Термины и определения сервиса на транспорте
Сервис – высококачественное обслуживание пассажиров, г/о, г/п, включая обеспечение перевозок, предоставление комплексных услуг и выполнение дополнительных работ.
Инфраструктура – технологический комплекс, включающий в себя ж/д пути и другие сооружения ж/д станции, устройства электроснабжения, связи, СЦБ, систему управления движением.
Транспортная услуга – результат деятельности по удовлетворению потребности г/о, г/п, пассажира в перевозках в соответствии с установленными нормами.
Основные хар-ки сервиса:
- неосязаемость
- прямое участие покупателя в производстве услуг
- невозможность становления собственником в услуге
- невозможность предпродажного протестирования
- кач-во и привлекательность сервиса зависит от способности покупателя оценить ее в итоге
Виды сервиса:
- Технический – обслуживание машин, вагонов с целью увеличения срока службы (текущий ремонт)
- Технологический – процесс обрабатывания сырья, материалов в сфере производства и эксплуатации, с целью изменения их параметров (промывка вагонов)
- Социально культурный – комплекс услуг, оказываемых человеку, необходимых для удовлетворения его потребностей (бытовые, культурные).
Основные операции перевозочного процесса
- прием груза на складе
- погрузка-выгрузка
- маркировка
- сопровождение груза
- оформление перевозочных документов
Вспомогательные операции:
- Длительность хранения
- Упаковку груза
ТЭО на рынке транспортных услуг
Транспортная услуга – результат деятельности по удовлетворению потребности г/о, г/п, пассажира в перевозках в соответствии с установленными нормами.
ТЭО могут принимать различные формы:
- местная экспедиция – либо в пункт отправления, либо в пункт назначения
- неполная (частичная) – если выполняются лишь отдельные операции
- полная – выполняются все функции, связанные с доставкой груза на всем пути следования от склада отправителя до склада получателя
Классификация ТЭО:
1) По видам отправки:
- повагонная
- мелкие
2) По скорости перевозки:
- большая
- грузовая
- пассажирская
3) По исполнению ряда отдельных операций:
- МОП
- МНОП
4) По дополнительным работам и услугам:
- сокращение срока доставки
5) По имущественной принадлежности вагонов и контейнеров:
- собственные
- арендованные
Основы ж/д экспедиции
Транспортная услуга – результат деятельности по удовлетворению потребности г/о, г/п, пассажира в перевозках в соответствии с установленными нормами.
ТЭО могут принимать различные формы:
- местная экспедиция – либо в пункт отправления, либо в пункт назначения
- неполная (частичная) – если выполняются лишь отдельные операции
- полная – выполняются все функции, связанные с доставкой груза на всем пути следования от склада отправителя до склада получателя
Классификация ТЭО:
1) По видам отправки:
- повагонная
- мелкие
2) По скорости перевозки:
- большая
- грузовая
- пассажирская
3) По исполнению ряда отдельных операций:
- МОП
- МНОП
4) По дополнительным работам и услугам:
- сокращение срока доставки
5) По имущественной принадлежности вагонов и контейнеров:
- собственные
- арендованные
Эволюция форм сервиса на отечественных ж/д
До 1917 – коммерческие агентства, комиссионные конторы и городские товарные станции
1922 – комиссионные и таможенные агентства ж/д, создание государственного акционерного общества «Транспорт»
1930 – всесоюзное объединение складского и транспортно-экспедиционного дела «Союз Транс»
1936 – появление объединения транспортно-экспедиционных контор
1950 – ОТЭК реорганизован в управление контейнерными перевозками
1956 – главное грузовое управление МПС, грузовые службы, отделения и станции
1992 – «ТрансЖелДор» экспедиция
Законодательные основы сервиса на транспорте
Основными нормативными документами в сфере предоставляемых услуг на ж/д транспорте являются: ГОСТы РФ, международные стандарты, ОСТы (отраслевые стандарты), Устав ж/д транспорта (гл.41 – Транспортная экспедиция), ГК РФ.
ГОСТ 51133-98 «Экспедиторские услуги на ж/д транспорте. Общие требования» устанавливает классификацию экспедиторских услуг, а также общие требования к качеству услуг и методы контроля.
Сертификации подлежат ТЭУ, которым предъявляют требования по обеспечению безопасности движения, сохранности перевозимых грузов и охране окружающей среды. Сопутствующие услуги, предоставляемые г/о, г/п, могут подвергаться добровольной сертификации.
Схема 9у – при сертификации процессов предоставления отдельных видов услуг
Схема 10у – при сертификации организации исполнителя услуг
Схема 11у – при сертификации системы качества предоставления услуг.
Сертификация и лицензирование сервисных услуг на федеральном ждт
Основными нормативными документами в сфере предоставляемых услуг на ж/д транспорте являются: ГОСТы РФ, международные стандарты, ОСТы (отраслевые стандарты), Устав ж/д транспорта (гл.41 – Транспортная экспедиция), ГК РФ.
ГОСТ 51133-98 «Экспедиторские услуги на ж/д транспорте. Общие требования» устанавливает классификацию экспедиторских услуг, а также общие требования к качеству услуг и методы контроля.
Сертификации подлежат ТЭУ, которым предъявляют требования по обеспечению безопасности движения, сохранности перевозимых грузов и охране окружающей среды. Сопутствующие услуги, предоставляемые г/о, г/п, могут подвергаться добровольной сертификации.
Схема 9у – при сертификации процессов предоставления отдельных видов услуг
Схема 10у – при сертификации организации исполнителя услуг
Схема 11у – при сертификации системы качества предоставления услуг.
Классификация транспортных рынков
Рынок – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товаров и услуг.
Транспортный рынок – сфера реализации транспортных услуг по перемещению пассажиров или материальных ценностей, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера.
Классификация транспортных рынков может быть выполнена по следующим признакам:
- географический
- номенклатурная группа грузов
- вид сообщения
По географическому признаку:
- внутренний рынок (внутри России)
- внешний (международный)
- региональный (по регионам).
По видам сообщения:
- в местном сообщении (региональный рынок)
- в международном сообщении
- прямое ж/д сообщение
- прямое смешанное сообщение
- непрямое смешанное сообщение
Транспортные рынки по номенклатурным группам грузов:
Роль рынка в том, что он ориентирует перевозчика на повышение уровня сервиса, что позволяет:
1) совершенствовать организацию перевозок
2) реализовать высокое качество транспортного обслуживания по принципам логистики
3) обеспечить доходность, прибыльность и рентабельность перевозок.
9. Классификация грузов с точки зрения сервисного обслуживания
Груз – объект железнодорожной перевозки.
По происхождению:
- растительные, лесные
По физико-химическим свойствам:
- СПГ
- гигроскопические
- грузы со специфическими запахами
- устойчиво-сохраняющиеся
- смерзающиеся
- опасные вещества
- вещества, убывающие в весе
По физическим свойствам:
- легковесные
- тяжеловесные
По объему:
- габаритные
- негабаритные
- длинномерные
- громоздкие