На заседаний Госстроя ССCР Градов прямо критиковал стилистику советской архитектуры. Он ненавидел ордерную классику и говорил: "Когда я смотрю на Адмиралтейство, меня душит классовая ненависть". Критика формально-стилистической направленности советской архитектуры была повторена и усилена в Постановлении "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве" (4 ноября 1955). Причем Хрущев придавал важное значение изменению творческой направленности советской архитектуры, не раз критикуя архитекторов, что они медленно перестраиваются. Так в выступлении на третьем Совещании по строительству (апрель 1958 г.) Хрущев специально остановился на вопросах творческой направленности архитектуры. Он говорил о том, что перестройка архитектуры протекает медленно, что в практике строительства еще имеются рецидивы архаики и украшательства. "Перестройка в архитектуре еще не закончена. Многие неправильно понимают задачи и рассматривают ее только как сокращение архитектурных излишеств. дело в принципиальном изменении направленности архитектуры и это дело надо довести до конца".
|
|
Для творческой перестройки архитектуры понадобилось более пяти лет. Причем за это время советские архитекторы успели лишь освободиться от архаичной стилистики. И значительно сложнее было освоить художественно-композиционные средства и приемы современной архитектуры, которые были наработаны за четверть века зарубежными архитекторами, пока наши зодчие с увлечением использовали стилистику в духе классического ордера. Результата хрущевских архитектурно-строительных реформ были позитивными: резкое увеличение объемов жилищного строительства (которые стали обгонять рост городского населения), замена покомнатного заселения новых жилых домов посемейным, возвращение советской архитектуры на столбовую дорогу мирового зодчества.
Из Постановления о устранении излишеств: «Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что в работах многих архитекторов и проектных организаций получила широкое распространение внешне-показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами, что не соответствует линии Партии и Правительства в архитектурно-строительном деле.
Увлекаясь показной стороной, многие архитекторы занимаются главным образом украшением фасадов зданий, не работают над улучшением внутренней планировки и оборудования жилых домов и квартир, пренебрегают необходимостью создания удобств для населения, требованиями экономики и нормальной эксплуатации зданий.
Ничем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады и портики и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого, стали массовым явлением при строительстве жилых и общественных зданий, в результате чего за последние годы на жилищное строительство перерасходовано много государственных средств, на которые можно было бы построить не один миллион квадратных метров жилой площади для трудящихся.”
|
|
После совещания 1954 г. была проведена углубленная проверка состояния строительства и типового проектирования, которая обнаружила, что перестройка проектирования протекала неудовлетворительно, излишества в архитектуре изживались медленно, а постановка научной работы в стране не отвечала требованиям нового этапа развития строительного дела. Было решено ликвидировать Академию архитектуры СССР и создать новую научную организацию - Академию строительства и архитектуры СССР, возложив на нее координацию всей научно-исследовательской работы по строительству и архитектуре в стране.
После роспуска Академии архитектуры был снижен социальный статус высших архитектурных чиновников в государственной иерархии. В архитектуре творческие профессии начали вытесняться и заменяться инженерно-строительными специальностями. Да и само искусство архитектуры стало подменяться строительным производством жилища.