Основные подходы к объяснению религии

Первые попытки понять сущность религии и причины её возникновения относятся к временам античности. Греческие философы считали, что люди выдумали своих богов. Отвечая на вопрос: зачем и для чего они это сделали, философы полагали, что это было сделано с целью внушить людям страх и заставить их соблюдать законы.

Теологический (богословский) подход

Теология – учение о Боге в католической и протестантской традициях. В православии подобное учение принято называть богословием. Однако православие отвергает всякую возможность познания Бога, его цель – прославление Бога.

Теологический подход – это подход как бы изнутри, с позиций самой религии. Понять религию может только религиозный человек, другим она просто недоступна. Исходная посылка теологов при объяснении сущности религии является признание ими её сверхъестественного начала в форме Бога, Абсолюта, Творца. Если бы не было Бога, его «откровений», не было бы и религии. Религия – это всё то, что объединяет человека с божественностью. Религия есть взаимоотношение между Богом и человеком.

Православный богослов Александр Мень считал, что «Бог создал человека по образу и подобию своему. Его духовность, его душа – это частичка творца. Поэтому существует извечное стремление человека к своему создателю. Такое тяготение, связь и лежит в основе религии».

Субъективистский подход

(американский философ У. Джеймс)

У. Джеймс рассматривает религию как порождение индивидуального сознания, субъективных переживаний человека.

Социологический подход

(немецкие социологи М. Вебер и Г. Зиммель, французский

социолог Э. Дюркгейм, английский социолог Б. Малиновский)

М. Вебер– основатель социологии религии. Социология религии рассматривает религиозную форму социальных отношений; религиозные социальные объединения (духовное сословие, церковь, секты, ордена), общественные функции этих объединений; объединение верующих в «общины».

У Э. Дюркгейма источник религии – само общество, поэтому религия существует вне зависимости от существования или несуществования Бога и потустороннего мира. Общество является автором и вместе с тем предметом религиозного культа и догматов, общество создаёт религию и вызывает религиозное поклонение, оно – Бог и верующий одновременно. Религия обеспечивает целостность общества. Она конструирует общество как единое целое: подготавливает индивида к социальной жизни, тренирует послушание (дисциплинирующая функция), укрепляет социальное единство (консолидирующая функция), поддерживает традиции, верования, ценности (воспроизводящая, репродуктивная функция), возбуждает чувство удовлетворённости, социальный энтузиазм (вдохновляющая, эйфорическая функция). Решающее значение в религии Э. Дюркгеймпридаёт ритуалам и обрядам, т. е. культовым действиям.

Э. Дюркгеймдаёт следующее определение религии: «Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т. е. к вещам особым, запретным; это система таких верований и обрядов, которые объединяют в единую моральную общину, навязываемую церковью, всех тех, кто признаёт эти верования и обряды».

Психологический (психоаналитический, биологизаторский) подход

(австрийский психолог З. Фрейд, швейцарский психиатр и психолог

К. Г. Юнг, немецко-американский психолог Э. Фромм)

В рамках этого подхода религия порождается внутренними потребностями развития человеческого организма: его инстинктами, стремлениями, влечениями, физиологическими реакциями.

У З. Фрейдарелигия – это форма иллюзорного сознания. Религия – это реагирование человеком на окружающую среду, на те или иные обстоятельства, в которых он вынужден жить. Религия сглаживает социальные противоречия, разрушение религии ведёт к резкому упадку культуры. Такое явление наблюдалось в России после революции 1917 г., когда произошла подмена веры: религию заменила коммунистическая идеология.

Марксистский подход

(немецкие экономисты К. Маркс, Ф. Энгельс)

Марксизм – это материалистическая философия. В марксизме религия – форма общественного сознания. Именно общество, по мнению К. Маркса, рождает у людей потребность в религии. Религия является фантастическим отражением внешних сил, господствующих над человеком. Под внешними силами понимаются силы природы и общества, подлинной сущности которых человек не понимает, а потому бессилен перед ними. В этом кроется главная причина появления и существования религии.

Антропологический подход

(немецкий философ Л. Фейербах)

В центре внимания Л. Фейербаха находится человек. Важное место в философии Фейербаха занимает анализ и критика религии. Он отмечал, что религия играет важную роль в человеческой истории, поэтому её нельзя просто отбросить, но можно преодолеть, разобравшись в её происхождении и сущности. Он показал, что возникновение религии связано не только и не столько с невежеством людей (на чём делали акцент французские просветители), но и самой «природой человека» и условиями его жизни. Бессилие человека по отношению к неподвластным его воле природным стихиям приводит к тому, что человек ищет утешение в создаваемых им самим фантазиях. Так рождаются образы богов, соответствующие мыслям и намерениям человека.

Тайна религии, с точки зрения Л. Фейербаха, заключается в том, что человек «объективирует свою сущность», и эта объективированная сущность превращается в субъект, в личность, т. е. в Бога. Божественная сущность есть духовная сущность человека. Человек отчуждает от себя свои лучшие духовные качества и проецирует их на абстрактный, выдуманный образ бесконечного, всемогущего, всесовершенного Бога. Следовательно, не Бог творит человека, а человек – Бога. Религия ложна в том смысле, что свою собственную человеческую сущность человек воспринимает как чужую – божественную. Но религия истинна в том смысле, что, обращаясь к Богу, человек тем самым обращается к своей собственной сущности. И, отвергая религиозный культ, Л. Фейербах противопоставляет ему культ человека – «человек человеку – Бог».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: