double arrow

Современные внешние и внутренние барьеры устойчивого развития корпоративных структур

 

В ходе реализации корпоративных инициатив устойчивого развития корпоративные структуры сталкиваются с десятью внешними барьерами, характерными для российской бизнес-среды. К ним относятся:

1) Инфраструктурные барьеры:

отсутствие поставщиков, соответствующих требованиям устойчивого развития: найти поставщиков, соответствующих внутренним стандартам компании с точки зрения охраны окружающей среды, социальных аспектов, этики и безопасности. В идеале поставляемое сырье или продукты должны быть сертифицированы соответствующей всемирно признанной организацией. При отсутствии сертифицированных поставщиков такие компании, которые следуют принципу устойчивого развития, предпочитают импорт сырья, отказавшись от закупок у местных поставщиков, не соответствующих требованиям устойчивого развития. Эта стратегия позволяет компаниям соблюдать свои обязательства по закупке 100% продукции у сертифицированных поставщиков, однако импорт имеет и негативные последствия, к которым относятся низкий вклад в развитие местной экономики и увеличение выбросов углекислого газа в результате удлинения цепочки поставок. Кроме того, удлинение цепочки подразумевает повышение транспортных расходов, то есть рост себестоимости товаров и, как следствие, их конечной цены. Из-за отсутствия поставщиков, соответствующих требованиям устойчивого развития, такие корпоративные структуры вынуждены формировать собственную сеть поставок по корпоративным стандартам, организуя подготовку кадров и финансирование.

недоступность или дороговизна инфраструктуры, технологий и решений, способных обеспечить устойчивое развитие: данный вид барьеров касается ограниченного применения «зеленого строительства» (например, возведение зданий с сертификацией BREEAMили LEED), транспортной инфраструктуры (в частности отсутствие калькулирования своего «углеродного следа», связанного в основном с деловыми поездками, для того чтобы была возможность компенсировать его и публиковать в соответствующие отчеты), неблагоприятные условия в России для внедрения альтернативных видов энергии, учитывая тот факт, что страна является энергодобывающей;

дефицит специалистов с необходимой экспертизой в области устойчивого развития: ограниченность мышления руководителей среднего звена; неподготовленность должностных лиц, принимающих решения по вопросам устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности (КСО); недостаток экспертизы у работников физического труда и сотрудников производственных объектов.

2) Институциональные барьеры:

дефицит механизмов внешнего финансирования: российские рынки кредитных ресурсов и капитала до сих пор относительно слабо развиты и труднодоступны для реализации «зеленых» инициатив. При этом во многих развивающихся странах финансирование экологических проектов в последние годы вышло на принципиально новый уровень. Ограниченный доступ к «зеленому» финансированию в России рассматривается как непосредственный барьер для российских компаний, поскольку ни государственные, ни частные банковские учреждения не готовы предложить привлекательные условия финансирования для проектов промышленной модернизации. Это особенно верно в условиях действующих экономических санкций, когда банки сами сталкиваются с проблемой труднодоступности инструментов среднесрочного и долгосрочного финансирования.

ограниченное применение инструментов фискальной политики для стимулирования устойчивого развития: в России традиционно преобладают меры принудительного регулирования (например, экологические стандарты, квоты, штрафы и запреты в отношении тех или иных видов продукции), тогда как фискальные и особенно поощрительные инструменты (включая субсидии) играют второстепенную роль.

несовершенство законодательной базы и нормативно-правового регулирования: говоря о российском природоохранном законодательстве, то здесь существуют две противоположные точки зрения. Согласно оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), современное природоохранное законодательство России эффективно решает большинство приоритетных экологических задач в стране. Противники этого мнения утверждают, что российская политика в отношении охраны окружающей среды носит преимущественно декларативный характер. По их словам, из-за существующего разрыва между обязательствами и их выполнением она представляет собой лишь формальную реализацию принципа «платит тот, кто загрязняет». Однако в подавляющем большинстве случаев основным препятствием на пути устойчивого развития в стране становится не отсутствие природоохранного законодательства, а ненадлежащая правоприменительная практика. Недавно принятые природоохранные стратегии и политические меры требуют существенных улучшений регулятивной среды. Система управления природопользованием в России основана преимущественно на применении нескольких регулятивных инструментов, а именно: стандартов качества окружающей среды, разрешений и нормативов выбросов вредных веществ, а также принципов экологической ответственности. Из них наибольшее распространение получили экологические сборы (которые охватывают очень широкий круг загрязнителей воды, воздуха и факторы образованиятвердых отходов), штрафы за нарушения природоохранных норм, а также иски о возмещении убытков за экологический ущерб.Система штрафов постепенно ужесточается, но коэффициенты их взыскания по-прежнему неудовлетворительны. Нарушителей обязывают выплатить компенсацию, однако реальное взыскание происходит далеко не всегда. Недостатки природоохранного законодательства и регулирования создают определенные трудности для корпоративных структур. Прежде всего, бизнес сталкивается с проблемой непрерывного изменения законодательных и нормативно-правовых требований, затрагивающих вопросы устойчивого развития. Юридические подразделения компаний вынуждены отслеживать процесс принятия новых законов и поправок, чтобы не пропустить очередной переходный период, узнать сроки выполнения и обеспечить соответствие новым требованиям. Представители бизнеса указывают и на другое крупное препятствие − бюрократическую волокиту.

дефицит потенциальных партнеров, таких как международные и национальные некоммерческие организации (НКО): в России большинство НКО работают на ограниченной территории либо всего в нескольких областях, не имея широкого регионального охвата. Поскольку деятельность НКО в России носит, скорее, надзорный и лоббистский характер, компании часто не могут с их помощью подобрать партнеров для реализации совместных проектов, направленных на повышение осведомленности потребителей или преобразования собственных производственных процессов. В некоторых случаях международные корпорации вынуждены самостоятельно работать с местным сообществом, то есть брать на себя нетипичные для бизнеса функции, которые, как правило, выполняют государственные или некоммерческие организации. В сфере противодействия климатическим изменениям активную позицию занимают следующие некоммерческие организации: Всемирный фонд дикой природы, Социальноэкологический союз, российская антиатомная организация «Экозащита!».

отсутствие и ограниченное применение систем международной и национальной сертификации и (или) экологической маркировки: этот барьер имеет значение для организаций, работающих в нескольких областях. Он тесно связан с барьерами «Устойчивые закупки» и «Низкий потребительский спрос на устойчивые продукты и услуги». Российские потребители по-прежнему не знакомы с разнообразными знаками, которые встречаются на упаковке. В компаниях сомневаются в целесообразности инвестиций в экосертификацию, поскольку отдача от таких инвестиций, как правило, невысока из-за неосведомленности потребителей. На этом фоне некоторые компании эксплуатируют тему устойчивою развития, используя «зеленый пиар», поскольку покупатели не видят разницы между продуктами со знаками «Эко» и «Органический» и продуктами, произведёнными по принципам устойчивою или «квазиустойчивого» развития.

3) Информационные барьеры:

низкий потребительский спрос на устойчивые продукты и услуги: российские потребители не всегда готовы платить больше за устойчивые и (или) сертифицированные продукты. В отсутствие активного некоммерческого сектора, который традиционно ведет работу в этой области, международный бизнес вынужден самостоятельно заниматься обучением и повышением осведомленности потребителей в России.

преобладание краткосрочного планирования: в последние два года этот барьер приобрел особое значение для международных и российских компаний. Ослабление способности к долгосрочному планированию связано из-за сложной геополитической ситуации, резкими изменениями курсов основных валют, частыми изменениями в российском законодательстве.

Перечисленные внешние барьеры будут порождать и внутренние барьеры организации по переходу на устойчивое развитие. Прежде всего, к таким барьерам можно отнести российский менталитет, то есть не пренебрежительное отношение людей к ограниченным ресурсам и нежеланием думать о «завтрашнем поколении», финансовые барьеры (не каждый экономический субъект способен «потянуть» расходы, связанные с переходом на устойчивое развитие), «узкий» образ мышления высшего руководства в плане стратегии устойчивого развития своего бизнеса.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: