собой транспортными линиями. Возникновение этого типа обуславливается характером градообразующей группы предприятий данного города (например добывающая промышленность) или природно-климатическими условиями.

3.Функциональное зонирование промышленных предприятий. Городская промышленная зона- основная градостроительная структурная единица производственной территории города. В то время как в крупных городах производственная территория формируется включая все перечисленные выше звенья, в малых и средних городах она может быть представлена одним или двумя-тремя предприятиями по схеме: предприятие - производственная территория (при раздельном размещении предприятий) или предприятие - промышленный узел (при смежном их размещении). Размеры городской промышленной зоны определяются в зависимости от максимально возможной степени кооперации и сближения предприятий, рационального расселения трудящихся, обеспе­чения транспортного обслуживания и санитарной классификации производств.

В зависимости от характера технологического процесса и выделяемых производственных вредностей промышленные предприятия делят на пять классов. Санитарно-защитная зона (расстояние до границ селитебной территории) для предприятий 1-го класса должно быть не менее 1000 м; 11-го класса -500 м; 111-го класса - 300 м; IV-ro класса - 100 м; V-ro класса - 50 м. С учетом санитарной классификации и объемов грузооборота промышленных предприятий определяется характер взаимного расположения промышленных зон и селитебной территории. Зоны с предприятиями I и II классов независимо от величины грузооборота предприятий рекомендуется размещать в удалении от селибетной территории. Зоны с предприятиями, не выделяющими производственных вредностей, не требующими подъездных железнодорожных путей, размещают в пределах селибетных территорий.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №20

1.Структура опорного плана исторического города.

Каждый историко-культурный опорный план является документом, в котором отображаются все градостроительные элементы и сооружения, представляющие собой историко-культурную ценность, характеризующие этапы развития поселения.

На определение наиболее эффективного использования исторических зданий оказывает влияние: характер района, где они расположены; их первоначальное назначение и современное состояние; объемно-пространственная структура; участок памятника, его размеры и планировка. В качестве основных видов использования памятников архитектуры рассматриваются: культовое; музейное; как объекта, обслуживающего разнообразные культурно-бытовые потребности населения; для обслуживания туристов и экскурсий.

В целях обеспечения охраны памятников устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки, зоны охраняемого ландшафта (рис. 89).

Охранная зона - это территория, непосредственно окружающая памятник, предназначенная для обеспечения сохранности памятника и ближайшей к нему среды, целесообразного его использования и благоприятного зрительного восприятия.

Зона регулирования застройки - территория, окружающая охранную зону памятника, необходимая для сохранения или восстановления характера исторической планировки, пространственной структуры, для закрепления значения памятников в застройке или ландшафте, для обеспечения архитектурного единства новых построек с исторически сложившейся средой. Зона охраняемого ландшафта устанавливается на территории, не вошедшей в состав охранных зон и зон регулирования застройки, для сохранения ценного ландшафта - водоемов, рельефа, определивших местоположение господствующих в композиции зданий и сооружений, влияющих на целостность исторического облика населенного места или памятника, расположенного как в застройке, так и в природном окружении.

Все перечисленные зоны обязательны для учета при любом будущем строительстве. При этом принимаются во внимание и ограничительные условия градостроительного (плотность застройки, высотность, антропогенная нагрузка чел/га и др.); технологического (инженерное обустройство, технические решения, коллекторы, сваи, конструкции); санитарно-гигиенического (вредности всех видов) и стилистического (ритм, пропорции, масштаб, стиль и т.д.) характера.

2. Внешние пространства в композиции центра.

3. Радиусы доступности жилого района.

Общим принципом построения территориально - планировочной структуры сетей и центров обслуживания является критерий частоты пользования культурно- бытовыми учреждениями, а, следовательно, и минимизации затрат времени на их доступность. Чем чаще посещаются учреждения, тем ближе к месту жительства целесообразно их располагать. Интеграция же учреждений обслуживания в соответствующие структурные единицы и центры эффективна, прежде всего, с позиций обеспечения комплексности обслуживания (возможности, посетив один такой центр, удовлетворить в то же время разные виды потребностей). Вместе с тем это способствует созданию масштабных архитектурно- пространственных акцентов, разнообразящих определенную монотонность массивов жилой застройки.

Объединение культурно-бытовых учреждений в составе сетей и центров обслуживания в соответствии с принципом частоты пользования дифференцирует их по так называемым ступеням обслуживания, соотносящимся со структурными членениями селитебной территории, а значит, определяет и радиусы обслуживания учреждений и время, затрачиваемое на их посещение.

Учреждения повседневного пользования (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, продовольственные и промтоварные магазины повседневного спроса, приемные пункты предприятий бытового обслуживания, клубные помещения и т.п.) размещают в микрорайонах с радиусом доступности до 500 м. Учреждения периодическогопользования (кинотеатры,универсамы, клубы, библиотеки, спортивные сооружения и т.п.) размещают в жилых районах в пределах пешеходной доступности до 1200 м или затрат времени напроезд на общественномтранспорте (включая подходк остановке) неболее 15 мин. Учреждения эпизодического пользования (театры, выставочные залы, административныеучреждения, крупные универсамы, специализированные магазиныи т.п.) размещают вцентрах городов, а в крупных городахи в центрах их планировочныхрайонов, входящих в систему общегородского центра (рис. 37).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №21

1 Зоны охраны и регулирования в городах.

Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Современное окружение при не­умелом подходе может ослаблять впе­чатление, производимое старинными зданиями, поэтому при реконструкции исторической застройки необходимы специальные градостроительные ме- роприятия, важнейшим из которых является создание охранных зон.Границы и конфигурацию их опре­деляют с учетом создания условий, обеспечивающих оптимальное обоз­рение памятника. Территории с па­мятниками подразделяются на три категории: отдельно стоящие объекты вне своей первоначальной среды: ансамбли, в том числе с частичны­ми утратами отдельных построек: большие фрагменты исторической застройки, включающие городской ландшафт. Крупные архитектур­но-исторические ансамбли и терри­тории, насыщенные памятниками, получают статус заповедных зон.Территории, расположенные за пре­делами охранных зон, называются зонами регулирования,в пределах которых сохраняются планировоч­ная структура, характер городского ландшафта, ограничивается этаж­ность новых построек и т.п.

2.Внутренние пространства центра.

Приемы организации внутренних пространств микрорайонов также весь­ма многообразны и, в первую очередь, потому, что различны по размерам и си­туационным особенностям сами жилые образования. Укрупненно их можно разделить на формирующиеся по прин­ципу создания единого пространства (компактного или развитого) и расчле­ненного (несколько субпространств -обособленных или взаимосвязанных). В композиционном построении внут­ренних пространств рекомендуется обеспечивать смену видовых перспек­тив, открывающихся при передвиже­нии по улицам и аллеям.

При проектировании микрорайонов используют различные принципы структурной организации входящих в их состав жилых домов. Возможны два полярных варианта: замкнутые объем­но-пространственные комплексы (по принципу «пространство, ограниченное зданиями») и открытые (отвечающие принципу «здание, свободно стоящее в пространстве»). В интервале этих реше­ний - многообразие комбинированных вариантов организации пространств, главным условием формирования кото­рых является создание уютной, ком­фортной среды для повседневной жиз­недеятельности населения.

Обязательным условием достиже­ния архитектурно-пространственной выразительности жилой застройки яв­ляется использование таких средств композиции, как метр и ритм; тождест­во, контраст, нюанс; симметрия и асим­метрия; пропорция, масштаб и мас­штабность.

3.Транспортные схемы городов разной величины.

а- в малых, б – в средних, в – в крупных

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №22

1.Уровни проектирования градостроительных объектов.


Сейчас читают про: