double arrow

Лекция № 7 Территории внешнего транспорта

Примеры компоновки жилых групп

  1. Открытая (Кресто- и Т-образные дома – жилые группы), г. Вильнюс

2, 3,4 Полузамкнутая (С.-Петербург, Васильевский остров)

5. Замкнутая (г. Эребру, Швеция)

Железнодорожный транспорт.

Правильный выбор транспортной зоны имеет большое зна­чение для дальнейшего развития территории города. Разделе­ние селитебной территории на отдельные районы" железной дорогой является нежелательным. Поэтому, решая вопрос разме­щения полосы отвода железной дороги, необходимо стремить­ся расположить ее на периферии селитебной территории, каса­тельно к ней с той стороны, в направлении которой не преду­сматривается дальнейшее развитие селитьбы.

Такое размещение железной дороги позволит соединить пас­сажирскую станцию железнодорожными путями с грузовой станцией, непосредственно обслуживающей городское населе­ние и промышленность, не пересекая жилых районов.

Пассажирские станции и вокзалы располагают по возмож­ности недалеко от центральной части города, грузовые — на его периферии, но с учетом равномерного обслуживания всех райо­нов (радиус обслуживания 2,5—5 км).

Малым населенным местам присущи небольшие пассажирские и товарные станции, часто совмещенные в одном комплексе. Обычно все они проходного типа, но не исключена возможность устройства в отдельных случаях тупиковых или тупиково-проходных железнодорожных станций.

Все железнодорожные станции располагаются на горизон­тальных и прямых участках железнодорожных путей. В затруд­нительных случаях допускается уклон продольного профиля станций не более 2,5%0 и кривые (в одну сторону) радиусом не менее 600 м. (для линий III категории). Длина полосы отво­да железнодорожных станций в зависимости от назначения по­следних колеблется от 1200 до 1600 м, ширина —в пределах 100—300 м.

Ширина полосы отвода для устройства железнодорожных путей на подходах к станциям в пределах населенных мест должна быть не менее 16 м, вне населенных — не менее 25 м.

Обслуживание промышленных районов или групп предприя­тий производится промышленными железнодорожными стан­циями общего пользования. Продольный уклон электрифициро­ванных подъездных путей к промышленным предприятиям до­пускается до 40, при других видах тяги — до 30%0.

Трасса железнодорожных путей в пределах города должна быть, по возможности, наименьшей протяженности с радиусом на закруглениях не менее 1000 м в легких условиях рельефа, и 400—500 м — в трудных условиях.

Железнодорожные пути следует отделять от жилой за­стройки зеленой полосой шириной не менее 50 м. Вдоль же­лезной дороги в необходимых случаях устраивают городскиепроезды.

Водный транспорт. При расположении населенного места у судоходной реки, на берегу моря или озера предусмат­ривается возможность устройства сооружений водного транс­порта (вокзал, причальные линии, склады, мастерские и др.). При этом учитывают, что прибрежная полоса портовых уст­ройств должна быть шириной не менее 150—200 м.

Портовые сооружения и устройства целесообразно разме­щать за пределами селитебной территории и отделять от жилых районов озелененной санитарно-защитной зоной.

От характера и размеров грузооборота и пассажирских пе­ревозок зависят размеры портовой территории, распределенной на отдельные зоны по назначению — пассажирская, грузовая, отстой и ремонт судов и др.

-Площадь береговой части порта рассчитывается по нормам— 150—250 м2 на 1 пог. м причальной линии для морских портов и 150—200 м2 —для речных портов. Для небольших городов с населением до 50 тыс.,> чел. можно считать достаточной терри­торию порта в пределах 30—50 га.

Необходимо предусмотреть автодорожную связь порта с центром города, а также устройство подъездной железнодорож­ной ветки, соединяющей порт с железнодорожной станцией об­щего пользования, с обходом жилых районов.

Пассажирский район портовых сооружений размещается ближе к центральной части города. Остальные сооружения пор­та размещаются на периферии или за пределами города с под­ветренной стороны и ниже по течению с учетом возможности подведения к ним железнодорожных путей и автомобильных дорог.

Все части порта должны иметь удобную транспортную связь с городом. Вокзал должен быть хорошо связан с основными го­родскими магистралями, в частности с магистралями, соединя­ющими порт с центром города и железнодорожным вокзалом.

Портовую территорию следует окружить полосой зеленых насаждений шириной не менее 100 м.

Автомобильный транспорт. Из сооружений внеш­него автомобильного транспорта предусматривают автовокза­лы, станции обслуживания, грузовые автостанции, гаражи и заправочные пункты.

Трассу автомагистралей внешнего транспорта транзитного характера предпочтительно размещать вне пределов населен­ного места. При этом связь города с автомагистралями обеспе­чивается подъездными автодорогами.

Для автовокзала требуется территория 0,3—0,5 га. Для стан­ций обслуживания и грузовых автостанций, располагаемых на периферии города, необходима территория от 1 до 5 га. Запра­вочные пункты вписываются в габариты уличной сети или квар­талов.

Автовокзалы междугородных автомобильных линий в малом городе целесообразно размещать вблизи центра города. Допус­кается расположение автовокзала смежно с железнодорожным вокзалом. В случае расположения автомобильного и железно­дорожного вокзалов в различных концах города они должны быть связаны городскими магистралями друг с другом.

Автомобильные станции технического обслуживания распо­лагаются на периферии города, вблизи выходящих из него ав­томобильных дорог.

Грузовые автомобильные станции должны располагаться вблизи основных потребителей грузов, перевозимых автотранспортом. Поэтому местом расположения грузовой автостанции может быть промышленный район, складской район или грузо­вая станция железной дороги (в случае перевалки грузов с ав­томобильного на железнодорожный транспорт и обратно). Гру­зовая станция должна быть удобно связана с автомобильными дорогами, чтобы внешний грузовой автомобильный транспорт при движении на станцию и со станции не проходил через се­литебную территорию.

Гаражи внешнего автомобильного транспорта располагают­ся вне селитебной территории. Гаражи грузового транспорта наиболее целесообразно размещать в санитарно-защитной зо­не промышленных предприятий и складов.

Воздушный транспорт. Сооружения воздушного транспорта размещаются за пределами застройки города, на расстоянии не ближе 5 и не далее 15 км. В связи с этим аэро­порт в большинстве случаев не показывается на генеральном плане.

Территория аэропорта большого города велика—• от 100 га и более, а при пользовании реактивными самолетами достигает 600 га; длина взлетно-посадочных полос—1200—1500 м и более. Помимо площади, необходимой непосредственно для лет­ной и наземной служебной части аэропорта, нужна также тер­ритория для строительства жилых и общественных зданий слу­жебного персонала. Надо обеспечить автодорожную связь аэро­порта с городом, установить пределы и высоту застройки на подходах к аэропорту.

В небольших населенных пунктах, где аэропортов нет, но возможно устройство аэродромов для самолетов и вертолетов местных авиалиний или для учебных надобностей, выбирают площадки с подветренной стороны и с уклонами от 5 до 30%.

Дли использования вертолетного транспорта в центральной части города следует наметить площадку для взлета и посад­ки вертолетов. Такие же площадки могут быть размещены и вблизи железнодорожного и аэровокзалов. Ориентировочные размеры площадок: постоянных—1 —1,5 га, временных — 0,5— 1,0 га. Наиболее желательная форма площадок — круг или квадрат.

Проектирование сети магистральных улиц и размещение площадей

Определив положение общегородского центра населенного места и других наиболее посещаемых населением пунктов, при­ступают к проектированию магистральных улиц, прокладываемых в направлении ожидаемых наибольших потоков внутриго­родского транспорта и пешеходов.


Удачное решение генерального плана города заключается прежде всего в правильном начертании уличной сети и соответ­ствии ее основных магистралей размерам движения не только в настоящем, но и в будущем (рис. 1).

Рис. 1. Схема сети городских улиц.

Рационально запроектированная уличная сеть должна:

а) обеспечивать наиболее удобную связь районов города между собой;

б) создавать условия наилучшей пешеходной доступности к главнейшим центрам притяжения (предприятиям, учреждениям, вокзалам, местам отдыха и т. п.);

в) обеспечить связь города с пригородной зоной и ее дорож­ной сетью.

Улицы в городе, в зависимости от их назначения, могут быть следующих категорий:

1) магистрали общегородского значения;

2) магистрали районного значения

3) жилые улицы мест­ного значения;

Магистрали общегородского значения связывают друг с другом основные пассажиро- и грузообразующие и поглощающие пункты города: жилые районы, промышленные предприятия, городские и районные центры, железнодорожный и автомобиль­ный вокзалы, складские территории и т. п.

Магистрали районного значения обслуживают движение внутри отдельных районов города и связывают микрорайоны между собой с районным центром или магистралью общегород­ского значения. Жилые улицы предназначены для местного дви­жения, связанного с обслуживанием жителей микрорайона.


Рис.. Профили городских улиц.

Начиная проектировать уличную сеть города, следует выде­лить основные пункты тяготения населения и связать их меж­ду собой, по возможности, кратчайшим путем, избегая при этом сложных пересечений (пересечений двух улиц под острым углом, пересечения трех улиц в одной точке и т. п.). Следует проверить, не противоречат ли выбранные трассы улиц условиям рельефа и водоотвода.

Протяженность пешеходного подхода к трассам общественно­го транспорта принимается 300—500 м. Исходя из этого, маги­стральные улицы проектируют на расстоянии 600—1000 м одна от другой.

Некоторые магистральные улицы, проходящие через центр города или вливающиеся в центральную площадь, приобретают характер главных улиц, на которых, так же как и на цент­ральной площади, размещают здания культурно-бытового об­служивания населения. Транзитное движение транспорта на главных улицах исключается. В связи с большим пешеходным движением в центральной части города здесь может быть ор­ганизован пешеходный центр или отдельные пешеходные улицы, исключающие движение внутригородского общественного транс­порта и автомашин индивидуального пользования. Выделяют магистрали, предназначенные для грузового движения, а также городские дороги, служащие продолжением внешних автома­гистралей. Они отделяются от жилой застройки защитными по­лосами зеленых насаждений.

Намечая направление и ширину магистральных улиц, стро­го придерживаются общих правил проектирования городских улиц, дорог и площадей. Габариты улиц помещены в табл. 1

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: