Структура РОБ хозяйства. Расчет объемов работ по ремонту и ТО в центральной ремонтной мастерской. Календарное планирование ремонтно-обслуживающих работ

Структура, размеры и функции объектов ремонтно-обслужива­ющей базы (РОБ) обусловлены работами, выполняемыми при об­служивании и ремонте машин. Анализ этих работ показывает, что они должны быть централизованными и децентрализованными. Часто повторяющиеся и технически несложные виды работ, не тре­бующие оборудования, сложных приборов, выполняют на местах работы или хранения машин и оборудования (или вблизи от них) без вывода из эксплуатации (передвижные ремонтные мастерские, агрегаты ТО, пункты технического обслуживания, базы снабжения, магазины).

Для выполнения технологически сложных ремонтных работ не­обходимо организовать предприятия более высокой оснащенности (центральные ремонтные мастерские, станции технического обслу­живания, цехи по ремонтусложных машин,мастерские общего назначения и др.) с частичным выведением машин и оборудования из эксплуатации.

Ремонтные и другие работы высокой сложности (восстановление деталей) следует выполнять на предприятиях с высокой осна­щенностью производства, высокой квалификацией рабочих и ин­женерно-технических работников.

Эти обстоятельства обусловили построение трехзвенной струк­туры РОБ, определили функции каждой структурной единицы, а выявленные объемы ремонтно-обслуживающих и других сервис­ных работ — размеры и размещение объектов базы.

Главное назначение РОБ — максимальное удовлетворение по­требностей сельского товаропроизводителя, а также предприятий перерабатывающих отраслей АПК в поддержании и восстановле­нии работоспособности машин и оборудования. Ремонтно-обслуживающая база должна отличаться многообразием исполнителей и производств, обеспечивать создание рынка услуг, противодейство­вать монополизму в выполнении работ технического сервиса.

Первичные производители сельскохозяйственной продукции мел­котоварного назначения (крестьянские хозяйства, семейные фермы) должны иметь собственную производственную базу для проведения несложного ремонта, технического обслуживания тракторов, ком­байнов и сельскохозяйственных машин (сарай, навес и площадка с твердым покрытием для хранения машин, комплекты инструмен­тов, приборов и приспособлений для проведения ТО, настройки и регулировки машин).

Сложные виды ТО и ремонта целесообразно проводить в ремон­тных мастерских крупных хозяйств, на ремонтных предприятиях агропромсервиса на договорной основе. С увеличением числа фер­мерских хозяйств возрастает потребность в ремонтно-технологическом оборудовании, особенно в комплектах переносного обору­дования и передвижных технических средствах.

Ремонтно-обслуживающая база сельскохозяйственных предприятий состоит из объектов на центральной усадьбе, в отделениях, брига­дах, на фермах, а также в виде передвижных средств ТО и ремонта.

Ремонтно-обслуживающая база на центральной усадьбе хозяй­ства в своем составе должна содержать четыре технологических сек­тора.

Сектор ТО и ремонта сельскохозяйственной техники включает в себя: центральную ремонтную мастерскую Г" (ЦРМ), открытые площадки и навесы для ремонта сельскохозяйственных машин, материально-технический склад с площадкой для погрузки и выгрузки, площадки (или помещение) для наружной очистки машин.

Ремонтная мастерская может быть размещена в нескольких зда­ниях. В ее состав кроме основных отделений (механического, куз­нечного, сварочного и т. п.) входят посты ТО и диагностирования тракторов и комбайнов, а также разборочно-сборочное отделение.

При недостатке площади в мастерской ремонт крупногабаритных машин (комбайнов) проводят в отдельных помещениях (цехах).

Сектор длительного хранения (машинный двор) включает в себя: закрытые помещения (гаражи), навесы, площадки для хранения машин, рабочих органов, подъемно-транспортного оборудования, для сборки вновь поступивших машин и разборки списанных; помещения для хранения деталей, сборочных единиц, агрегатов снятых с машин на период их хранения.

На машинном дворе организуют хранение машин и оборудова­ния, подготовленных к работе, Специальных машин общехозяй­ственного назначения, тракторов, комбайнов и других сложных ма­шин, подлежащих ремонту в ЦРМ.

Сектор межсменной стоянки и ТО автомобилей содержит открытые площадки и отапливаемые гаражи. На меж­сменной стоянке находится техника специализированных отрядов и других механизированных подразделений, базирующихся на цен­тральной усадьбе.

Сектор хранения и выдачи нефтепродуктов состоит из емкости для хранения нефтепродуктов, устройства для залива топ­лива в цистерны заправочных агрегатов и постов заправки машин.

Кроме указанных выше секторов на центральной усадьбе хозяй­ства предусматривают служебно-бытовые здания, где должны быть комната отдыха, учебная комната, гардеробы для рабочей и домаш­ней одежды, душевая, санузел.

6.3. Типы ремонтно-обслуживающей базы в зависимости от числа тракторов в хозяйстве

Тип рсмонтно-обслужи ваюшисй базы            
А Б В - - + - + + + + + + + - + - - + - -

Примечание. Рекомендуемые типы РОБ хозяйства с учетом имеющегося у них тракторного парка указаны знаком <+>.

Ремонтно-обслуживающая база хозяйства может быть следую­щих типов (табл. 6.3):

тип А — каждое подразделение хозяйства (бригада) представляет собой самостоятельный хозяйственный центр, где размещена зак­репленная за ним техника и создана ремонтно-техническая база. РОБ на центральной усадьбе хозяйства включает в себя ЦРМ, мате­риально-технический склад, машинный двор, автогараж, нефте­склад, административно-бытовое здание и т. д.;

тип Б — на центральной усадьбе находится хозяйственный Центр одного подразделения хозяйства (бригады) и базируется зак­репленная за ним техника. В состав РОБ кроме обязательных объек­тов (ЦРМ, машинного двора, автогаража и нефтесклада) входит ремонтно-технологическая база подразделения (бригады). Другие от­деления (бригады) имеют свои РОБ;

тип В — все подразделения находятся в одном хозяйственном центре, где базируют всю технику. Хозяйства этого типа невелики по размерам. На центральной усадьбе сосредоточивают весь комплекс сооружений РОБ, включая ЦРМ, машинный двор, автогараж, нефте­склад с постом заправки, сектор межсезонной стоянки машин и др. На центральном машинном дворе хранят всю технику.

ЦРМ предназначены для проведения текущего ремонта, ТО тракторов, комбайнов, автомобилей, землеройной и мелиоратив­ной техники, сельскохозяйственных машин, оборудования живот­новодческих ферм и комплексов, энергетического и электротехни­ческого оборудования и др.

Машинный двор (в типовом решении) включает в себя: помеще­ния (гаражи, сараи, навесы); площадки с твердым покрытием или профилированные для хранения техники; площадки для регули­ровки машин и комплектования МТА; склад для хранения состав­ных частей, снимаемых с машин при длительном хранении; пост консервации и оборудование для нанесения антикоррозионных по­крытий (защитных смазок, предохранительных составов, лакокра­сочных покрытий); погрузочно-разгрузочную эстакаду; площадку для разборки машин и дефектации деталей списанной техники; по­мещение для оформления и хранения документов; противопожар­ное и другое стандартное оборудование.

Автогараж с профилакторием представляет собой отапливаемые помещения с участками для ТО и текущего ремонта подвижного со­става.

Размещение резервуаров на нефтескладе может быть подзем­ным, наземным и наземно-подземным.

Ремонтно-обслуживающая база в подразделениях хозяйства (бригадах) включает в себя сооружения и площадки, оснащенные технологическим оборудованием дли проведения первого, второго и сезонного технических обслуживании тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин, регулировки и комплектования их в агрегаты, стоянки агрегатов и машин между сменами, текущего ре­монта несложных сельскохозяйственных машин, хранения закреп­ленной за подразделением техники. В состав базы входят: мастерс­кая с постом технического обслуживания и складом для хранения снимаемых деталей; пост заправки нефтепродуктами; отапливае­мый гараж для стоянки тракторов, эксплуатируемых в холодное время года; площадки для наружной очистки машин, ремонта, регу­лировки рабочих органов и комплектования агрегатов; площадки для длительного хранения машин; стоянки тракторных агрегатов и прицепов в межсезонное время; служебно-бытовые помещения, где оборудуют красный уголок, комнаты отдыха и приема пищи, душ, гардероб, помещения для сушки рабочей одежды и ее периодичес­кой чистки (стирки).

Размещение объектов РОБ подразделения зависит от располо­жения населенного пункта относительно массива полей, состояния дорог, продолжительности сезона полевых работ, равномерности загрузки техники и др.

На полях, удаленных от населенного пункта, организуют РОБ сезонного функционирования.

Ремонтно-обслуживающую базу подразделения создают по ти­повым проектам, обеспечивающим обслуживание до 40 тракторов и соответствующего количества сельскохозяйственных машин в от­делении (бригаде)хозяйства.

Ремонтно-обслуживающую базу машин и оборудования живот­новодческих ферм и комплексов размещают в отдельно стоящем здании или в блоке подсобно-вспомогательных помещений, осна­щая его оборудованием для ТО и текущего ремонта машин и обору­дования ферм и комплексов.

Для ТО и ремонта машин растениеводства на месте их использо­вания применяют передвижные средства, принадлежащие непос­редственно хозяйствам или районному ремонтно-техническому предприятию (РТП). Передвижные средства ТО и ремонта исполь­зуют в сочетании со стационарными объектами РОБ.

К передвижным средствам относятся: агрегат технического об­служивания; механизированный заправочный агрегат; ремонтная или ремонтно-диагностическая мастерская; диагностическая уста­новка; мастерская для ТО и ремонта оборудования нефтескладов и установка для очистки резервуаров; мастерская для ремонта средств связи и др.; мастерская для ремонта электронных средств.

На расстоянии, безопасном в противопожарном отношении, же­лательно предусмотреть навес с ограждением для хранения топливно-смазочных материалов; резервуар для дизельного топлива вмес­тимостью 3...5 м3, бочки вместимостью 200 и 100 л, ручной насос для перекачки нефтепродуктов, маслораздаточный насос-дозатор.

Предприятия технического сервиса районного уровня включают в себя районное ремонтно-техническое предприятие (РТП) или ремон­тные предприятия агрокомбината, агрофирмы, имеющие в своем со­ставе станции технического обслуживания энергонасыщенных трак­торов, автомобилей, оборудования животноводческих ферм, сложных уборочных машин; ремонтную мастерскую общего назначения; тех­нический обменный пункт, снабженческо-сбытовое подразделение. На их базе возможно создание фирменного технического сервиса.

Станции технического обслуживания относятся к специализиро­ванным предприятиям районного уровня и предназначены для ТО и текущего ремонта энергонасыщенных тракторов, автомобилей и оборудования животноводческих ферм. Капитально отремонтиро­ванные составные части для текущего ремонта поставляют специа­лизированные ремонтные предприятия областного уровня.

Мастерские и цехи районного предприятия по ремонту комбайнов, Других сложных машин и их составных частей специализируются на ремонте зерноуборочных комбайнов, корне- и ботвоуборочных ма­шин, картофеле-, кукурузо-, силосо-, кормо- и хлопкоуборочных комбайнов (или машин). Цехи по ремонту комбайнов выполняют ремонт на готовых агрегатах, капитальный ремонт которых прово­дят на специализированных предприятиях.

Составные части самоходных комбайнов, унифицированные с тракторными, ремонтируют на специализированных предприятиях по кооперации. Специализированные комбайноремонтные пред­приятия выполняют капитальный ремонт составных частей для других предприятий и для нужд текущего ремонта машин.

Мастерские общего назначения предназначены для выполнения заказов сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фер­мерских) хозяйств, других предприятий и организаций по ремонту и ТО тракторов, зерноуборочных и специальных комбайнов, слож­ных сельскохозяйственных машин, поливной техники, оборудова­ния подсобных предприятий, а также по выполнению отдельных заказов на механические, сварочные и другие виды работ. При от­сутствии в районе станций ТО тракторов, животноводческих ферм и других объектов ремонтно-обслуживающей базы мастерская вы­полняет все работы по ТО и текущему ремонту техники.

Технические обменные пункты служат для выполнения посредни­ческих функций между владельцами или арендаторами техники, с одной стороны, и ремонтными предприятиями — с другой, при пе­редаче в капитальный ремонт полнокомплектных машин и состав­ных частей, а также при возвращении их из ремонта.

Технический обменный пункт представляет собой складское по­мещение для хранения составных частей и агрегатов сельскохозяй­ственной техники, которые выдают в обмен на сдаваемые в ремонт. В состав технических обменных пунктов входят также площадки для хранения обменного фонда полнокомплектных машин. Достав­ку ремонтного фонда от технических обменных пунктов до ремонт­ного предприятия и обратно выполняет РТП.

Необходимый обменный фонд на техническом обменном пунк­те состоит из новых и капитально отремонтированных составных частей. Он зависит от числа обслуживаемых машин. Функции пун­кта — приобретение списанной и требующей капитального ремон­та техники у владельцев, ее постановка на ремонт и модернизация, реализация отремонтированных машин и оборудования по сни­женным ценам.

Технический центр фирменного обслуживания и ремонта машин, оборудования и приборов — хозрасчетное производственное пред­приятие (объединение). Его основная задача — обеспечение рабо­тоспособного состояния техники владельцев или арендаторов, со­средоточенной на территории определенного региона (как прави­ло, автономной республики, края, области или района). Техничес­кий центр — связующее звено. Он служит посредником между частными владельцами, арендаторами техники и предприятиями - изготовителями, а также непосредственным исполнителем работ по фирменному обслуживанию и ремонту.

Технический центр и его представители в РТП (райсервис) по договорам с владельцами или арендаторами техники выполняют следующие виды работ:

Предпродажную подготовку, ТО и послегарантийный ремонт техники и ее диагностирование, обеспечение необходимыми запас­ными частями, изготавливаемыми предприятиями машинострои­тельных отраслей и самим техническим центром:

сбор (пркупку) и восстановление изношенной техники, сбороч­ных единиц и деталей к ней с последующей реализацией;

обучение персонала, обслуживающего технику, обеспечение владельцев и арендаторов техники наглядными пособиями, учеб­никами и методическими и справочными документациями на ТО и ремонт;

прокат и аренду машин, оборудования и приборов;

монтажные и наладочные работы на строящихся и действующих предприятиях, в хозяйствах и у фермеров;

изготовление несложного, в том числе нестандартного и обору­дования для испытания, сборочных единиц и запасных частей, тех­нологической оснастки и др.

Предприятия технического сервиса областного (краевого, респуб­ликанского) уровня — заводы, специализированные мастерские и цехи по капитальному ремонту тракторов, автомобилей, комбайнов и их составных частей, машин и оборудования перерабатывающих отраслей АПК и животноводческих ферм, комплексов и птице­фабрик, автомобильных и тракторных прицепов, поливной, мели­оративной и землеройной техники, автотракторного и силового электрооборудования, электронного оборудования техники, ме­таллорежущих станков и ремонтно-технологического оборудова­ния, оборудования нефтескладов, а также производства по центра­лизованному восстановлению изношенных деталей, изготовлению ремонтно-технологического оборудования, оснастки и инструмен­та, пусконаладочные организации. Зоной деятельности предприя­тий этого уровня могут быть часть области, область, несколько об­ластей или вся страна.

Заводы и мастерские по капитальному ремонту тракторов выпуска­ют из ремонта полнокомплектные тракторы. Двигатели тракторов, агрегаты гидросистемы, топливную аппаратуру, электрооборудова­ние ремонтируют на других специализированных предприятиях и поставляют для сборки на основе кооперации по согласованным ценам.

В свою очередь, предприятия по ремонту шасси тракторов вы­полняют капитальный ремонт составных частей шасси для других ремонтных предприятий.

Предприятия по ремонту тракторов имеют годовые программы от 300 до 2000 единиц.

Заводы и мастерские по капитальному ремонту автомобилей пред­назначены для полнокомплектного ремонта грузовых автомобилей и их составных частей.

На поточно-механизированных линиях и участках предприятий ремонтируют рамы и полурамы тракторов и автомобилей, карданные валы в сборе, ведущие мосты, коробки передач, трансмиссии в сборе, задние мосты, каретки подвески, передние оси, радиаторы, механиз­мы задней навески тракторов, гидроусилители руля, кабины. В целях улучшения загрузки предприятий рекомендуется их специализация на нескольких типах машин с использованием необезличрнного ме­тода ремонта с предварительной оценкой стоимости ремфонда и рас­четами с заказчиком по дифференцированным ценам.,

Заводы и мастерские (цехи) по капитальному ремонту двигателей (мотороремонтные заводы и мастерские) специализируются на капитальном ремонте двигателей следующих марок: ЯМЗ-238НБ ЯМЗ-240В, СМД-14НГ, СМД-18Н, СМД-60, СМД-62, СМД-64 Д-160, А-01М, А-41, Д-65, Д-37М, Д-21 и их модификаций. Неред­ко предприятия выполняют ремонт двух-трех марок двигателей и более.

Как правило, мотороремонтные предприятия имеют развитые участки и поточно-механизированные линии ремонта составных частей и восстановления изношенных деталей: блоков, головок блоков, коленчатых валов, шатунов и др. Организуют ремонт со­ставных частей, таких, как пусковые двигатели, масло-, бензо- и во­дяные насосы, компрессоры и т. д. Многие мотороремонтные заво­ды удовлетворяют потребности нескольких областей, т. е. вышли на межобластной уровень концентрации производства.

Цехи (участки) восстановления изношенных деталей — один из важнейших резервов повышения эффективности использования машин и оборудования в агропромышленном комплексе за счет по­вторного, а иногда и многократного использования исчерпавших ресурс деталей и сборочных единиц.

Восстановление деталей — это комплекс операций по устране­нию их основных дефектов, обеспечивающий возобновление рабо­тоспособности и параметров, установленных в нормативно-техни­ческой документации.

В системе АПК разработана генеральная схема развития произ­водства по восстановлению изношенных деталей. В ее основу поло­жено четыре основных звена.

Первое звено — посты и участки восстановления деталей в ремонтных мастерских крупных хозяйств. Здесь восстанавливают широкую номенклатуру деталей, не подлежащих централизованно­му восстановлению и не требующих сложного оборудования для восстановления.

Второе звено — участки и цехи восстановления деталей на специализированных предприятиях АПК, оснащенные универ­сальным и специализированным оборудованием. Детали восстанавливают по широкой номенклатуре на основе внутриобластной кооперации поставок ремонтного фонда.

Третье звено — крупные цехи при специализированных ремонтных заводах, которые оборудованы тремя-четырьмя поточно-механизированными линиями для восстановления деталей узкой номенклатуры и обеспечивают потребность нескольких областей. Например, один цех специализируется на восстановлении деталей двигателей, другой — на восстановлении деталей типа вал и т. д.

Четвертое звено объединяет в себе крупные предприятия, создаваемые по принципу межреспубликанской или межрегио­нальной специализации, укомплектованные поточно-механизи­рованными линиями, которые экономически целесообразны только при больших производственных программах. Эти пред­приятия оснащают высокопроизводительным технологическим оборудованием.

Для расчета объемов ремонтных работ и производственной про­граммы ремонтно-обслуживающего предприятия требуются следую­щие исходные данные: ожидаемый состав машинно-тракторного пар­ка обслуживаемой зоны (хозяйства, группы хозяйств, региона) и число машин и оборудования по видам; среднегодовая наработка машин каждого вида; режимы ТО и ремонта, которые необходимо проводить для поддержания машинно-тракторного парка в работоспособном со­стоянии; доремонтный и межремонтный ресурсы машин.

На основе этих данных рассчитывают общий объем работ по ре­монту и ТО машин и оборудования, распределяют этот объем по месту исполнения, выявляют недостающие или излишние мощнос­ти в различных звеньях ремонтной базы и делают заключение о воз­можности и целесообразности капиталовложений в проектирова­ние и строительство новых, расширение или реконструкцию суще­ствующих ремонтно-обслуживающих предприятий.

При разработке проектов новых предприятий исходные данные могут быть даны или рассчитаны, исходя из объема механизирован­ных работ для машинно-тракторного парка (или объема перевозок грузов для автомобилей), что требует предварительного обоснова­ния видов и количества техники.

При реконструкции существующих предприятий исходные дан­ные принимают, исходя из опыта их работы с учетом перспективы и условий развития данного предприятия.

Существуют различные способы определения числа ремонтно-обслуживающих воздействий и объема ремонтных работ, отличаю­щихся трудоемкостью и точностью проведения расчетов.

Для отдельных хозяйств или небольших межхозяйственных пред­приятий в целях текущего планирования наибольшее применение получил помашинный метод расчета. Для крупных предприятий или отдельных регионов, а также в целях перспективного планирования при расчетах производственных мощностей различных звеньев ремонтно-обслуживающей базы используют групповой метод.

Помашинный метод расчета заключается в определении требуемого годового числа ремонтов и ТО по каждой конкрет­ной машине, исходя из ее фактической наработки от начала эксплу­атации или последнего ремонта (технического обслуживания) до начала планируемого периода, планируемой годовой наработки, а также межремонтного ресурса.

Вначале устанавливают число капитальных, текущий ремонтов, ТО для каждой машины, а затем их значения суммируют, для группы машин по каждой марке.

Число ремонтно-обслуживающих воздействий в планируемом году для отдельной машины определяют из следующих выражений.

Число капитальных ремонтов

ВК)/МК,

где Вг — планируемая годовая наработка машины (для тракторов — в мото-ч, усл. эт. га или кг израсходованного топлива, для комбайнов — в га убранной площади, для ав­томобилей — в км пробега); Вк — наработка /-й машины от начала эксплуатации или последнего капитального ремонта до начала планируемого периода (единицы измерения те же); Мк — нормативный доремонтный или межремонтный ресурс ма­шины данной марки в соответствующих единицах.

Число текущих ремонтов и технических обслуживании

КТ=(ВГ + ВТ)/МТК; (6.2)

К3 = (Вг3)/Мз-Ккт; (6.3)

К2 = (ВГ + В2)/М2КТ3; (6.4)

К1 = (ВГ + В1)/М1КТ32, (6.5)

где Кт, К3, К2 и К, — соответственно число текущих ремонтов, технических обслужива­нии ТО-3, ТО-2 и ТО-1; Вт, В3, В2 и В, — соответственно наработка машины от после­днего текущего ремонта, ТО-3, ТО-2 и ТО-1; Мт, М3, М2 и М, — соответственно норма­тивная периодичность проведения текущего ремонта, ТО-3, ТО-2 и ТО-1 (усл. эт. га, мото-ч, кг израсходованного топлива, га убранной площади или км пробега).

При определении числа ремонтов и ТО учитывают только его целую часть. Затем находят число ремонтов и ТО для всех машин данной марки, т. е. Трудоемкость ремонтно-обслуживающих работ определяют произведением числа соответствующих видов ремонтов или техни­ческих обслуживании на трудоемкость этих видов ремонтов и об­служивании. Этим методом с достаточно высокой точностью рассчитывают число ремонтно-обслуживающих воздействий и объем ремонтных работ машин по каждой марке. Однако для использования этого метода необходимо иметь информацию о техническом состоянии каждой конкретной машины.

Групповой метод расчета используют для определения годового числа и трудоемкости ремонтно-обслуживающих воздей­ствий по всей группе машин данной марки. Он основан на расчетах в соответствии со стратегиями, регламентирующими сроки и содер­жание ремонтно-обслуживающих воздействий в зависимости от вида машины и их наработки (календарного времени).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: