По Филиппу Котлеру, маркетинг - это человеческая деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Сущность маркетинга. Основные понятия.
Маркетинг - это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к пользователю, или социальный процесс, посредством которого прогнозируется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации.
Маркетинг - процесс планирования и воплощения замысла ценообразования, продвижение и реализация идей товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.
Выделяют две сущности маркетинга:
- философия бизнеса;
- инструментарий.
Рассмотрим процесс маркетинговой деятельности:
Сбыт - верхушка айсберга. Если деятель рынка хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд; разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, такие товары наверняка пойдут легко.
Смысл маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами»
Нужда - это ощущение человеком нехватки чего-либо (бывают физиологические, социальные, личные нужды). Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает. Неудовлетворенный человек сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить нужду, либо попытается заглушить ее.
Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.
Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей Запрос - это потребность, подкреплённая покупательской способностью.
Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения. Товар - это всё то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Обмен - это акт получения желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Существует четыре способа что-либо получить:
- купить (обменять);
- отнять (отобрать);
- сделать самому;
- попросить.
Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:
1. Сторон должно быть как минимум две.
2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представить ценность для другой стороны.
3. Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.
4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.
5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.
Сделка - это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами (основная сделка - денежная).
Сделка предполагает наличие нескольких условий:
1) по меньшей мере двух ценностно-значимых объектов,
2) согласованных условий ее осуществления,
3) согласованного времени совершения,
4) согласованного места проведения.
Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Существует два вида маркетинга:
- ориентированный на товар или продукцию;
- ориентированный на покупателя.
Прибыльные предприятия применяют смешанный вид - интегрированный маркетинг.
- Концепции управления маркетингом.
Общая тенденция развития - перенос акцента с производства и товара на коммерческие усилия, на потребителя и все большая ориентация на проблемы потребителя и социальной этичности.
Существует пять концепций:
- Совершенствования производства;
- Совершенствования товара;
- Интенсификации коммерческих усилий;
- Чистого маркетинга;
- Социально-этического маркетинга.
Концепция совершенствования производства (30-40 гг.) утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.
Условия применения концепции:
- спрос должен превышать предложение; В этом случае руководству следует сосредоточиться на изыскании способов увеличить производство.
- существует необходимость в понижении себестоимости продукции. для чего требуется повышение производительности.
Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, которые обладают наивысшим качеством, лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
Концепция интенсификации коммерческих усилий (50-е гг.) утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования (производитель стал задумываться о психологическом воздействии на покупателей). Используется к товарам пассивного спроса (товары, о которых человек не задумывается).
Концепция чистого маркетинга (новая философия бизнеса) утверждает, что залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами.
Отличия интенсификации коммерческих усилий и чистого маркетинга.
Объект внимания | Средства достижения целей | Конечная цель | |
Интенсификации коммерческих усилий | Товар | Коммерческие усилия и меры стимулирования | Получение прибыли за счёт увеличения объёма продаж |
Чистый маркетинг | Потребитель (нужды) | Комплексные усилия маркетинга | Получение прибыли за счёт обеспечения удовлетворённости потребителей |
Концепция социально-этического маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков, и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителей и общества в целом.
Существует так называемый треугольник целей:
1 - удовлетворение нужд потребителей;
2 - прибыли предприятий;
3 - интересы общества.