Античная агрикультура. Рисунок 31 - Сцены пахоты на рисунках греческих ваз

Рисунок 31 - Сцены пахоты на рисунках греческих ваз

В V в. до н. э. наряду с ралом у греков был уже примитивный плуг. Ис­торик Ксенофонт в своем сочинении «Экономика» пишет, что пахарь с по­мощью упряжки волов, тянувших плуг, переворачивал землю, чтобы солнце прогрело ее глубинную часть и выжгло корни сорняков. Использовали пару волов, реже - мулов. Греки широко применяли орошение, сооружая каналы, а также удобрения, внося навоз, сидеральные удобрения, сжигая па полях со­лому, добавляя известковый материал, ил, различные хозяйственные отбро­сы.

Знаменитый греческий писатель-ботаник Теофраст (IV—III вв. до н. э.) создал классификацию растений, описал их и собрал много сведений об их выращивании и использовании. Его называют «отцом ботаники». Он под­робно рассматривает качества почвы, ее состав, различные виды растений, типы необходимых удобрений и сельскохозяйственных орудий. Теофраст не просто передает опыт отцов и советует, а ищет научное обоснование явле­ний.




Начало систематизации математических знаний в Древней Греции относится к VI веку до нашей эры. Эта деятельность продолжается и в последующие века с дальней­шим расширением и накоплением математических знаний.

Наши первые более или менее систематические сведения восходят, как уже было указано, к ионийской философской школе, связанной с именем ее главы Фалеса (640-548 гг. до н. э.). Он родился и жил в городе Милете, расположенном на западном побережье Малой Азии. Этот город был одним из крупных центров торговой и культурной жизни Древней Греции. Путешествуя по восточным странам, Фалес был в Египте, где познако­мился с астрономией и математикой. Первый камень в построении отвлеченной геомет­рии, геометрии линий и углов был заложен Фалесом. Ему приписывают доказательство следующих предложений: диаметр делит круг пополам, равенство вертикальных углов и углов при основании равнобедренного треугольника, равенство треугольников по стороне и двум углам. Последние две теоремы позволили Фалесу решить следующие практические задачи:

1. Измерить высоту пирамиды по отбрасываемой ею тени.

2. Определить расстояние корабля до берега.

При решении первой задачи длина отбрасываемой пирамидой тени измерялась в тот момент, когда линия, соединяющая вершину пирамиды с концом тени, образует с горизонтальной плоскостью угол в 45°. Значит, высота пирамиды равна длине ее тени в этот момент. Что касается второй задачи, то она могла быть решена построением двух равных треугольников.

В истории Фалес получил известность предсказанием солнечного затмения 29 мая 585 года до н. э. Он считал, что все вещества создаются из неизвестного первичного на­чала, но, не зная его, он предположил, что вода это первичное начало и что она, уплот­няясь, дает все другие тела. По существу эта была первая теория, объясняющая пита­ние растений. Признаем это, но с большой натяжкой.

Глубокие идеи Архимеда, его научное наследство является источником великих открытий в математике, физике, механике, знаменующих собой рубежи в истории нау­ки. Переворот в математике, совершившийся в XVII веке, создание анализа бесконечно малых величин уходит своими корнями к творчеству Архимеда.

Архимед родился в 287 г до нашей эры в Сиракузах, городе, расположенном на восточном берегу острова Сицилия. Этот город представлял в то время, как и многие города Греции и Южной Италии, самостоятельное монархическое государство во главе с царем. Отец Архимеда, Фидий, был математиком и астрономом. Желая, очевидно, сде­лать сына своим преемником, Фидий дал Архимеду серьезную математическую подго­товку Архимед охотно занимался математикой, так как в данном случае его наклонно­сти и научные интересы совпадали с желаниями отца.

Чтобы углубить свои знания по математике Архимед совершает путешествие в центр тогдашней математической мысли Александрию, где в Музее работали великий греческий математик Эратосфен и друг Архимеда Конон. Там он знакомится с совре­менным ему состоянием греческой математики, устанавливает связь с математиками.

Однако он не остается в Александрии, где при Музее созданы благоприятные усло­вия для творческой научной работы, а возвращается на родину в Сиракузы и там прово­дит безвыездно всю свою жизнь. Но в Сиракузы он вернулся уже известным, крупным ученым. Тот факт, что Архимед жил в Сиракузах, а не в Александрии, имел и положи­тельное значение для истории математики. Именно в письмах к александрийским мате­матикам Архимед зачастую разрешает себе открывать пути, которыми он идет, ука­зывать исходные идеи своих открытий, что предназначалось, только для избранных.

Через несколько лет после рождения Архимеда правителем Сиракуз становится его родственник Гиерон. Это, конечно, оказало благоприятное влияние на жизнь великого ученого. Улучшилось материальное и экономическое положение Архимеда. Гиерон покро­вительствовал ученым занятиям Архимеда, не ограничивая в средствах.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: