double arrow

Вопрос.. Шихабуддин аль-Марджани родился 16 января 1818 года в с. Ябынчи нынешнего Атнинского района Татарстана.Образование получил в медресе д. Ташкичу Казанского


Вопрос

Шихабуддин аль-Марджани родился 16 января 1818 года в с. Ябынчи нынешнего Атнинского района Татарстана.Образование получил в медресе д. Ташкичу Казанского уезда, Бухаре, Самарканде.В семнадцатилетнем возрасте он начинает преподавать в медресе и, будучи неудовлетворенным учебником морфологии персидского языка, составляет свой. В 1838 году он отправляется в Бухару для продолжения образования, а затем вСамарканд — один из древних очагов культуры Средней Азии.В 1848 году, после одиннадцатилетнего отсутствия, с новым багажом знаний Марджани возвращается на родину и в марте 1850 года назначается имамом-мударрисом 1-й Казанской мечети. С официальными светскими властями у Марджани также устанавливаются позитивные контакты. Он выполняет отдельные поручения казанской губернской власти: следит за изданием текста Корана в казанской типографии, организует сбор денег для кавказских народов, пострадавших от землетрясения, составляет отчеты о рождении, бракосочетании, смерти мусульман для государственных учреждений, участвует в судебных заседаниях при произнесении клятв мусульманами. Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани: в 1870 году выходит в свет его книга «Назратуль-хакк», с новыми для своего времени и среды религиозно-реформаторскими идеями, принесшая автору широкую известность не только на родине, но и на всём мусульманском Востоке.

Просветительские идеи Марджани охватывают самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа, включая в себя мысли о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого (античной, арабской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской культур). Ученого заботили и вопросы воспитания национального самосознания татарского народа, беспокоили его благосостояние, социально-экономическое и политическое положение. Считая просвещение самым мощным орудием прогресса, ученый пытался вызволить свой народ из «спячки». Ученый стремился ответить на многие вопросы, которые поднимало развивающееся по буржуазному пути татарское общество: «обновить веру», поднять социально-политический и культурный уровень татарского народа, приобщить его к современной цивилизации. Религиозные взгляды Марджани проявляются в критике вопросов каляма (направление в исламской теологии). Необходимы были реформа медресе, преобразование преподавания. Марджани — предвестник джадидского движения в России[1], и именно он заложил его основы — реформу преподавания в медресе, усвоение татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки. Марджани написал более 30 произведений, большая часть которых была издана в основном на арабском языке.[2] Не все произведения, написанные ученым, еще обнаружены. Идейно-философские взгляды Марджани, его деятельность в качестве педагога, религиозного деятеля, историка, просветителя, философа останутся заметным явлением в отечественной истории. Просветительские идеи Марджани охватывают в 70 — 80 годы ХIХ века самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа, включая в себя мысли о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого (античной, арабской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской культур). Ученого заботят и вопросы воспитания национального самосознания татарского народа, беспокоят его благосостояние, социально-экономическое и политическое положение. Считая просвещение самым мощным орудием прогресса, ученый пытался вызволить свой народ из «спячки».
Мировоззрение Марджани, синкретически соединившее в себе религиозное реформаторство и просветительство, отразило диалектику развития этого периода в истории татарского общества. Оно эволюционизировало от религиозного реформаторства — периода его творчества до 70-х годов — к просветительской идеологии 70 — 80-х годов ХIХ века. Ученый стремился ответить на многие вопросы, которые поднимало развивающееся по буржуазному пути татарское общество: «обновить веру», поднять социально-политический и культурный уровень татарского народа, приобщить его к современной цивилизации.
Религиозные взгляды Марджани проявляются в критике вопросов каляма (направление в исламской теологии). Калям культивировался в татарских медресе в ХVIII-ХIХ веках, его знание считалось обязательным для учеников: он был включен в программу обучения и считался одним из основных предметов. Поэтому обращение к каляму Марджани было объективно обусловлено своим временем. Необходимы были реформа медресе, преобразование преподавания.
Наиболее подробно проблемы каляма Марджани изложил в «Китабуль-хикма аль-балига...». Это религиозное сочинение, в котором Марджани комментирует основные положения догматики ханафитов, согласно ему, неправильно интерпретированные некоторыми учеными. «Бог со всеми своими свойствами необходим, вечен, бесконечен, никем не создан, ни в ком не нуждается, Его атрибуты неотделимы от Его сущности», — пишет Марджани. Марджани — предвестник джадидского движения в России, и именно он заложил его основы — реформу преподавания в медресе, усвоение татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки. Марджани написал более 30 произведений, большая часть которых была издана в основном на арабском языке. Только некоторые сочинения написаны на татарском языке арабским шрифтом. Не все произведения, написанные ученым, еще обнаружены. Например, «Рисалятун фи масаилин-нахв» («Трактат о вопросах грамматики»), «Ат-тахрират аль-муфрада» («Отдельные редактирования»).
Идейно-философские взгляды Марджани, его деятельность в качестве педагога, религиозного деятеля, историка, просветителя, философа останутся заметным явлением в отечественной истории.

Исмаил Гаспринский -крымскотатарский просветитель, писатель, педагог, культурный и общественно-политический деятель. Исмаил Гаспринский был известен как пропагандист современных идей среди крымских татар, модернизатор их традиционной исламской культуры. С именем И. Гаспринского связано основание и развитие просветительского движения народов исламского Востока - джадидизм (новый, звуковой метод обучения грамоте, в широком смысле - обновление). Он радикально изменил сущность и структуру начального образования во многих мусульманских странах. Обучению крымскотатарских детей было предоставлено более светский характер. И. Гаспринского были разработаны основы реформирования традиционной мусульманской этно-конфессиональной системы народного просвещения. Его "методы обучения" с успехом применялись не только в Крыму, но и в Татарстане, Казахстане, Башкортостане, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Азербайджане, Турции, Северной Персии и в Китайском Туркестане. И. Гаспринского была написана и издана серия учебных пособий для национальных новометодных школ. Самым известным среди них стал учебник "Ходжа и субьян" ("Учитель детей"), который вышел в 4-х выпусках. Учителя новометодных школ, духовным предводителем и лидером которых был И. Гаспринского, стали пропагандистами его прогрессивных идей в широкие слой мусульманского населения. Тысячи джадидистських мектебе превратились в форпосты реформирования и обновления всей духовной жизни, повседневного быта многих тюркских народов Российской империи на рубеже XIX - ХХ вв. Многие добивались присвоения им имени И. Гаспринского. И. Гаспринского - организатор просветительского движения, известного, как джадидизм. От "усуль Джедид" ("новый метод") обучения. При новом методе обучения грамоте застосовувася "усуль саутия" ("звуковой метод"), когда отдельной букве отвечали конкретные звуки. В более широком смысле джадидизм был общественно-просветительских движением. Основные направления джадидизма: реформирование и распространения образования, создание и развитие национального печати; решение женского вопроса в соответствии с развитием современной цивилизации, создание единой тюркской речи, или хотя принятие единой классической; основания политических организаций, создание меценатских и филантропических структур, укрепление общественных, культурных и экономических связей между тюркскими народами, воспитание прослойки национальной интеллигенции, общая модернизация мусульманского образа жизни; налаживание сотрудничества с правительством государства, представителями культуры, образования, искусства.

В 1905 г. И. Гаспринского и его единомышленники создали мусульманскую либеральную организацию "Иттифак эль Муслима" ("Союз мусульман"). И. Гаспринского был членом ЦК и непосредственно возглавил Крымское отделение "Иттифак эль муслимин". Осенью 1905 г. он и возглавляемое им отделение организации перешли на позиции ?Союза 17 октября". И. Гаспринского принимал активное участие во всех трех съездах "Иттифак эль муслимин" и председательствовал на I учредительном форуме. Среди крымскотатарских политических единомышленников И.Гаспринского следует отметить известных общественных деятелей таких как Мустафа Кипчакскую, Асан Сабри Айвазов, Абдурахман Мемет оглу, Асан Тарпиев, Сулейман Кримтаев, Абдурешит Медиев, Рустам Ахундов, Гурзуф Ибрагим, Али Булгаков, Аббас Корбек, Исмаил и Амет Муфтизаде .

Гаспринский стоял у истоков Всероссийского профессионального союза полиграфических работников. Он распространял идеи организации многочисленных региональных "Общин содействия бедным мусульманам", "Библиотечных союзов" и активно участвовал в работе многих из них. В 1907 г. И. Гаспринского предложил созвать в Каире Всемирный Мусульманский Конгресс, который должен объединить прогрессивные силы Востока на пути реформирования и преобразований. Он должен рассмотреть оптимальные направления развития просвещения, культуры и вопросы экономического подъема народов, исповедовавших ислам.


Сейчас читают про: