double arrow

Концепция культуры К. Леви-Стросса

Структуралистская школа

Представители: К. Леви-Стросс, Ж. Деррида, Ж. Лакан, М. Фуко, Р. Барт. Направление сформировалось в 1920-х гг. Опирается на использование структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии и истории. Основа структурного метода – выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений, признание методологического примата отношений над элементами в системе, примат синхронии над диахронией.

Клод Леви-Стросс (р. 1908) – французский этнограф и социолог, один из основных представителей французского структурализма. Член Французской академии (с 1973). Испытал влияние французской социологической школы и американской школы культурной антропологии. Основной объект исследования – первобытные общества, преимущественно Южной и отчасти Северной Америки. Основные сочинения: "Структурная антропология" (1958), "Мифологии" (1971), "Структурная антропология - 2" (1973), "Структура мифов" (1970), "Колдун и его магия" (1974) и др. Неудовлетворенный субъективизмом господствовавшей в середине ХХ века во Франции экзистенциальной философии, Леви-Стросс обращается к этнографии и антропологии.

Главный концептуальный акцент в творчестве Леви-Стросса – анализ структур мышления и социальной жизни, не зависящих от индивидуального сознания и выбора. При этом значение понятия "культура" у Леви-Стросса близко понятию "общество" у его предшественников из французской социологической школы; вслед за Моссом и Дюркгеймом Леви-Стросс считает разум "скорее продуктом, чем причиной культурной эволюции". Культура как универсальный атрибут человеческого бытия обладает примерно одинаковым набором признаков в различных обществах. Цель исследования социальных и культурных структур Леви-Стросс видит в "обнаружении законов порядка, лежащих в основе разнообразия верований и институтов".

Анализируя правила брака, терминологию родства, принципы построения первобытных классификаций природного и социального миров, ритуалы, тотемизм, мифы, маски как знаковые системы особого рода, Леви-Стросс выявляет за видимым разнообразием социальных установлений общие схемы и возможности обмена (товарами, женщинами, информацией) и преодолевает тем самым антиномию между постулируемым единством бытия и множественностью форм, в которых мы его постигаем. В методике этого анализа Леви-Стросс опирается на опыт современной структурной лингвистики как наиболее научно развитой области гуманитарного исследования, отдавая предпочтение синхронным (т. е. неизменным) отношениям перед диахронными (т. е. изменяющимися в истории). Анализируя социальные явления с помощью приемов структурной фонологии, он выявляет значение бинарных оппозиций (сырое–вареное, гниющее–нетленное, природное–культурное и др.) в мифе. С помощью тех же приемов Леви-Стросс построил абстрактно-математическую модель возможных типов брака и семьи.

В основу типологии современных обществ Леви-Стросс кладет следующие признаки: удаленность друг от друга в пространстве, во времени, а также одновременно и в пространстве, и во времени. Критерии кумулятивистского типа он считает применимыми только при сопоставлении обществ, соотнесенных во времени, в истории, причем сама история мыслится не как протяженная, а как дискретная – как последовательность сменяющихся во времени социальных состояний. Соотношение между сосуществующими в пространстве современными обществами – индустриально развитыми и "примитивными" – названо соотношением "горячих" и "холодных" обществ: первые стремятся производить и потреблять как можно больше энергии и информации, а вторые ограничиваются устойчивым воспроизводством простых и скудных условий существования. Однако человека нового и древнего, развитого и "примитивного" объединяют всеобщие законы культуры, законы функционирования человеческого разума.

Леви-Стросс выдвигает концепцию "нового гуманизма", не знающего сословных и расовых ограничений. Основу такого гуманизма составляет "сверхрационализм", предполагающий единство чувственного и рационального и опирающийся на "логику чувственных качеств" как прообраз современной науки. Интеллектуальный пафос концепции Леви-Стросса – обнаружение единства физических, физиологических, психологических и социальных закономерностей (и в этом смысл провозглашаемой Леви-Строссом "редукции культуры к природе").

Несмотря на универсалистские претензии, предлагаемый Леви-Строссом подход оказывается наиболее эффективным как раз в объяснении и классификации отдельных деталей социального бытия (так, изучение формы ритуальных масок помогает уточнить стадии производственно-технологического развития этнической общности – наличие у нее меднолитейного производства и проч.).

Стремясь преодолеть недостатки традиционного рационализма и эмпиризма, Леви-Стросс предлагает свой подход, основанный на интеграции чувства и разума, – суперрационализм: его главная идея в том, что универсальность человеческой природы заложена в подсознании, исследуя которое можно получить объективное знание о человеке, составляющее содержание новой науки – "структурной антропологии". Положение о том, что структурные модели, используемые в лингвистике (и во многом аналогичные моделям антропологии) коренятся в бессознательном, или в структуре человеческого ума, Леви-Стросс воспринял от лингвистов: Ф. де Соссюра, Якобсона и Н. Хомского. В рамках своей антропологической теории Леви-Стросс попытался наметить контуры общесоциологической теории, предполагающей объяснение человека и человеческого общества.

Он говорит о необходимости научной триады (этнографии, этнологии и антропологии), позволяющей, начав с регистрации конкретных фактов, перейти к первой стадии синтеза путем сравнительного метода, а затем к более высокой, конечной стадии синтеза – стадии структурной антропологии, выявляющей структурные элементы, совокупность которых составляет бессознательную структуру человеческого разума.

Многоплановость характерна не только для содержательной стороны сложной системы научных воззрений Леви-Стросса, но и для эволюции его научных исследований. С помощью математика А. Вейля автору удалось построить математические модели правил бракосочетания в архаических обществах австралийцев. Позднее Леви-Стросс писал о возможности применения ЭВМ для исследования мифа. Он явился пионером использования математических моделей и ЭВМ в этнологии, его работы имеют существ, значение для математизации гуманитарного знания.

Для объяснения скрытых структур социокультурных явлений первобытного строя Леви-Стросс применил принцип "взаимности", предложенный одним из учеников Дюркгейма Моссом, считавшим этот принцип основой древнейшего обычая обмена подарками. Введя его в этнологию, Леви-Стросс стал рассматривать ее как науку, исследующую разные виды обменов в человеческом обществе и тем самым сблизил ее с науками, исследующими обмены сообщениями, в том числе словесными, – с семиотикой и лингвистикой. В конечном счете Леви-Стросс склонился к рассмотрению этнологии как части семиотики.

Ключевое место в творчестве Леви-Стросса занимает исследование мифологии и фольклора, его называют отцом структурной типологии мифа как важнейшей части структурной антропологии. Леви-Стросс считал, что мифологическое сознание адекватно отражает "анатомию ума", и поэтому придавал проблеме структуры мифа исключит, значение, поскольку ему так и не удалась попытка раскрыть структуру разума с помощью анализа брачных норм и систем родства.

Исследователь совершил переход от символической теории мифа (Юнг, Кассирер) к собственно структурной, использующей операциональные методы теории информации и структурной лингвистики. В статье "Структура мифа" (1955) он не только пытается применить к фольклору принципы структурной лингвистики, но и считает миф феноменом языка. Функция мифа усматривается в примирении исходных противоречий с природой, причем эта задача не решается, а только отодвигается и сглаживается, поскольку противопоставление крайних полюсов не устраняется, а заменяется парой противоположностей менее далеких.

Мифологическое мышление Леви-Стросс характеризует как способное к обобщениям, классификации и анализу, как вполне "научное", логическое (в противоположность утверждениям Леви-Брюля) и никак не зачаточное. Оно составило субстрат человеческой цивилизации и, по своей логике, в некоторых аспектах предвосхитило современное естествознание. Мифологическая логика оперирует бинарными оппозициями типа небо–земля, день–ночь, правое–левое, причем обычно имеет дело не с изолированными оппозициями, а с их ансамблями, пучками. Выявление бинарных оппозиций является важнейшей стороной методики Леси-Стросса. Анализируя их разнообразие и взаимопереходы, он показывает, что мифологичное мышление принципиально метафорично и его смысл раскрывается в бесконечных трансформациях образов. Леви-Стросс приписывает бинарности универсальный характер, хотя механизм человеческого мышления не сводится к бинарным оппозициям – он несравненно более сложен.

Основные темы "Мышления дикарей" развиты в произведении "Мифологичные" (1964–1971), где дан скрупулезный анализ структуры сотен мифов (сказок) американских индейцев, обоснован тезис об исконном культурном единстве всех индейцев Америки. В этом произведении исследователь переориентировался с языка на музыку как образец мифа. Ссылаясь на Вагнера, анализировавшего мифы средствами музыки, он уподобляет миф музыкальному произведению и помещает его между языком и музыкой. Мифы, как и музыка, довольно близко воспроизводят универсальные структуры бессознательного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: