На систему постоянно воздействуют разнонаправленные силы: с одной стороны, имеет место стремление системы к самосохранению, проявляющееся в том, что любая экономическая система (например, предприятие по изготовлению строительных материалов) предпочитает не изменять налаженный ритм производства, сохранять как можно дольше сложившийся ассортимент товарной строительной продукции и т. п., поскольку при прочих равных условиях это способствует снижению издержек и максимизации прибыли и, кроме того, функционирование такого предприятия становится более предсказуемым и стабильным. Однако, одновременно на предприятие воздействуют «возмущающие» факторы, объективно побуждающие предприятие к изменениям (изменение конъюнктуры рынка, появление новых технологий и т. д.). Первые из указанных факторов являются внутренними, они направлены на сохранение системы в существующем виде. При этом более высокой способностью к самосохранению обладает та система, связи между элементами которой являются более прочными и тесными (например, система массовой застройки жилья).
|
|
Вторые факторы, воздействующие на систему, являются внешними. Они вызывают изменения, преодоление которых возможно за счет совершенствования структуры, гибкости, замены элементов и изменения связей между ними. Соотношение между свойствами сохраняемости и изменчивости в каждой системе должно быть таким, чтобы обеспечивалось наиболее эффективное и устойчивое ее функционирование с сохранением необходимой экономической надежности. На рис. 1 представлена концептуальная модель экономики и управления недвижимостью, где недвижимость выступает как экономическое благо, товар и источник получения дохода.
Управление определяется как процесс волеобразования и реализации воли, то есть это не что иное, как процесс решения проблем по достижению поставленных целей. Важнейшими целями экономики недвижимости являются: стоимостные (денежные) цели — ожидаемые в будущем финансовые результаты (прибыль, ценность капитала, доходность, поток денежных поступлений, наличие оборотных средств и др.); потребительские цели — достижение определенных материальных целей посредством реализации производственных задач (жилищное строительство, реконструкция зданий и сооружений, коммерческая недвижимость, недвижимость для временного проживания, сооружения смешанного назначения и др.); социальные цели — социальная обязанность субъекта предпринимательской деятельности перед обществом (разработка проекта и его реализация в соответствии с социальной и исторической установкой общества, задачи по защите окружающей среды, ландшафтно-композиционные особенности территории, использование материалов и конструкций с учетом запросов местных заказчиков, оплата налогов и др.)
|
|
Стоимостные и социальные цели реализуются только через потребительские цели.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Внешние факторы | ||||||||
Управление недвижимостью | ||||||||
Интересы | ||||||||
Государства | Кредитров | Потребителей | ||||||
![]() ![]() ![]() | ||||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||||
Труд | ||||||||
Капитал | Недвижимость как: | |||||||
Земля | Товар | |||||||
Предпринимательство | Экономическое благо | |||||||
Информация | Источник получения доходов | Земля, объекты недвижимости (здания, строения, сооружения) | ||||||
Затраты | Процесс становления (производство) | Расширение, инновация, услуги | ||||||
![]() ![]() | Реализация | Эксплуатация | ||||||
Интересы субъектов предпринимательской деятельности | ||||||||
![]() ![]() ![]() | ||||||||
Стоимостные цели | Потребительские цели | Социальные цели | ||||||
Экономическая надежность | ||||||||
Устойчивость | ||||||||
![]() ![]() | ||||||||
Риск | Доходность | |||||||
Рис. 1.. Концептуальная модель экономики и управления недвижимостью |
Управление недвижимостью является постоянным и коммуникационным процессом и в широком смысле может быть представлено как процесс планирования со следующими последовательными этапами:
¨ анализ и постановка проблемы;
¨ поиск альтернатив решений;
¨ оценка и принятие решений (экспертиза решений).
В узком смысле управление может быть представлено как процесс реализации проекта, включающий этапы:
проведение в жизнь выбранной альтернативы;
становление и контроль;
процесс эксплуатации с этапами функционирования и развития объекта недвижимости.
Планирование в теории сервейинга занимает центральное место и представляет собой регулярно повторяющийся процесс принятия решений, в котором имеют место различные виды управленческой деятельности.
Реализация есть часть процесса планирования, состоящего из этапов разработки детального плана реализации, самой реализации и контроля, включающего комплекс мероприятий по анализу вероятных отклонений от запланированных показателей.
Под управлением как деятельностью понимается процесс решения проблем в ходе достижения целей, выражающийся в получении, переработке и передаче информации.