Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Идеология славянофилов и их место в общественной жизни России 40-50 гг. XIXв




Развитие системы российского университетского образования в первой половине 19 века.

Восточный вопрос во внешней политике во второй четверти 19 века.

Восто́чный вопро́с — комплекс международных конфликтов конца XVII — начала XX веков, связанных с контролем над святыми местами в Палестине, а также с борьбой христианских (преимущественно православных) народов Османской империи за обретение независимости и с соперничеством великих держав (России, Австрии, Великобритании, Франции, позже Италии и Германии) за раздел слабеющей Османской империи.

Русско-Иранская война (1826-1828гг)

Причины:Геополитические противоречия России и Ирана на Кавказе,

Стремление Ирана вернуть кавказские территории, отошедшие к России по Гюлистанскому договору 1813г. (Северный Азербайджана и Дагестан).

Ход событий: Июль 1826г. – захват иранскими войсками южной части Закавказья.

Август-сентябрь 1826г. – освобождение русскими войсками ген. А.П. Ермолова захваченных территорий.

Апрель 1827г. – наступление русских войск ген. И.Ф. Паскевича на зависимые от Ирана Эриванское и Нахичеванское ханства.

Июнь 1827г. – взятие русскими крепости Нахичевань

Октябрь 1827г. – переход под контроль России Тавриза и крепости Эревань.

Условия мира:

Февраль 1828г. – Туркманчайский мирный договор.

-Присоединение к России Нахичеванского и Эриванского ханств (Восточная Армения)

-Признание исключительного права России иметь военный флот на Каспийском море.

-Контрибуция Ирана России в размере 20 млн. рублей. Русско-Турецкая война 1828-1829 гг

Причины:

Турция закрыла проливы для русского флота.

-Россия поддержала восстание в Греции против Турции.

Ход событий:

русские заняли Молдавию, Валахию, сев. Болгарию (ген. Дибич И.И.)

-захват Адрианополя

-на Кавказе ген. Паскевич И.Ф. взял штурмом турецкие крепости Карс, Ардаган, Поти, Баязет, Эрзурум.

Условия мира:

1829г. – Адрианопольский мир.

-Россия закрепляла за собой устью Дуная и восточное побережье Черного моря

-Открытие черноморских проливов для русских судов

-Признание независимости Греции, Сербии, Молдавии и Валахии

-Контрибуция Турции России в размере 33 млн. рублей.

На всем протяжении рассматриваемого периода для России важную роль играл вопрос о международно-правовом режиме черноморских проливов. До 40-х гг. XIX в. этот режим определялся, в основном, двусторонним соглашением России и Турции. Наибольшего влияния на Россию Турция достигла в 30-е гг. XIX в. во время действия Ункяро -Искелесского договора, обеспечивающего закрытие Портой входа в Черное море для военных флотов западных держав. Лондонскими конвенциями 1840 —1841 гг. влияние России в Турции было серьезно ослаблено. Впервые был заключен многосторонний договор великих держав и Турции о режиме проливов. В 40 — 50-е гг., теряя свои политические позиции на Ближнем Востоке, Россия все более склонялась к политическому курсу на раздел Османской империи или установление собственного преобладающего влияния в Константинополе, но наталкивалась на сопротивлениеТаким образом, во второй четверти 19 века РИ не сумела решить главных задач на востоке. Итогом восточной политики станет поражение РИ в Крымской войне 1853-1856 гг и навязывание ей позорных условий Парижского мира. Окончательное решение восточного вопроса придется на 1878 г., когда Россия одержит победу в русско-турецкой войне 1877-1879 гг. и балканские государства обретут независимость от длительного мусульманского гнета.




Александр I, взошедший на престол в 1801 г. обратился к новым общественным силам, которые помогли бы ему укрепить его положение – к либеральному реформизму, т.к. это привлекло бы на его сторону большинство просвещенных дворян.

К подготовке ряда реформ были привлечены «молодые друзья» императора Александра I: граф П.А. Строганов, князь А. Чарторижский, граф В.П. Кочубей и другие. В 1801 г. они составили Негласный комитет, который должен был разработать реформы по важнейшим сторонам жизни, в том числе и вопрос просвещения.



В связи с этим в 1802 г. создается Министерство народного просвещения. Его задачей становится полная реорганизация всего учебного процесса. В 1804 г. были опубликованы результаты работы Министерства: «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственным университетам».

Согласно этим уставам, создавалась система администрирования учебными заведениями. Народное образование делилось на 4 ступени:

- приходские училища;

- уездные училища;

- гимназии;

- университеты.

Вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, Петербургский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль Министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа. Попечителю подчинялся и ректор университета.

Срок обучения составлял 3 года.

Согласно Уставу, разработка учебных планов, выбор ректора, деканов и профессоров производились ученым советом. Реформа 1804 г. отличалась прогрессивностью и бесплатностью обучения. В дальнейшем (после Отечественной воны 1812 г. и восстания декабристов) Александр I усиливает реакционный курс, что сказывается и на образовании.

В 1817 году Министерство народного просвещения преобразовывается в Министерство духовных дел и народного просвещения, во главе которого становится бывший обер-прокурор Синода князь А. П. Голицын. Его деятельность началась с ревизии учебного процесса, пересмотра учебных планов. Некоторые университеты признавались очагами революционной заразы. Ее начали искоренять вначале в Казанском, а затем и в других университетах.

А события 14 декабря 1825 г. и вовсе вызвало принятие чрезвычайных мер: создание III отделения и корпуса жандармов, мероприятий на укрепление самодержавной власти и дворянства как его опоры. Весной 1826 года Министерство просвещения получило указание к пересмотру всей системы народного образования. Этим занялся Комитет устройства учебных заведений, деятельность которого определил министр просвещения Шишков: «Все вредное в преподавании и воспитании остановить, искоренить и обратить к началам, основанным на чистоте веры, верности и долге государю и отечеству».

Новый министр просвещения С.С. Уваров, становится на реакционную позицию. Этот комитет просуществовал до 1835 г. и результатом его деятельности была установка сословной принадлежности. Структура образования, созданная в 1804 г., была сломана: теперь университеты не курировали низшие и средние школы, а все учебные заведения округа переходили под надзор попечителя, которого назначал министр просвещения.

Московский университет, открытый в 1755 г., был центром высшего образования всей России. Кроме него, в первой половине XIX века были еще Дерптский и Виленский университеты. В первой половине XIX века его окончили историки С. Соловьев, Грановский, педагог Ушинский, литературный критик Белинский, писатели Герцен, Грибоедов, Тургенев, учился в нем и Лермонтов и др.).

По уставу 1804 года Московский университет имел 4 факультета:

1) физических и математических наук, 2) нравственных и политических наук, 3) словесных наук,

4) врачебных и медицинских наук

В 1805 г. открыли Казанский и Харьковский Университеты. Они были центрами научной и просветительской работы в учебном округе. Финансовое обеспечение университетов в основном было возложено на местное дворянство, поэтому многие из них испытывали трудности с финансами, а в этой связи и с устроением лабораторий, библиотек и др. важных для обучения вещей. Другая трудность – отсутствие студентов во вновь открывшихся университетах. Часто провинциальное дворянство настороженно относилось к университетам. Но и в самих университетах слагалась нелегкая обстановка, особенно в Казанcком, когда там стал попечителем учебного округа Магницкий, который увольнял неугодных профессоров, признанных им неблагонадежными и вел активную деятельность в рамках поддержания абсолютистских тенденций.

В 1819 году из Главного педагогического института образовался Петербургский университет.

Сначала он состоял из 3 отделений:

1) юридических и философских наук,

2) исторических и словесных наук, 3)математических и физических наук.

Но здесь не было четвертого, медицинского отделения, так как в Петербурге существовала Медико-хирургическая академия. В 1821 году и на Петербургский университет была распространена инструкция Магницкого. В начале 40-х годов отделения философского факультета Петербургского университета были преобразованы в самостоятельные факультеты —историко-филологический и физико-математический. В 1854 году был создан еще один факультет — восточный.

В период с 1833 по 1852 год общее число студентов (во всех университетах) увеличилось с 2725 человек до 3758.

Таким образом, в первой половине 19 века расширяется система высшего образования в РИ. Александром 1 сделаны попытки либерализировать образование, однако, заграничный поход русской армии, восстание декабристов способствовали усилению государственного контроля, образование в России по-прежнему носило сословный характер.

Славянофилы, представители одного из направлений русской общественой и философской мысли 40—50-х гг. 19 в. — славянофильства, выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, по их мнению, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России С. видели в отсутствии, как им казалось, в её истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии, которое С. Представляли себе как единственное истинное христианство. Те же особенности самобытного развития С. усматривали и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым были одной из причин названия самого направления (С., т. е. славянолюбы), данного им западниками . Для мировоззрения С. характерны: отрицательное отношение к революции, монархизм и религиозно-философские концепции. Большинство С. по происхождению и социальному положению были средними помещиками из старых служилых родов, частично выходцами из купеческой иразночинной среды. Идеология С. отражала противоречия русской действительности, процессы разложения и кризиса крепостничества и развития капиталистических отношений в России. Взгляды С. сложились в острых идейных спорах, вызванных "Философическим письмом" П. Я. Чаадаева. Главную роль в выработке взглядов С. сыграли литераторы, поэты и учёные А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин . Видными С. являлись П. В. Киреевский, А. И. Кошелев, И. С. Аксаков, Д. А. Валуев , Ф. В. Чижов, И. Д. Беляев , А. Ф. Гильфердинг , позднее — В. И. Ламанский , В. А. Черкасский . Близкими к С. по общественно-идейным позициям в 40—50-х гг. были писатели В. И. Даль , С. Т. Аксаков, А. Н. Островский,А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев , Н. М. Языков .Большую дань взглядам С. отдали историки,слависты и языковеды Ф. И. Буслаев, О. М. Бодянский , В. И. Григорович, И. И. Срезневский, М. А. Максимович. Средоточием С. в 40-е гг. была Москва,литературные салоны А. А. и А. П. Елагиных, Д. Н. и

Е. А. Свербеевых, Н. Ф. и К. К. Павловых. Здесь С.общались и вели споры с западниками. Многиепроизведения С. подвергались цензурным

притеснениям, некоторые из С. состояли под

надзором полиции, подвергались арестам.

Постоянного печатного органа С. долгое время не

имели, главным образом из-за цензурных препон.

Печатались преимущественно в "Москвитянине" ;

издали несколько сборников статей "Синбирский

сборник" (1844), "Сборник исторических и

статистических сведений о России и народах ей

единоверных и единоплеменных" (1845),

"Московские сборники" (1846, 1847 и 1852). После

некоторого смягчения цензурного гнёта С. в конце

50-х гг. издавали журналы "Русская беседа" (1856—

60), "Сельское благоустройство" (1858—59) и газеты

"Молва" (1857) и "Парус" (1859).

В 40—50-х гг. по важнейшему вопросу о пути

исторического развития России С. выступали, в

противовес западникам, против усвоения Россией

форм и приёмов западно-европейской политической

жизни и порядков. В борьбе С. против европеизации

проявлялся их консерватизм. В то же время,

представляя интересы значительной части дворян-

землевладельцев, испытывавшей растущее

воздействие развивавшихся капиталистических

отношений, они считали необходимым развитие

торговли и промышленности, акционерного и

банковского дела, строительства железных дорог и

применения машин в сельском хозяйстве. С.

выступали за отмену крепостного права "сверху" с

предоставлением крестьянским общинам земельных

наделов за выкуп. Самарин, Кошелев и Черкасский

были среди деятелей подготовки и проведения

Крестьянской реформы 1861. С. придавали большое

значение общественному мнению, под которым

понимали мнение просвещённых либерально-

буржуазных, имущих слоев, отстаивали идею созыва

Земского собора (Думы) из выборных

представителей всех общественных слоев, но

возражали против конституции и какого-либо

формального ограничения самодержавия. С.

добивались устранения цензурного гнёта,

установления гласного суда с участием в нём

выборных представителей населения; отмены

телесных наказаний и смертной казни.

Философские воззрения С. разрабатывались

главным образом Хомяковым, И. В. Киреевским, а

позже Самариным и представляли собой

своеобразное религиозно-философское учение.

Генетически философская концепция С. восходит к

восточной патристике , в то же время во многом связана с «философией откровения» Ф. Шеллинга, западноевропейским иррационализмом и романтизмом 1-й половины 19 в., отчасти воззрениями Г. Гегеля. Односторонней аналитической рассудочности, рационализму как и сенсуализму , которые, по мнению С., привели на Западе к утрате человеком душевной целостности, они противопоставили понятия «водящего разума» и «живознания» (Хомяков). С. утверждали, что полная и высшая истина даётся не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т. Е. духу в его живой цельности. Целостный дух, обеспечивающий истинное и полное познание,неотделим, по мнению С., от веры, от религии. Истинная вера, пришедшая на Русь из его





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 605; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8623 - | 7418 - или читать все...

Читайте также:

 

18.205.176.100 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.009 сек.