Методы изучения заболеваемости

Методы изучения заболеваемости

 

 

Методическая разработка для студентов

 

 

Курс – 4,  семестр-VIII

Факультет – лечебный

Продолжительность занятия – 2 академических часа

Место проведения – учебная комната кафедры

 

Пермь, 2009

Методы изучения заболеваемости.

Значение изучения данной темы для последующего обучения в вузе и будущей практической деятельности:

Врачу необходимо владеть методикой расчета, оценки и интерпретацией основных показателей заболеваемости населения; уметь использовать полученную информацию о заболеваемости при анализе других показателей общественного здоровья, оценке деятельности учреждений здравоохранения, планирования медицинской помощи.

 

Цель занятия: закрепить знания методов расчета заболеваемости, научиться применять полученные знания на практике в деятельности медицинских организаций для оценки здоровья населения.

 

Студент должен знать:

- источники информации по заболеваемости, роль врачей в ее сборе и анализе;

- определение понятия заболеваемости как показателя здоровья населения;

- основные закономерности заболеваемости населения;

- правильное название терминов в отношении заболеваемости и одинаково их понимать;

- основные методы и виды заболеваемости.

 

Студент должен уметь:

- рассчитывать, оценивать, анализировать и прогнозировать показатели заболеваемости;

- заполнять учетно-отчетную документацию для сбора и анализа информации;

- выявлять основные закономерности заболеваемости и факторы, их определяющие;

- использовать полученную информацию в оценке деятельности медицинских учреждений здравоохранения, планирования медицинской помощи.

 

Самоподготовка к занятию включает:

Предварительную самостоятельную работу:по учебникам:

1.  Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для студентов медвузов под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. М.: МЕДпресс-информ, 2006. – с.51 - 75.

2 «Общественное здоровье и здравоохранение» под ред. В.А. Лисицына. – с.224-232.;   3. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: уч. пособие для практ. занятий под ред. В.З. Кучеренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С.35 -75.

4. Методическая разработка кафедры по теме.

5.  Овладение методикой расчета показателей по заболеваемости, их анализ и оценка.

 

Базисные разделы для повторения и изучения:

- Прочитать основные источники информации:

·  лекция «Теоретические основы медицинской статистики», «Заболеваемость: состояние и тенденции»

· учебник

· методические рекомендации кафедры по теме.

- выписать в рабочую тетрадь: формулы расчета заболеваемости (первичной, общей), специальных видов заболеваемости (заболеваемость с временной утратой трудоспособности, эпидемической, госпитализированной и важнейшей неэпидемической).

 

Контрольные вопросы для повторения и изучения:

  1. Определите понятие «первичная заболеваемость».
  2. Определите понятие «общая заболеваемость».
  3. Определите понятие «патологическая пораженность».
  4. Методика изучения заболеваемости.
  5. Виды заболеваемости и соответствующая учетная документация.
  6. Общая заболеваемость населения. Методика ее изучения. Показатели.
  7. Заболеваемость острыми инфекционными заболеваниями. Методика ее изучения. Показатели.
  8. Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями. Методика ее изучения. Показатели.
  9. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Методика ее изучения. Показатели.
  10. «Госпитализированная» заболеваемость. Методика ее изучения. Показатели.
  11. Заболеваемость по данным медицинских осмотров (периодических и целевых). Методика ее изучения. Показатели.
  12. Заболеваемость по данным о причинах смерти. Методика ее изучения. Показатели.
  13. Статистическая классификация болезней, травм и причин смерти. Принципы ее построения.
  14. Социально-экономическое значение изучения заболеваемости.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:

ЗАДАЧА №1. В детской поликлинике, среднегодовая численность детского населения приписного участка которой составляет 12000 человек, в течение года зарегистрированы 18000 первичных обращений по поводу различных заболеваний, из них 16000 по поводу впервые выявленных. Среди впервые выявленных заболеваний:

- 11000 составляют болезни органов дыхания;

- 2000 – заболевания нервной системы;

- 1500 – инфекционные и паразитарные болезни;

- 1000 – заболевания органов пищеварения;

- 500 – прочие болезни.

 

       Рассчитайте, оцените и представьте графически показатели, характеризующие заболеваемость детского населения. Какие учетные формы первичной медицинской документации используются для регистрации заболеваний участковым педиатром?

 

ЗАДАЧА №2. На территории обслуживания детской поликлиники проживает 18000 детей. За год зарегистрировано 28550 первичных обращений по поводу различных заболеваний. В том числе 26000 по поводу выявленных впервые. Количество всех зарегистрированных первичных обращений у детей первого года жизни составляет 4150 случаев, у детей в возрасте 2-3 лет – 7800, у детей от 4 до 6 лет – 4200, у детей младшего школьного возраста – 8100, у детей от 11 до 14 лет – 4300 случаев.

       Рассчитайте, оцените и представьте графически показатели заболеваемости детей, основываясь на следующей возрастной структуре детского населения.

Возраст детей, лет Доля детей данного возраста в %
0-1 10
2-3 15
4-6 15
7-10 25
11-14 35
итого 100

 

ЗАДАЧА №3. В городе Н. за год среди детского населения зарегистрированы 910 случаев инфекционных заболеваний, в том числе: кори – 50 случаев, дифтерии – 180, эпидемического паротита -280, коревой краснухи – 400.

       Рассчитайте и представьте графически показатели, характеризующие инфекционную заболеваемость, если среднегодовая численность детей в возрасте 0-14 лет в городе Н. составляет 20000 человек.

       Какие учетные формы первичной медицинской документации используются для регистрации инфекционных заболеваний у детей?

 

ЗАДАЧА №4. При изучении заболеваемости по обращаемости детей первого года жизни зарегистрированы 20000 первичных обращений по поводу различных заболеваний в детскую поликлинику, в том числе:

- 10000 – по поводу болезней органов дыхания

- 5000 – по поводу заболеваний нервной системы

- 3200 – по поводу отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде;

- 700 – из-за заболеваний органов пищеварения;

- 600 – по поводу инфекционных и паразитарных болезней;

- 500 – из-за прочих заболеваний

Среднегодовая численность детей первого года жизни, проживающих в радиусе обслуживания данной поликлиники, составляет 8000 человек.

       Рассчитайте показатели, характеризующие заболеваемость детей первого года жизни и представьте в графическом изображении.

       Как меняется величина и структура первичной заболеваемости с возрастом детей?

 

ЗАДАЧА №5. Городская территориальная поликлиника обслуживает 35000 взрослого населения. В течение года зарегистрированы 28000 обращений по поводу различных заболеваний, в том числе 19500 обращений по поводу болезней, выявленных впервые в жизни. Среди впервые выявленных заболеваний отмечены:

- 9000 болезней органов дыхания;

- 3000 травм, отравлений и других последствий воздействия внешней среды;

- 2000 болезней нервной системы.

       Рассчитайте показатели, характеризующие заболеваемость населения, обслуживаемого данной поликлиникой. Сравните полученные данные с аналогичными показателями, характеризующими здоровье населения Российской Федерации и Пермской области.

 

ЗАДАЧА №6. В районе К. со среднегодовой численностью населения 50000 человек в течение года зарегистрированы 60000 первичных обращений по поводу различных заболеваний, из них 40000 по поводу заболеваний, выявленных впервые в данном году.

       Охарактеризуйте заболеваемость в районе. К какому виду относительных величин относятся рассчитанные Вами показатели?

ЗАДАЧА №7. В городе В. среднегодовая численность населения составляет 250000 человек. В отчетном году зарегистрированы 260000 первичных обращений населения за медицинской помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения по поводу различных заболеваний, в том числе 160000 обращений по поводу болезней, выявленных впервые в жизни.

       Среди впервые выявленных заболеваний зарегистрированы:

- 70000 – болезни органов дыхания;

- 35000 заболевания нервной системы;

-30000 травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин;

- 20000 – болезни органов кровообращения;

- 5000 – прочие заболевания.

       Рассчитайте, оцените и представьте графически все возможные показатели, характеризующие заболеваемость по обращаемости в амбулаторно-поликлинические учреждения города В. в отчетном году.

ЗАДАЧА №8. В городе Р.среднегодовая численность населения составляет 1300000 человек, в отчетном году зарегистрированы 10610 больных с впервые в жизни установленным диагнозом. Из них больных:

- злокачественными новообразованиями – 5120 человек;

- сифилисом – 2300;

- острой гонореей – 1460;

- чесоткой – 1250;

-туберкулезом, подтвержденным бактериологически и гистологически – 480.

       Рассчитайте, оцените и представьте графически показатели, характеризующие заболеваемость населения важнейшими неэпидемическими заболеваниями.

       Какие учетные формы медицинской документации используются для регистрации заболеваний этой группы?

ЗАДАЧА №9. Определите уровни и структуру инфекционной заболеваемости в двух районах города, если среднегодовая численность населения в районе А.составляет 200000 человек, в районе Б. – 150000 человек. Результаты представьте графически.

Заболевание

Абсолютное число случаев за год

Район А. Район Б.
Корь Коклюш Дизентерия Вирусный гепатит Сальмонеллез Грипп 150 100 300 90 20 5700 70 95 650 120 15 10100

 

ЗАДАЧА №10. Рассчитайте уровни и структуру инфекционной заболеваемости населения РФ в 2003 г., если среднегодовая численность населения РФ в этом году составила 140,5 млн.человек.

Заболевание Абсолютное число заболеваний показатель
Дизентерия Вирусный гепатит (все виды) Дифтерия Коклюш Малярия Грипп 84104 143490   4037 27202 798 7000000  

 

ЗАДАЧА №11. Больной В. обращался в территориальную поликлинику за два года по поводу следующих заболеваний:

1-ый год:

1. Сальмонеллез

2. Грипп

3. ОРВИ

4. Гипертоническая болезнь 1-й степени. Диагноз поставлен впервые

5. Обострение бронхиальной астмы (страдает с 1995 г.)

2-ой год:

1.Чесотка.

2. ОРВИ

3. Гипертоническая болезнь 1-ой степени в стадии обострения

4. Дизентерия

5.Обострение бронхиальной астмы

6. Травматический перелом правой лучевой кости

7.Гипертонический криз.

       Какие из перечисленных обращений будут относиться к понятию «первичной заболеваемости», а какие – «к распространенности заболеваний»?

       Назовите учетные формы первичных медицинских документов, которые следует заполнить в каждом случае. Каковы правила их заполнения?

ЗАДАЧА №12. Больной Н. за два года обращался в поликлинику по поводу следующих заболеваний:

 1-ый год:

1. Грипп

2. Гипертонический криз (диагностирован впервые)

3. Обострение хронического бронхита (страдает с 1992 г.)

4. ОРВИ

5. Оскольчатый перелом правой большеберцовой кости.

6. Обострение гиперацидного гастрита.

2-ой год:

1. Острая пищевая токсикоинфекция

2. Язвенная болезнь желудка (диагноз поставлен впервые).

3. Грипп.

4. Обострение хронического бронхита.

5. Обострение язвенной болезни желудка.

6. Грипп.

7. Обострение хронического бронхита.

Какие обращения в поликлинику будут относиться к понятию «первичная заболеваемость», а какие – к «распространенности заболеваний»?

Как рассчитываются названные показатели? Назовите их уровни для РФ и Пермской области. К какому виду относительных величин они относятся?

ЗАДАЧА №13. Среднегодовая численность работающих на промышленном предприятии составляет 3000 человек. В отчетном году зарегистрированы 2300 случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности, общая длительность которой равна 30000 дней, в том числе:

- 1100 случаев болезней органов дыхания общей длительностью 7200 дней;

- 105 заболеваний органов кровообращения общей длительностью 2050 дней;

- 500 случаев болезней органов пищеварения общей длительностью 7000 дней.

Рассчитайте все возможные показатели, характеризующие заболеваемость с временной утратой трудоспособности, оцените.

Назовите документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность граждан в России.

 

ЗАДАЧА №14. Среднегодовая численность работающих на мебельной фабрике 4000 человек. В данном году зарегистрированы 4500 случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности, которые продолжались в общей сложности 30000 дней, в том числе по поводу:

- болезней органов дыхания – 1500 случаев, 16000 дней;

- ухода за больными – 800 случаев, 7500 дней;

- болезней системы кровообращения – 200 случаев, 4000 дней.

Рассчитайте все возможные показатели, характеризующие заболеваемость с временной утратой трудоспособности, оцените.

Каким образом осуществляется учет и отчетность о заболеваемости с ВУТ?

ЗАДАЧА №15. В четырех соседних детских дошкольных учреждениях среднесписочное число детей составляет 700 человек. При проведении углубленных медицинских осмотров выявлены 300 случаев заболеваний у детей, в том числе:

- 95 случаев болезней органов пищеварения;

- 100 заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани;

- 70 случаев болезней нервной системы;

- 35 случаев – прочие заболевания.

Всего осмотрено 680 детей. По результатам осмотра 360 детей отнесены к 1-ой группе здоровья, 300 – ко 2-ой, 20 – к 3-ей.

Рассчитайте показатели, характеризующие состояние здоровья детей, посещающие данные дошкольные учреждения.

Как меняется структура заболеваемости по данным углубленных медицинских осмотров детей с возрастом?

ЗАДАЧА №16. На первом курсе технического колледжа прошли медицинский осмотр 1450 человек (из 1800 подлежащих медосмотру). В результате выявлено 1200 заболеваний, в том числе 2 случая туберкулеза. Среди выявленных:

- 600 случаев болезней органов пищеварения;

- 320 заболеваний глаза и его придаточного аппарата;

 - 200 случаев болезней костно-мышечной системы;

- 50 – прочие болезни.

Рассчитайте показатели, характеризующие заболеваемость студентов колледжа по данным медицинского осмотра.

Какие учетные медицинские документы будут заполняться при прохождении медицинского осмотра?

ЗАДАЧА №17. В районе А. комплексному медицинскому осмотру перед поступлением в школу подлежали 5900 детей. Из них осмотрены 5500 детей, в том числе 5450 – с использованием лабораторных методов исследования. По результатам осмотров у 385 детей выявлены нарушения осанки, у 8 – понижение слуха, у 330 – снижение остроты зрения, у 110 – дефекты речи.

При комплексной оценке состояния здоровья 1815 детей отнесены к 1-ой группе здоровья, 3025 – ко 2-ой, 660 – к 3-ей.

Рассчитайте показатели, характеризующие организацию и качество проведения медицинских осмотров, а также показатели заболеваемости детей по данным медицинских осмотров.

Сравните вычисленную Вами структуру заболеваемости по данным медицинских осмотров с аналогичной по Пермской области.

 

ЗАДАЧА №18. Используя данные таблицы, укажите район, в котором состояние здоровья населения является, на Ваш взгляд, наименее благополучным. Почему?

Показатель

район

Критерий Стьюдента ›2 при оценке разности показателей двух районов

№1

№2

№3
Распространенность заболеваний по данным обращаемости (на 1000 чел.) Индекс здоровья Частоты встречаемости лиц длительно и часто болеющих (на 1000 чел.)

1020,8

 

17,0

110,2

1130,5   19,0   106,8 985,3   21,1   63,5 1-2, 2-3     Достоверной разницы не выявлено 1 – 3, 2 – 3.
           

ЗАДАЧА №19. Проведите анализ состояния здоровья населения, используя данные таблицы. В каком районе, на Ваш взгляд, состояние здоровья населения является наихудшим. Докажите.

Распределение населения по группам здоровья в %

 Группа здоровья

район

Критерий Стьюдента ›2 при оценке разности показателей двух районов

№1 №2 №3
1-я   2-я   3-я Итого 6,0   40,3   53,7 100,0 6,4   43,4   50,2 100,0 12,0   39,3   48,7 100,0 1-3, 2-3   Достоверной разницы не выявлено 1 – 3, 2 – 3.

ЗАДАЧА №20

       Используя данные таблицы, назовите район, в котором состояние здоровья населения является, на Ваш взгляд, наименее удовлетворительным.

 

Распределение населения по группам здоровья в %

 

Группа здоровья

район

Критерий Стьюдента ›2 при оценке разности показателей двух районов

№1

№2

№3
1-я   2-я   3-я Итого

10,6

 

41,3

 

478,1

100,0

10,4   41,4   48,2 100,0 11,0   36,3   52,7 100,0 Достоверной разницы не выявлено 1 – 3, 1 – 2, 2 – 3.   1 – 3, 2 – 3.
           

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ:

1. Впервые в жизни установленный диагноз относится к понятию:

а) первичное посещение;

б) первичная заболеваемость;

в) болезненность;

г) обращаемость;

д) острые заболевания.

 

2. Совокупность всех первичных обращений в ЛПУ в течение года относится к понятию:

а) заболеваемость;

б) болезненность;

в) патологическая пораженность;

г) обращаемость;

д) хроническая болезнь.

 

3. При выявлении у больного инфекционного заболевания врач заполняет:

а) медицинскую карту больного;

б) экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом отравлении,

    профессиональном отравлении;

в) извещение о важнейшем заболевании;

г) листок нетрудоспособности;

д) талон амбулаторного пациента.

 

4. При выявлении туберкулеза или подозрении на него врач заполняет:

а) экстренное извещение об инфекционном заболевании;

б) медицинскую карту больного;

в) извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом туберкулеза,

     венерической болезни, трихофитии, микроспории, фавуса, чесотки, трахомы,

       психического заболевания;

г) талон амбулаторного пациента;

д) листок нетрудоспособности.

 

5. Уровень общей заболеваемости населения характеризуется коэффициентом:

а) экстенсивным;

б) соотношения;

в) интенсивным;

г) наглядности.

 

6. Основной учетный документ при изучении общей заболеваемости по обращаемости:

а) амбулаторная карта;

б) листок нетрудоспособности;

в) экстренное извещение;

г) карта выбывшего больного из стационара;

д) талон амбулаторного пациента.

 

7. Индивидуальная оценка заболеваемости определяется критериями:

а) уровнем заболеваемости;

б) структурой заболеваемости;

в) кратностью заболеваний в год;

г) средней длительностью одного заболевания;

д) общей длительностью всех заболеваний в год в расчете на одного больного.

 

8. Данные о заболеваемости, рассчитанные на 1000 мужчин и женщин, могут быть

представлены в виде диаграммы:

а) секторной;

б) столбиковой;

в) внутристолбиковой.

 

9. Единицей наблюдения при изучении общей заболеваемости населения является:

а) посещение больного по поводу заболевания;

б) первичное обращение больного по поводу данного заболевания в текущем году;

в) каждое заболевание, зарегистрированное при медосмотре;

г) первичное обращение больного по поводу обострения хронического заболевания.

 

10. Собственно заболеваемость населения – это совокупность заболеваний:

а) нигде ранее не учтенных

б) впервые выявленных

в) выявленных при медицинских осмотрах

г) накопленных в предыдущие годы

д) все перечисленное верно

 

11. Распространенность или болезненность населения – это совокупность

заболеваний:

а) нигде ранее неучтенных

б) впервые выявленных

в) выявленных при медицинских осмотрах

г) накопленных в предыдущие годы

д) все перечисленное верно

 

12. Данные о заболеваемости применяются для:

а) комплексной оценки общественного здоровья

б) оценки качества и эффективности деятельности учреждений здравоохранения

в) оценки физического развития

г) определения потребности населения в различных видах лечебно-

профилактической помощи

д) совершенствования мероприятий, направленных на сохранение здоровья

населения

 

13. Для оценки заболеваемости по отдельным классам, группам и рубрикам

международной классификации болезней используются показатели:

а) первичной заболеваемости

б) распространенности

в) смертности

г) полицевого учета

д) временной утраты трудоспособности

 

14. Основными методами изучения заболеваемости являются:

а) по данным обращаемости за медицинской помощью

б) по данным медицинских осмотров

в) по данным о причинах смерти

г) по данным о численности населения

д) по данным инвалидности

 

15. В структуре заболеваемости детей, подростков и взрослых в России в настоящее

время первое ранговое место принадлежит:

а) злокачественным новообразованиям

б) болезням системы кровообращения

в) инфекционным и паразитарным болезням

г) травмам и отравлениям

д) болезням органов дыхания

 

16. В структуре причин временной нетрудоспособности в России в настоящее время

первое ранговое место принадлежит:

а) злокачественным новообразованиям

б) болезням системы кровообращения

в) инфекционным и паразитарным болезням

г) травмам и отравлениям

д) болезням органов дыхания

 

 

Эталоны ответов:

Б.

2.г.

3.б.

4. в.

5.в.

6. д.

7. в,д.

8. б.

9. б.

10.а,б.

11.д.

12. а,б,г,д.

13. а,б,в.

14. а,б,в.

15. д.

16. д.

Литература:

Основная:

1. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007.- 512 с.

2.Общественное здоровье и здравоохранение под ред. Миняева В.А., Вишнякова Н.И. Учебник 4-е изд. М.: МЕД пресс-информ, 2006. – 528 с.

 

Дополнительная:

1. Применение метода статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Уч. пособие для практических занятий (под ред. В.З Кучеренко. – 2-е изд. – стереотип.) М.: ГЭОТАР медиа, 2005. – 192 с.

2. Герасимов А.Н. Медицинская статистика. Учебное пособие. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 480 с.

3. Основные показатели медицинского обслуживания населения Пермского края за 2006-2007 годы. Пермь, 2008 г.

4. Законодательство об охране здоровья граждан Р.Ф. от 22.07.93 г.(с изменениями на 18.10.07 г.)

 

.

ПЛАН РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ

1.Вводное слово преподавателя о необходимости и важности изучения этой темы для будущих врачей. 5 мин.

2. Определение исходного уровня знаний путем опроса студентов, тестирования или активного собеседования.20 мин.

3. Решение ситуационных задач совместно с преподавателем, обсуждение и оценка результатов. 40 мин.

4. Самостоятельная работа студентов – 20 мин.

5. Подведение итогов. Задание на дом. 5 мин.

 

Место проведения занятия: учебная комната кафедры.

 

Время проведения: 9.00 -11.50.

 

Оснащение занятия:

1.Методические материалы кафедры.

2. Таблицы по теме, учетные формы: №025-12у, №058/у, №090/у, №025/у, №066/у, №089/у с инструкциями по их заполнению.

3. Статистические материалы по заболеваемости населения Пермскому краю за 2006-2007 гг.

 

Форма отчетности: в конце занятия студенты в индивидуальном порядке представляют рабочие тетради с результатами решения задач и тестов, с конспектами по теме.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: