Правотворческая инициатива граждан

Правотворческая инициатива граждан – форма прямого волеизъявления граждан, позволяющая выявить общественное мнение населения по поводу осуществления местного самоуправления, то есть жители муниципального образования имеют право вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ст. 26 содержит нормы, устанавливающие гарантии реализации населением муниципального образования своего права на правотворческую инициативу. К ним относятся:

- установление срока рассмотрения органом или должностным лицом МСУ проекта муниципального правового акта, внесенного в качестве правотворческой инициативы граждан. Указанный срок составляет не более 3-х месяцев со дня внесения проекта правого акта;

- предоставления представителям инициативной группы граждан права изложить свою позицию при рассмотрении муниципального правового акта. В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании представительного органа.

С правотворческой инициативой может выступить:

- инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом;

- органы территориального общественного самоуправления населения;

- иные субъекты, определенные уставом МО.

Минимальная численность инициативной группы должна устанавливаться в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования, но не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

О результатах рассмотрения правотворческой инициативы целесообразно информировать не только инициативную группу, но и жителей муниципального образования. Материалы о рассмотрении правотворческой инициативы могут быть опубликованы в газетах, обнародованы на радио, телевидении.

Публичные слушания

Институт публичных слушаний, проводимых в муниципальных образованиях, является важным нововведением закона 131-ФЗ.

Закон устанавливает, что порядок организации и проведения публичных слушаний должен определяться уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Публичные слушания могут проводиться для реализации следующих целей:

1. Информирование жителей МО о наиболее важных вопросах, по которым предполагается принятие соответствующих решений органами и должностными лицами МСУ.

2. Выявление мнения жителей по поводу как содержания этих вопросов, так и качества представляемых проектов решений.

       Инициатором проведения публичных слушаний могут являться:

- население муниципального образования;

- представительный орган муниципального образования;

- глава муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования – главой муниципального образования.

Решение представительного органа или главы муниципального образования подлежит опубликованию не менее чем за 15 дней до дня проведения слушаний. Одновременно до жителей должна быть доведена информация о порядке ознакомления и получения документов, предлагаемых к рассмотрению.

Порядок подготовки публичных слушаний зависит от того, кем они инициируются, а также от содержания вопросов, выносимых на публичные слушания.

На публичные слушания в обязательном порядке должны выноситься:

1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

4) вопросы о преобразовании муниципального образования:

По итогам проведения публичных слушаний могут быть приняты рекомендации и обращения к представительному органу муниципального образования, главе муниципального образования. На публичных слушаниях также могут приниматься:

- обращения к жителям муниципального образования;

- обращения в органы государственной власти и органы МСУ иных муниципальных образований;

- рекомендации предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным на территории муниципального образования.

В устав муниципального образования возможно включить положение о том, что решения на публичных слушаниях принимаются большинством голосов от числа зарегистрированных участников.

Ч.4 ст. 28 закона предписано опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

В случае принятия представительным органом или главой муниципального образования решения, противоречащего рекомендациям публичных слушаний, данные органы обязаны опубликовать (обнародовать) мотивы принятия такого решения.

Материалы публичных слушаний в течение всего срока полномочий депутатов представительного органа и главы муниципального образования должны храниться в указанных органах, а по истечение этого срока сдаются на хранение в муниципальный архив. Срок хранения материалов в архиве определяется представительным органом муниципального образования и не может быть менее 4 лет.

Опрос граждан

Опрос жителей муниципального образования проводится для выявления мнения населения и его учета при принятии решений по вопросам, затрагивающих экономические, социальные, экологические и другие законные интересы населения этой территории. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Мнение жителей, участвующих в опросе, оформляется через опросный лист, который должен содержать формулировку вынесенного вопроса и варианты ответа на него, Ф.И.О., дату рождения, адрес места жительства, серии и номера паспорта, а также даты подписания и зарегистрирован органом МСУ.

Опрос граждан проводится по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования – по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти субъектов РФ – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

 Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

 Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа;

5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

В опросе имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:

1) за счет средств местного бюджета – при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;

2) за счет средств бюджета субъекта РФ – при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: