Методы изучения заболеваемости
Методическая разработка для студентов
Курс – 4, семестр-VIII
Факультет – лечебный
Продолжительность занятия – 2 академических часа
Место проведения – учебная комната кафедры
Пермь, 2009
Методы изучения заболеваемости.
Значение изучения данной темы для последующего обучения в вузе и будущей практической деятельности:
Врачу необходимо владеть методикой расчета, оценки и интерпретацией основных показателей заболеваемости населения; уметь использовать полученную информацию о заболеваемости при анализе других показателей общественного здоровья, оценке деятельности учреждений здравоохранения, планирования медицинской помощи.
Цель занятия: закрепить знания методов расчета заболеваемости, научиться применять полученные знания на практике в деятельности медицинских организаций для оценки здоровья населения.
Студент должен знать:
- источники информации по заболеваемости, роль врачей в ее сборе и анализе;
|
|
- определение понятия заболеваемости как показателя здоровья населения;
- основные закономерности заболеваемости населения;
- правильное название терминов в отношении заболеваемости и одинаково их понимать;
- основные методы и виды заболеваемости.
Студент должен уметь:
- рассчитывать, оценивать, анализировать и прогнозировать показатели заболеваемости;
- заполнять учетно-отчетную документацию для сбора и анализа информации;
- выявлять основные закономерности заболеваемости и факторы, их определяющие;
- использовать полученную информацию в оценке деятельности медицинских учреждений здравоохранения, планирования медицинской помощи.
Самоподготовка к занятию включает:
Предварительную самостоятельную работу:по учебникам:
1. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для студентов медвузов под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. М.: МЕДпресс-информ, 2006. – с.51 - 75.
2 «Общественное здоровье и здравоохранение» под ред. В.А. Лисицына. – с.224-232.; 3. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: уч. пособие для практ. занятий под ред. В.З. Кучеренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – С.35 -75.
4. Методическая разработка кафедры по теме.
5. Овладение методикой расчета показателей по заболеваемости, их анализ и оценка.
Базисные разделы для повторения и изучения:
- Прочитать основные источники информации:
· лекция «Теоретические основы медицинской статистики», «Заболеваемость: состояние и тенденции»
· учебник
· методические рекомендации кафедры по теме.
|
|
- выписать в рабочую тетрадь: формулы расчета заболеваемости (первичной, общей), специальных видов заболеваемости (заболеваемость с временной утратой трудоспособности, эпидемической, госпитализированной и важнейшей неэпидемической).
Контрольные вопросы для повторения и изучения:
- Определите понятие «первичная заболеваемость».
- Определите понятие «общая заболеваемость».
- Определите понятие «патологическая пораженность».
- Методика изучения заболеваемости.
- Виды заболеваемости и соответствующая учетная документация.
- Общая заболеваемость населения. Методика ее изучения. Показатели.
- Заболеваемость острыми инфекционными заболеваниями. Методика ее изучения. Показатели.
- Заболеваемость важнейшими неэпидемическими заболеваниями. Методика ее изучения. Показатели.
- Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Методика ее изучения. Показатели.
- «Госпитализированная» заболеваемость. Методика ее изучения. Показатели.
- Заболеваемость по данным медицинских осмотров (периодических и целевых). Методика ее изучения. Показатели.
- Заболеваемость по данным о причинах смерти. Методика ее изучения. Показатели.
- Статистическая классификация болезней, травм и причин смерти. Принципы ее построения.
- Социально-экономическое значение изучения заболеваемости.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ:
ЗАДАЧА №1. В детской поликлинике, среднегодовая численность детского населения приписного участка которой составляет 12000 человек, в течение года зарегистрированы 18000 первичных обращений по поводу различных заболеваний, из них 16000 по поводу впервые выявленных. Среди впервые выявленных заболеваний:
- 11000 составляют болезни органов дыхания;
- 2000 – заболевания нервной системы;
- 1500 – инфекционные и паразитарные болезни;
- 1000 – заболевания органов пищеварения;
- 500 – прочие болезни.
Рассчитайте, оцените и представьте графически показатели, характеризующие заболеваемость детского населения. Какие учетные формы первичной медицинской документации используются для регистрации заболеваний участковым педиатром?
ЗАДАЧА №2. На территории обслуживания детской поликлиники проживает 18000 детей. За год зарегистрировано 28550 первичных обращений по поводу различных заболеваний. В том числе 26000 по поводу выявленных впервые. Количество всех зарегистрированных первичных обращений у детей первого года жизни составляет 4150 случаев, у детей в возрасте 2-3 лет – 7800, у детей от 4 до 6 лет – 4200, у детей младшего школьного возраста – 8100, у детей от 11 до 14 лет – 4300 случаев.
Рассчитайте, оцените и представьте графически показатели заболеваемости детей, основываясь на следующей возрастной структуре детского населения.
Возраст детей, лет | Доля детей данного возраста в % |
0-1 | 10 |
2-3 | 15 |
4-6 | 15 |
7-10 | 25 |
11-14 | 35 |
итого | 100 |
ЗАДАЧА №3. В городе Н. за год среди детского населения зарегистрированы 910 случаев инфекционных заболеваний, в том числе: кори – 50 случаев, дифтерии – 180, эпидемического паротита -280, коревой краснухи – 400.
Рассчитайте и представьте графически показатели, характеризующие инфекционную заболеваемость, если среднегодовая численность детей в возрасте 0-14 лет в городе Н. составляет 20000 человек.
Какие учетные формы первичной медицинской документации используются для регистрации инфекционных заболеваний у детей?
ЗАДАЧА №4. При изучении заболеваемости по обращаемости детей первого года жизни зарегистрированы 20000 первичных обращений по поводу различных заболеваний в детскую поликлинику, в том числе:
- 10000 – по поводу болезней органов дыхания
- 5000 – по поводу заболеваний нервной системы
- 3200 – по поводу отдельных состояний, возникающих в перинатальном периоде;
|
|
- 700 – из-за заболеваний органов пищеварения;
- 600 – по поводу инфекционных и паразитарных болезней;
- 500 – из-за прочих заболеваний
Среднегодовая численность детей первого года жизни, проживающих в радиусе обслуживания данной поликлиники, составляет 8000 человек.
Рассчитайте показатели, характеризующие заболеваемость детей первого года жизни и представьте в графическом изображении.
Как меняется величина и структура первичной заболеваемости с возрастом детей?
ЗАДАЧА №5. Городская территориальная поликлиника обслуживает 35000 взрослого населения. В течение года зарегистрированы 28000 обращений по поводу различных заболеваний, в том числе 19500 обращений по поводу болезней, выявленных впервые в жизни. Среди впервые выявленных заболеваний отмечены:
- 9000 болезней органов дыхания;
- 3000 травм, отравлений и других последствий воздействия внешней среды;
- 2000 болезней нервной системы.
Рассчитайте показатели, характеризующие заболеваемость населения, обслуживаемого данной поликлиникой. Сравните полученные данные с аналогичными показателями, характеризующими здоровье населения Российской Федерации и Пермской области.
ЗАДАЧА №6. В районе К. со среднегодовой численностью населения 50000 человек в течение года зарегистрированы 60000 первичных обращений по поводу различных заболеваний, из них 40000 по поводу заболеваний, выявленных впервые в данном году.
Охарактеризуйте заболеваемость в районе. К какому виду относительных величин относятся рассчитанные Вами показатели?
ЗАДАЧА №7. В городе В. среднегодовая численность населения составляет 250000 человек. В отчетном году зарегистрированы 260000 первичных обращений населения за медицинской помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения по поводу различных заболеваний, в том числе 160000 обращений по поводу болезней, выявленных впервые в жизни.
Среди впервые выявленных заболеваний зарегистрированы:
- 70000 – болезни органов дыхания;
- 35000 заболевания нервной системы;
-30000 травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин;
|
|
- 20000 – болезни органов кровообращения;
- 5000 – прочие заболевания.
Рассчитайте, оцените и представьте графически все возможные показатели, характеризующие заболеваемость по обращаемости в амбулаторно-поликлинические учреждения города В. в отчетном году.
ЗАДАЧА №8. В городе Р.среднегодовая численность населения составляет 1300000 человек, в отчетном году зарегистрированы 10610 больных с впервые в жизни установленным диагнозом. Из них больных:
- злокачественными новообразованиями – 5120 человек;
- сифилисом – 2300;
- острой гонореей – 1460;
- чесоткой – 1250;
-туберкулезом, подтвержденным бактериологически и гистологически – 480.
Рассчитайте, оцените и представьте графически показатели, характеризующие заболеваемость населения важнейшими неэпидемическими заболеваниями.
Какие учетные формы медицинской документации используются для регистрации заболеваний этой группы?
ЗАДАЧА №9. Определите уровни и структуру инфекционной заболеваемости в двух районах города, если среднегодовая численность населения в районе А.составляет 200000 человек, в районе Б. – 150000 человек. Результаты представьте графически.
Заболевание | Абсолютное число случаев за год | |
Район А. | Район Б. | |
Корь Коклюш Дизентерия Вирусный гепатит Сальмонеллез Грипп | 150 100 300 90 20 5700 | 70 95 650 120 15 10100 |
ЗАДАЧА №10. Рассчитайте уровни и структуру инфекционной заболеваемости населения РФ в 2003 г., если среднегодовая численность населения РФ в этом году составила 140,5 млн.человек.
Заболевание | Абсолютное число заболеваний | показатель |
Дизентерия Вирусный гепатит (все виды) Дифтерия Коклюш Малярия Грипп | 84104 143490 4037 27202 798 7000000 |
ЗАДАЧА №11. Больной В. обращался в территориальную поликлинику за два года по поводу следующих заболеваний:
1-ый год:
1. Сальмонеллез
2. Грипп
3. ОРВИ
4. Гипертоническая болезнь 1-й степени. Диагноз поставлен впервые
5. Обострение бронхиальной астмы (страдает с 1995 г.)
2-ой год:
1.Чесотка.
2. ОРВИ
3. Гипертоническая болезнь 1-ой степени в стадии обострения
4. Дизентерия
5.Обострение бронхиальной астмы
6. Травматический перелом правой лучевой кости
7.Гипертонический криз.
Какие из перечисленных обращений будут относиться к понятию «первичной заболеваемости», а какие – «к распространенности заболеваний»?
Назовите учетные формы первичных медицинских документов, которые следует заполнить в каждом случае. Каковы правила их заполнения?
ЗАДАЧА №12. Больной Н. за два года обращался в поликлинику по поводу следующих заболеваний:
1-ый год:
1. Грипп
2. Гипертонический криз (диагностирован впервые)
3. Обострение хронического бронхита (страдает с 1992 г.)
4. ОРВИ
5. Оскольчатый перелом правой большеберцовой кости.
6. Обострение гиперацидного гастрита.
2-ой год:
1. Острая пищевая токсикоинфекция
2. Язвенная болезнь желудка (диагноз поставлен впервые).
3. Грипп.
4. Обострение хронического бронхита.
5. Обострение язвенной болезни желудка.
6. Грипп.
7. Обострение хронического бронхита.
Какие обращения в поликлинику будут относиться к понятию «первичная заболеваемость», а какие – к «распространенности заболеваний»?
Как рассчитываются названные показатели? Назовите их уровни для РФ и Пермской области. К какому виду относительных величин они относятся?
ЗАДАЧА №13. Среднегодовая численность работающих на промышленном предприятии составляет 3000 человек. В отчетном году зарегистрированы 2300 случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности, общая длительность которой равна 30000 дней, в том числе:
- 1100 случаев болезней органов дыхания общей длительностью 7200 дней;
- 105 заболеваний органов кровообращения общей длительностью 2050 дней;
- 500 случаев болезней органов пищеварения общей длительностью 7000 дней.
Рассчитайте все возможные показатели, характеризующие заболеваемость с временной утратой трудоспособности, оцените.
Назовите документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность граждан в России.
ЗАДАЧА №14. Среднегодовая численность работающих на мебельной фабрике 4000 человек. В данном году зарегистрированы 4500 случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности, которые продолжались в общей сложности 30000 дней, в том числе по поводу:
- болезней органов дыхания – 1500 случаев, 16000 дней;
- ухода за больными – 800 случаев, 7500 дней;
- болезней системы кровообращения – 200 случаев, 4000 дней.
Рассчитайте все возможные показатели, характеризующие заболеваемость с временной утратой трудоспособности, оцените.
Каким образом осуществляется учет и отчетность о заболеваемости с ВУТ?
ЗАДАЧА №15. В четырех соседних детских дошкольных учреждениях среднесписочное число детей составляет 700 человек. При проведении углубленных медицинских осмотров выявлены 300 случаев заболеваний у детей, в том числе:
- 95 случаев болезней органов пищеварения;
- 100 заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани;
- 70 случаев болезней нервной системы;
- 35 случаев – прочие заболевания.
Всего осмотрено 680 детей. По результатам осмотра 360 детей отнесены к 1-ой группе здоровья, 300 – ко 2-ой, 20 – к 3-ей.
Рассчитайте показатели, характеризующие состояние здоровья детей, посещающие данные дошкольные учреждения.
Как меняется структура заболеваемости по данным углубленных медицинских осмотров детей с возрастом?
ЗАДАЧА №16. На первом курсе технического колледжа прошли медицинский осмотр 1450 человек (из 1800 подлежащих медосмотру). В результате выявлено 1200 заболеваний, в том числе 2 случая туберкулеза. Среди выявленных:
- 600 случаев болезней органов пищеварения;
- 320 заболеваний глаза и его придаточного аппарата;
- 200 случаев болезней костно-мышечной системы;
- 50 – прочие болезни.
Рассчитайте показатели, характеризующие заболеваемость студентов колледжа по данным медицинского осмотра.
Какие учетные медицинские документы будут заполняться при прохождении медицинского осмотра?
ЗАДАЧА №17. В районе А. комплексному медицинскому осмотру перед поступлением в школу подлежали 5900 детей. Из них осмотрены 5500 детей, в том числе 5450 – с использованием лабораторных методов исследования. По результатам осмотров у 385 детей выявлены нарушения осанки, у 8 – понижение слуха, у 330 – снижение остроты зрения, у 110 – дефекты речи.
При комплексной оценке состояния здоровья 1815 детей отнесены к 1-ой группе здоровья, 3025 – ко 2-ой, 660 – к 3-ей.
Рассчитайте показатели, характеризующие организацию и качество проведения медицинских осмотров, а также показатели заболеваемости детей по данным медицинских осмотров.
Сравните вычисленную Вами структуру заболеваемости по данным медицинских осмотров с аналогичной по Пермской области.
ЗАДАЧА №18. Используя данные таблицы, укажите район, в котором состояние здоровья населения является, на Ваш взгляд, наименее благополучным. Почему?
Показатель | район | Критерий Стьюдента ›2 при оценке разности показателей двух районов | |||
№1 | №2 | №3 | |||
Распространенность заболеваний по данным обращаемости (на 1000 чел.) Индекс здоровья Частоты встречаемости лиц длительно и часто болеющих (на 1000 чел.) | 1020,8
17,0 110,2 | 1130,5 19,0 106,8 | 985,3 21,1 63,5 | 1-2, 2-3 Достоверной разницы не выявлено 1 – 3, 2 – 3. | |
ЗАДАЧА №19. Проведите анализ состояния здоровья населения, используя данные таблицы. В каком районе, на Ваш взгляд, состояние здоровья населения является наихудшим. Докажите.
Распределение населения по группам здоровья в %
Группа здоровья | район | Критерий Стьюдента ›2 при оценке разности показателей двух районов | ||
№1 | №2 | №3 | ||
1-я 2-я 3-я Итого | 6,0 40,3 53,7 100,0 | 6,4 43,4 50,2 100,0 | 12,0 39,3 48,7 100,0 | 1-3, 2-3 Достоверной разницы не выявлено 1 – 3, 2 – 3. |
ЗАДАЧА №20
Используя данные таблицы, назовите район, в котором состояние здоровья населения является, на Ваш взгляд, наименее удовлетворительным.
Распределение населения по группам здоровья в %
Группа здоровья | район | Критерий Стьюдента ›2 при оценке разности показателей двух районов | |||
№1 | №2 | №3 | |||
1-я 2-я 3-я Итого | 10,6
41,3
478,1 100,0 | 10,4 41,4 48,2 100,0 | 11,0 36,3 52,7 100,0 | Достоверной разницы не выявлено 1 – 3, 1 – 2, 2 – 3. 1 – 3, 2 – 3. | |
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ:
1. Впервые в жизни установленный диагноз относится к понятию:
а) первичное посещение;
б) первичная заболеваемость;
в) болезненность;
г) обращаемость;
д) острые заболевания.
2. Совокупность всех первичных обращений в ЛПУ в течение года относится к понятию:
а) заболеваемость;
б) болезненность;
в) патологическая пораженность;
г) обращаемость;
д) хроническая болезнь.
3. При выявлении у больного инфекционного заболевания врач заполняет:
а) медицинскую карту больного;
б) экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом отравлении,
профессиональном отравлении;
в) извещение о важнейшем заболевании;
г) листок нетрудоспособности;
д) талон амбулаторного пациента.
4. При выявлении туберкулеза или подозрении на него врач заполняет:
а) экстренное извещение об инфекционном заболевании;
б) медицинскую карту больного;
в) извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом туберкулеза,
венерической болезни, трихофитии, микроспории, фавуса, чесотки, трахомы,
психического заболевания;
г) талон амбулаторного пациента;
д) листок нетрудоспособности.
5. Уровень общей заболеваемости населения характеризуется коэффициентом:
а) экстенсивным;
б) соотношения;
в) интенсивным;
г) наглядности.
6. Основной учетный документ при изучении общей заболеваемости по обращаемости:
а) амбулаторная карта;
б) листок нетрудоспособности;
в) экстренное извещение;
г) карта выбывшего больного из стационара;
д) талон амбулаторного пациента.
7. Индивидуальная оценка заболеваемости определяется критериями:
а) уровнем заболеваемости;
б) структурой заболеваемости;
в) кратностью заболеваний в год;
г) средней длительностью одного заболевания;
д) общей длительностью всех заболеваний в год в расчете на одного больного.
8. Данные о заболеваемости, рассчитанные на 1000 мужчин и женщин, могут быть
представлены в виде диаграммы:
а) секторной;
б) столбиковой;
в) внутристолбиковой.
9. Единицей наблюдения при изучении общей заболеваемости населения является:
а) посещение больного по поводу заболевания;
б) первичное обращение больного по поводу данного заболевания в текущем году;
в) каждое заболевание, зарегистрированное при медосмотре;
г) первичное обращение больного по поводу обострения хронического заболевания.
10. Собственно заболеваемость населения – это совокупность заболеваний:
а) нигде ранее не учтенных
б) впервые выявленных
в) выявленных при медицинских осмотрах
г) накопленных в предыдущие годы
д) все перечисленное верно
11. Распространенность или болезненность населения – это совокупность
заболеваний:
а) нигде ранее неучтенных
б) впервые выявленных
в) выявленных при медицинских осмотрах
г) накопленных в предыдущие годы
д) все перечисленное верно
12. Данные о заболеваемости применяются для:
а) комплексной оценки общественного здоровья
б) оценки качества и эффективности деятельности учреждений здравоохранения
в) оценки физического развития
г) определения потребности населения в различных видах лечебно-
профилактической помощи
д) совершенствования мероприятий, направленных на сохранение здоровья
населения
13. Для оценки заболеваемости по отдельным классам, группам и рубрикам
международной классификации болезней используются показатели:
а) первичной заболеваемости
б) распространенности
в) смертности
г) полицевого учета
д) временной утраты трудоспособности
14. Основными методами изучения заболеваемости являются:
а) по данным обращаемости за медицинской помощью
б) по данным медицинских осмотров
в) по данным о причинах смерти
г) по данным о численности населения
д) по данным инвалидности
15. В структуре заболеваемости детей, подростков и взрослых в России в настоящее
время первое ранговое место принадлежит:
а) злокачественным новообразованиям
б) болезням системы кровообращения
в) инфекционным и паразитарным болезням
г) травмам и отравлениям
д) болезням органов дыхания
16. В структуре причин временной нетрудоспособности в России в настоящее время
первое ранговое место принадлежит:
а) злокачественным новообразованиям
б) болезням системы кровообращения
в) инфекционным и паразитарным болезням
г) травмам и отравлениям
д) болезням органов дыхания
Эталоны ответов:
Б.
2.г.
3.б.
4. в.
5.в.
6. д.
7. в,д.
8. б.
9. б.
10.а,б.
11.д.
12. а,б,г,д.
13. а,б,в.
14. а,б,в.
15. д.
16. д.
Литература:
Основная:
1. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2007.- 512 с.
2.Общественное здоровье и здравоохранение под ред. Миняева В.А., Вишнякова Н.И. Учебник 4-е изд. М.: МЕД пресс-информ, 2006. – 528 с.
Дополнительная:
1. Применение метода статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Уч. пособие для практических занятий (под ред. В.З Кучеренко. – 2-е изд. – стереотип.) М.: ГЭОТАР медиа, 2005. – 192 с.
2. Герасимов А.Н. Медицинская статистика. Учебное пособие. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 480 с.
3. Основные показатели медицинского обслуживания населения Пермского края за 2006-2007 годы. Пермь, 2008 г.
4. Законодательство об охране здоровья граждан Р.Ф. от 22.07.93 г.(с изменениями на 18.10.07 г.)
.
ПЛАН РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ
1.Вводное слово преподавателя о необходимости и важности изучения этой темы для будущих врачей. 5 мин.
2. Определение исходного уровня знаний путем опроса студентов, тестирования или активного собеседования.20 мин.
3. Решение ситуационных задач совместно с преподавателем, обсуждение и оценка результатов. 40 мин.
4. Самостоятельная работа студентов – 20 мин.
5. Подведение итогов. Задание на дом. 5 мин.
Место проведения занятия: учебная комната кафедры.
Время проведения: 9.00 -11.50.
Оснащение занятия:
1.Методические материалы кафедры.
2. Таблицы по теме, учетные формы: №025-12у, №058/у, №090/у, №025/у, №066/у, №089/у с инструкциями по их заполнению.
3. Статистические материалы по заболеваемости населения Пермскому краю за 2006-2007 гг.
Форма отчетности: в конце занятия студенты в индивидуальном порядке представляют рабочие тетради с результатами решения задач и тестов, с конспектами по теме.