double arrow
АНТИЧНАЯ АГРИКУЛЬТУРА. лись достойным подношением возлюбленной, льстецы посылали их в пода­рок влиятельным лицам. Они служили также для защиты садов от вредных насекомых

АНТИЧНАЯ АГРИКУЛЬТУРА



лись достойным подношением возлюбленной, льстецы посылали их в пода­рок влиятельным лицам. Они служили также для защиты садов от вредных насекомых.

Варрон дал советы и по подготовке семян. Для посева следует отбирать самые крупные и хорошие колосья, которые необходимо хранить отдельно.

К этому времени земледельческое хозяйство Рима уже сильно пере­строилось, большое количество зерна стало поступать из Сицилии, Сарди­нии, Испании и Северной Африки; в самой Италии сократились посевы зер­новых, стало развиваться животноводство и виноградарство.

Варрон был гораздо более образованным писателем, чем Катон, Он был знаком с греческими авторами (Аристотелем, Теофрастом и др.), он по­нимал значение научного подхода к разрешению вопросов земледелия. Отве­чая на вопрос, наука ли земледелие, он отмечает, что «...это не только наука, но важная и необходимая наука». Земледелие как наука, по его мнению, дает знание о том, как надо сеять и что делать на любом поле, чтобы почва давала наибольший урожай. В основу он клал отказ от общего шаблона и тщатель­ное изучение своего района, имеющее громадное значение, особенно для Италии, с ее пестрым рельефом и разнообразными почвами; отсюда необхо­димость опытной работы, создание местной агротехники отказа от общеобя­зательных рецептов. Предварительное изучение почв являлось для Варрона условием целесообразного выбора приемов обработки, и он дает довольно подробную классификацию итальянских почв, но, конечно, чисто описатель­ного свойства.




Он старается увязывать особенности культурных растений, даже их от­дельных сортов, со свойствами почвы; например, он говорит о маслине Ли-циния: "Если ты ее посадишь на тучном и горячем поле, то масла не полу­чить». Варрон советовал лен и пшеницу размещать по земле "жирной", т. е. плодородной, а более тощие земли занимать бобовыми. Далее он говорит о зеленом удобрении: некоторые растения следует сеять не ради повышения урожая данного года, а ради ожидаемого в будущем году; для этой цели ре­комендуется люпин, который следует скосить и запахать, пока бобы на нем еще маленькие - это улучшит землю. Так постепенно нащупывались пра­вильные приемы удобрения почвы для случаев, когда не хватает навоза. Не­которые высказывания Варрона значительно опережали его время; так, он утверждал, что в воздухе малярийных местностей носятся целые полчища невидимых «мельчайших животных», которые и вызывают характерные за­болевания.



Немало внимания вопросам земледелия уделил выдающийся римский поэт Вергилий (70-19 г. до н.э.). В первом его крупном произведении «Буко­лики» он описывает мирную жизнь пастуха. Второе его произведение «Геор-гики» (около 29 г. до н.э.) - посвящено общению человека с природой, но в ней в красивой стихотворной форме даются практические советы по ряду аг­ротехнических вопросов (севообороты, удобрения), даже указывает про­стейший способ механического анализа почвы, поэтически рисует идилличе-




скую картину жизни в деревне, в них показана природа Италии, с особенно­стями ее ландшафта и климата: Здесь неизменно весна и лето

во время любое Дважды приплод у отар

и дважды плоды на деревьях. Хищных тигров тут нет,

ни львиного злого потомства...

Здравствуй, Сатурна земля,

великая мать урожаев! Мать и мужей1. Для тебя

в искусство славных древних Ныне вхожу, приоткрывать

святые пытаясь истоки.

Свойства земли изложу, -

какое, в какой плодородье, Цвет опишу, и к чему

различные почвы пригодней.

Felix qui patuit rerum cognoscere causas,* характерно автору «Георги-ки». Оно означает «Земледельческие стихи». Вариант перевода - «Земле­дельческая поэма». Его практические советы были направлены к крестьяни­ну-земледельцу, самостоятельно обрабатывающему свой трудовой надел; по­этому у него нет ни одной строки, посвященной организации и эксплуатации рабского труда. Но лозунг Вергилия «назад к земле» не имел того успеха, ка­кой имела его поэзия: «Горожане читали Вергилия, декламировали, восхи­щались, соглашались, но оставались в городе».

Римский философ следующего века Сенека скажет, что Вергилий «не хотел поучать пахарей». Но для современников было очевидно, что «поучать пахарей» также входило в задачу Вергилия, поскольку возрождение земледе­лия стало делом государственным.

Экономика сельского хозяйства в Италии того времени перестраива­лась как раз в обратном направлении по сравнению с тем, о чем мечтал Вер­гилий.

В следующем столетии (I век нашей эры) крупное землевладение, ос­нованное на рабском труде, окончательно упрочилось, оттеснив среднее и мелкое крестьянское земледелие на задний план. Затем благодаря ввозу де­шевого хлеба из колоний (Сицилия, Испания, Африка) пространства, кото­рые раньше возделывались мелкими земледельцами, запускаются под паст­бище. Количество обезземеленных крестьян продолжает возрастать, и они беспокойными толпами заполняют римский Форум, и даже значительное развитие ремесел в городе все же не может дать всем им работу; в итоге они

* Счастлив, кто может понимать причины вещей.







Сейчас читают про: