Развитие системы российского университетского образования в первой половине 19 века.
Восточный вопрос во внешней политике во второй четверти 19 века.
Восто́чный вопро́с — комплекс международных конфликтов конца XVII — начала XX веков, связанных с контролем над святыми местами в Палестине, а также с борьбой христианских (преимущественно православных) народов Османской империи за обретение независимости и с соперничеством великих держав (России, Австрии, Великобритании, Франции, позже Италии и Германии) за раздел слабеющей Османской империи.
Русско-Иранская война (1826-1828гг)
Причины:Геополитические противоречия России и Ирана на Кавказе,
Стремление Ирана вернуть кавказские территории, отошедшие к России по Гюлистанскому договору 1813г. (Северный Азербайджана и Дагестан).
Ход событий: Июль 1826г. – захват иранскими войсками южной части Закавказья.
Август-сентябрь 1826г. – освобождение русскими войсками ген. А.П. Ермолова захваченных территорий.
Апрель 1827г. – наступление русских войск ген. И.Ф. Паскевича на зависимые от Ирана Эриванское и Нахичеванское ханства.
Июнь 1827г. – взятие русскими крепости Нахичевань
Октябрь 1827г. – переход под контроль России Тавриза и крепости Эревань.
Условия мира:
Февраль 1828г. – Туркманчайский мирный договор.
-Присоединение к России Нахичеванского и Эриванского ханств (Восточная Армения)
-Признание исключительного права России иметь военный флот на Каспийском море.
-Контрибуция Ирана России в размере 20 млн. рублей. Русско-Турецкая война 1828-1829 гг
Причины:
Турция закрыла проливы для русского флота.
-Россия поддержала восстание в Греции против Турции.
Ход событий:
русские заняли Молдавию, Валахию, сев. Болгарию (ген. Дибич И.И.)
-захват Адрианополя
-на Кавказе ген. Паскевич И.Ф. взял штурмом турецкие крепости Карс, Ардаган, Поти, Баязет, Эрзурум.
Условия мира:
1829г. – Адрианопольский мир.
-Россия закрепляла за собой устью Дуная и восточное побережье Черного моря
-Открытие черноморских проливов для русских судов
-Признание независимости Греции, Сербии, Молдавии и Валахии
-Контрибуция Турции России в размере 33 млн. рублей.
На всем протяжении рассматриваемого периода для России важную роль играл вопрос о международно-правовом режиме черноморских проливов. До 40-х гг. XIX в. этот режим определялся, в основном, двусторонним соглашением России и Турции. Наибольшего влияния на Россию Турция достигла в 30-е гг. XIX в. во время действия Ункяро -Искелесского договора, обеспечивающего закрытие Портой входа в Черное море для военных флотов западных держав. Лондонскими конвенциями 1840 —1841 гг. влияние России в Турции было серьезно ослаблено. Впервые был заключен многосторонний договор великих держав и Турции о режиме проливов. В 40 — 50-е гг., теряя свои политические позиции на Ближнем Востоке, Россия все более склонялась к политическому курсу на раздел Османской империи или установление собственного преобладающего влияния в Константинополе, но наталкивалась на сопротивлениеТаким образом, во второй четверти 19 века РИ не сумела решить главных задач на востоке. Итогом восточной политики станет поражение РИ в Крымской войне 1853-1856 гг и навязывание ей позорных условий Парижского мира. Окончательное решение восточного вопроса придется на 1878 г., когда Россия одержит победу в русско-турецкой войне 1877-1879 гг. и балканские государства обретут независимость от длительного мусульманского гнета.
Александр I, взошедший на престол в 1801 г. обратился к новым общественным силам, которые помогли бы ему укрепить его положение – к либеральному реформизму, т.к. это привлекло бы на его сторону большинство просвещенных дворян.
К подготовке ряда реформ были привлечены «молодые друзья» императора Александра I: граф П.А. Строганов, князь А. Чарторижский, граф В.П. Кочубей и другие. В 1801 г. они составили Негласный комитет, который должен был разработать реформы по важнейшим сторонам жизни, в том числе и вопрос просвещения.
В связи с этим в 1802 г. создается Министерство народного просвещения. Его задачей становится полная реорганизация всего учебного процесса. В 1804 г. были опубликованы результаты работы Министерства: «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственным университетам».
Согласно этим уставам, создавалась система администрирования учебными заведениями. Народное образование делилось на 4 ступени:
- приходские училища;
- уездные училища;
- гимназии;
- университеты.
Вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, Петербургский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль Министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа. Попечителю подчинялся и ректор университета.
Срок обучения составлял 3 года.
Согласно Уставу, разработка учебных планов, выбор ректора, деканов и профессоров производились ученым советом. Реформа 1804 г. отличалась прогрессивностью и бесплатностью обучения. В дальнейшем (после Отечественной воны 1812 г. и восстания декабристов) Александр I усиливает реакционный курс, что сказывается и на образовании.
В 1817 году Министерство народного просвещения преобразовывается в Министерство духовных дел и народного просвещения, во главе которого становится бывший обер-прокурор Синода князь А. П. Голицын. Его деятельность началась с ревизии учебного процесса, пересмотра учебных планов. Некоторые университеты признавались очагами революционной заразы. Ее начали искоренять вначале в Казанском, а затем и в других университетах.
А события 14 декабря 1825 г. и вовсе вызвало принятие чрезвычайных мер: создание III отделения и корпуса жандармов, мероприятий на укрепление самодержавной власти и дворянства как его опоры. Весной 1826 года Министерство просвещения получило указание к пересмотру всей системы народного образования. Этим занялся Комитет устройства учебных заведений, деятельность которого определил министр просвещения Шишков: «Все вредное в преподавании и воспитании остановить, искоренить и обратить к началам, основанным на чистоте веры, верности и долге государю и отечеству».
Новый министр просвещения С.С. Уваров, становится на реакционную позицию. Этот комитет просуществовал до 1835 г. и результатом его деятельности была установка сословной принадлежности. Структура образования, созданная в 1804 г., была сломана: теперь университеты не курировали низшие и средние школы, а все учебные заведения округа переходили под надзор попечителя, которого назначал министр просвещения.
Московский университет, открытый в 1755 г., был центром высшего образования всей России. Кроме него, в первой половине XIX века были еще Дерптский и Виленский университеты. В первой половине XIX века его окончили историки С. Соловьев, Грановский, педагог Ушинский, литературный критик Белинский, писатели Герцен, Грибоедов, Тургенев, учился в нем и Лермонтов и др.).
По уставу 1804 года Московский университет имел 4 факультета:
1) физических и математических наук, 2) нравственных и политических наук, 3) словесных наук,
4) врачебных и медицинских наук
В 1805 г. открыли Казанский и Харьковский Университеты. Они были центрами научной и просветительской работы в учебном округе. Финансовое обеспечение университетов в основном было возложено на местное дворянство, поэтому многие из них испытывали трудности с финансами, а в этой связи и с устроением лабораторий, библиотек и др. важных для обучения вещей. Другая трудность – отсутствие студентов во вновь открывшихся университетах. Часто провинциальное дворянство настороженно относилось к университетам. Но и в самих университетах слагалась нелегкая обстановка, особенно в Казанcком, когда там стал попечителем учебного округа Магницкий, который увольнял неугодных профессоров, признанных им неблагонадежными и вел активную деятельность в рамках поддержания абсолютистских тенденций.
В 1819 году из Главного педагогического института образовался Петербургский университет.
Сначала он состоял из 3 отделений:
1) юридических и философских наук,
2) исторических и словесных наук, 3)математических и физических наук.
Но здесь не было четвертого, медицинского отделения, так как в Петербурге существовала Медико-хирургическая академия. В 1821 году и на Петербургский университет была распространена инструкция Магницкого. В начале 40-х годов отделения философского факультета Петербургского университета были преобразованы в самостоятельные факультеты —историко-филологический и физико-математический. В 1854 году был создан еще один факультет — восточный.
В период с 1833 по 1852 год общее число студентов (во всех университетах) увеличилось с 2725 человек до 3758.
Таким образом, в первой половине 19 века расширяется система высшего образования в РИ. Александром 1 сделаны попытки либерализировать образование, однако, заграничный поход русской армии, восстание декабристов способствовали усилению государственного контроля, образование в России по-прежнему носило сословный характер.
Славянофилы, представители одного из направлений русской общественой и философской мысли 40—50-х гг. 19 в. — славянофильства, выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, по их мнению, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России С. видели в отсутствии, как им казалось, в её истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии, которое С. Представляли себе как единственное истинное христианство. Те же особенности самобытного развития С. усматривали и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым были одной из причин названия самого направления (С., т. е. славянолюбы), данного им западниками . Для мировоззрения С. характерны: отрицательное отношение к революции, монархизм и религиозно-философские концепции. Большинство С. по происхождению и социальному положению были средними помещиками из старых служилых родов, частично выходцами из купеческой иразночинной среды. Идеология С. отражала противоречия русской действительности, процессы разложения и кризиса крепостничества и развития капиталистических отношений в России. Взгляды С. сложились в острых идейных спорах, вызванных "Философическим письмом" П. Я. Чаадаева. Главную роль в выработке взглядов С. сыграли литераторы, поэты и учёные А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин . Видными С. являлись П. В. Киреевский, А. И. Кошелев, И. С. Аксаков, Д. А. Валуев , Ф. В. Чижов, И. Д. Беляев , А. Ф. Гильфердинг , позднее — В. И. Ламанский , В. А. Черкасский . Близкими к С. по общественно-идейным позициям в 40—50-х гг. были писатели В. И. Даль , С. Т. Аксаков, А. Н. Островский,А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев , Н. М. Языков .Большую дань взглядам С. отдали историки,слависты и языковеды Ф. И. Буслаев, О. М. Бодянский , В. И. Григорович, И. И. Срезневский, М. А. Максимович. Средоточием С. в 40-е гг. была Москва,литературные салоны А. А. и А. П. Елагиных, Д. Н. и
Е. А. Свербеевых, Н. Ф. и К. К. Павловых. Здесь С.общались и вели споры с западниками. Многиепроизведения С. подвергались цензурным
притеснениям, некоторые из С. состояли под
надзором полиции, подвергались арестам.
Постоянного печатного органа С. долгое время не
имели, главным образом из-за цензурных препон.
Печатались преимущественно в "Москвитянине" ;
издали несколько сборников статей "Синбирский
сборник" (1844), "Сборник исторических и
статистических сведений о России и народах ей
единоверных и единоплеменных" (1845),
"Московские сборники" (1846, 1847 и 1852). После
некоторого смягчения цензурного гнёта С. в конце
50-х гг. издавали журналы "Русская беседа" (1856—
60), "Сельское благоустройство" (1858—59) и газеты
"Молва" (1857) и "Парус" (1859).
В 40—50-х гг. по важнейшему вопросу о пути
исторического развития России С. выступали, в
противовес западникам, против усвоения Россией
форм и приёмов западно-европейской политической
жизни и порядков. В борьбе С. против европеизации
проявлялся их консерватизм. В то же время,
представляя интересы значительной части дворян-
землевладельцев, испытывавшей растущее
воздействие развивавшихся капиталистических
отношений, они считали необходимым развитие
торговли и промышленности, акционерного и
банковского дела, строительства железных дорог и
применения машин в сельском хозяйстве. С.
выступали за отмену крепостного права "сверху" с
предоставлением крестьянским общинам земельных
наделов за выкуп. Самарин, Кошелев и Черкасский
были среди деятелей подготовки и проведения
Крестьянской реформы 1861. С. придавали большое
значение общественному мнению, под которым
понимали мнение просвещённых либерально-
буржуазных, имущих слоев, отстаивали идею созыва
Земского собора (Думы) из выборных
представителей всех общественных слоев, но
возражали против конституции и какого-либо
формального ограничения самодержавия. С.
добивались устранения цензурного гнёта,
установления гласного суда с участием в нём
выборных представителей населения; отмены
телесных наказаний и смертной казни.
Философские воззрения С. разрабатывались
главным образом Хомяковым, И. В. Киреевским, а
позже Самариным и представляли собой
своеобразное религиозно-философское учение.
Генетически философская концепция С. восходит к
восточной патристике , в то же время во многом связана с «философией откровения» Ф. Шеллинга, западноевропейским иррационализмом и романтизмом 1-й половины 19 в., отчасти воззрениями Г. Гегеля. Односторонней аналитической рассудочности, рационализму как и сенсуализму , которые, по мнению С., привели на Западе к утрате человеком душевной целостности, они противопоставили понятия «водящего разума» и «живознания» (Хомяков). С. утверждали, что полная и высшая истина даётся не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т. Е. духу в его живой цельности. Целостный дух, обеспечивающий истинное и полное познание,неотделим, по мнению С., от веры, от религии. Истинная вера, пришедшая на Русь из его