Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Модель политики занятости в Швеции




Методы экономической политики в Швеции предусматривают активную роль государства. При этом шведская модель исходит из положения, что государство не должно вмешиваться в производственную деятельность фирмы, а активная социальная политика государства должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, что делает возможным осуществления широкомасштабных программ по поддержанию занятости, развитию образования, здравоохранения, т.п.

В Швеции в 80-е годы произошёл отход от кейнсианских методов стимулирования спроса; политика занятости стала ориентироваться на меры саморегулирования рынка труда и использованию косвенных методов воздействия государства.

Сочетание общих экономических мер по поддержанию спроса на рабочие места несколько ниже уровня, гарантирующего работу всем и везде, и активной селективной политики на рынке труда и в области капиталовложений, направленной на поддержку слабых групп отраслей и регионов, является сущностью шведской модели.

Государственная активная политика занятости предусматривает разработку программ содействия занятости. Эти программы могут охватывать как отдельные категории населения, в основном маргинальные группы: молодёжь, женщин, инвалидов, так и специфические случаи угрозы безработицы, вызванные экономической или иной ситуацией (демографической, политической, стихийными бедствиями, т.д.).

Главное направление активной политики занятости в Швеции – это помощь в получении профессиональной подготовки и повышения квалификации, которая осуществляется либо с помощью подготовки и принятия специальных программ на уровне законодательных органов, либо путём совместного участия государства и предприятий в организации профподготовки и переподготовки кадров.

Профориентация и профобучение в Швеции также начинаются со средней школы, как и в США. В школе ученики проходят специальные курсы профессиональной подготовки по различным специальностям, которые включают широкую профессиональную практику. Далее продлить своё образование можно на 2, 3, 4-х – летних курсах и в ВУЗах.

Основная цель переподготовки на рынке труда – обеспечить постоянную работу для безработных. Регулярные исследования показывают, что среди закончивших профессиональные курсы и затем вышедшие на рынок труда, примерно 70 % получили работу в течение 6 месяцев после завершения курсов. В свою очередь, приблизительно 80 % этих людей не смогли получить работу в той профессиональной области, в которой они проходили переподготовку.




Кроме государственных органов переподготовки обучение своих работников осуществляют компании непосредственно на предприятии. Причём в 80-е годы данная форма профессионального обучения расширилась быстрее других.

Все формы образования в Швеции полностью финансируются из государственных фондов.

Субсидии по заработной плате выплачиваются также для устройства инвалидов на постоянную работу. В частности, в Швеции предприниматели получают субсидию в размере 90 % трудовых издержек в течение первого года и 50 % в последующие три года. Около половины инвалидов работают с субсидиями по заработной плате.

В Швеции безработные, которые бы хотели организовать свой бизнес, могут получить финансовую помощь. С 1984 года безработные могут получить субсидии для начала собственного дела в размере пособия по безработице на срок до 6 месяцев.

Следует отметить, что только финансовая помощь государства в организации самостоятельного бизнеса недостаточна. Лица, которые хотят организовать своё предприятие, должны знать, как начать дело, пройти специальную подготовку, получить знания о финансовой стороне дела, маркетинге.

Рассмотренные меры государственной активной политики занятости показывают, что она направлена в первую очередь на помощь тем, которые без поддержки и содействия государства не могут трудоустроиться и адаптироваться к работе.

Обобщение по политики занятости в Швеции и США

В 70-80-е годы в этих странах всё большее развитие получили гибкие формы использования рабочего времени. Они предоставляют трудоспособному населению возможности наиболее приемлемых форм занятости и режимов труда с учётом индивидуальных потребностей работников; помогают предпринимателям манипулировать количеством и качеством рабочей силы, применяемой на предприятиях, исходя из потребностей развития производства и сложившейся экономической ситуации. Гибкие формы занятости дают возможность: во-первых, сократить общую численность незанятого населения, предоставляя работу на условиях, приемлемых для определённых категорий населения – женщин, молодёжи, пожилых людей; во-вторых, увеличить (или сохранить при сокращении объёмов производства) число занятых, не увеличивая при этом число рабочих мест, за счёт деления рабочих мест между работниками и сокращения рабочего времени; в-третьих, расширить возможности трудоустройства для лиц, высвобожденных из производства.



На уровне работника гибкие формы занятости дают возможность удовлетворять их потребности в гибкой организации труда, в совмещении работы с выполнением других социальных обязанностей или состоянием здоровья.

На уровне предприятия гибкие формы занятости создают возможность манипулировать количеством применяемой рабочей силы, не создавая социальную напряжённость, как при увольнении работника.

Для общества это даёт возможность снизить остроту проблемы занятости, дать наиболее уязвимым категориям населения возможность получения дохода, поддерживать уровень своей квалификации.

Развитие гибких форм занятости осуществляется в двух направлениях: количественном и функциональном. Количественное развитие гибкости означает варьирование численности работников или продолжительности рабочего времени. К данной форме относятся частичная, временная занятость, использование гибких графиков рабочего времени в течение рабочего дня, недели, месяца. Функциональная гибкость означает способность к изменению содержания трудовой деятельности в соответствии с меняющимися условиями производства. Это достигается путём расширения объёма функций работника, смены профессий, овладение многопрофильными профессиями.

Процесс создания гибкого рынка труда подкрепляется государственными мерами по сокращению сферы стандартных условий найма и режимов рабочего времени за счёт стимулирования более гибких форм. К таким мерам относятся: законодательное уменьшение объёма разрешаемых сверхурочных работ; сокращение продолжительности рабочей недели; увеличение оплачиваемого отпуска; снижение возраста выхода на пенсию; субсидии предприятиям, использующим новые формы занятости.

Важное значение для совмещения спроса и предложения рабочей силы имеет информационная служба по трудоустройству. Информационную службу в США осуществляет система трудоустройства, состоящая из 2200 бирж труда, расположенных во всех штатах. Они изучают спрос и предложение рабочей силы, обеспечивают составление программ занятости, являются посредником между работником, предпринимателем и органами, выплачивающими пособия по безработице. При помощи тестов проверяется степень подготовки рабочих к работе и их пригодность к выполнению тех или иных функций с учётом способностей. Аналогичную работу в Швеции выполняют 113 центров по занятости.

На Министерство труда США и Национальный комитет по вопросам рынка труда в Швеции возложена обязанность определять потребность экономики в квалифицированных кадрах, прогнозировать спрос, ежегодно публиковать информацию о спросе и предложении рабочей силы в стране.

Швеция поддерживается государственного подхода в решении проблем занятости. США ориентируется на более широкий круг организаций по трудоустройству. В частности, наряду с государственными организациями по оказанию помощи в найме рабочей силы имеются частные фирмы. Они выполняют посреднические функции и готовят кадры для предложения рабочих по временному контракту различным компаниям.

Практика регулирования рынка труда в США и Швеции свидетельствует, что при определённом единстве подходов к решению проблем занятости, существуют различия и прежде всего в степени допустимого уровня вмешательства государства, а также конкретных форм реализации концепции гибкого рынка труда. Она свидетельствует о том, что не может быть общих для всех стран рецептов решения проблем рынка труда.

Одним из показателей эффективности регулирования занятости в стране является движение нормы безработицы. В США в последние годы она колеблется в пределах 5-7- %, в Швеции долгие годы стабильно держится на уровне 1,5-2 %. Последний, несомненно, определённый результат политики на рынке труда. В Швеции государство более активно, чем в США. В связи с этим доля расходов на эти цели в государственном бюджете высока по мировым стандартам. Швеция использует около 3 % ВВП и 7% государственного бюджета на эти меры. Рынок труда в США характеризуется меньшей опекой государства, но высокой мобильностью рабочей силы.





Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 3689; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10013 - | 7711 - или читать все...

Читайте также:

 

54.243.26.210 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.