Концепция развития сферы сервиса в Российской Федерации

В последние десятилетия в развитых странах мира сфера сервиса развивается быстрее материального производства. В настоящее время она стала крупнейшим сектором экономики. Далее без транспорта и связи на сферу услуг в США приходится около 70% работающих, в Великобритании, Франции. Японии, Германии — 60% и выше. В США доля капиталовложений в сферу услуг в общем их объеме (без расходов на жилищное строительство) находится на уровне 30%, в Великобритании — 40%. Доля услуг, ориентированных на домашнее хозяйство и личные нужды, в развитых странах составляет 20-25% ВВП, на транспорт и внедомашнее питание приходится 6-10%, на государственные услуги — 15-23%. Таким образом, тенденция опережающего роста сферы сервиса становится не только долговременной, но и определяющей в современном обществе. А как развивается эта сфера в России?

В первой половине 90-х гг. на потребительском рынке физический объем платных услуг ежегодно падал. Самый большой спад был отмечен в 1994 г.: за этот год их объем (против предыдущего года) сократился на 38,1%. С 1995 г., когда инфляционные процессы стали ослабевать, а потребительский рынок постепенно насыщаться более доступными для приобретения населением товарами, началось замедление темпов падения, продолжившееся и в 1996 г.

В 1997 г., впервые после 1990 г., объем платных услуг в сопоставимых ценах превысил уровень предыдущего года на 5,6%. Но в 1998 г. положительная динамика сохранялась лишь в отдельные месяцы. Что же касается августа-октября 1998 г., ситуация дестабилизировалась. В условиях значительного роста цен и дальнейших инфляционных ожиданий спрос населения был сориентирован в первую очередь на приобретение товаров, объем же услуг в эти месяцы оказался на 2,0-4,4% ниже соответствующего периода 1997 г. В последующие месяцы произошло некоторое оживление покупательской активности на этом рынке, и в целом за 1998 г. уровень потребления услуг населением составил 99,5% от уровня предыдущего года, но лишь 24,0% от уровня 1990 г.

Изменение структуры платных услуг в 1993-1999 гг. характеризуют следующие данные:

■ на первом месте находятся жилищно-коммунальные услуги — 23,3% в

1999 г. (1,6% в 1993 г.);

■ второе место принадлежит услугам пассажирского транспорта — 22,3% в 1999 г. (29,3% в 1993 г.);

■ третьезанимают бытовыеуслуги — 16,6 и 29,4%, далее следуют услуги связи — 10,0% (5,9% в 1993 г.);

■ примерно на одном уровне находятся услуги правового характера (5,5 и 6,8%) и прочие виды платных услуг, включая банковские (5,6 и 5,4%);

■ особую группу составляют услуги системы образования (4,8 и 2,4%), санаторно-оздоровительные (4,5 и 5,0%) и медицинские (4.1 и 1,7%);

■ на одном уровне находятся туристско-экскурсионные услуги (1,4 и 2,0%) и услуги культуры (1,3 и 1,6%);

■ на последнем — услуги физической культуры и спорта (0,3 и 0,2%) и ветеринарные (0,3 и 0,0%).

Из приведенных данных видно, что сама структура услуг в России не способствует формированию рабочей силы высокого качества, а, следовательно, снижаются возможности роста производительности труда и повышения благосостояния людей. Кроме того, имеет место заметный разброс в структуре платных услуг по регионам. Например, если в 11 субъектах РФ услуги пассажирского транспорта составляют более 25% от объема платных услуг, то в 27 регионах они не превышают и 15%; такие же показатели характеризуют и бытовые услуги соответственно в 17 и 29 регионах страны. Вместе с тем в ходе рыночных преобразований качественно изменился состав производителей услуг. Так, если в 1991 году подавляющую их часть составляли предприятия государственного сектора, то в 1999 году доля последних снизилась до 39,5%. Одновременно значительную роль стали играть организации частной (36,0%) и других негосударственных (24,5%) форм собственности. В объемах услуг, оказанных населению в частном секторе экономики, в основном представлены услуги физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица: в текущем году на их долю приходится 26,6%. Особенно высока доля индивидуального предпринимательства на рынке бытовых услуг (64,3%), услуг здравоохранения (44,9%) и правовых (95,2%).

Формирование развитой сферы сервиса в любой стране, в том числе и в Российской Федерации, предполагает, что все услуги должны быть доступны любому члену общества, а процесс их оказания опираться на адекватную организационно- правовую базу. Иными словами, развитие сферы услуг забота государства.

Итак, если раньше проблема нехватки жизненных благ связывалась в первую очередь с удовлетворением потребностей в питании, одежде, жилье, то сегодня подавляющей массе населения явно не хватает бытовых услуг, услуг образования и здравоохранения. Не менее острыми являются и проблемы рациональной организации торговли и общественного питания, отдыха, общеоздоровительных занятий. (Так, наиболее популярные учреждения культуры стали значительно менее доступны). По имеющимся оценкам, дефицитность платных услуг гораздо выше, чем товаров народного потребления: уровень рациональных норм их потребления значительно ниже, чем уровень потребления вещественных потребительских благ. Ориентировочные сравнения сети предприятий сферы обслуживания в России и странах Европы и США дают однозначный результат. Даже по количественным показателям наше отставание весьма значительно: бытовых и рекреационных учреждений, гостиниц, мотелей, кемпингов, музеев, прокатных пунктов и т.д. в России в десятки раз меньше. Проигрываем мы и по качеству обслуживания.

Особо следует отметить и то, что многие виды обслуживания, широко распространенные на Западе, в нашей стране пока не получили развития или существуют в крайне примитивных формах.

Например, тематические парки отдыха, клубы здоровья, автоматические кинотеатры и кинотеатры для автомобилистов, кафе клубного типа, трейлерные парки, комплексы аттракционов на базе электронной техники у нас практически отсутствуют. Во много раз меньше и число бассейнов и теннисных кортов. Значительно отстают (с точки зрения доступности для основной массы населения) наукоемкие виды обслуживания: электронная связь по заказам граждан, кабельное телевидение, телекоммуникационные системы информационного и развлекательного обслуживания на дому.

Качественно иной, чем в развитых странах, характер носит деятельность финансовых и страховых учреждений, значительно уже ассортимент услуг бюро проката, гостиниц, автосервиса и т.д.

Неразвитость рынка услуг в России не позволяет сфере сервиса выполнять присущие ей социальные и экономические функции, тормозит развитие человека как работника, личности, гражданина, семьянина, наконец. Высокая «экономия» на услугах оборачивается крупными, с точки зрения «человеческого фактора», потерями и в материальном производстве. Эта потери ощущаются всеми и все более отчетливо: возрастают масштабы пьянства, наркомании, бандитизма; происходит резкое падение общей культуры и духовности общества; все более увеличиваются потери рабочего времени из-за болезней, усталости, дискомфорта, психологической напряженности, неоправданных затрат времени в домашнем хозяйстве и т. д. Таким образом, возможности реализации творческого, интеллектуального потенциала человека как главной производительной силы общества все более сокращаются.

Но обратимся к статистике. Итак:

· 1 г. образования дает такой же экономический эффект, как 2,6 г. производительного труда;

· повышение уровня образования и квалификации работников приводит к росту производительности труда, обеспечивающему увеличение национального дохода на 27-30%, а каждый рубль, вложенный в образование, приносит около 3 руб. дополнительного дохода;

· рекреационные и профилактические мероприятия в области здравоохранения позволяют сократить почти на три дня заболеваемость с временной утратой трудоспособности в расчете на одного занятого в промышленности;

· производительность же труда в фирмах с хорошо организованным общественным питанием на 9,4% выше, чем в других подобных организациях;

· по подсчетам экономистов привлечение в сферу бытовых услуг одного высококвалифицированного работника со специальной профессиональной подготовкой позволяет высвободить 3-4 чел., занятых в домашнем хозяйстве, труд которых может быть использован в высокопроизводительных секторах экономики.

Ускорение модернизации производства породило потребность в развитии новых видов обслуживания. В странах Запада буквально на глазах выросла мощная индустрия деловых услуг: внедренческих, консультативных, инжиниринговых, лизинговых, программного обеспечения для ЭВМ. Возникли разнообразные предприятия по переработке информации, эксплуатации производственных помещений, оказанию помощи в найме временной рабочей силы и проч. В США объем деловых услуг приближается к 150 млрд. дол. Число занятых здесь больше, чем в главных инфраструктурных отраслях — на транспорте и в связи. Появился даже термин «новая экономика услуг», отражающий возросшую ориентацию этой сферы на обслуживание потребностей современного производства на новой технической основе. Конечным результатом повышения «услугоемкости» стало ускорение научно-технического прогресса, структурных преобразований произ­водственного аппарата, усиление его мобильности, общее повышение эффективности производства за счет его специализации. В России же, где подобные формы производственных услуг находятся в зачаточном состоянии (хотя потребность в них весьма ощутима), научно-технический прогресс не может быть обеспечен должным образом.

Сказанное позволяет сделать вывод: трактовка экономического роста только как результата развития сферы материального производства ошибочна, подход государственных структур России к сфере сервиса как к чему-то вторичному тормозит прогресс общества. Необходима ориентация на новую систему принципов, которая и должна быть положена в основу развития сферы услуг. К числу этих принципов можно отнести следующие:

· сфера сервиса формирует работника нового качества с точки зрения модели «человеческого капитала»;

· она развивается в органичном единстве с материальным производством, принцип вторичности для нее неприемлем;

· ее нельзя отождествлять с бытовым обслуживанием;

· комплексные нормативы потребления услуг каждым гражданином страны должны быть не только разработаны, но и обязательно включены в потребительскую корзину;

· услуги должны быть доступны всем группам населения, в том числе инвалидам, престарелым людям и детям;

· необходим пересмотр места сферы услуг в комплексе обобщающих оценок экономического развития и т.п.

Рассмотрим подробнее сферу сервиса и малого предпринимательства и выхода из кризиса.

1. Сфера услуг принимает непосредственное участие в создании благ (изготовление предметов потребления по индивидуальным заказам, восстановление их потребительских свойств и т.п.), что увеличивает валовой национальный доход страны.

2. Большинство предприятий сферы сервиса относится к малому бизнесу и использует его преимущества на локальном потребительском рынке, поскольку именно эти предприятия обладают высокой способностью быстро реагировать на изменяющийся спрос. Речь идет о малом предпринимательстве, которое неотделимо от сферы сервиса, где формируется основной слой предпринимателей-собственников. Таким образом, именно здесь решается проблема создания новых видов товаров и услуг, более качественных и привлекательных для людей, а также создаются возможности для инновационной деятельности, что способствует развитию предпринимательской активности, получению населением дополнительных доходов, увеличению количества рабочих мест и росту занятости населения.

3. Примером активной роли услуг может служить сфера отдыха и развлечений. В ведущих странах мира сложился и действует мощный рекреационный комплекс, охватывающий огромную сеть предприятий обслуживания (спортивных, культурно- развлекательных, туристических и т.д.). Именно этот комплекс обусловил возникновение сектора материального производства, специализирующегося на выпуске товаров для отдыха, торговли, общественного питания и бытового обслуживания; способствовал развитию активных форм отдыха обще оздоровительного и спортивного направления. В США общий объем расходов населения на товары и услуги рекреационного назначения (связанные с отдыхом) в 3 раза больше, чем расходы на алкогольные напитки, например. В России это соотношение совершенно иное: общий объем рекреационных затрат населения и государства в несколько раз ниже объема расходов на алкогольные напитки. Причем в последние 5 лет оно практически не изменилось, в то время как в США затраты на отдых росли значительно быстрее, чем на алкоголь. Очевидно, что, развивая сферу рекреационных услуг, государство экономит на борьбе с алкоголизмом и наркоманией!

По всей видимости, указанное соотношение важная народнохозяйственная пропорция, которой нужно управлять, поскольку именно от соотношения между расходами на примитивные формы использования свободного времени (главным образом, употребление алкоголя) и затратами на более рациональные формы отдыха зависит очень многое не только в социальном, но и экономическом развитии страны. Хорошо организованный досуг вытесняет пьянство, делает более рациональным образ жизни, повышает качество труда, улучшает здоровье, усиливает устойчивость к физическим перегрузкам на производстве. Иными словами, качество жизни изменяется коренным образом.

4. Очень важно и то, что сфера услуг обеспечивает подготовку работника к участию в процессе труда, формирование рабочей силы нового качества, способной изменить качество жизни.

Создание программ и методов повышения этого качества, а также программ профессиональной подготовки кадров — одни из важных аспектов формирования нового поколения рабочей силы.

5. Сфера услуг непосредственно влияет на экономию свободного времени и рациональное его использование человеком.

С ростом общественного разделения труда изменяется соотношение рабочего и свободного времени, соотношение трудовой и досуговой деятельности.

6. С развитием современной цивилизации и повышением качества жизни людей возрастают требования к охране окружающей среды, с чем связано увеличение объема традиционных услуг по озеленению и благоустройству городов.

водоснабжению и канализации, уборке мусора. Появляются все новые виды услуг, связанные с утилизацией отходов и улучшением условий окружающей среды.

7. Развитие сферы услуг социального обеспечения и здравоохранения также представляет собой неотъемлемую часть социальной политики государства.

8. Сфера сервиса непосредственно влияет и на духовное возрождение общества, поскольку, например, социально-культурные услуги, по сравнению с другими их видами, отличаются ярко выраженным внешним эффектом. Благодаря этому их принято относить к социально значимым благам, т.е. к благам, обладающим особыми достоинствами. Общее, что объединяет образование, культуру и здравоохранение, их особая социальная значимость для развития человека. Затраты на социально-культурные услуги рассматриваются как вложения в «человеческий капитал». Повышая свой образовательный, культурный уровень и укрепляя здоровье, каждый гражданин способствует в конечном счете приумножению образовательного, культурного и производственного потенциала общества.

9. Сфера сервиса инициирует оживление крупного производства, научно- технический прогресс общества.

Опыт ведущих стран мира свидетельствует, что изготовлением техники для сферы услуг заняты крупнейшие промышленные фирмы, обладающие высокоразвитым научно-техническим потенциалом, производственным и сбытовым аппаратом. Таким образом, все перечисленное свидетельствует о настоятельной необходимости профессиональной подготовки кадров для всех категорий предприятий сферы сервиса.

В России Закон Российской Федерации об образовании открыл много возможностей для развития профессионального образования в данной сфере. Однако реализация различных направлений, форм и видов подготовки профессионалов в области оказания услуг в соответствии со статьями Закона, с момента его принятия и по настоящее время, происходит в основном в экстенсивном плане: открыты многочисленные учебные заведения профессионального образования, работающие на основе программ начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного образования, программ профессиональной подготовки.

Учебные заведения, уже давно готовящие специалистов для сферы сервиса, получили возможность расширить ассортимент предлагаемых образовательных услуг. Укрепляются и развиваются связи профессионального образования с производителями и распространителями услуг: организована целая сеть отраслевых учебных академических институтов и колледжей, работающих на гостиничный, туристический, модельный бизнес; поставляющих специалистов в области парикмахерских и косметических услуг,. социально-культурного сервиса, сервиса бытовой радиоэлектронной аппаратуры, машин и приборов, а также специалистов в области проектирования изделий и технологий сферы быта и услуг, сервиса и технической эксплуатации транспортных и технологических машин и оборудования.

В свою очередь, работники сферы сервиса, от руководящих до рядовых, получили возможность выбирать наиболее устраивающую их и соответствующую интересам их предприятий форму и программу повышения квалификации в государственных академических институтах, колледжах, техникумах, в учебных центрах и заведениях, организованных при фирмах, предприятиях и компаниях отрасли.

Вместе с тем, в настоящее время выявилась настоятельная потребность в переходе от экстенсивной формы развития профессионального образования в сфере сервиса к интенсивной, что, по мнению экспертов, обусловлено целым рядом обстоятельств. Предлагаемая нами далее концепция развития профессионального образования в сфере сервиса содержит описание сущности интенсивной его модели, ее потенциала для дальнейшего успешного развития данной сферы, обстоятельств и причин, вызвавших необходимость ее оперативной разработки и реализации. На основе выделенной концепцией обратимся к сервису в домоведении, а именно, к путям продвижения услуг для населения, семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: