Структура рынка образовательных услуг и его текущее состояние

Особенности маркетинга образовательных услуг

по дисциплине «Маркетинг в отраслях»

Выполнила:

студентка гр.МК-14-1Б

Самутина Анна Владимировна

 

Проверил:

Профессор кафедры МиМ

Комаров Сергей Владимирович

 

 

Пермь, 2017

Оглавление

1. Текущее состояние рынка, тенденции и прогноз. 3

1.1. Структура рынка образовательных услуг и его текущее состояние. 3

1.2. Тенденции и прогнозы.. 8

2. Описание потребителей. 14

2.1. О высшем образовании в России. 14

2.2. Сегментация. 15

2.3. Анализ конкурентов. 16

2.4. Ценообразование. 20

3. Анализ маркетинга ПНИПУ. 23

3.1. Товарная политика. 23

3.2. Распределительная политика. 24

3.3. Коммуникационная политика. 25

 


 


Текущее состояние рынка, тенденции и прогноз.

Структура рынка образовательных услуг и его текущее состояние.

Для того, чтобы начать говорить о маркетинге в сфере образовательных услуг, необходимо для начала разобраться со структурой образования в России: понять особенности, закономерности и составляющие этого рынка.

Рынок образования, в целом, представляет собой 4 большие группы: это дошкольное образование, среднее, высшее и дополнительное. Среднее и дополнительное образование еще делится на подгруппы. С точки зрения потребительского восприятия/ поведения большинства Россиян, первые 3 большие группы считаются основными ступенями образования, а четвертая группа - дополнительное образование –воспринимается как необязательная. Хотя в действительности, обязательным в России является только среднее общее (11-летнее) образование, все остальные виды так же, как и дополнительное относится к категории «по желанию».

Весь рынок образовательных услуг (все 6 групп: 4 больших группы с учетом подгрупп) поделен еще по видам предоставления образовательных услуг (традиционное, онлайн, дистанционное, смешанное образования) и видам формы собственности образовательного учреждения (государственные и частные).

       Вертикально система образования в Российской Федерации выглядит следующим образом:

По данным «Исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий» проведенного по инициативе «Нетология групп» и  размещенного на сайте http://edumarket.digital, партнерами которого стали авторитетные исследовательские платформы и образовательные учреждения. 

В 2016 году структура всего российского рынка образования была поделена следующим образом:

С точки зрения финансирования, наибольшую долю в структуре российского рынка образования занимает среднее общее образование. Скорее всего, это связано с тем, что данный вид образования в России является обязательным и в большинстве случаев государственным (т.е. финансируется государством). В денежном выражении, только 5% рынка занимают частные школы. В количественном выражении, по данным Росстата на 2014/2015 учебного года в России зарегистрировано 751 частная организация, что приблизительно равно 2% от общего числа общеобразовательных организаций.  

Источник: Росстат

Второе место по финансированию занимает дошкольное образование. Такая высокая доля денежных средств, связана с тем, что дошкольное образование является одним из элементов социальной политики государства и предоставление детских садов (или выплат вместо их посещения), согласно российскому законодательству, является обязанностью государства. Хотя, само посещение ребенком государственного детского сада в России не является обязательным. Этот факт создает благоприятную среду для развития частных детских садов. Уже 9,7% от общей доли денег в сфере дошкольного образования относятся к частному бизнесу. Это перспективное направление, так как государство постоянно проводит программы по повышению рождаемости, а количество государственных учреждений дошкольного образования постоянно сокращается.  

Источник: Росстат

Высшее образование в России тоже имеет большую долю финансирования со стороны государства. Однако, в общем рейтинге, занимает третье место. Это связано с тем, что государственные учреждения высшего образования имеют право принимать студентов на платной основе, которые совместно с бюджетными средствами обеспечивают финансирование ВУЗа. В денежном выражении, доля частного бизнеса составляет всего 8,9%. Однако в количественном, по данным Росстата, в период 2014/2015 года было зарегистрировано 402 частные организации, предоставляющие услуги высшего образования. Этот составляет 42% от общего числа ВУЗов.

Источник: Росстат

Остальные группы образовательных услуг в России финансируются гораздо в меньшем объеме. Наиболее высокая доля частного бизнеса сосредоточена в направлении дополнительного образования.

Можно заметить, что в таблице, кроме тех групп, которые выделены в первой структуре, отдельно выделено «языковое обучение». Данное разделение зависит от подхода. В первой таблице оно включено в дополнительное образование, а во второй вынесено отдельно, т.к. по критерию денежных средств это направление занимает весомое значение.

По данным вышеуказанного исследования, в целом, рынок образовательных услуг составляет 1,8 трлн. руб.

Однако, Министерство Образования заявляет о несколько других цифрах: «Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2016 году по разделу «Образование» составляют 3 058,98 млрд. рублей. (т.е. 3,1 трлн. руб., что больше чем 1,5 раза выше суммы заявленной в исследовании). При этом расходы федерального бюджета на образование составляют 9,18% или 564,31 млрд. рублей. Большая доля расходов консолидированного бюджета приходится на «Общее образование», полномочия по финансированию которого относятся к компетенции субъектов Российской Федерации (47,17% или 1 442,88 млрд. рублей).
В структуре расходов федерального бюджета на образование большая доля расходов приходится на «Высшее и послевузовское профессиональное образование» и составляет  86,18% или 486,30 млрд. рублей» [4]. Куда пропала разница между бюджетом заявленным Министерством Образования, и бюджетом о котором говорят практикующие организации и независимые статистики остается только гадать.

Источник: МинОбрНауки


Тенденции и прогнозы

Глобальная тенденция №1: XXI век – век господства информации. В сознании потребителей укореняется идея непрерывного, на протяжении жизни, обучения. Информация, знаний и образование становится ключевым фактором конкурентоспособности.

Посмотрим, как данный тезис представлен в России. Для этого вновь обратимся к статистике:

Источник: «Индикаторы образования – 2016»

Источник: «Индикаторы образования – 2017»

В России концепцию непрерывного пока разделяет и претворяет в жизнь сравнительно малая часть аудитории: в массе своей россияне привержены традиционной модели образования, которая предполагает конечность учебного процесса по достижении некоей цели (освоение профессии, получение диплома и др.). По данным статистики только 15% россиян из 100 реализуют данную идею. Россия находится на последних местах в рейтинге непрерывного образования в европейских странах. Однако, если сравнить с данными 2016 года, то видна положительная динамика. Результат поднялся на 4%, что является довольно высоким показателем за год.

Что касается осознания того, что образование дает конкурентоспособность на рынке труда, то эта идея более жизнеспособна. Согласно исследованию, опубликованному фондом общественного мнения (ФОМ) 8 июля 2014 года [5]:

«Каждый третий россиянин считает, что люди с высшим образованием зарабатывают больше, чем те, у кого его нет, 29% уверены, что уровень их зарплат примерно одинаковый, 11% сказали, что окончившие вуз получают даже меньше. Тем не менее 57% опрошенных убеждены, что сегодня и юношам, и девушкам лучше прежде всего получить высшее образование, а потом уже начать зарабатывать деньги. С 2005 года с 14% до 35% увеличилось число считающих, что в вуз можно поступить без значительных денежных затрат». 

Основные графики по исследованию:

Представленные выше графики позволяют сделать выводы о трех основных трендах относительно высшего образования в России:

1. Высшее образование в России все больше воспринимается людьми как база, которая позволит обеспечить хороший заработок.

2. Более 50% россиян считают, что высшее образование обязаны получить как мужчины, так и женщины.

3. Высшее образование все больше воспринимается как доступное. 

 

Глобальная тенденция №2: IT – технологии являются направляющим фактором развития общества и инноваций во всех сферах деятельности. Образование не исключение. Образовательные технологии или  EdTech предполагают стремительное встраивание  интернета и дистанционного обучения в систему образовательных услуг.

 «Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий» систематизировало все очевидные тенденции и тренды и составило прогноз развития образовательных услуг.

Весь российский рынок образования на конец 2016 г. имел объем 1,8 трлн. руб. За следующие пять лет он возьмет планку 2 трлн руб. Укрепляются позиции частного бизнеса. По итогам 2016 г. доля негосударственного сектора в российском образовании составила 19,2%, или 351,7 млрд руб. К 2021 г. она незначительно изменится в процентном отношении, зато в абсолютном значении вырастет до 385,4 млрд руб.

На текущий момент проникновение онлайн-технологий в российское образование находится на уровне 1,1%. За ближайшие пять лет показатель поднимется до 2,6%. В денежном выражении «цифровизированная» часть отрасли увеличится с нынешних 20,7 млрд руб. до 53,3 млрд руб.

В 2017–2023 гг. мировой EdTech вырастет более чем по 5% в год. Сегодня он измеряется суммой порядка $165 млрд. Восточная Европа — в числе наиболее быстрорастущих региональных рынков в онлайн-образовании. В свою очередь, драйвер Восточной Европы — Россия. При самом консервативном сценарии среднегодовой рост российского онлайн-образования в ближайшие пять лет будет находиться на уровне 20%. Среди растущих наиболее стремительно — компании, занимающиеся цифровыми образовательными решениями, которые основаны:

·  на игровых механиках (+22,4% в год до 2021 г.);

·  на симуляции реальных процессов (+17%).

Одна только ниша обучения языкам с помощью игр в 2016 г. измерялась $315,7 млн. В России в эти направления сейчас идут прежде всего игроки b2b-сектора.

В мировом масштабе максимальный потенциала роста — у сегментов дошкольного и корпоративного образования, изучения иностранных языков, репетиторства. Те же направления на подъеме в России, и именно к ним относятся компании с максимальной высокой рыночной стоимостью и с наиболее удачно выстроенной монетизацией. Показательно, что 59% родителей в той или иной мере допускают, что их ребенок будет получать образование онлайн. Вместе с тем в общем среднем образовании проникновение онлайна близко к нулю, в дополнительном же «интернетизация» чрезвычайно быстрая.

Укрепляет свои позиции, особенно в высшем и профессиональном образовании, смешанное обучение (blended learning) — сочетание дистанционного формата учебы с очными, аудиторными занятиями. То же, с определенным запозданием, происходит в России: показателен пример «Нетологии-групп», которая вернулась к миксу «онлайн — офлайн» в рамках курса «Директор по онлайн-маркетингу». Смешанное обучение характерно прежде всего для длительных, комплексных программ, предполагающих приобретение сложных профессиональных навыков.

Все важнее в онлайн-образовании становится видео контент: как в формате онлайн стриминга, так и в виде потребления on-demand video (видео разработанного под конкретного потребителя). Требования к качеству материалов поднимаются. Задача глобального EdTech — анализ и прикладное применение big data, технологий машинного обучения, AI. В частности, для нужд адаптивного обучения, при котором контент и задания, сам темп учебного процесса подстраиваются под «конкретного студента».

Краткие основные выводы:

1. Происходит развитие образовательных технологий основанных на онлайн – образовании (дошкольное и корпоративное образование, изучения иностранных языков, репетиторство) и дистанционном / смешанном обучение (в высшем и профессиональном образовании).

2. Наиболее стремительно развиваются компании, занимающиеся цифровыми образовательными решениями, которые основаны: на игровых механиках и симуляции реальных процессов.

3. Усиливается роль образовательного видео контента. Контент, задания и темп учебного процесса подстраиваются под «конкретного студента».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: