Правотворческая инициатива граждан – форма прямого волеизъявления граждан, позволяющая выявить общественное мнение населения по поводу осуществления местного самоуправления, то есть жители муниципального образования имеют право вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ст. 26 содержит нормы, устанавливающие гарантии реализации населением муниципального образования своего права на правотворческую инициативу. К ним относятся:
- установление срока рассмотрения органом или должностным лицом МСУ проекта муниципального правового акта, внесенного в качестве правотворческой инициативы граждан. Указанный срок составляет не более 3-х месяцев со дня внесения проекта правого акта;
- предоставления представителям инициативной группы граждан права изложить свою позицию при рассмотрении муниципального правового акта. В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании представительного органа.
С правотворческой инициативой может выступить:
- инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом;
- органы территориального общественного самоуправления населения;
- иные субъекты, определенные уставом МО.
Минимальная численность инициативной группы должна устанавливаться в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования, но не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
О результатах рассмотрения правотворческой инициативы целесообразно информировать не только инициативную группу, но и жителей муниципального образования. Материалы о рассмотрении правотворческой инициативы могут быть опубликованы в газетах, обнародованы на радио, телевидении.
Публичные слушания
Институт публичных слушаний, проводимых в муниципальных образованиях, является важным нововведением закона 131-ФЗ.
Закон устанавливает, что порядок организации и проведения публичных слушаний должен определяться уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Публичные слушания могут проводиться для реализации следующих целей:
1. Информирование жителей МО о наиболее важных вопросах, по которым предполагается принятие соответствующих решений органами и должностными лицами МСУ.
2. Выявление мнения жителей по поводу как содержания этих вопросов, так и качества представляемых проектов решений.
Инициатором проведения публичных слушаний могут являться:
- население муниципального образования;
- представительный орган муниципального образования;
- глава муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования – главой муниципального образования.
Решение представительного органа или главы муниципального образования подлежит опубликованию не менее чем за 15 дней до дня проведения слушаний. Одновременно до жителей должна быть доведена информация о порядке ознакомления и получения документов, предлагаемых к рассмотрению.
Порядок подготовки публичных слушаний зависит от того, кем они инициируются, а также от содержания вопросов, выносимых на публичные слушания.
На публичные слушания в обязательном порядке должны выноситься:
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования:
По итогам проведения публичных слушаний могут быть приняты рекомендации и обращения к представительному органу муниципального образования, главе муниципального образования. На публичных слушаниях также могут приниматься:
- обращения к жителям муниципального образования;
- обращения в органы государственной власти и органы МСУ иных муниципальных образований;
- рекомендации предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным на территории муниципального образования.
В устав муниципального образования возможно включить положение о том, что решения на публичных слушаниях принимаются большинством голосов от числа зарегистрированных участников.
Ч.4 ст. 28 закона предписано опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
В случае принятия представительным органом или главой муниципального образования решения, противоречащего рекомендациям публичных слушаний, данные органы обязаны опубликовать (обнародовать) мотивы принятия такого решения.
Материалы публичных слушаний в течение всего срока полномочий депутатов представительного органа и главы муниципального образования должны храниться в указанных органах, а по истечение этого срока сдаются на хранение в муниципальный архив. Срок хранения материалов в архиве определяется представительным органом муниципального образования и не может быть менее 4 лет.
Опрос граждан
Опрос жителей муниципального образования проводится для выявления мнения населения и его учета при принятии решений по вопросам, затрагивающих экономические, социальные, экологические и другие законные интересы населения этой территории. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
Мнение жителей, участвующих в опросе, оформляется через опросный лист, который должен содержать формулировку вынесенного вопроса и варианты ответа на него, Ф.И.О., дату рождения, адрес места жительства, серии и номера паспорта, а также даты подписания и зарегистрирован органом МСУ.
Опрос граждан проводится по инициативе:
1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти субъектов РФ – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:
1) дата и сроки проведения опроса;
2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
3) методика проведения опроса;
4) форма опросного листа;
5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.
В опросе имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
1) за счет средств местного бюджета – при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
2) за счет средств бюджета субъекта РФ – при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.