double arrow

ЛЕКЦИЯ 3. 25.02.12


Понятие стратегического планирования и его место в управлении.

Стратегическое планирование является важнейшей функцией стратегического управления и его центральным звеном в относительно стабильных условиях внешней среды. Структура процесса стратегического управления:

1. Постановка стратегических целей и стратегический анализ.
Разработка стратегического плана
Организация реализации стратегического плана
2.Выбор стратегии


Под стратегическим планированием понимается особый вид практической деятельности людей, т.е. плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений в форме прогнозов проектов, программ и планов, предусматривающей выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Различия между стратегическим планированием и стратегическим управлением:

1. Стратегическое планирование – это более узкое понятие.

2. Стратегическое планирование – это инструмент управления информацией, а стратегическое управление – это инструмент управления людьми.




3. Стратегическое планирование – это аналитический процесс, а стратегическое управление – организационно-аналитический.

4. В стратегическом планировании используют экономические и технологические переменные. В стратегическом управлении кроме того учитываются психологические, социологические и политические факторы. Таким образом стратегическое планирование – это процесс выработки и конкретизации стратегии организации в форме стратегического плана на период времени равный периоду реализации стратегии.

Основная цель стратегического планирования заключается в моделировании будущей успешной деятельности организации на весь период реализации стратегии.

Главная задача стратегического планирования – обеспечение гибкости и нововведений в деятельность организации, необходимого достижения ее целей в изменяющейся среде.

ТИПОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

Стратегическому планированию присущи:

1) Степень неопределенности

2) Временная ориентация процесса планирования

3) Определенный горизонт планирования

Характеристика форм стратегического планирования по степени неопределенности:

В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности системы планирования в организации можно разделить на 2 типа:

1) Те, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации, следовательно события в таких системах имеют полную определенность. Можно дать 100% гарантию, что если событие А произойдет, то за ним последует событие Б. Этот тип систем планирования называют детерминированными системами.



2) Предполагает недостаток определенности во внешней среде и нехватку информации. Система планирования, не дающая полной предсказуемости результата, называют вероятностной или стохастической.

Практически каждая организация осуществляя общее планирование своей деятельности сталкивается с неопределенностю результатов. Однако степень неопределенности может варьироваться в зависимости от уровня экономического развития, исторического периода и других факторов. Вариантами вероятностных систем планирования являются следующие:

· Планирование, основанное на системе жестких обязательств. Такое планирование подходит для ситуаций, в которых существует высокая степень уверенности в исходе событий. Примером этого вида может быть планирование контракта с проверенным партнером, когда изменить планы в состоянии только внезапные форс-мажорные обстоятельства.

· Планирование под личную ответственность. Это планирование приемлемо для противоположной первому типу ситуации полной неопределенности. В этом случае менеджер действует на свой страх и риск, берет всю ответственность на себя. Такой вид планирования в меньшей степени характерен для устойчивых, стабильных предприятий, имеющих опыт хозяйственной деятельности и сложную внутреннюю структуру, и в большей степени для небольших вновь созданных организаций, не обладающих нужными знаниями окружающей среды и налаженными связями со своими контрагентами.



· Планирование, приспособленное к случайным обстоятельствам. Этот вид планирования является промежуточным между первыми двумя. С одной стороны он сталкивается с постоянной неопределенностью в деятельности организации, с другой стороны – учитывает возможные варианты действий в неопределенной среде и тем самым увеличивает их предсказуемость.

Характеристика форм стратегического планирования в зависимости от временной ориентации.

Выделяют 4 типа планирования:

1) Реактивное (возврат к прошлому). Базируется на анализе предшествующего опыта и опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции.

Реактивное планирование осуществляется снизу вверх. Первоначально выясняются нужды нижних подразделений, которые оформляются в планы этих подразделений. Собранные материалы передаются руководству следующего уровня, которое корректирует и редактирует их и передает на следующий уровень и т.д. до подготовки сводного проекта.

Вторично общий план более низкими подразделениями не корректируется.

Недостатки реактивного планирования:

- оно рассматривается не как система, а как простая единица совокупности элементов. В следствии этого оказывается потерянным положительный эффект взаимодействия отдельных частей целого, например отдела маркетинга и отдела производства, называемый синэргетизмом.

- планированием планирование проводится без достаточного учета объективных обстоятельств сегодняшнего дня и будущих изменений, т.е. не соблюдается принцип гибкости.

- реактивное планирование это функция в основном только высшего руководства, не соблюдается принцип участия. Для участия в планировании приглашаются как правило люди, обладающие опытом, т.е. старшие поколения, и в определенной мере игнорируются возможности молодых сотрудников.

- поскольку запросы нижних уровней организации учитываются только однажды, а затем корректируются в сторону снижения, руководители нижестоящих подразделений стремятся завысить уровень своих запросов и тем самым увеличивают непроизводительные затраты дефицитных экономических ресурсов, способствуют их неэффективному накоплению. Тем Самым реактивное планирование снижает общую эффективность хозяйственной деятельности организации.

Положительные черты:

- постоянное обращение к истории, прошлому опыту, из которого можно много почерпнуть.

- сильное ощущение преемственности, охраняющее от резких и необдуманных изменений

- сохранение традиций, создающее чувство безопасности у работников предприятия

2) инактивное планирование. Считает ненужным как использование прошлого опыта, так и стремление к движению вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Инактивное планирование ориентированное на настоящее не способствует экономическому росту и развитию организации. Этот тип планирования воспринимает существующие условия как приемлемые. Отличительная черта инактивизма – удовлетворение настоящего. Характерным для него является так же представление о том, что равновесие в положении организации достигается естественным путем а значит главным принципом планирования должно быть правило: планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода вещей.

Недостатки инактивного планирования:

1) Неспособность приспосабливаться к изменениям. Хорошо идет работа только в стабильных, благоприятных условиях. При этом выживают только те из предприятий, чьи доходы не зависят от рынка, а формируются из бюджетных средств.

В российской экономике бюджетные организации, применяющие инактивное планирование, обречены на вымирание.

2) Слабое использование творческого потенциала сотрудников организации, ограничение их служебной самостоятельности.

Положительной стороной инактивного планирования является осторожность в планировании хозяйственной деятельности.

3.Преактивное планирование

Ориентированно на будущее стремление. В своем стремлении к лучшему оно опирается на все достижения науки и техники. Широко применяется эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. В противовес инактивистам, преактивисты стремятся ускорить изменение, побыстрее приблизить будущее.

Преактивное планирование ориентируется не на минимизацию усилий, а на поиск оптимальных решений. Из нескольких вариантов развития выбирается тот, который представляется оптимальным с экономической точки зрения.

Планирование осуществляется сверху вниз. На высших уровнях прогнозируются внешние условия, формулируются цели и стратегии. Затем определяются цели низших уровней и программных действий.

Недостатки преактивного планирования:

· Слабое использование накопленного опыта;

· Недостаточное внимание к повседневным нуждам организации;

· Чрезмерное увлечение футурологией и новыми методами исследований

Основным достоинством преактивного метода является адекватная оценка внешней среды и стремление учесть факторы внешней среды в процессе планирования.

Интерактивное планирование.

Заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование сосредотачивается на повышение результативности со временем, его цель – максимизировать свою способность обучаться и адоптироваться или развиваться.

Интерактивное планирование обладает двумя основными чертами:

1. Основано на принципе участия и максимально мобилизирует творческие способности участников организации.

2. Предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участников организации.

С интерактивным планированием связаны 2 основные проблемы:

1. Интерактивное планирование – это скорее идеальное построение, чем практическая модель менеджмента.

2. Связана с тем, что даже с теоритической точки зрения организация, взятая отдельно, не может полностью контролировать свое будущее. Самое большое на что она способна – эффективно приспособиться к нему.

Характеристика форм стратегического планирования по горизонту планирования.

С точки зрения горизонта планирования стратегическое планирование может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным.

Долгосрочное стратегическое планирование обычно охватывает длительные периоды времени от 5 до 15 лет. Одно время традиционное долгосрочное планирование отождествлялось со стратегическим, поскольку оба вида планирования ориентированы на перспективу. Но теперь эти понятия существуют самостоятельно.

Долгосрочное стратегическое планирование по своему содержанию гораздо сложнее традиционного долгосрочного, основанного на экстраполяции тенденций.

Стратегическое планирование – это не просто количественная функция времени, оно ориентирует на качественное изменение в деятельности организации.

Среднесрочное стратегическое планирование. Конкретизирует ориентиры определенные долгосрочным планом. До недавнего времени горизонт среднесрочного планирования равнялся 5 годам. Однако непредвиденный характер и скорость изменения внешней среды вынудили многие организации сократить протяженность своих планов с 5 до 3 лет. Соответственно 5-летние планы перешли в разряд долгосрочных.

Краткосрочное стратегическое планирование – это разработка планов реализации краткосрочных стратегий, осуществление которых рассчитано на 1-2 года. Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам. Все типы планирования должны увязываться между собой и не противоречить друг другу.

Характеристика стратегического планирования
Временная ориентация
Формы планирования
Реактивное Инактивное Преактивное интерактивное
Инновационное Бизнеспланирование Технико-экономическое Финансовое маркетинговое
Долгосрочный Среднесрочный краткосрочный
Детерминированное стохастическое
Горизонт планирования
Степени неопределенности


Задачи по периодам прогноза.

  период прогноза
  краткосрочный среднесрочный долгосрочный
содержание прогноза уверенный прогноз ситуации, практически достоверно известно состояние условий внешней среды. несколько вариантов развития обстановки, возможны коренные изменения во внешней среде. прогнозирование тенденций изменения условий
содержание задач планирования оптимизация процессов, оперативное реагирование, текущее планирование. планирование существенных изменений в деятельности, формирование сценариев. формирование перспективного облика предприятия.
результаты планирования целенаправленное распределение средств в интересах сокращения затрат. определения целей изменений и порядка их достижения. Возможные варианты развития и условия их рассмотрения. направление развития предприятия.






Сейчас читают про: