Проблемы развития гостиничного хозяйства в Российской Федерации

 

Гостиницы под­раз­де­ля­ют­ся на гос­ти­нич­ные се­ти и не­се­те­вые гос­ти­ни­цы. Гос­ти­нич­ные се­ти име­ют боль­шое пре­иму­щес­т­во в про­дук­тив­нос­ти про­из­вод­с­т­вен­ной де­ятель­нос­ти пе­ред не­се­те­вы­ми гос­ти­ни­ца­ми. Та­кие боль­шие раз­ли­чия свя­за­ны преж­де все­го с воз­мож­нос­тью се­те­вых гос­ти­ниц ис­поль­зо­вать ти­по­вые фор­мы ор­га­ни­за­ции тру­да с эко­но­ми­ей средств за счет мас­ш­та­ба де­ятель­нос­ти в этих об­лас­тях (вклю­чая рек­ла­ми­ро­ва­ние тор­го­во­го брен­да, при­об­ре­те­ние не­об­хо­ди­мых ре­сур­сов и про­фес­си­ональ­ное обу­че­ние пер­со­на­ла).

Несетевые рос­сий­с­кие гос­ти­ни­цы не мо­гут кон­ку­ри­ро­вать с гос­ти­нич­ны­ми се­тя­ми из-за не­боль­шо­го ко­ли­чес­т­ва пре­дос­тав­ля­емых ус­луг, не всег­да вы­со­ко­го их ка­чес­т­ва, низ­ко­го уров­ня жиз­ни на­се­ле­ния и т. д.

Еще од­ним фак­то­ром, тор­мо­зя­щим раз­ви­тие гос­ти­нич­ной ин­дус­т­рии, яв­ля­ет­ся на­хож­де­ние боль­шой час­ти гос­ти­нич­но­го биз­не­са в го­су­дар­с­т­вен­ной соб­с­т­вен­нос­ти (47 % но­мер­но­го фон­да гос­ти­ниц на­хо­дит­ся в му­ни­ци­паль­ной соб­с­т­вен­нос­ти; 36 % но­мер­но­го фон­да час­тич­но яв­ля­ют­ся соб­с­т­вен­нос­тью мес­т­ных или фе­де­раль­ных влас­тей).

В США в от­ли­чие от на­ше­го го­су­дар­с­т­ва очень рас­п­рос­т­ра­не­ны воз­наг­раж­де­ния ме­нед­же­рам, про­пи­сан­ные в тру­до­вом кон­т­рак­те, за их ак­тив­ную ра­бо­ту. В Рос­сии та­кая сис­те­ма от­сут­с­т­ву­ет, что ли­ша­ет уп­рав­ля­ющих вся­ко­го сти­му­ла тру­дить­ся и, как след­с­т­вие, при­во­дит к из­бы­точ­нос­ти шта­та и от­сут­с­т­вию эф­фек­тив­ной ор­га­ни­за­ции тру­да.

Еще од­ной серь­ез­ной прег­ра­дой на пу­ти раз­ви­тия оте­чес­т­вен­но­го ту­риз­ма яв­ля­ет­ся нех­ват­ка ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров, что, в час­т­нос­ти, объ­яс­ня­ет не­эф­фек­тив­ную ор­га­ни­за­цию тру­да. В США та­кая проб­ле­ма ре­ша­ет­ся с по­мощью прив­ле­че­ния ре­зер­в­ных под­го­тов­лен­ных ра­бот­ни­ков. В Рос­сии та­кой воз­мож­нос­ти нет. На­ря­ду со всем этим у нас от­сут­с­т­ву­ют ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные под­го­то­ви­тель­ные цен­т­ры, из-за че­го воз­ни­ка­ют боль­шие де­неж­ные по­те­ри. Нес­мот­ря на все проб­ле­мы, в Рос­сии все-та­ки име­ет­ся очень мно­го меж­ду­на­род­ных се­тей, но они все пре­иму­щес­т­вен­но че­ты­рех- и пя­тиз­вез­доч­ные оте­ли, рас­по­ло­жен­ные в Мос­к­ве и Сан­кт-Пе­тер­бур­ге.

В нас­то­ящий мо­мент оте­чес­т­вен­ные гос­ти­ни­цы не мо­гут со­рев­но­вать­ся в ка­чес­т­ве с за­ру­беж­ны­ми кон­ку­рен­та­ми, так как из 4000 гос­ти­ниц 70 % по ка­чес­т­ву об­с­лу­жи­ва­ния не под­па­да­ют ни под од­ну из ны­не су­щес­т­ву­ющих ка­те­го­рий. Очень ма­ло го­ро­дов, на тер­ри­то­рии ко­то­рых рас­по­ла­га­ют­ся гос­ти­ни­цы, ко­то­рые мог­ли бы удов­лет­во­рить вы­со­кие пот­реб­нос­ти граж­дан, при­вык­ших к ком­фор­ту.

Как ни прис­кор­б­но, но в Рос­сии очень ма­ло гос­ти­ниц, ко­то­рые со­от­вет­с­т­во­ва­ли бы трем звез­дам. Фор­маль­но, ко­неч­но, та­кие гос­ти­ни­цы су­щес­т­ву­ют, но ре­аль­но им да­ле­ко до трех­з­вез­доч­ных ев­ро­пей­с­ких гос­ти­ниц.

Для то­го что­бы дать тол­чок рос­сий­с­ко­му гос­ти­нич­но­му биз­не­су, не­об­хо­ди­мо на­ла­дить вза­имо­дей­с­т­вие меж­ду гос­ти­ни­ца­ми и ту­ро­пе­ра­то­ра­ми. В нас­то­ящий мо­мент меж­ду ни­ми очень мно­го раз­ног­ла­сий и вза­им­ных пре­тен­зий, в ос­нов­ном по по­во­ду до­го­вор­ной дис­цип­ли­ны.

Большое ко­ли­чес­т­во убыт­ков воз­ни­ка­ет из-за то­го, что ту­ро­пе­ра­то­ры бро­ни­ру­ют мес­та для сво­их групп, но не всег­да по­том их вы­ку­па­ют. Что­бы сни­зить по­те­ри, воз­ни­ка­ющие из-за не­доб­ро­со­вес­т­нос­ти ту­ро­пе­ра­то­ров, гос­ти­ни­цы вы­нуж­де­ны про­пи­сы­вать в до­го­во­ре раз­лич­ные по­ло­же­ния о пред­ва­ри­тель­ной оп­ла­те и за­ло­гах. Та­кие ме­ры яв­ля­ют­ся рас­п­рос­т­ра­нен­ны­ми во всех стра­нах ми­ра, так как по­мо­га­ют сни­зить по­те­ри от сры­вов пред­ва­ри­тель­ных фи­нан­со­вых пла­нов.

Гостиницы час­то не под­т­вер­ж­да­ют за­яв­ки на бро­ни­ро­ва­ние в сро­ки, ого­во­рен­ные в кон­т­рак­тах, чем на­ру­ша­ют ра­бо­ту ту­ро­пе­ра­то­ров. Та­кие слу­чаи ха­рак­тер­ны в ос­нов­ном в пред­две­рии праз­д­ни­ков, в мо­мен­ты вы­со­ко­го спро­са на ус­лу­ги раз­ме­ще­ния. Ту­ро­пе­ра­то­рам при­хо­дит­ся тер­петь та­кое по­ло­же­ние, так как оте­лей, ко­то­рые при­ни­ма­ют инос­т­ран­ные ту­рис­ти­чес­кие груп­пы, очень ма­ло.

Существуют гос­ти­ни­цы, ко­то­рые соз­на­тель­но ме­ша­ют раз­ви­тию груп­по­во­го ту­риз­ма. Для дос­ти­же­ния сво­их це­лей они пред­ла­га­ют для ту­рис­ти­чес­ких групп це­ны вы­ше, чем для кор­по­ра­тив­ных кли­ен­тов, или пред­ла­га­ют раз­ме­ще­ние без ски­док.

В ус­ло­ви­ях пре­вы­ше­ния спро­са над пред­ло­же­ни­ем ту­ро­пе­ра­то­рам очень слож­но за­щи­тить свои ин­те­ре­сы.

Сейчас се­те­вой под­ход к ор­га­ни­за­ции гос­ти­нич­но­го хо­зяй­с­т­ва в Рос­сии толь­ко на­чи­на­ет за­рож­дать­ся. Та­кая от­с­та­лость свя­за­на преж­де все­го с от­сут­с­т­ви­ем опы­та у на­ших биз­нес­ме­нов, боль­шим рис­ком, воз­ни­ка­ющим из-за от­сут­с­т­вия не­об­хо­ди­мой нор­ма­тив­ной ба­зы, и слож­нос­тью бю­рок­ра­ти­чес­ких про­це­дур ли­цен­зи­ро­ва­ния и сер­ти­фи­ка­ции.

Для пре­одо­ле­ния су­щес­т­ву­ющих проб­лем в об­лас­ти гос­ти­нич­но­го биз­не­са не­об­хо­ди­мы эко­но­ми­чес­кие из­ме­не­ния, ина­че все бу­дет по-преж­не­му. Луч­шее, что мо­жет про­изой­ти в та­ком слу­чае, - это си­ту­ация, ес­ли за­пад­ные се­ти пой­дут на рас­ши­ре­ние сво­его при­сут­с­т­вия на рос­сий­с­ком рын­ке в ос­нов­ном для удов­лет­во­ре­ния вы­со­ко­го спро­са на трех­з­вез­доч­ные гос­ти­ни­цы.

 

Глава 5. Специфика ресторанного производства

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: