Парламент: его типы и виды

    Парламент — это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения, главным образом, путем принятия законом, осуществляющий контроль за деятельностью оив и высших должностных лиц.

    Классификация:

1. По структуре:

1) Однопалатные.

2) Двухпалатные (бикамеральные).

2. По объему компетенции:

1) Парламенты с абсолютно определенной компетенцией — характерны для федеративных и децентрализованных унитарных государств (США, Франция, Испания). В таких государствах цен- тральная власть ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований (предметы ведения).

2) Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией — т.е. парламенты, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия).

3) Парламенты с относительно определенной компетенцией — т.е. границы компетенции являются относительно подвижными, нет четкого критерия разграничения полномочий парламента и правительства (Швейцария).

    Парламент принимает участие в формировании органов исполнительной и судебной власти, является высшим представительным органом государства, общим представителем и выразителем воли народа. В своей деятельности парламент взаимодействует с другими органами государственной власти, а также другими участниками политической жизни страны.

Внутренняя организация работы парламента.

    Внутренними структурными элементами парламента, основной задачей которых является реализации функций парламента являются:

1. Председатель.

2. Комитеты и комиссии.

3. Парламентские фракции и депутатские группы.

4. Уполномоченный по правам человека.

5. Счетная палата.

6. Вспомогательные службы.

    Комитеты избираются решением НС большинством голосов депутатов от общего состава парламента из числа его депутатов на срок полномочий НС.

    Депутатские фракции имеют право на пропорциональное представительство в комитетах НС. На сегодняшний день в НС ДНР действуют 16 парламентских комитетов.

    Количество депутатов в комитетах должно быть не менее 5 и не более 8. Депутат может быть только одного комитета. Допускается одновременно участие депутата в деятельности комитета Счетной комиссии НС или Временной комиссии.

    В состав комитета входит председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комитета. Председатель комитета осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

    Парламентские фракции образуются, как правило, по признаку политической партии, блока партии, имеющих свое представительство в парламенте.

    Фракции имеют свою внутреннюю организацию и органы. Как правило, лидер партии является руководителей фракции. Основная форма работы – это, прежде всего, общее собрание. Фракции наделены высокими полномочиями и выполняют ряд важных функций:

1. Активно участвуют в формировании других парламентских структур – постоянных и временных комитетов и комиссий.

2. Осуществляют подбор кандидатур в руководящие органы.

3. Существенно влияют на формирование правительства, используют различные формы контроля за его деятельностью.

4. Влияют на работу парламента, выносят вопрос на повестку дня пленарных заседаний.

5. Играют решающую роль при принятии практически всех парламентских решений, влияющих на ход законодательного процесса. 

Порядок формирования и срок полномочий парламента.

    Народный Совет ДНР избирается сроком на 4 года, состоит из 100 депутатов. Действует при условии наличия в его составе не менее 2/3 от конституционного состава. Избирается по пропорциональной системе с закрытыми списками. Общественные объединения: «Свободный Донбасс», «Донецкая Республика».

    НС из своего состава избирает председателя и его заместителей. Председатель избирается из состава НС большинством голосов от установленного числа депутатов. Основная задача председателя и его заместителей ведение заседаний и они ведают внутренним распорядком работы НС.

    В парламенте ДНР образованы комитеты и комиссии.

    Задача комитетов: осуществление законодательной работы, подготовка и предварительное рассмотрение вопросов, отнесенных к компетенции советов.

    НС принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнительным бюджетом НС образует счетную палату, состав которой и порядок формирования и деятельности определяется законом.

Функции и полномочия парламента.

         К ведению НС ДНР относятся:

1. Принятие КДНР и законов, внесение в них изменений.

2. Принятие постановлений НС и внесение в них изменений.

3. Толкование Конституции и законов.

4. Установление административно-территориального устройства ДНР и порядка его изменения.

5. Рассмотрение вопросов об изменении границ.

6. Рассмотрение вопросов об изменении бюджета и отчета о его исполнении.

7. Утверждение программ социально-экономического развития.

8. Заслушивание ежегодных отчетов Главы о результатах деятельности СМ.

9. Назначение выборов депутатов НС и выборов Главы ДНР.

10. Установление в пределах, определенных законом, порядка проведения выборов в омс на территории ДНР.

11. Назначение референдума.

12. Принятие решений о досрочном прекращении полномочий Главы.

13. Установление республиканских налогов.

14. Установление порядка управления и распоряжения государственной собственностью ДНР.

    НС обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: