Теория когнитивного диссонанса 9 страница

ти (только лишь возможности!) получения бесплатного билета в кино (в данных экспериментальных условиях автор сочинения в пользу книг про джунгли наверняка лишался книги). Этим участникам пришлось испытать весьма заметный диссонанс, и стремление, направленное на его уменьшение, должно было быть весьма существенным. Следовательно, можно ожидать значительного количества изменений личных убеждений в сторону одобрения книг про джунгли, поскольку такое изменение позволило бы существенно уменьшить диссонанс.

3. Высокая мотивация к чтению приключений в джунглях. Для некоторых из тех, кто высказался в пользу книг про джунгли, этот факт диссонировал с их личными убеждениями, но это был единственный диссонанс, о котором можно говорить. Знание относительно предполагаемых наград было созвучно тому, что делали эти участники. Следовательно, общий диссонанс был значительно меньше диссонанса, возникшего в предшествующей группе. Поэтому здесь следует ожидать существенно меньших изменений личных убеждений.

Первая колонка цифр в таблице 11 показывает среднее изменение в убеждениях от <до> к <после> экспериментальной сессии.

Разумеется, следовало бы ожидать даже еще более заметных результатов, если бы данные касались только тех участников двух последних экспериментальных групп, кто изначально высказывался в пользу фантастических историй. К сожалению, автор не сопроводил данные ссылками на исходное мнение. Несмотря на это, предоставленная информация сама по себе в достаточной мере подтверждает теорию диссонанса.

Давайте теперь сфокусируем внимание на тех участниках эксперимента, кто написал сочинения в пользу фантастики.

Таблица 11 Среднее изменение мнения в каждом экспериментальном условии^

Степень мотивации; Сочинения, поддерживающие (Направление мотивации; приключения в джунглях; смешанные; фантастические истории).

Умеренная; Фантастика; +2,62 (29^^); +1,88 (17); -4,57 (14); Низкая; Джунгли; +5,49 (47); +2,30 (10); +1,89 (9); Высокая; Джунгли; +3,81 (52); +1,83 (6); -5,00 (8).

1. Умеренная мотивация к чтению фантастики. Некоторые участники в этой группе, без сомнения, написали сочинения в пользу фантастических историй с целью получить книгу. Поскольку награда, спровоцировавшая проявление вынужденной уступчивости, была не слишком велика, можно ожидать возникновения сравнительно большого диссонанса. Следовательно...

2. Условия низкой мотивации. Вероятно, они писали сочинения, которые были созвучны их личным убеждениям, и, следовательно, между этими убеждениями и тем, что они делали, не возникало никакого диссонанса. Действительно, они отказались от потенциальной возможности попасть в кино, но зато каждому досталась бесплатная книга. Следовательно, диссонанс для этих участников был невелик и не дает оснований ожидать большого изменения личных убеждений.

3. Условия высокой мотивации. Здесь мы снова имеем дело с участниками, не проявившими вынужденной уступчивости. Для них не возникло ни-^Знак <плюс> обозначает среднее изменение мнения в сторону большего предпочтения историй про джунгли; знак <минус> обозначает, что среднее изменение произошло в сторону большего предпочтения фантастических историй.

^^Цифры в скобках указывают количество участников.

какого диссонанса между тем, что они писали, и личными убеждениями. Однако эти участники отказались от значительной награды, и это знание диссонировало с тем, о чем они писали. Такой диссонанс мог бы быть несколько уменьшен за счет еще более прочной, чем прежде, уверенности в том, что фантастические истории гораздо лучше книг о приключениях в джунглях. Можно ожидать заметного изменения личных убеждений в этом направлении.

Последний столбец в табл. 11 содержит данные об этих участниках. Те, кто писал сочинения в пользу фантастики в условиях умеренной и высокой мотивации, выявили значительные изменения убеждений в сторону еще более уверенного предпочтения таких книг. По сравнению с ними участники группы с условием низкой мотивации продемонстрировали незначительное изменение мнения. Небольшая часть этого изменения произошла в обратном направлении.

Столбец, озаглавленный <смешанные>, содержит данные о тех участниках, в чьих сочинениях не было отдано явное предпочтение тому или иному виду книг. Разумеется, психологическая ситуация, в которой оказались такие участники эксперимента, не вполне ясна. Данные позволяют говорить об очень незначительных изменениях в положительном направлении, проявившихся во всех экспериментальных группах. Может показаться любопытным тот факт, что в рамках каждого условия данные по <смешанной> группе оказываются между средними значениями двух других групп.

Поучительным представляется сравнительный анализ данных о тех участниках, кто проявил вынужденную уступчивость, и о тех, кто этого не сделал. Предложенная награда не спровоцировала вынужденной уступчивости у тех, кто высказался в пользу книг про

джунгли в условиях умеренной мотивации, и у тех, кто поддержал фантастические истории в других двух экспериментальных условиях. Как видно по теоретическим кривым, представленным на рис. 2 (см. стр. 129), направление связи между величиной предложенной награды и степенью диссонанса должно быть негативным для тех, кто проявил уступчивость, и позитивным для неуступчивых. Рис. 3 показывает, каким образом полученные данные согласуются с теоретическими кривыми, представленными на рис. 2. Сопоставляя эти данные и кривые, можно сделать предположение о том, что различие между уступчивыми и неуступчивыми участниками представляет собой различие в значимости для них данного убеждения. То есть для того, чтобы спровоцировать уступчивость у тех, кто ее не проявил, потребовалась бы значительно большая награда. Рис. 3 показывает, что все неуступчивые группы размещаются на положительной части кривой, соответствующей более высокой значимости. Все уступчивые группы попадают на отрицательную часть кривой, обозначающей меньшую значимость. Каждое экспериментальное условие, разумеется, занимает постоянную позицию на шкале величины награды.

На данном рисунке изменение мнения было обозначено как позитивное, если оно произошло в направлении, предсказуемом по характеру стремления, направленного на уменьшение диссонанса. Единственное негативное в этом смысле изменение происходит в условиях низкой мотивации у тех участников, кто не проявил уступчивости. Здесь теоретически можно было бы ожидать очень маленького изменения в сторону роста предпочтения фантастических историй, однако на практике произошло небольшое изменение в противоположном направлении. Тем не менее в целом получен-157

ные данные довольно уверенно подтверждают нашу теорию.

Рис. 3. Данные Кельмана в соотношении с теоретическими кривыми

Как сама теория, в центре внимания которой - изменения личных убеждений, происходящие вследствие возникновения когнитивного диссонанса, вызванного вынужденной уступчивостью, так и представленные данные затрагивают достаточно интересные проб-158

лемы. Некоторые сферы жизни печально известны тем, что связанные с ними убеждения людей чрезвычайно трудно изменить.

С этим согласится каждый, кому доводилось вступать в политические дискуссии с теми, кто не разделяет его взгляды. И все же справедлив и тот факт, что во многих случаях установки и суждения людей относительно этих сфер жизни стремительно меняются. Напрашивается вывод о том, что столь резкие перемены убеждений и установок в подобных областях происходят только после того, как то или иное внешнее поведение субъекта, противоречащее его идеологии, приводит к возникновению сильного диссонанса.

В такой ситуации субъект может отказаться от попыток возражать собеседнику и, скорее всего, примет его точку зрения, поскольку это позволит ему уменьшить возникший диссонанс.

Дойч и Коллинз подтверждают это предположение данными по тем изменениям в отношении к представителям черной расы, которые произошли за время реализации проекта совместного проживания. В рамках этого проекта белые горожане были вынуждены постоянно контактировать с чернокожими. Несомненно, правила обычного, вежливого, добрососедского поведения во многих случаях служили причиной проявления внешнего поведения, диссонирующего с личными убеждениями. Достигнутый эффект и соотношение между поведением и убеждениями можно обобщить следующим образом:

<Если обычаи общества предписывают избегать близких контактов с неграми, то, очевидно, негры - не тот тип людей, с которыми членам общества следует близко общаться. Если традиционно негры воспринимаются как "низшие", то это происходит потому, что они действительно низшие и должны восприниматься именно таковыми. Подобные рационали-159

зации поведения подкрепляет и тот факт, что сегрегация во всех ее оскорбительных формах получила официальное разрешение на существование. Не только "самые лучшие" люди избегают общественного взаимодействия с неграми, но и правительство, должностные лица санкционируют сегрегацию с помощью как законов, так и социальной политики. В ходе нашего исследования мы рассматривали то, как стратегические решения муниципальных властей могут влиять на социальные нормы межрасовых отношений. Не вызывает сомнений тот факт, что официальные законы и стратегии властей являются творцами стандартов поведения и с помощью создания стандарта, благоприятствующего несегрегированному межрасовому общению, поощряют подобное поведение. Наши данные содержат доказательства того, что если происходит перемена в поведении, то за ней следует и перемена личных убеждений>.

Теория диссонанса в применении к ситуациям проявления вынужденного согласия и специфическая применимость этой теории в ситуациях, подобных описанной Дойчем и Коллинзом, имеют множество сопутствующих значений.

Например, в рамках этой теории можно рассматривать постановление Верховного суда Соединенных Штатов о десегрегации школ. Теория позволяет предположить, что в тех регионах, где было вызвано вынужденное согласие, то есть проведена десегрегация школ, произошло бы и постепенное изменение убеждений в сторону одобрения десегрегации. С другой стороны, теория позволяет также предполагать, что в любой <неуступчивой> области, которая успешно сопротивляется десегрегации школ, установки изменятся в противоположном направлении - сегрегация получит еще большее одобрение.

Заключение

В этой главе представлены данные пяти исследований, имеющие непосредственное отношение к теоретическому анализу, проведенному в четвертой главе, конкретными результатами которого являются следующие выводы: диссонанс возникает в тех ситуациях, которые провоцируют вынужденное согласие, и этот диссонанс может быть уменьшен за счет изменения личных убеждений. Данные показывают, что:

1) публичное проявление вынужденного согласия зачастую сопровождается последующим изменением личных убеждений, не считая прямых результатов воздействия переменных, характеризующих ситуацию;

2) с учетом того, что величина подобного изменения убеждений отражает величину стремления, направленного на уменьшение диссонанса, представленные данные удовлетворяют гипотетическому соотношению значимости обсуждаемого вопроса и величины предложенной награды, с помощью которой и было вызвано требуемое поведение.

Глава 6 ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ДОБРОВОЛЬНОГО И ВЫНУЖДЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ

Предметом обсуждения в этой главе станут причины и условия, под воздействием которых люди активно ищут информацию. Помимо диссонанса, существуют и другие причины, побуждающие людей к активному поиску новой информации. Для того чтобы придать изложению большую законченность и облегчить восприятие представленных в нем данных, в этой главе мы несколько выйдем за рамки теории диссонанса.

Начнем рассмотрение данного вопроса с гипотетического примера. Представьте себе человека, который листает утреннюю газету и находит в ней сообщение о лекции, которая состоится того же дня вечером. Название лекции - <Преимущества автомобилей с двигателями высокой мощности>. В контексте данной главы нас интересует ответ на вопрос: <Кто по собственной воле отправится слушать такую лекцию?>

Безусловно, найдутся люди, которые пошли бы на лекцию по той же самой причине, по которой они могли бы посетить симфонический концерт, или художественную выставку, или музей. Это не означает, что посещение лекции представляло бы для них такой же интерес, как и перечисленные мероприятия.

Скорее можно считать, что эти посетители получили бы достаточное удовлетворение от ознакомления с любой новой информацией, в особенности имеющей отношение к каким-либо их интересам или хобби. Рассуждая о проблемах добровольного поиска новой информации, не следует забывать об активном любопытстве и чистом удовольствии от получения новых сведений, как таковых. В данной главе, однако, мы ограничимся лишь подтверждением существования и высокой значимости этих факторов.

Вероятность релевантного будущего действия

Вероятно, для читателя окажется очевидным тот факт, что людям свойственно искать информацию, имеющую отношение к их предстоящим действиям. Тем не менее, рискуя потерять время на объяснение очевидного, я все-таки позволю себе немного порассуждать на данную тему, и сделать некоторые выводы.

Отсутствие актуального для индивида поведения или поступка, связанного с определенной сферой информации, обеспечивает отсутствие мотивации к познанию в данной специфической области. Возвращаясь к примеру лекции на тему автомобилей высокой мощности, отметим, что у человека, не являющегося владельцем машины и не помышляющего о покупке либо вождении, мотивация будет отсутствовать. Можно даже предположить, что он никогда не задумывался о том, чтобы купить машину или учиться вождению, и что сама эта идея ему чужда.

Американца в этой роли вообразить трудно, но в других странах мира найти таких людей несложно. Соответственно, можно предположить полное отсутствие у такого человека желания идти на лекцию, на которой обсуждаются проблемы автомобильных двигателей. Информация, с получением которой данный индивид связывает посещение лекции, не будет иметь никакой связи с его настоящим или будущим поведением. Он попросту не имеет какой бы то ни было мотивации на получение подобной информации. Лекция не привлечет его внимания; однако, если какие-либо обстоятельства вынудят его посетить лекцию, у него не найдется особых причин активно избегать этого мероприятия.

Если данная область информации имеет прямое отношение к какому-то предстоящему или возможному поведению индивида, можно ожидать возникновения значительной мотивации к получению когнитивных элементов в этой области, равно как и активного поиска такой информации. Далее, можно предположить, что этот поиск информации будет в достаточной мере неизбирательным. То есть человек не будет стремиться к восприятию лишь одного вида информации, избегая всех остальных видов. Скорее у него возникнет мотивация рассмотреть все возможные аспекты и варианты. Вернемся снова к нашему гипотетическому примеру. Представим себе человека, обдумывающего покупку автомобиля в ближайшем будущем, или того, кто, приняв решение о покупке, еще не определился с тем, какой конкретный вид автомобиля ему подойдет. В этой ситуации мотивация к посещению лекции была бы налицо, так как предлагаемая информация напрямую связана с его будущим поведением, а именно - с приобретением автомобиля. Следует ожидать, что для этого индивида поиск информации, имеющей отношение к автомобилям, не будет избирательным. Мотивация к посещению лекции, рассматривающей преимущества двигателей с низкой мощностью, будет равна мотивации к посещению лекции об автомобилях с высокой мощностью.

В целом можно сказать, что ситуация, предшествующая действию или принятию решения, будет характеризоваться обширным и непредвзятым поиском информации, имеющей отношение к данному вопросу. Разумеется, подобная ситуация редко встречается в чистом виде. В большинстве случаев мы будем наблюдать смешанную ситуацию. Например, человек, решившийся на покупку автомобиля, но не знающий точно, какой именно тип автомобиля ему подойдет, будет заниматься активным поиском информации, связанной с различными видами автомобилей. Однако определенная предвзятость его отношения к информации проявится в нежелании воспринимать сведения, диссонирующие с уже принятым решением - решением о покупке автомобиля. Об этом мы более подробно поговорим ниже.

Есть еще один момент, связанный с ситуациями, предваряющими действия, который следует отметить. Наряду с неизбирательностью подхода к восприятию информации индивид проявит недостаточное сопротивление восприятию и осознанию любой случайно встретившейся ему информации, имеющей отношение к делу. Таким образом, совершению какого-либо действия будет предшествовать возникновение множества когнитивных элементов, которые затем могут вступить в диссонанс с последующим поступком.

Наличие диссонанса

Наличие или отсутствие диссонанса в некоторой специфической области значительно скажется на степени активности поиска информации и его избирательности. Если между двумя когнитивными элементами или группами когнитивных элементов возникает диссонанс, он может быть уменьшен, как было установлено ранее, путем добавления новых когнитивных элементов, которые создадут новые консонантные связи. Следует ожидать, что при наличии диссонанса будет наблюдаться поиск такой информации, которая позволила бы уменьшить данный диссонанс.

Активность с которой проявится подобный вид поведения, будет, разумеется, зависеть от степени диссонанса, равно как и от личных ожиданий, связанных с конкретным содержательным потенциалом каждого информационного источника. Рассмотрим теперь более подробно различные варианты ситуаций.

1. Относительное отсутствие диссонанса. Если диссонанс отсутствует вовсе или невелик сам по себе, у человека не будет никакой мотивации к поиску новой и дополнительной информации (при условии, что мы рассматриваем только этот источник мотивации). Разумеется, при этом не будет и мотива избегать какого-либо конкретного источника информации. Вернемся к примеру с лекцией. Если представить себе человека, который в недавнем времени приобрел автомобиль, но странным образом в его сознании не появилось никаких когнитивных элементов, диссонирующих с тем, что он знал, и с тем, что он при этом делал, у такого индивида не будет внутренних причин ни посетить данную лекцию, ни отказаться от нее. В данном случае важным является тот факт, что при действительном отсутствии диссонанса дефицит мотиваций, связанных с лекцией, практически не будет зависеть оттого, высокой или низкой мощностью обладает двигатель только что купленной машины.

В каком-то смысле поведение данного индивида будет идентичным поведению того человека, для которого лекция о преимуществах двигателей высокой мощности не имеет какого-либо отношения к сегодняшним или предполагаемым действиям. Однако в последнем случае мы видим важное отличие: случайное восприятие информации, избегать которой у данного человека, как известно, нет причин, не повлечет за собой возникновение диссонанса, в то время как в первой ситуации таковое не исключено.

2. Наличие умеренного диссонанса. Наличие такого диссонанса и последующее возникновение стремления, направленного на его уменьшение, приведут к поиску информации, благодаря которой появились бы новые консонантные связи, и к избеганию информации, которая увеличила бы уже существующий диссонанс.

Столкнувшись с потенциальным источником информации, человек обычно не знает точного характера знания, которое он мог бы приобрести с его помощью. Поэтому ему приходится реагировать в рамках собственных ожиданий. Если те или иные причины позволяют ожидать отданной информации увеличения количества консонантных связей, индивид позволит себе воспринять данные сведения. Ожидая от данной информации увеличения диссонанса, индивид будет стремиться избежать знакомства с ней. Следует отметить, что в большинстве ситуаций подобные меры по уменьшению диссонанса являются достаточно рискованными. Поскольку какие-то ожидания могут оказаться обманутыми, попытка уменьшения диссонанса способна привести к обратному результату, т. е. к увеличению диссонанса.

Если объявление о лекции по преимуществам мощных двигателей попадет на глаза человеку, недавно купившему новый автомобиль, но в силу каких-то причин ощущающему заметный диссонанс, можно ожидать, что он посетит лекцию в том случае, если его собственная машина оснащена мощным двигателем. Тема лекции позволит ему предположить, что он получит информацию, созвучную с покупкой данного конкретного автомобиля. Если же купленный автомобиль обладает маломощным двигателем, можно ожидать, что его владелец откажется от посещения лекции. Этот факт будет свидетельствовать не о простом безразличии, а об активном нежелании.

3. Наличие чрезвычайно большого диссонанса. Вспомним о том, что степень диссонанса, который возможен в некой системе, ограничена. Если два когнитивных элемента вступают в диссонансную связь, максимальное значение, которое принимает диссонанс, может равняться значению сопротивления изменению наименее устойчивого элемента из данной пары. Аналогично, если диссонанс возникает между двумя группами элементов, он не может превысить сопротивления изменению наименее устойчивых частей этой системы.

Если диссонанс превысит сопротивление, наименее устойчивый когнитивный элемент подвергнется изменению, таким образом уменьшая диссонанс.

Как можно охарактеризовать поиск новой информации со стороны человека, чей диссонанс близок к предельно возможному? При таких обстоятельствах человек может активно искать и подвергать себя воздействию информации, увеличивающей диссонанс. Если он может увеличить диссонанс настолько, что тот превысит сопротивление изменению того или иного элемента системы, это позволит ему изменить какие-то из когнитивных элементов и с их помощью заметно уменьшить или даже полностью устранить диссонанс.

Проиллюстрируем это, в последний раз вернувшись к примеру с лекцией о преимуществах мощных автомобильных двигателей. Представим себе человека, который только что купил маломощный автомобиль. С момента покупки в его сознании постепенно накапливается все больше и больше когнитивных элементов, диссонирующих с обладанием и вождением такого автомобиля. Сопротивление изменению этих последних элементов знания, разумеется, идентично сопротивлению продаже этого автомобиля и покупке нового - данная процедура может повлечь за собой определенные финансовые расходы, равно как и публичное признание совершенной ошибки. Представим себе тем не менее, что данный диссонанс возрос настолько, что почти сравнялся с сопротивлением изменению, в результате чего подобная идея то и дело мелькает в его голове. Можно ожидать, что этот гипотетический персонаж отправится на лекцию, от прослушивания которой он ждет еще большего увеличения собственного диссонанса. Как только диссонанс увеличится в достаточной мере, индивид способен пойти на изменение представлений, таким образом устраняя существующий в системе диссонанс целиком.

Однако очевидно, что подобного добровольного восприятия увеличивающей диссонанс информации не следует ожидать до тех пор, пока диссонанс не достигнет достаточной степени.

Рис. 4 отражает теоретические взаимосвязи между степенью диссонанса и готовностью к поиску новой информации. И снова, как и в предыдущих главах, я использовал прямые линии не потому, что могу с уверенностью говорить о точности данной функции, а скорее с целью подчеркнуть схематический характер этого рисунка.

На самом деле точная функция, даже при наличии исчерпывающих данных, позволяющих пытаться ее определить, будет зависеть от конкретного значения степени диссонанса.

Нисходящий участок кривой не имеет доказанных оснований в рамках нашей теории, а представляет собой дополнительную гипотезу. По сути, я предполагаю, что, если степень диссонанса приблизится к предельно возможной, индивид столкнется с весьма ощутимым дискомфортом, даже если с помощью новой информации ему удастся несколько уменьшить диссонанс. В подобной критической ситуации процесс задействования новых консонантных элементов не принесет должного облегчения. Поэтому не следует ожидать слишком активного поиска подобных элементов. Отметим, однако, что наша гипотеза не подразумевает избегания новой информации. Нисходящая часть кривой упирается в ноль, то есть в безразличие: отсутствие как активного поиска, так и активного избегания информации.

Если человек в своих ожиданиях связывает новую информацию с увеличением диссонанса, в большинстве случаев мы видим стремление избежать восприятия этой информации, за исключением ситуаций с очень низкой либо очень высокой степенью диссонанса. Если же предполагается, что новая информация послужит уменьшению диссонанса, предрасположенность к ее поиску будет возрастать параллельно с ростом диссонанса, но до тех пор, пока степень диссонанса не приблизится к предельно возможной. Последнее утверждение, вероятно, нуждается в некоторых пояснениях.

Добровольный и вынужденный контакт с источниками информации

До сих пор внимание в этой главе было сосредоточено, главным образом, на добровольном поиске либо избегании новой информации. Необходимо, однако, рассмотреть и такие ситуации, в которых человек, не предпринимая каких-либо добровольных действий, получает новую информацию, которая, будучи осознанной им, увеличивает существующий диссонанс.

Приняв во внимание, что людям свойственно активно избегать информации, увеличивающей диссонанс, за исключением ситуации, в которой степень диссонанса достигает предельно возможного значения, можно задаться вопросом: а что происходит, если человек подвергается принудительному воздействию подобной информации? Рассмотрим лишь некоторые из многих обстоятельств, при которых это может происходить.

1. Случайное восприятие. Если система связанных когнитивных элементов характеризуется абсолютным или близким к абсолютному отсутствием диссонанса, в таком случае, как уже говорилось, заметной тенденции к избеганию потенциальной новой информации наблюдаться не будет. Вполне вероятно, что случайно воспринятая информация внесет диссонанс в эту гармоничную систему. Однако этот вид увеличения диссонанса сравнительно редок в тех случаях, когда некоторый диссонанс уже возникает, а значит, индивид более избирателен и насторожен по отношению к информации.

2. Восприятие на основе нерелевантности. Возможна ситуация, в которой человек по каким-то причинам с готовностью подвергнет себя воздействию некоего информационного источника и затем обнаружит, к собственному неудовольствию, что, наряду с интересующими его сведениями, он вынужден воспринимать факты, никак не связанные с его мотивациями. Можно сказать, что это один из наиболее частых путей увеличения диссонанса даже в тех ситуациях, когда исходный диссонанс достаточно велик. Разумеется, рекламодатели зачастую стремятся к созданию именно таких ситуаций, в особенности с помощью радио и телевизионной рекламы. Они вызывают у людей интерес, используя какое-либо развлечение, но при этом заставляют их воспринимать рекламные сообщения, как правило не имеющие отношения к тому, что исходно привлекало публику. Так, человек, недавно купивший автомобиль одной фирмы, может поймать себя на том, что непроизвольно заслушался восхвалениями достоинств автомобилей конкурирующей фирмы.

3. Вынужденное восприятие. Иногда новая информация (а следовательно, и новое знание) принудительно доводится до сведения человека. Для этого существует масса способов. Событие или факт могут быть настолько широко распространенными, что избежать знакомства с ними становится практически невозможным. Например, почти невозможно найти взрослого жителя Соединенных Штатов Америки, не имеющего представления о существовании ядерного оружия. Может случиться также, что непредвиденные последствия каких-либо действий человека влекут за собой переживания, которые, в свою очередь, порождают новое знание. Например, если вы, не соблюдая осторожности, идете по обледенелому тротуару, крайне велика вероятность того, что вы поскользнетесь и упадете, - и это событие, скорее всего, окажет на вас определенное воздействие. Само собой разумеется, подобные ситуации вынужденного восприятия информации не всегда влекут за собой диссонанс, но этот вариант тоже существует.

4. Взаимодействие с другими людьми. Если предположить, что люди, составляющие круг общения данного человека, не разделяют его взгляды, то они являются для него потенциальным источником диссонанса. Этот диссонанс может возникнуть случайно или по инициативе других людей. Например, человек, только что предпринявший некоторое действие, рассказывает об этом другим - ради того, чтобы получить поддержку, или от избытка собственного энтузиазма. Любой из его собеседников, однако, может высказать собственное мнение, которое вступит в диссонантные отношения с упомянутым действием. Подобное чаще всего происходиттогда, когда, пытаясь уменьшить собственный диссонанс за счет поддержки или согласия других, человек неосмотрительно создает диссонанс в своем собеседнике. (Более подробно мы поговорим об этом в восьмой главе.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: