II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Федеральная программа развития образования 

Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инноваци­онного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Задачами Программы являются:

модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Программа будет реализована в 2011 - 2015 годах в 2 этапа.

На первом этапе (2011 - 2013 годы) в соответствии с мероприятиями Программы будут сформированы стратегические проек­ты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддерж­ке с участием профессионального педагогического сообщества.

В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобра­зований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов и социально-экономических условий.

На втором этапе (2014 - 2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив после­довательные изменения в сфере образования на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут сформирова­ны новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуника­ционных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы развития образования на следующий период.

Досрочное прекращение реализации Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федера­ции.

 

КОНЦЕПЦИЯ

Федеральной целевой программы развития образования

На 2011 - 2015 годы

 

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

 

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации - отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образова­ния.

целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 -2020 годах Рос­сия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способ­ности).

При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

· обеспечение инновационного характера базового образования;

· модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

· создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

· формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества. При этом приоритетными направлениями в этой сфере являются приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг.

уровень развития отечественного образования пока не соответствует требовани­ям инновационного социально ориентированного развития страны.

Поддержка лидеров в лице отдельных образовательных учреждений и региональных систем образования позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики. В то же время дальнейшая модернизация об­разования требует масштабных, системных изменений в сфере образования, вовлечения большей части субъектов Россий­ской Федерации и образовательных учреждений в процессы инновационного социально ориентированного развития России.

Целью ФЦПРО на 2011 -2015 годы (далее - Программа) является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

При этом задачами Программы являются:

· модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

· приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

· развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

 

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Первое десятилетие XXI века явилось периодом начала формирования основ для дальнейшего инновационного развития рос­сийского образования, значительных институциональных изменений, обеспеченных государственным планово-бюджетным фи­нансированием.

В то же время реакция системы образования на эти изменения остается недостаточно оперативной, запаздывает относительно темпов социально-экономического развития России.

Количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельности, невелико, отсутству­ют механизмы конкуренции и распространения новых подходов к реализации образовательных программ. Ряд образовательных инициатив носит локальный характер и они с трудом распространяются на всю систему образования. Охват качественным образованием, необходимым для обеспечения равных стартовых возможностей карьерного и личностного роста российских граждан, продолжает оставаться, с одной стороны, недостаточным, а с другой - избыточно дифференцированным относительно социально-экономических условий в разных субъектах Российской Федерации.

Решаемая проблема представляет собой комплекс проблем, сохраняющихся пока на различных уровнях образования. К этим проблемам следует отнести:

· невключенность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также в информа­ционное пространство российского общества;

· недостаточное использование современных образовательных технологий;

· низкую динамику кадрового обновления в системе образования;

· крайне неоднородный охват граждан дошкольным, дополнительным и непрерывным образованием в различных субъектах Российской Федерации;

· отсутствие действенных механизмов продвижения отечественного образования за рубежом;

· отсутствие конкурентных механизмов и обратной связи между производителями и потребителями образовательных услуг, обеспечивающих эффективное функционирование системы оценки качества образования.

 

Таким образом, проблема требует комплексного решения.

Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед российским образованием в 2011 - 2015 го­дах. Мероприятия Программы носят комплексный характер, обеспечивают общие подходы и взаимосвязь целей и задач

III. Предварительный анализ итогов реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы с учетом результатов проекта "Образование"

Целью завершившейся в 2010 году Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы являлось обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания об­разования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования систе­мы непрерывного образования.

В ходе выполнения Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы решались следующие за­дачи:

совершенствование содержания и технологий образования;

развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

повышение эффективности управления в системе образования;

совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

В результате реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы:

разработаны с участием работодателей федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения по всем уровням образования;

созданы электронные образовательные ресурсы для профессионального образования (по 34 профессиям начального про­фессионального образования и по 11 специальностям среднего профессионального образования) и вариативные электрон­ные образовательные ресурсы для основного общего и среднего (полного) общего образования (по 10 дисциплинам);

создана материально-техническая база для последующего внедрения новых образовательных технологий и принципов орга­низации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том чис­ле с использованием информационных и коммуникационных технологий;

реализованы мероприятия по созданию безопасных условий для организации учебного процесса в учреждениях разного уров­ня за счет поставок необходимого оборудования (более 2000 комплектов охранно-

 пожарного оборудования и средств защиты, более 1200 комплектов систем видеонаблюдения);

обеспечено ежегодное повышение квалификации порядка 400 тыс. преподавателей на всех уровнях образования;

обеспечено расширение информационного взаимодействия в рамках сети региональных ресурсных центров и университетов за счет развития опорной информационной инфраструктуры;

реализован комплекс мероприятий, направленных на обеспечение ежегодного проведения единого государственного экза­мена во всех субъектах Российской Федерации. Проведенные в рамках Федеральной целевой программы развития образова­ния на 2006-2010 годы мероприятия позволили в 2009 году обеспечить переход единого государственного экзамена в штат­ный режим;

реализован комплекс мероприятий, направленных на модернизацию структуры и содержания общего и профессионального образования, формирование общенациональной системы оценки качества образования, совершенствование механизмов фи­нансирования образования, расширение экспорта образовательных услуг, совершенствование механизмов управления обра­зованием;

обеспечены технологическая поддержка, эксплуатация и развитие сервисов федерального центра информационных образова­тельных ресурсов.

 

Начиная с 2006 года выполнение Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы было взаимос­вязано с реализацией проекта "Образование".

В 2006 - 2009 годах в рамках реализации проекта "Образование":

- оказана государственная поддержка 57 вузам, 9 тыс. инновационных школ, 340 образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования;

- поощрены 40 тыс. лучших учителей и 21 тыс. представителей талантливой молодежи, ежемесячное вознаграждение за класс­ное руководство выплачено более чем 800 тыс. педагогов;

- поставлено в образовательные учреждения 54,8 тыс. комплектов нового учебного оборудования и 9,8 тыс. школьных авто­бусов, свыше 52 тыс. российских школ получили доступ в сеть Интернет.

 

Результаты реализованных при федеральной поддержке в более чем 30 субъектах Российской Федерации комплексных про­ектов модернизации образования создали предпосылки для формирования национальной

образовательной инициативы "Наша новая школа" (далее - инициатива "Наша новая школа").

Среди наиболее заметных результатов модернизации образования в регионах необходимо назвать следующие:

в 2009 году обновление кадрового состава общеобразовательных учреждений за счет молодых специалистов составило около 10 процентов (до начала комплексных проектов модернизации образования - 1 процент ежегодно);

к концу 2009 года доля обучающихся в современных условиях в общей численности обучающихся по основным программам об­щего образования составила около 70 процентов (в 2006 году - 38 процентов);

число посещений портала федерального центра информационных образовательных ресурсов увеличилось с 47 тыс. посеще­ний в месяц в 2008 году до 173 тыс. посещений - в 2009 году.

В результате удалось обеспечить создание основных механизмов модернизации системы образования, сформировать сеть образовательных учреждений и российских регионов, участвующих в инновационном развитии системы образования. Были так­же сформированы конкурентная среда, группы лидеров для распространения практики модернизации во всей системе обра­зования Российской Федерации.

 

При разработке Программы будет полностью обеспечена преемственность ее мероприятий по отношению к мероприятиям предыдущей программы. Мероприятия Программы будут взаимоувязаны с мероприятиями проекта "Образование". Кроме то­го, при реализации мероприятий Программы будет сформирован детализированный план действий в части развития ин­формационно-коммуникационных технологий, согласованный с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

IV. Характеристика и прогноз развития ложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о действующих расходных обязательствах Российской Федерации, а также о расходных обязательствах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в указанной сфе­ре

Результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образова­тельная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.

Серьезным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться демографическая ситуация. За последние 10 лет (2000 - 2010 годы) численность школьников сократилась более чем на 40 процентов.

В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны для различных уровней системы обра­зования. Так, прогнозная численность студентов вузов в 2013 году может составить около 4,2 миллиона человек, снизившись более чем на 40 процентов по отношению к численности студентов вузов в 2009 году (7,4 миллиона человек).

Происходит снижение численности контингента учителей и преподавателей. В ближайшие годы это будет не столь заметно в общем образовании (обусловлено увеличением числа детей, приходящих в первый класс), но при этом в профессиональном образовании прогнозируется снижение численности профессорско-преподавательского состава на 20 - 30 процентов.

Сохраняется большое количество преподавателей пенсионного возраста, при этом лишь 30 процентов выпускников педаго­гических вузов приходят работать в школы, а в отдельных субъектах Российской Федерации после первых трех лет педагогичес­кой деятельности только одна шестая часть молодых педагогов остается работать в системе образования.

В то же время следует учитывать тенденцию роста рождаемости, отмечаемую в Российской Федерации с 2000 года.

В силу указанных факторов предстоят изменения и в сети образовательных учреждений профессионального образования.

Образовательные учреждения среднего профессионального образования сохранят свой кадровый потенциал в основном за счет слияния с образовательными учреждениями начального профессионального образования и вузами. При этом подготов­ка высококвалифицированных рабочих продолжится как в данных образовательных учреждениях, так и в специализированных центрах профессиональной подготовки.

В силу демографических причин, а также благодаря совершенствованию системы аккредитации образовательных учрежде­ний, будет существенным образом обновлена сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследователь­ских университетов.

Предполагается скорректировать типологию и структуру вузовской сети в целом с оптимизацией количества филиалов вузов в сторону их сокращения - до нескольких десятков вузовских филиалов в год. Возможно также сокращение общего числа вузов при условии увеличения численности студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современ­ного лабораторного оборудования, в федеральных и национальных исследовательских университетах.

Государственное задание на получение высшего образования будет учитывать потребности инновационной экономики и необ­ходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов. Соответствующие институциональные изменения уже подготовлены в рамках проекта интегрированного закона "Об образовании в Российской Федерации".

В этих условиях необходимы меры по изменению сетей образовательных учреждений на всех уровнях системы образования, развитию межвузовской кооперации, обмену ресурсами, повышению академической мобильности студентов и преподавате­лей как в Российской Федерации, так и за рубежом.

В противном случае не будут в полной мере реализованы такие важные изменения последних лет, как:

- переход на двухуровневое образование;

- развитие академической мобильности студентов и преподавателей;

- расширение спектра оказываемых вузами услуг дополнительного образования.

 

Требует решения сохраняющаяся в профессиональном образовании проблема неудовлетворенной потребности образова­тельных учреждений в учебных площадях и в объектах социальной направленности. Эта проблема не утрачивает свою актуаль­ность, несмотря на ожидаемое сокращение численности студентов. Необходимы реконструкция и строительство учебных и учебно-лабораторных корпусов, зданий библиотек, объектов физкультурно-оздоровительного назначения, общежитий.

Для современного российского образования характерно рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. Это приводит к низкому уровню влияния об­разования на социально-экономическое развитие как субъектов Российской Федерации, так и страны в целом. Наиболее яв­но это выражено в профессиональном и непрерывном образовании.

Дополнительное образование взрослых, являясь важной составляющей непрерывного образования российских граждан, призвано мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной и мировой экономики, возрастающие зап­росы населения к дополнительному образованию, в первую очередь к повышению квалификации и профессиональной пе­реподготовке.

Сегодня этого не происходит. Более того, для дополнительного образования характерны отраслевая разрозненность, отсутс­твие эффективных устойчивых прямых и обратных связей с производственной сферой и сферой потребления. Нуждаются в дальнейшем расширении практика финансирования дополнительного образования бизнесом, а также практика использо­вания в дополнительном образовании механизмов государственно-частного партнерства.

Одной из важнейших проблем современного образования является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования. Вместе с тем использование информационно-коммуникационных техно­логий и электронных образовательных ресурсов в сегодняшней образовательной и управленческой практике носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образова­ния пока не создана. Решением этой проблемы являются мероприятия Программы по созданию технических и технологичес­ких условий, которые позволят преподавателям и учащимся получить эффективный доступ к источникам достоверной ин­формации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе дистанционного.

Серьезной проблемой российского образования является несформированность системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. В такой работе отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность, недостаточ­но используются возможности высших учебных заведений, научных учреждений, учреждений дополнительного образования детей.

Результаты международных сравнительных исследований свидетельствуют о наличии определенных проблем качества обще­го и дополнительного образования. В частности, эти исследования показали, что российские школьники демонстрируют доста­точно высокий уровень владения предметными знаниями по математике и естествознанию, но значительно отстают от своих сверстников из многих стран в умении применять эти знания на практике, использовать в различных продуктивных видах де­ятельности, например, выражать и обосновывать свою точку зрения, работать с различными источниками информации.

Начальное профессиональное образование продолжает оставаться наиболее проблемным. Попытки реформирования на­чального профессионального образования, нацеленные на усиление его социальной направленности, не дают должного эф­фекта.

Среднее профессиональное образование по сравнению с начальным профессиональным образованием является сегодня более востребованным и мобильным. Фактически среднее профессиональное образование разделяет с высшей школой ве­дущее место в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы. Успешные подходы к развитию учрежде­ний среднего профессионального образования продемонстрированы в рамках проекта "Образование".

В то же время для средней профессиональной школы характерен ряд проблем, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено ее инновационное развитие. Одной из проблем является противоречие между ростом потребности в спе­циалистах и отсутствием ее объективного прогноза по отраслям экономики, нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, низкой ценой труда молодого специалиста.

Необходимо добиться максимального сближения начального профессионального и среднего профессионального образова­ния, при этом обновление этих уровней должно идти в рамках создания непрерывного профессионального образования как важнейшей составляющей образования российских граждан в течение всей жизни.

В условиях отсутствия программно-целевых действий будет усиливаться неравенство доступа к качественному образованию, что станет одним из факторов, усугубляющих складывающееся социальное неравенство.

В особенности это касается дошкольного образования, которым в настоящее время в разных субъектах Российской Федера­ции охвачено от 40 до 80 процентов детей дошкольного возраста, причем этот показатель колеблется в пределах одного и то­го же федерального округа. Такая дифференциация уже с дошкольного уровня является риском усиления социального рассло­ения при получении качественного образования.

 

Для обеспечения равных стартовых возможностей готовности граждан к получению начального общего образования прораба­тываются законодательные изменения, обеспечивающие обязательность образования детей старшего дошкольного воз­раста. Соответствующие предложения подготовлены в рамках проекта интегрированного закона "Об образовании в Россий­ской Федерации".

Реализация инициативы "Наша новая школа" закладывает основы обеспечения прав граждан на выбор образовательного уч­реждения, дающего современное качественное общее образование. При этом гражданам будет обеспечено право выбора как между государственными (муниципальными), так и негосударственными образовательными учреждениями общего образова­ния.

По-прежнему особого внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, а также дети, на­ходящиеся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с инициативой "Наша новая школа" в любой школе должна быть обеспечена успешная социализация этих ка­тегорий детей, при этом в каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Программа призвана решить программно-целевым методом сложившуюся проблемную ситуацию в сфере образования. Без этого решения проблемы противоречия в отечественной системе образования не только сохранятся, но будут нарастать, су­щественным образом замедляя социально-экономическое развитие России.

Высшая школа не сможет в полной мере противостоять последствиям сложившейся демографической ситуации, а в перспек­тиве будет не готова к ее позитивным изменениям.

В связи со значительной численностью высвободившихся работников высшего профессионального образования повысится уровень безработицы, что не только спровоцирует социальную напряженность в российском обществе, но и нанесет серьез­ный урон кадровому потенциалу отечественного образования.

Вместо системного обновления сети образовательных учреждений профессионального образования будут происходить ее бессистемные изменения, что негативным образом повлияет на качество образования, а соответственно, и на уровень подго­товки выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

Сфера профессионального образования будет по-прежнему испытывать неудовлетворенную потребность в учебных, учебно-лабораторных и вспомогательных площадях, а также в объектах социальной направленности. Эта проблема будет усугублять­ся продолжающимся моральным и физическим старением объектов образовательных учреждений профессионального обра­зования, имея отрицательные последствия для доступности и качества образования, сохранения здоровья обучающихся.

Дополнительное образование взрослых будет сохранять характерные для него в настоящее время такие черты, как отрасле­вая разрозненность, отрыв от запросов производственной сферы и сферы потребления, становясь при этом все менее прив­лекательным с точки зрения инвестиционных интересов бизнеса.

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в сфере образова­ния останется эпизодическим, не будет сформирована целостная электронная образовательная среда.

По-прежнему бессистемный характер будет носить работа с одаренными детьми и талантливой молодежью.

Сохранятся проблемы качества общего и дополнительного образования детей и подростков.

Сохранится и будет усугубляться неравный доступ граждан России к качественному образованию, провоцируя при этом уси­ление складывающегося социального неравенства. Причем это неравенство будет нарастать начиная с дошкольного обра­зования.

Не будет обеспечено выполнение положения инициативы "Наша новая школа" о том, что в любой школе должна быть обеспе­чена успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Выполнение Программы взаимосвязано с реализацией инициативы "Наша новая школа" и проекта "Образование". Без ис­пользования программно-целевого метода будет невозможно достичь цели и решить задачи, установленные в этих стратеги­ческих для отечественного образования документах.

Программой предусмотрен механизм предоставления субсидий из федерального бюджета на софинансирование участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы. При этом предоставление субсидий не заменяет, а дополняет подходы к финансированию Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы.

Расходы федерального бюджета на сферу образования в 2008 году составили 354 млрд. рублей, в 2009 году - 418 млрд. руб­лей. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008 году составили 1 трлн. 292 млрд. рублей, в 2009 году -1 трлн. 345 млрд. рублей.

По состоянию на 1 октября 2010 г. суммарные расходы на образование составили 1235,9 млрд. рублей, в том числе:

 

расходы федерального бюджета - 258,7 млрд. рублей;

расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 977,2 млрд. рублей.

На дошкольное образование по состоянию на 1 октября 2010 г. суммарные расходы федерального бюджета и консолиди­рованных бюджетов субъектов Российской Федерации составили 214,9 млрд. рублей (федеральный бюджет - 2,8 млрд. руб­лей, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 212,1 млрд. рублей).

По состоянию на 1 октября 2010 г. на общее образование было израсходовано 559,9 млрд. рублей. При этом расходы фе­дерального бюджета составили 3,5 млрд. рублей, расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 556,4 млрд. рублей.

Расходы на начальное профессиональное образование по состоянию на 1 октября 2010 г. составили 41,9 млрд. рублей (фе­деральный бюджет-2,1 млрд. рублей, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 39,8 млрд. рублей).

На среднее профессиональное образование по состоянию на 1 октября 2010 г. было израсходовано 67,9 млрд. рублей. При этом из федерального бюджета было израсходовано 21,4 млрд. рублей, из консолидированных бюджетов субъектов Россий­ской Федерации -46,5 млрд. рублей.

Суммарные расходы на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по состоянию на 1 ок­тября 2010 г. составили 7,7 млрд. рублей, в том числе:

расходы федерального бюджета - 2,9 млрд. рублей;

расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 4,8 млрд. рублей.

Расходы на высшее и послевузовское образование по состоянию на 1 октября 2010 г. составили 225 млрд. рублей (федераль­ный бюджет-216,8 млрд. рублей, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации - 8,2 млрд. рублей).

По состоянию на 1 октября 2010 г. расходы на реализацию молодежной политики и оздоровление детей составили 37,5 млрд. рублей. При этом из федерального бюджета было израсходовано 0,3 млрд. рублей, из консолидированных бюджетов субъек­тов Российской Федерации -37,2 млрд. рублей.

Расходы на выполнение прикладных научных исследований в области образования по состоянию на 1 октября 2010 г. Соста­вили 5,2 млрд. рублей (федеральный бюджет - 4,7 млрд. рублей, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федера­ции -0,5 млрд. рублей).

Расходы на решение других вопросов в области образования по состоянию на 1 октября 2010 г. составили 75,9 млрд. рублей. При этом из федерального бюджета было израсходовано 4,2 млрд. рублей, из консолидированных бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации -71,7 млрд. рублей.

V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ре­шения проблемы

Для решения проблемы может быть применен вариант с использованием планово-нормативного метода, при котором го­сударство планирует и устанавливает различные отраслевые и внутриотраслевые нормы и нормативы, например в части тру­дозатрат, оплаты труда, расходов на капитальный ремонт и новое строительство, обновления основных фондов и т.д.

Этот метод являлся основным при решении проблем советской системы образования и в настоящее время его можно при­менять, например при финансировании расходов на содержание образовательных учреждений федерального уровня.

В то же время в условиях рыночной экономики и тем более экономики инновационной планово-нормативный метод не может рассматриваться как единственно возможный. В противном случае образование будет развиваться в основном экстенсивно, будет утрачена логика преемственности федеральных целевых программ развития образования.

Одним из серьезных рисков применения планово-нормативного метода является риск неэффективного использования финан­совых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на образование.

Могут также возникнуть риски резкого снижения заработной платы работников образования по сравнению со средней за­работной платой в экономике, существенного увеличения расходов на содержание зданий образовательных учреждений по сравнению с учебными расходами, продолжения ветшания образовательной инфраструктуры. В конечном итоге может сфор­мироваться устойчивая тенденция снижения качества образования.

Другим, принципиально отличным от предыдущего, вариантом решения проблемы является вариант, предполагающий исполь­зование программно-целевого метода.

Программно-целевой метод (метод целевых программ) основан на подчинении распределения ресурсов и намечаемых ме­роприятий достижению определенной цели.

В то же время использование этого метода при решении проблемы связано с определенными рисками.

 

Один из рисков - риск сокращения ранее выделенного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае нужно будет реструктуризировать Программу, разрабатывать и реализовывать механизмы приостановления ряда уже начатых изменений.

При этом придется, исходя из новых бюджетных параметров, пересмотреть задачи Программы с точки зрения или их сокра­щения, или снижения ожидаемых эффектов от их решения.

Одним из последствий результатов структурных и содержательных изменений в Программе станут сложности в ее управлении, что негативно скажется на эффективности Программы в целом.

Возникнут также серьезные административно-управленческие трудности, связанные с необходимостью пересмотра ранее зак­люченных договоров между государственным заказчиком и исполнителями проектов Программы, а также соглашений о пре­доставлении субсидий из федерального бюджета.

Решение о сокращении бюджета Программы, независимо от времени его принятия, приведет к падению эффективности расхо­дов как действующей, так и предыдущих целевых программ развития образования.

Снижение эффективности Программы будет иметь негативные последствия для российской экономики в целом из-за падения темпов роста и развития человеческого капитала как ее основного ресурса, серьезным образом затруднит ее инновационное развитие. В конечном итоге под угрозу будет поставлена сама стратегия долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

Возникнут серьезные социальные проблемы, в том числе связанные с инфраструктурными проблемами в системе образова­ния.

К рискам программно-целевого метода следует также отнести риск неэффективного управления Программой. В свою очередь, этот риск представляет собой совокупность таких рисков, как:

риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы;

риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы и др.

Возникновение риска неэффективного управления Программой может привести к экономическим потерям, негативным соци­альным последствиям, а также к невыполнению основных задач, поставленных перед системой образования в среднесроч­ном и долгосрочном периодах.

Другим риском является риск неразвитости механизмов управления субсидиями в сфере образования, однако этот риск мо­жет быть существенно минимизирован путем использования имеющегося опыта предоставления субсидий в рамках проекта "Образование".

Среди рисков использования программно-целевого метода следует отдельно рассмотреть риск, связанный с тем, что одна или несколько задач Программы могут быть не решены, например из-за сокращения расходов на Программу за счет средств федерального бюджета.

В результате невыполнения задачи "Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития" будет не реализована или реализована не в полной мере национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

В случае если не будет решена задача "Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда", развитие профессионального образования, если не остановится, то существенно замедлится, создав тем самым серьезные проблемы для инновационной экономики России. При этом сама постановка вопроса о разви­тии человеческого капитала через образование в течение всей жизни потребует резкой мобилизации дополнительных, в том числе и финансовых, ресурсов.

Существует также риск того, что не будет решена задача "Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг". Отсутствие понятной российскому обществу системы оценки результатов и условий обучения на всех ступенях и уровнях образования приведет к устойчивой тенденции снижения качества образования.

Невыполнение отдельных задач Программы помимо прямых экономических потерь, связанных с неэффективным расходова­нием бюджетных средств, существенно снизит положительные эффекты, полученные на предыдущих этапах модернизации об­разования.

Совершенно очевидным является и то, что нерешенность хотя бы одной из задач Программы приведет к недостижению цели Программы, заключающейся в обеспечении доступности качественного образования, соответствующего требованиям инно­вационного социально ориентированного развития Российской Федерации, то есть к невыполнению Программы.

При этом, поскольку Программа направлена на реализацию положений Концепции долгосрочного социально-экономическо­го развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлений деятельности Правительства Россий­ской Федерации на период до 2012 года, ее невыполнение будет иметь негативный характер не только для отечественного об­разования, но и для российского государства и общества в целом.

 

Для минимизации рисков необходимо наличие своевременной, адекватной и объективной информации о ходе выполнения Программы. При этом отсутствие такой информации само по себе является существенным фактором риска.

Отдельно следует остановиться на группе рисков, связанных с последствиями реализации Программы. Социально-экономи­ческие последствия ее реализации должны быть ясны и понятны образовательному сообществу, обществу в целом. В против­ном случае в обществе может возникнуть безразличие, а в крайнем своем проявлении -неприятие и негативное отношение граждан как к самой Программе, так и к отдельным ее элементам. Это приведет к тому, что результаты Программы окажутся невостребованными.

Важнейшим фактором снижения этого риска является своевременная разъяснительная работа среди населения, его ин­формирование о целях, задачах и ходе реализации Программы. Необходимы осуществление социологических измерений и проведение работ по формированию позитивного общественного мнения, вовлечение работодателей, родителей, средств мас­совой информации и иных заинтересованных групп в управление системой образования.

Для минимизации возможных отрицательных последствий реализации Программы будут предприняты такие меры, как:

мониторинг хода реализации мероприятий и проектов Программы, выполнения Программы в целом;

широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке мероприятий Программы, а также к реализации и оценке результатов реализации Программы;

обеспечение публичности промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации Программы и др.

 

VI. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Предполагается, что проблема будет решена программно-целевым методом с 2011 по 2015 год.

При этом решение проблемы будет осуществлено в 2 этапа.

Первый этап решения проблемы будет осуществлен в 2011 -2013 годах. В результате реализации этого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сце­нарии для различных типов учебных заведений, регионов и социально-экономических условий.

В результате выполнения второго этапа решения проблемы (2014 -2015 годы) будут сформированы новые институты образова­ния, модели управления в условиях широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, бу­дут закреплены ключевые институциональные и нормативные правовые изменения.

По завершении второго этапа будет достигнута цель и решены задачи Программы.

VII. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ре­ализации Программы по годам на вариантной основе

Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инноваци­онного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Иные варианты определения цели и постановки адекватных ей задач модернизации образования могли бы быть следующи­ми.

Первый вариант. Обеспечение доступности образования в соответствии с социально ориентированным развитием Россий­ской Федерации.

Второй вариант. Обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами, инновационным характером экономики.

В случае первого варианта система образования будет в значительной степени удовлетворять сегодняшним социальным ожи­даниям граждан, будут созданы необходимые условия для комфортного получения образования.

Однако уже в среднесрочной перспективе такой сценарий неизбежно приведет к постепенно наращивающемуся отставанию образования от потребностей инновационной экономики. Новые потребности, вызванные обновлением технологий, не найдут адекватного отражения в системе образования. Это также приведет к отставанию уровня заработных плат работников обра­зования от уровня средней заработной платы в экономике.

Второй вариант может привести к тому, что в системе образования будут созданы "точки" инновационного развития - сеть обра­зовательных учреждений, решающих задачи опережающего инновационного развития.

 

Однако основная часть учебных заведений будет работать по-старому, что неизбежно со временем приведет к социальному расслоению в обществе. Появится и социальное напряжение, когда уровни и условия труда обособившихся инновационных уч­реждений будут недостижимы для основной массы участников системы образования. Со временем инновационные образова­тельные учреждения станут элитными, не имеющими серьезных стимулов к развитию в конкурентных условиях.

Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении № 1. В основу методологии формирования и расче­та таких индикаторов и показателей положены подходы, учитывающие цели и задачи Программы.

При этом также учитывались:

возможность оценки целевых индикаторов и показателей Программы на основании данных Федеральной службы государс­твенной статистики;

соответствие целевых индикаторов и показателей Программы индикаторам и показателям Концепции долгосрочного социаль­но-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правитель­ства Российской Федерации на период до 2012 года, проекта "Образование" и инициативы "Наша новая школа";

возможность регулярной оценки значений и динамики изменения целевых индикаторов и показателей Программы;

сопоставимость целевых индикаторов и показателей Программы с принятыми и используемыми международными индикато­рами и показателями оценки систем образования;

возможность дополнительной оценки достоверности значений целевых индикаторов и показателей Программы за счет дан­ных, предоставляемых субъектами Российской Федерации;

обеспечение преемственности целевых индикаторов и показателей Программы по отношению к индикаторам и показателям Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы;

обеспечение эффективной оценки результатов мероприятий и проектов Программы.

Все представленные целевые индикаторы и показатели Программы соответствуют ее цели и задачам. Они являются достовер­ными и доступными для определения.

Базовые значения целевых индикаторов и показателей Программы рассчитаны исходя из:

анализа текущей ситуации в системе российского образования, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации;

текущих значений индикаторов и показателей Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы;

текущих значений индикаторов и показателей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Фе­дерации на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, проекта "Образование" и инициативы "Наша новая школа";

анализа и экстраполяции данных Федеральной службы государственной статистики.

Динамика значений целевых индикаторов и показателей Программы представлена на вариантной основе в соответствии с экс­пертной оценкой хода реализации мероприятий Программы в приложении № 1 к настоящей Концепции. Методика сбора ис­ходной информации и расчета целевых индикаторов и показателей Программы представлена в приложении № 2.

VIII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы в целом и отдельных ее направлений на вари­антной основе

Прогнозируемый объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет составит:

общий объем финансирования - 137908,8 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 54228,8 млн. рублей, из них субсидии - 10469,68 млн. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации -67070 млн. рублей;

за счет внебюджетных источников - 16610 млн. рублей.

Объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении № 3 (вариант № 1).

Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета Программы приведены в приложении № 4 (вариант № 1).

Объемы финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий Программы приведены в приложении № 5 (ва­риант № 1).

При принятии Программы приведенные в указанных приложениях объемы финансирования могут быть уточнены.

Определение объема финансирования Программы за счет средств федерального бюджета осуществлялось с учетом таких факторов, как:

инфляционные процессы в российской экономике;

снижение в 2010 году объема финансирования проекта "Образование" до 16,9 млрд. рублей с 49 млрд. рублей в 2007 году.

 

Объемы финансирования Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определены на основе ре­зультатов проведенного анализа существующих региональных программ развития образования, анализа Программы и прог­рамм развития образования субъектов Российской Федерации на 2011 - 2015 годы, а также экспертных прогнозных оценок.

Предложения по объемам финансирования Программы за счет средств внебюджетных источников сформированы на основе проведенных аналитических исследований, экспертных оценок текущей ситуации и прогнозных экспертных оценок хода реали­зации Программы.

Сокращение указанного объема финансирования мероприятий Программы серьезным образом затруднит ее выполнение и существенно снизит эффективность ее реализации.

Так, сокращение примерно на 20 процентов расходов на Программу за счет средств федерального бюджета (с 54228,8 млн. рублей до 43383,04 млн. рублей) приведет к тому, что задачи "Приведение содержания и структуры профессионального обра­зования в соответствие с потребностями рынка труда" и "Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг" будут решены не в полном объеме.

Не будут выполнены следующие мероприятия:

поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на ба­зе вузов;

распространение во всех субъектах Российской Федерации современных проектов энергосбережения в образовательных уч­реждениях;

развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертифика­ции квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов;

создание единой информационной системы сферы образования;

создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общест­венно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

Не будет реализовано мероприятие по экспертно-аналитическому, научно-методическому и информационному сопровожде­нию мероприятий.

Невыполнение указанных мероприятий будет означать, что цель Программы достигнута не полностью.

Объемы финансирования Программы при сокращении примерно на 20 процентов расходов за счет средств федерального бюджета приведены в приложениях № 3 - 5 к Программе (вариант № 2).

 

IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Реализация Программы обеспечит всем гражданам России независимо от их места жительства, социального и имущественно­го статуса, а также состояния здоровья доступность качественного образования, соответствующего современным образова­тельным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

В результате выполнения Программы ожидается увеличение доли образовательных услуг в валовом внутреннем продукте, а также снижение уровня безработицы среди граждан, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образова­ние, на 16 процентов.

Одной из основных причин безработицы является несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Выпускники учреждений профессионального образования всех уровней имеют невысокий процент трудоустройства по специальности, в том числе потому, что работодатели не заинтересованы в получении рабочей силы, не обладающей необходимой квалифи­кацией, знаниями и навыками.

Предлагаемые в рамках Программы мероприятия позволят реализовать комплексные механизмы, формирующие в субъектах Российской Федерации качественные системы профессионального образования, эффективно взаимодействующие с рынком труда.

Это даст возможность привести квалификацию рабочей силы в соответствие с потребностями рынка труда, а также обеспечит сокращение времени поиска и устройства на работу выпускников образовательных учреждений профессионального образова­ния не менее чем на 20 процентов.

Реализация Программы позволит снизить затраты на реализацию механизмов социальной адаптации для социально уязви­мых групп населения на 8-12 процентов за счет внедрения новых механизмов социализации этих групп во время получения об­щего образования.

Система образования призвана быть катализатором экономического роста страны и благосостояния населения, позитивно влиять на социальную стабильность общества. Одним из важных показателей социально-экономической эффективности ре­ализации Программы будет являться повышение жизненного уровня российских граждан путем предоставления им на всем протяжении жизни доступных и качественных образовательных услуг.

 

В результате выполнения Программы в системе образования будут обеспечены:

создание и внедрение новых познавательных программ на всех уровнях системы образования;

развитие существующих аппаратно-программных средств;

внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных обра­зовательных ресурсов нового поколения;

внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов;

создание ресурсов и программ для одаренных детей.

В ходе реализации Программы сформируется вектор на инновационное развитие образования.

 

Будут обеспечены:

поддержка региональных комплексных программ развития профессионального образования, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и на­чального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ разви­тия;

подготовка кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России (энергоэф­фективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская тех­ника и фармацевтика, космос и телекоммуникации);

оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением обра­зовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обуча­ющие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на вы­пускников учреждений профессионального образования;

формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных ква­лификаций, в том числе для инновационных отраслей экономики;

повышение показателей академической мобильности студентов и преподавателей, позволяющей обеспечить новые уровни взаимодействия различных образовательных и экономических систем, привлечение вузами для преподавания специалистов из реального сектора экономики;

кооперирование учреждений профессионального образования с внешней средой для формирования устойчивых двусторон­них связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предпри­ятий.

При выполнении Программы особое внимание будет уделено вопросам повышения эффективности экономики образования.

Будут обеспечены:

внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование образования;

внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.

В результате реализации Программы:

более 70 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов получат доступ к качественному общему образованию, включая возможность использования дистанционных технологий;

около 90 процентов школьников получат возможность обучаться в общеобразовательных учреждениях по программам, соответствующим всем современным требованиям;

более 95 процентов детей школьного возраста будут иметь возможность получать доступные качественные услуги дополни­тельного образования (не менее 3 вариантов на выбор из различных областей знаний и сфер деятельности);

более 85 процентов детей, в том числе детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, детей, оставшихся без по­печения родителей, и детей-сирот, будут охвачены современными программами организации отдыха, оздоровления и времен­ной занятости;

95 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будут иметь условия для успешной социализации;

более 50 процентов российских педагогов будут задействованы в деятельности саморегулируемых организаций и сетевых сооб­ществ, где им будут обеспечены квалифицированные консультации и помощь в профессиональной деятельности;

около 50 процентов занятых в экономике специалистов пройдут обучение по программам непрерывного образования;

100 процентов выпускников 9 классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях, бу­дут обеспечены возможностью выбора профиля обучения;

 

80 процентов студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования будут обучаться по прог­раммам, в реализации которых будут задействованы работодатели;

60 процентов студентов будут иметь возможность обучаться по программам выбранной подготовки не только на базе своего вуза;

свыше 50 процентов преподавателей вузов будут иметь возможность участия в программах межвузовской кооперации, в том числе проводить исследования и научные изыскания на базе других образовательных учреждений;

будут созданы и поддержаны сетевые сообщества специалистов сферы профессионального образования с охватом не менее 30 процентов работников этой сферы;

30 процентов общего числа обучающихся на всех ступенях и уровнях образования будут проходить оценку своих достижений че­рез добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образователь­ной траектории, способствующей успешной социализации личности;

будет обеспечена дифференциация (не менее 20 процентов) начальной заработной платы специалиста, прошедшего процедуры сертификации по сравнению со специалистом, не прошедшим эти процедуры;

будет обеспечено увеличение спроса на услуги непрерывного профессионального образования не менее чем на 30 процен­тов;

100 процентов родителей (учащихся), имеющих доступ в сеть Интернет, будут иметь возможность получать электронную ин­формацию об академических достижениях своих детей (о собственных достижениях);

100 процентов граждан, имеющих доступ в сеть Интернет, будут иметь возможность получать электронную информацию о де­ятельности образовательных учреждений и о качестве предоставляемых ими образовательных услуг;

за счет применения информационно-коммуникационных технологий будет обеспечено сокращение не менее чем на 20 про­центов временных и административных затрат образовательных учреждений и органов управления образованием различного уровня при подготовке соответствующей отчетной информации о своей деятельности.

Результатом реализации Программы будут также являться:

создание общероссийского кадрового ресурса (900 человек) ведущих консультантов по вопросам развития системы образова­ния;

создание 48 стажировочных площадок для обучения и повышения квалификации 27500 педагогов и управленческих работни­ков сферы образования в области модернизации муниципальных систем дошкольного образования, а также для распростра­нения моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования;

создание 82 площадок для обучения и повышения квалификации 63500 работников системы образования в целях распростра­нения моделей государственно-общественного управления образованием, а также современных моделей успешной социали­зации детей;

создание 6 центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных иссле­довательских университетах;

модернизация не менее 250 учреждений профессионального образования;

создание условий для дальнейшей занятости 30 тыс. работников сферы профессионального образования, высвобождающих­ся в связи с демографической ситуацией в Российской Федерации;

подготовка 5 тыс. специалистов в области информационно-коммуникационных технологий и повышение квалификации в об­ласти использования информационно-коммуникационных технологий 10 тыс. преподавателей образовательных учреждений профессионального образования;

подготовка 10 тыс. специалистов по суперкомпьютерным технологиям;

создание 56 центров, обеспечивающих обучение и консультирование работников сферы образования по вопросам энергосбе­режения и энергетической эффективности;

создание 15 экспертно-методических центров сертификации профессиональных квалификаций.

 

X. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реали­зацию Программы

Ответственными за формирование Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации и Фе­деральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Ответственным за реализацию Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.

XI. Предложения по государственным заказчикам - разработчикам Программы

Министерство образования и науки Российской Федерации является государственным заказчиком - координатором Прог­раммы.

 

Государственными заказчиками Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федераль­ная служба по надзору в сфере образования и науки, Санкт-Петербургский государственный университет (в части государствен­ных капитальных вложений).

Разработчиками Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

XII. Предложения по направлениям, срокам и этапам реализации Программы на вариантной основе

Направления реализации Программы определяются следующими задачами:

модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Предлагается следующий вариант определения сроков и этапов Программы.

Программа будет реализована в 2011 - 2015 годах в 2 этапа.

На первом этапе (2011 - 2013 годы) в соответствии с мероприятиями Программы будут сформированы стратегические проек­ты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и организациями при федеральной поддерж­ке с участием профессионально-педагогического сообщества.

В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобра­зований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов, социально-экономических условий.

На втором этапе (2014 - 2015 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив после­довательные изменения в сфере образования на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут сформирова­ны новые модели управления в условиях широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы развития образования на сле­дующий период.

Таким образом, результатом реализации мероприятий на втором этапе будут являться массовое внедрение всех утвержден­ных по итогам выполнения первого этапа Программы успешных моделей и механизмов, наличие новой инфраструктуры в обра­зовательной среде, а также полученные по итогам анализа Программы целевые установки на следующие периоды, учитыва­ющие внешние факторы и итоги реализации Программы.

Иным вариантом реализации Программы мог бы быть следующий вариант.

Программа реализуется в 3 этапа:

на первом этапе (2011 - 2012 годы) будут реализованы мероприяти


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: