Границами, отделяющими одну экономическую систему от другой, является промышленная или научно-техническая революция, означавшая радикальную перестройку производства. Экономическая наука еще не выработала единого универсального критерия, по которому легко и просто можно было бы определить типы экономических систем.
Дифференциация экономических систем определяется по следующим признакам:
I. По формам регулирования хозяйственной жизни (или как организован процесс принятия решения, или как решается гл. вопрос экономики - что? как? для кого производить?). Такими формами могут быть традиции, рыночная конкуренция, централизованное регулирование. В соответствии с эти различают:
ü традиционную экономику;
ü рыночную экономику;
ü командно-административную экономику;
ü современную (смешанную) экономику.
Традиционная экономика. Производить то так и для тех, как это делали предки. Это:
1. Общество с сохраняемыми веками культурными и религиозными ценностями, особыми представлениями о соотношении материальных и духовных потребностей.
2. Общественная форма собственности. Все стороны жизни строго регламентированы. Нет условий для развития личности.
3. Ручной труд, отсутствует (или очень слабо развито) машинное производство.
4. Задача экономического роста в рамках данной системы не ставится. Поэтому медленный темп прогресса, сохранение веками одних и тех же технологий, организация осуществляется с помощью обычаев и традиций. Все это делает систему невосприимчивой к изменяющимся условиям технического развития, отсутствуют стимулы к высокопроизводительному труду.
5. Спутником данной системы являются не только слабый производственный потенциал, но и нищета.
Рыночная экономика. Производить то так и для тех, как этого требует рынок. Основной вопрос решается через цены, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую уровнем и динамикой цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех ресурсов, производит те товары, которые пользуются спросом.
Основные черты:
1. Частная собственность на средства производства.
2. Конкуренция.
3. Ориентация на потребителя. Быстрая адаптация к изменяющимся условиям, т.е. к изменению вкусов и предпочтений потребителя;
4. Свобода выбора. Экономическая свобода индивидуума и как потребителя, и как собственника ресурсов. Личные интересы выступают главным мотивом и движущей силой экономики.
5. Рациональное использование ресурсов.
6. Свободные цены. Через цены на основе спроса создаются ориентиры для капиталовложений в производство.
7. Эффективность системы. Рыночная система относится к саморегулирующимся системам.
8. Ограничена роль правительства.
9. Отсутствует дефицит и т.д.
Но рынок имеет и недостатки: дифференциация в уровнях жизни различных слоев населения; механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику необходимым количеством денег для развития производства; деятельность свободных конкурентов порой приводит к нежелательным эффектам (загрязнение окружающей среды и т.д.); нет стимула для производства общественных благ; экономика подвержена нестабильному развитию (на смену подъему приходят кризисы) и инфляционные процессы, безработица и т.д.
Командная экономика. Производить то, так и для тех, как это предусматривается государственными органами, регулирующими все основные экономические процессы. Характерными особенностями являются:
1. Государственная собственность на средства производства;
2. Централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования;
3. Коллективное принятие решений;
4. Монополизм производителя, тормозящего НТП;
5. Государственное регулирование цен, что порождает дефицит в условиях полной загрузки производственных мощностей.
Достоинства:
1. Ресурсы равномерно распределены для обеспечения общественных и других благ;
2. Поддерживалась на должном уровне занятость;
3. В процессе планирования предусматривать компенсации для сглаживания неравенства в распределении богатства и вознаграждения производителей;
4. Решены социальные проблемы, развивались фундаментальные науки.
Недостатки:
1. Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировано центральными органами через тарифную систему и центрально утверждаемые нормативы средств фонда заработной платы, что в итоге приводило к уравниловке в оплате;
2. Гигантские монополии. Поддерживаемые государством, при отсутствии конкуренции не заботились о внедрении новинок техники и технологии;
3. Не учитывались возрастающие потребности населения, их вкусы и предпочтения.
Практика доказала, что ни одна из них в чистом виде не может быть эффективной. В традиционной системе многовековые обычаи препятствуют проникновению прогресса в организацию хозяйственной деятельности; в административно-командной централизованная регламентация ограничивает свободу выбора и развитие личной инициативы работника, способствует разрастанию бюрократического аппарата; свободный рынок порождает массовую безработицу, инфляцию и кризисы. Поэтому в реальной жизни преобладает так называемая смешанная экономика, основанная на многообразных формах собственности и сочетании в себе элементов рыночной свободы и государственного регулирования. А основы традиционной экономики находят своё отражение в особенностях моделей смешанной экономики, которые будут рассматриваться далее.
Смешанная экономика органически соединила все преимущества предыдущих систем. Она предполагает наличие рыночной основы в сочетании с государственным регулированием. Смешанная экономика возникает, с одной стороны, на базе демократизации частной собственности, расширения ее социальной базы и увеличения многообразия форм (права собственности, акционирование и т.п.), с другой – это активная роль государства. Государство выполняет следующие функции: эффективность (создание лучших условий для работы рынка); справедливость (более справедливое распределение доходов по сравнению с рыночными процессами); стабильность (изживание цикличности в сочетании с мероприятиями, обеспечивающими экономический рост). Т.е. рынок и конкуренция – везде, где можно, а регулирование – везде, где нужно.
Основные признаки различных экономических систем представлены в таблице 1.1.
| Признаки | Традиционная | Рыночная | Административно-командная | Смешанная |
| Форма собственности | Общая | Частная | Общественная (государственная) | Многообразие форм собственности |
| Тип хозяйствования | Натуральное хозяйство | Товарное хозяйство | Плановое хозяйство | Многоукладное хозяйство |
| Цель | Выживание | Взаимовыгодный обмен | Выполнение централизованных заданий государства | Социальная справедливость и социальные гарантии |
| Механизм распределения | Традиции | Конкуренция | Централизированное планирование | Регулируемая конкуренция |
| Основной элемент эконом. деятельности | Производство | Обмен | Распределение | Оптимальная взаимосвязь на основе регулирования |
| Приоритет интересов | Общие | Частные | Государственные | Оптимизация частных и общественных интересов |
Дополнительными признаками деления экономических систем могут быть иразвитие производительных сил общества (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная), и тип вмешательства государства (свободный рынок, социально-ориентированная экономика, корпоративная) и др.
II. По уровню развития производительных сил общества:
ü доиндустриальная;
ü индустриальная;
ü постиндустриальная.
Доиндустриальная. В доиндустриальную стадию господствовало натуральное сельскохозяйственное производство. Индивид не мог просуществовать, не будучи, так или иначе, связан с землей, с земледельческим процессом.
Основные черты этой системы:
- отсутствовало общественное разделение труда;
- самообеспеченность ресурсами;
- удовлетворение почти всех потребностей за счет собственных ресурсов;
- замкнутость, изолированность хозяйства от внешнего мира;
- для такого хозяйства важно было качество продукта, а не его цена, т.к. его целью являлось личное потребление;
- распределение, обмен, потребление приобретали форму личных отношений, закреплялись традициями, нормали права и морали. Принадлежность к какому-то коллективу (общине, сословию, касте) давало возможность человеку получать какие-либо блага;
- традиционность производственных пропорций, диктующая неизменную структуру потребностей (преобладали первичные потребности). Традиции, на которые опирались производители, тормозили внедрение технических изобретений, передовые производственные навыки распространялись очень медленно (поэтому эту систему порой называют и традиционной), что предполагало сохранение веками одних и тех же технологий. В рамках данной системы не ставилась задача экономического роста, главной целью его было выживание.
Индустриальная. Совершенствование орудий труда привело к тому, что человек уже не зависел от природы, и это создало предпосылки перехода от ручного труда к машинному.
Промышленная революция означала качественный скачок в развитии производительных сил. При переходе от мануфактурного производства к фабричному изменилось не только содержание труда, но и его характер (виртуозное мастерство ремесленника было вытеснено однообразным механическим трудом, индустриальный труд вытеснил аграрный). Город вытеснил деревню, товарно-денежные отношения приобретают всеобщий характер. Промышленность развивается быстрыми темпами, она преобразует и другие отрасли (сельское хозяйство, транспорт, строительство).
Промышленная революция сделала человека свободным (присвоение каких-либо средств производства и жизненных благ не зависит от принадлежности человека к какому-то коллективу). Каждый товаропроизводитель хозяйствовал на свой страх и риск, сами определяли, что, как и сколько производить, кому, когда и при каких условиях реализовывать свою продукцию, но он зависел от других производителей и покупателей.
В ХХ в. мощный рост производства позволил удовлетворять широкий спектр потребностей. К тому же развитие техники и технологий привело к ослаблению зависимости не только от внешней среды, но и от биологических возможностей человека. Однако достижения индустриальной экономики недостаточных для сложившегося уровня потребления, поскольку рабочей при механизированном уровне труда управлял только одной машиной, поэтому был не в состоянии стабильно обеспечивать высокое качество изделий. К тому же экономически развитые страны начали испытывать острую нужду в природном сырье и энергоносителях. И общество опять столкнулось с противоречием между ограниченными производственными возможностями и новым уровнем потребления. Это противоречие разрешилось научно-технической революцией, наука превратилась в непосредственную производительную силу. И общество перешло в 60-х гг. к следующей стадии – постиндустриальной экономике.
Центр тяжести перенесся в непроизводственную сферу, в сферу услуг. Во всех отраслях хозяйства и в быту внедряются достижения информатики, вычислительной техники, автоматизирован ручной и умственный труд, совершился переход к «высоким» технологиям (ресурсосберегающим). Наука превращается в непосредственную производительную силу. Основной лимитирующий фактор информация, накопление знаний. Новые технологии явились результатом труда «высоколобых интеллектуалов, а не жестянщиков».
Этот период характеризуется:
- развитие принципиально новой техники и технологий;
- превращением науки в непосредственную производительную силу;
- усиление творческого характера труда и стимулы к творческой самореализации личности;
- выдвижение на первый план таких видов продукции, как научные знания, информация, духовные блага;
- центр тяжести перенесся в непроизводственную сферу, в сферу услуг. Во всех отраслях хозяйства и в быту внедряются достижения информатики, вычислительной техники, автоматизирован ручной и умственный труд, совершился переход к «высоким» технологиям (ресурсосберегающим).
Все вышеотмеченные характеристики можно представить в виде таблицы 1.2.
|
Критерии | Ступени общества | ||
| Доиндустриальное | Индустриальное | Постиндустриальное | |
| Тип средств производства | Ручные орудия труда | Машина | Информатика |
| Ведущий сектор | Сельское хозяйство | Индустрия | Наука |
| Тип детерминации | Патриархальные традиции | Материальные стимулы | Творчество |
| Тип общественного человека | Патриархальный человек | Экономический человек | Социально-творческий человек |
III. По типу вмешательства государства:
- свободный рынок - невмешательство государства;
- социально-ориентированная экономика – доля гос. вмешательства 15%;
- корпоративная – доля гос. вмешательства 8%;
- смешанная.
IV. С точки зрения конкуренции различают рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.
В данном случае основными параметрами анализа выступают:
1. Число фирм – какое количество независимых продавцов предлагают свою продукцию на рынке;
2. Тип продукта – какая продукция предлагается, какова степень ее однородности или стандартизации;
3. Условия вступления в отрасль – легко или трудно добавить свое предприятие к уже существующим. Т.е. существуют ли экономические (финансовые) или юридические препятствия (патенты, лицензии);
4. Неценовая конкуренция – имеется ли конкурентная борьба, основанная на различиях в качестве продукции, форме упаковки, марке, организации рекламы, сервисном обслуживании и т.п.;
5. Ценовая дискриминация - одинаковый продукт продается разным категориям населения по разной цене.
Основные черты совершенной и несовершенной конкуренции представлены в табл. 1.3.
| Характерные черты | ||||
| Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
| Число фирм | Множество | Много | Несколько | Одна |
| Характер, тип продукта | Стандартизированный | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Единичный, уникальный, близких заменителей нет |
| Контроль над ценой | Отсутствует | Некоторый, но в довольно узких рамках | Присутствует, значительный при тайном сговоре | Значительный, диктует цены |
| Условия вступления в отрасль | Очень легкие | Сравнительно легкие | Имеются существенные ограничения | Блокированы |
| Неценовая конкуренция | Отсутствует | Почти нет | Значительный упор на рекламу | Типичная |
| Примеры | Сельское хозяйство, рынок ценных бумаг | Розничная торговля, производство одежды, обуви | Производство стали, автомобилей, электроприборов | Местные предприятия общественного пользования |
Свободная конкуренция – это такое состояние рыночной системы, когда (табл. 1.3):
1) на этом рынке действует большое число продавцов и покупателей;
2) доля каждого экономического агента чрезвычайно мала. Поэтому они не в состоянии влиять на цены и объем продаваемых товаров и услуг. Так каждая фирма независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно. Она не в состоянии воздействовать на рыночную цену производимого отраслью товара;
3) фирмы отрасли производят один и тот же (гомогенный) товар, поэтому для покупателей абсолютно безразлично, товар какой фирмы приобретать. Поэтому отсутствует неценовая конкуренция;
4) однородность товаров предполагает отсутствие ценовой дискриминации;
5) абсолютная информация о цене. Ни один из участников не знает о рынке больше, чем остальные;
6) отрасль является открытой для входа в нее и выхода любого количества фирм. Ни одна фирма отрасли не предпринимает какого-либо противодействия, как не существует и каких-либо законодательных ограничений этому процессу.
Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из принципов совершенной конкуренции, называется несовершенной. Основные черты представлены в таблице 1.3.:
1) количество фирм может сократиться до одной, а сами фирмы представляют собой уже не мелкие, а крупные предприятия;
2) характер продукции разнообразный, даже уникальный;
3) предприятия не имеют равного доступа к информации;
4) при входе на рынок и выходе из него испытываются препятствия или даже непреодолимые барьеры;
5) главной чертой является господство производителя над ценой и объемом продаж.
Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Ее основные черты: 1) в условиях монополии потребителям противостоит один единственный производитель-гигант; 2) не существует близких заменителей; 3) чистый монополист диктует цену в силу того, что он контролирует общий объем предложения; 4) существуют барьеры для вступления в отрасль.
Приведем примеры чистой монополии: все службы в городе, связанные с газоснабжением, электроснабжением, водоснабжением, обеспечением телефонной связи. Классическим примером частной нерегулируемой монополии является алмазный синдикат «Де Бирс», который эффективно контролирует от 80 до 85 % мирового предложения алмазов.
Можно указать следующие барьеры для вступления в отрасль.
Во-первых, экономические преимущества крупного производства. Здесь играет роль эффект масштаба производства. При наличии этого эффекта предполагается, что с ростом объемов производства издержки на единицу продукции снижаются. Новые фирмы, вступающие на рынок как мелкие производители, будут иметь высокие издержки производства и не смогут конкурировать с крупными фирмами. Крупному предприятию итого сложнее войти на рынок. Ему будет очень трудно получить денежный капитал.
Во-вторых, легальными барьерами для вступления в отрасль являются патенты и лицензии. Изобретателю патент дает исключительное право контролировать продукцию. Патент защищает изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, что пошли на его разработку.
В-третьих, собственность на важнейшие виды сырья. Фирма, владеющая или контролирующая сырье, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.
В-четвертых, реклама. Зачастую издержки на рекламу так велики, что служат входным барьером в отрасль (например, табачная промышленность и шоу-бизнес в США).
Различают следующие виды монополий:
ü закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита.
ü естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товаров близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства в каждой будут неэффективно малы.
ü открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты могут появиться на рынке несколько позже.
Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу нескольким видам монополии, например, относиться и к естественной и к закрытой монополии. Или же другой пример, патентное свидетельство дает фирме закрытую монополию на краткосрочном временном интервале, но такая монополия может быть открытой на долгосрочном временном интервале.
Олигополию характеризуют следующие признаки. Во-первых, в отрасли доминирует несколько крупных фирм (от трех до восьми). Для разных отраслей производства число фирм в отрасли может различаться. Например, в автомобильной промышленности США доминируют три фирмы – «Форд», «Дженерал моторс» и «Крайслер». В России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, производство удобрений, аэрокосмическая промышленность. Во-вторых, доминирующие фирмы настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать воздействие на рыночную цену. В-третьих, продукт олигополии может быть как гомогенным (однородным), так и дифференцированным (т.е. несколько отличаться от аналогичной продукции). В автомобилестроении дифференциация продукта значительна. В цементной, нефтяной промышленности, металлургии продукт является стандартизированным. В-четвертых, вход в отрасль ограничен различными барьерами. В-пятых, кривая спроса на продукцию олигополии очень похожа на кривую спроса монополии.
Двумя ключевыми характеристиками олигополии являются наличие барьеров на вхождение в отрасль и взаимозависимость фирм, действующих в отрасли. Ввиду малочисленности фирм поведение одной из них может вызвать самую различную реакцию у фирм конкурентов. Более того, такая реакция скажется на рыночной позиции данной фирмы.
Монополистическая конкуренция – это одна из форм несовершенной конкуренции, которая сочетает элементы монополии и конкуренции. Для нее характерны следующие классификационные признаки: 1) на отраслевом рынке присутствует множество фирм; в этом сходство с совершенной конкуренцией; 2) как и при совершенной конкуренции отдельная фирма поставляет на рынок столь незначительный по сравнению с общим отраслевым предложением объем продукции, что не может влиять на рыночную цену; 3) в отрасли нет барьеров для притока новых капиталов, вход и выход свободен; 4) для продукта фирмы существует много близких заменителей, однако данный продукт дифференцирован и чем-то отличен от аналогичной продукции отрасли; 5) неценовая конкуренция.
По последнему пункту можно привести такой пример. На рынке зубной пасты предлагают различные марки и наименования этого продукта. Производитель доводит до потребителя информацию о реальной и мнимой дифференциации своего продукта преимущественно через рекламу. Дифференцированный продукт становится в своем роде уникальным. Патентование товарных знаков, промышленных марок и наименований закрепляет эту уникальность и позволяет производителю дифференцированного товара осуществлять некоторый контроль над ценами.