№ | Тема | Виды применяемых образовательных технологий | Кол. час |
1 | 2 | 3 | 4 |
4 семестр | |||
Раздел 1. Современные педагогические технологии обучения в контексте целостного педагогического процесса | |||
1 | Современное научное представление о понятии «педагогические технологии», и их обусловленность характером решения образовательных задач | ЭБ, СПО | 2 |
2 | Современные технологии обучения в различных образовательных учреждениях | ЭБ, СПО | 2 |
3 | Современные авторские технологии обучения, используемые в современной школе. | РП, СПО, ТПС | 2 |
Раздел 2. Характеристика конкретных педагогических технологий | |||
4 | Авторские школы и эффективные информационно-коммуникационные технологии обучения в школе. | АВТ, ЭБ | 2 |
5 | Технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса. Технология проблемного обучения | РМГ | 2 |
6 | Технологии конструирования и организации различных форм воспитательной работы в образовательном учреждении | ЭБ, СПО | 2 |
7 | Информационно-компьютерные технологии в образовании | ЭБ, СПО, РМГ | 2* |
8 | Современные информационные технологии и наука. Технологии использования Интернет-ресурсов в работе педагога | РП, СПО, ТПС | 2 |
9 | Современные технологии оценки учебных достижений обучающихся | АВТ, СПО, ИМС | 2* |
| Итого по курсу | 20 | |
| в том числе интерактивное обучение* | 4* |
АВТ – аудиовизуальная технология (основная информационная технология обучения, осуществляемая с использованием носителей информации, предназначенных для восприятия человеком по двум каналам одновременно зрительному и слуховому при помощи соответствующих технических устройств, а также закономерностей, принципов и особенностей представления и восприятия аудиовизуальной информации);
РП – репродуктивная технология;
РМГ – работа в малых группах (в парах, ротационных тройках);
ЛПО – лекции с проблемным изложением (проблемное обучение);
ЭБ – эвристическая беседа;
СПО – семинары в форме дискуссий, дебатов (проблемное обучение);
ИСМ – использование средств мультимедиа (например, компьютерные классы);
ТПС – технология полноценного сотрудничества.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
Рейтинговая система оценки текущей успеваемости студентов
№ | Наименование раздела | Виды оцениваемых работ | Максимальное кол-во баллов |
1 | 2 | 3 | 4 |
4 семестр | |||
1 | Педагогические технологии в контексте образования | Практическая работа (письменные задания) Устный опрос Активная работа на занятиях | 20 20 6 |
2 | Конкретные педагогические технологии и их использование в образовательном процессе | Практическая работа (письменные задания) Устный опрос Активная работа на занятиях | 6 6 2 |
5 | Компьютерное тестирование (внутрисеместровая аттестация) | 40 | |
ВСЕГО | 100 |
Примерные вопросы для устного опроса
1. Как Вы оцениваете роль учителя в современном обществе?
2. Имеются ли, с Вашей точки зрения, противопоказания к профессии учителя (если да, то обоснуйте свой ответ).
3. Докажите, что продуктивность, качество труда и личность учителя во многом зависят от отношения к нему общества.
4. В чем видит специфику труда учителя В.А. Сухомлинский? О каких других особенностях труда учителя могли бы рассказать Вы?
5. Что такое полифункциональность труда учителя-воспитателя? Как знание этого фактора проявляется в процессе профессиональной подготовки специалиста и стимулирует его саморазвитие?
6. В чем состоит отличие предмета труда, орудий труда и продукта труда в профессии, например, столяра, токаря и учителя?
7. Каким образом связаны педагогическая профессиональная компетентность, педагогическое мастерство и педагогическая культура педагога?
8. Ответьте на вопрос: Как вы думаете, концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо – «свободное воспитание или педагогика манипулирования»? Приведите аргументы в пользу того или другого ответа. Обоснуйте его, опираясь на выдержки из произведения Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании».
9. Ответьте на вопрос: Какие идеи Ж.Ж. Руссо актуальны сегодня в свете гуманистической парадигмы образования и почему?
10. Опираясь на материалы лекций и практических занятий, посвящённых основным педагогическим идеям античности, эпохи Возрождения, Просвещения, Нового времени, напишите творческую работу на тему: а) Истоки развития идей компетентностного подхода истории западноевропейской педагогической мысли.
11. Справедливы ли утверждения западных историков, что русские в Средние века в массе своей были невежественными варварами?
12. Согласны ли вы с тем, что «Домострой» называют «методическим пособием по авторитарному воспитанию»?
13. Приведите примеры того, как детские впечатления о школе повлияли на воззрения выдающихся педагогов и деятелей образования.
14. Можно ли реализовать неповторимую индивидуальность и потребности человека при массовом характере образования?
15. В чем специфика системы образования? Какова ее структура?
16. Что такое «модель образования»?
17. Охарактеризуйте структуру системы образования и представьте ее в виде блок-схемы.
18. Прокомментируйте закономерности и принципы целостного педагогического процесса применительно к современным условиям на конкретных примерах (в виде таблицы)
19. Проанализируйте особенности принципов обучения в современных условиях. Приведите примеры
20. Проанализируйте особенности принципов воспитания в современных условиях. Обоснуйте свое мнение
21. Сформулируйте основные задачи современного воспитания.
22. Проанализируйте функции воспитания.
23. Проанализируйте сущность понятий «воспитание» и «социализация»
24. Воспитательные системы
25. Основные признаки современного учебного процесса
26. Проанализируйте функции обучения
27. Укажите сущность понятия «авторские школы»
28. Раскройте влияние компетентностного подхода на процесс обучения.
29. Какие критерии используются в различных классификациях методов обучения?
30. Перечислите критерии, использующиеся в различных классификациях методов воспитания.
31. Перечислите приемы педагогического процесса и приведите примеры
32. Перечислите средства педагогического процесса и приведите примеры
33. Проанализируйте особенности форм организации педагогического процесса.
34. Особенности общения с учащимися разного возраста.
35. Каковы основные принципы организации педагогического процесса?
36. В какой мере педагог должен следовать за перспективами саморазвития воспитанника?
37. В чем педагогический смысл какой-либо ситуации?
38. Какие сведения необходимо получить, чтобы успешно действовать в педагогической ситуации?