Рынок транспортны услуг является самостоятельной сферой экономики. Транспортная система РФ включает в себя следующие виды транспорта:
- ж/д
- авто
- авиа
- морской
- трубопроводный
Цель изучения транспортных рынков – выполнить ранжирование, выстраивая региональные, национальные и рынки зарубежных стран в порядке убывания интересов перевозчика.
Вид транспорта выбирают исходя из потребности клиента и конкретных условий перевозок в качестве сравнения разных видов транспорта.
Вид тр-та | Прод. Вып-ия услуг | Частота отпр | надежность | перевозочная сп-ть | доступность | ст-ть тарифов | сумма баллов |
ж/д | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 16 |
водный | 4 | 4 | 4 | 1 | 4 | 1 | 18 |
авто | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 4 | 14 |
трубо | 5 | 1 | 1 | 5 | 5 | 2 | 19 |
возд | 1 | 5 | 5 | 4 | 3 | 5 | 23 |
Критерии ранжирования транспортных рынков:
1) Емкость рынка – реализуемый в регионе объем грузовых перевозок
2) Инвестиционная политика, с учетом которой следует отдать предпочтение тем рынкам, где проводится интенсивное финансирование
|
|
3) Стабильность правового режима
4) Географическое положение
5) Экспортно-импортное регулирование внешнеэкономических операций.
Сегментация рынка транспортных услуг
Сегмент – выделенная часть рынка.
Сегментирование – разделение рынка на четкие группы потребителей, для каждой из которых требуются отдельные услуги и комплексы маркетинга.
Всуе критерии сегментации можно определить в несколько групп:
- социально-экономические (включают уровень доходов, род занятий, принадлежность к определенному социальному классу, религиозная принадлежность)
- географический (основан на делении рынка по странам, регионам с различным климатом)
- демографический (включает в себя пол и возраст потребителей и жизненный цикл семьи)
- психографический (образ и стиль жизни)
- поведенческий (поводы для совершения покупки, степень готовности покупателя к приобретению товара).
Потребительский сегмент рынка – совокупность потребителей транспортных услуг, одинаково реагирующих на определенные требования.
Доступность сегмента – возможности вагоновладельца в части потребного рабочего парка вагонов, условия погрузки и доставки грузов.
Существенность сегмента – определение того, насколько реально ту или иную группу грузовладельцев рассматривать как сегмент рынка.
Транспортный рынок возможно разделить на следующие сегменты:
- по группам потребителей транспортных услуг (потребительская сегментация)
- по видам транспортного обслуживания
- по конкурентам
- по ценовому фактору.
Маркетинговые исследования транспортных рынков
|
|
Мероприятие целевого маркетинга при исследовании транспортного рынка:
Сегментирование – Выбор целевых сегментов – Позиционирование
Выбор целевых сегментов – оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами (услугами).
Позиционирование товара на рынке – обеспечение товара или услуги конкурентного положения на рынке.
Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.
Схема маркетинговых исследований транспортных услуг:
1) выявление проблем и формулирование цели исследования
2) отбор источников информации
3) сбор информации
4) анализ собранной информации
5) представление полученных результатов
Особенности исследования рынка по видам сообщения
Рынок – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товаров и услуг.
Транспортный рынок – сфера реализации транспортных услуг по перемещению пассажиров или материальных ценностей, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера.
Классификация транспортных рынков может быть выполнена по следующим признакам:
- географический
- номенклатурная группа грузов
- вид сообщения
По видам сообщения:
- в местном сообщении (региональный рынок)
- в международном сообщении
- прямое ж/д сообщение
- прямое смешанное сообщение
- непрямое смешанное сообщение
Исследование транспортного рынка по географическому признаку
Рынок – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товаров и услуг.
Транспортный рынок – сфера реализации транспортных услуг по перемещению пассажиров или материальных ценностей, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера.
Классификация транспортных рынков может быть выполнена по следующим признакам:
- географический
- номенклатурная группа грузов
- вид сообщения
По географическому признаку:
- внутренний рынок (внутри России)
- внешний (международный)
- региональный (по регионам).
Исследование транспортного рынка по номенклатурным группам грузов
Рынок – совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товаров и услуг.
Транспортный рынок – сфера реализации транспортных услуг по перемещению пассажиров или материальных ценностей, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера.
Классификация транспортных рынков может быть выполнена по следующим признакам:
- географический
- номенклатурная группа грузов
- вид сообщения
Транспортные рынки по номенклатурным грузам:
целесообразно анализ рынка транспортных услуг проводить по каждой номенклатурной группе грузов отдельно с последующим объединением результатов, анализа транспортного рынка в целом по всей номенклатуре.