Глава 3. Иудейская государственно-правовая система

У некоторых современных народов мира сохранились национальные религии, каждая из которых соотносится с определенным этносом и существует в основном в границах конкретного государства, а также в общинах национальной диаспоры.

За длительную историю своего существования национальные религии проделали значительную эволюцию и в настоящее время сильно отличаются от тех родоплеменных культов, откуда они берут истоки. Иудаизм – это не только религия еврейского народа, а свод Законов, регламентирующих практически все стороны жизни последователей этого учения. Иудаизм является законом, по мнению иудеев. Эта религия находит выражение в книгах Ветхого Завета, которые именуются Тонах, – три согласные в этом слове означают Тора (Пятикнижие). Слово «тора» на иврите означает «теория» или «концепция».

Монотеистические представления древних евреев складывались в течение продолжительного исторического периода (XIX – II вв. до н. э.), получившего наименование библейского и включившего в себя так называемую эпоху патриархов еврейского народа – Авраама, Исаака и Иакова. Их религиозные воззрения основывались на идее, согласно которой глава рода устанавливает личную связь (завет) с Богом своих отцов – покровителем рода (генотеизм). Формирование иудаизма происходило в условиях непрекращающейся борьбы с языческими культами. В связи с этим огромное значение для утверждения иудаистского монотеизма имела религиозная реформа иудейского царя Иосии (правил в 639–609 гг. до н. э.). Он провел централизацию культа вокруг Иерусалимского храма и ликвидировал политеистичес­кие культовые центры.

В послевавилонскую эпоху в результате деятельности законоучителей Ездры и Нехемии (около 444 года до н. э.) еврейский народ утверждается в качестве строго теократической замкнутой общины, обособленной от окружающего мира. Это нашло отражение в этническом изоляционизме, т. е. принципиальном отказе от смешанных браков, а также в бытовом и экономическом сепаратизме.

Период истории иудаизма со II века до н. э. по VI век н. э. получил название талмудического. Наиболее полный Вавилонский Талмуд содержит 613 установлений – систему предписаний. Период VI – XVIII вв. именуется раввинистическим. Рассеяние евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а с XVII – XVIII вв. – и Нового Света (Америка) привело к образованию большого числа еврейских общин. Они обладали внутренней автономией и возглавлялись раввинами (от др.-евр. «рабби» – «мой учитель»). На существование еврейских национально-религиозных общин постоянное воздействие оказывал фактор антисемитизма – враждебного отношения к евреям как к низшей и порочной расе, способной лишь к нанесению ущерба иным народам. Отрицательное отношение древних иудеев к другим религиям вызвало ответную реакцию представителей иных верований. Зародившись еще в Древнем Риме, антисемитизм в средневековой Европе принял религиозную форму: утверждалась враждебность иудейской религии христианству и христианской цивилизации. Новый период истории еврейства и иудаизма наступил в конце XVIII века. Он характеризуется политической эмансипацией европейских евреев в результате событий Великой французской революции 1789 – 1794 гг. и последовавшим за этим разрушением «средневековой изоляции» иудейских общин, на которые распространяли свое действие юридические акты о свободе вероисповедания.

В еврейской среде зародилось движение, получившее название хаскалы (просвещение), у истоков которого стоял Мозес Мендельсон (1729 – 1786) из Германии. Одновременно развернулась кампания за ослабление ритуальных предписаний и запретов и внешнее сближение иудаистского богослужения с христианско-протестантским (реформированный иудаизм). Реформированные евреи обычно проявляют патриотизм по отношению к стране, в которой живут, и рассматривают Мессию скорее как идеал всеобщего признания Бога, чем как человека, который восстановит господство народа Израиля. К концу XIX века сформировалось национально-политическое течение, ставящее целью воссоздание еврейского государства на исторической родине еврейского народа – Палестине, получившее наименование сионизма (от названия холма Сион, на котором расположен Иерусалим). Его основоположником стал автор книги «Еврейское государство» Теодор Герцль (1860 – 1904).

В 1897 году состоялся I Всемирный сионистский конгресс, проходивший в Швейцарии, на котором была создана Всемирная сионистская организация. Имевший своими истоками догматику иудаизма об «избранном народе», сионизм тем не менее стал явлением светской политической жизни. В его рамках сложились самые разнообразные идейные течения: от религиозно-фундаменталистских до социалистических.

Находясь в определенной взаимосвязи и взаимодействии с другими правовыми системами, иудейское право радикально отличается от них и обладает особым характером. Рассмотрим особенности и черты иудейского права. М. Н. Марченко выделил следующие черты:

1. Эволюция иудейского права происходила длительный период и имела противоречивый характер по сравнению с другими религиозными правовыми системами, сопровождалась многочисленными изменениями и неоднозначными толкованиями норм и принципов соотносительно с духом того или иного исторического периода.

2. Противоречивый характер этого процесса.

3. Императивный характер иудейского права и преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей по сравнению с правами и свободами субъектов иудейского права. Юридические и религиозные обязанности в системе иудейского права связаны с соблюдением религиозных ритуалов и праздников. В религиозно-правовых источниках особое место уделяется субботе (книга «Исход»). Обязанности иудеев также связаны с жертвоприношениями, ритуалами и строгим соблюдением требований к ним. Жертва-животное «должна быть без порока, мужского пола, из крупного скота, из овец или коз». Жертва должна приноситься только иудеем. В книге «Левит» описан особый запрет на приношение в жертву животного, взятого из рук иноземца.

4. Многофункциональный характер. В правовой системе присутствуют не только регулятивные, воспитательные и другие функции, но и собственные. Отметим объединительную функцию иудейского права, связанную с формированием еврейского сообщества и поддержанием его на протяжении веков духовно-нравственного и религиозного единения. Иудейское право оказывает действенное влияние на современное израильское право. Декларация независимости Израиля (1948) закрепила положение о том, что «Государство Израиль основано на принципах свободы, справедливости и мира в их понимании израильскими пророками».

5. Ограниченный характер прямого регулятивного воздействия иудейского права на израильское общество и распространение его на евреев, проживающих на территории других стран.

Сфера влияния иудейского права на современном этапе – система отношений семейного права. Кроме того, иудейское право регулирует отношения, касающиеся религиозного богослужения и милосердия, вопросы интерпретации религиозных концепций (бракосочетание и развод иностранных евреев и евреев, проживающих в Израиле, иски евреек о халице – освобождение от обязанности вступить в брак с братом покойного мужа.). В Израиле не только официально запрещены браки евреев с неевреями, но и затруднено заключение браков между представителями различных направлений в иудаизме. Для того, чтобы подобные браки были признаны и зарегистрированы религиозными советами общин, нееврейская сторона или последователь реформированного или консервативного направления в иудаизме должны принять иудаизм в соответствии с ортодоксальным обрядом, установленным Талмудом. Практически невозможен переход евреев в другое вероисповедание; суровое уголовное наказание предусмотрено для лиц, содействующих такому переходу.

Существует так называемое диетическое право иудейской религии, отражающееся в законодательстве Израиля, согласно которому свиньи являются «грязными животными», запрещенными Торой к употреблению в пищу евреям. В течение многих веков свинья была символом выражения ненависти и презрения христиан к иудеям. Под влиянием иудейских религиозных норм и обычаев в Израиле в 1962 году были приняты законы, запрещающие под угрозой наказания в виде штрафов держать и выращивать свиней. В израильской юридической литературе подчеркивается, что иудейское право не претендует на универсальную или территориальную законность. Оно является персональным правом каждого из евреев, независимо от места их постоянного проживания, гражданства и даже веры.

Иудаизм не формально-юридически, а фактически является официальной религией государства Израиль. Однако иудейское право никогда не отождествлялось со всем израильским правом. В то же время иудейское право считается в формально-юридическом плане светским правом, интегрирующим в себе нормы светского законодательства и нормы религиозного иудейского права. Его придерживаются все верующие евреи. В стране представлены двумя направлениями иудаизма, но они имеют малое количество последователей: караимы (12 тыс. человек) и самариане (лишь 160 человек). Кроме иуда-истов в Израиле живут друзы (36 тыс. человек), мусульмане и христиане. Основная масса мусульман – сунниты разных толков. Христианство представлено в Израиле рядом церквей. Наиболее многочисленны католики (56 тыс.), а православные составляют 22 тыс. Имеются также приверженцы епископальной (англиканской по вероучению) церкви (1 тыс.), лютеране, пресвитериане, баптисты, армяно-григориане (более 1000 человек), последователи монофиситских церквей – коптской (около 1000 человек) и эфиопской.

Иудаизм влияет на государственно-политическую и социальную сферы Израиля. Все вопросы личного статуса граждан решаются судами раввинов, действующими на основе талмудического права. Например, гражданского брака в Израиле не существует. Раввинат играет значительную роль в общественно-политической жизни страны, особенно в области просвещения. Религиозные учебные учреждения составляют 30% всех средних учебных заведений Израиля. В ряде городов (например, в Тель-Авиве, Иерусалиме) в субботу не работает общественный транспорт, аэропорты.

До настоящего времени статус еврейской религии в Израиле не получил законодательного оформления, что связано с разногласиями по вопросу об отношении религии к государству и ее роли в обществе. При изучении общественного мнения установлено, что только 15% взрослого еврейского населения Израиля высказываются в пользу теократического государства, а за секуляризованное государство выступает 30%. Мнения остальных разделились: одни выступают за тесные связи государства и религии, другие предлагают отделение синагоги от государства и школы от церкви. В результате сложилась ситуация, когда в Израиле иудаизм не отделен от государства, как и школа от церкви.

По израильским законам о гражданстве автоматическое его предоставление может иметь место только в отношении еврея. По закону 1970 года евреем признается лицо, родившееся от еврейской матери либо перешедшее в иудаизм и не исповедующее иной религии.

В Израиле действуют раввинский, мусульманский, христианский и друзский религиозные суды. Юрисдикция религиозных судов распространяется на вопросы, связанные с личным статусом граждан (брак, развод, алименты, опекунство и т. п.). В ряде аспектов юрисдикция религиозных судов совпадает с юрисдикцией окружных судов, кроме усыновления, правопреемства, завещания и наследства. Управление религиозными судами находится в ведении министра по делам религий. Приговоры религиозных судов приводятся в исполнение согласно Закону об исполнении, как и приговоры граждан­ских судов. Окружной суд по ходатайству генерального прокурора может привести в исполнение приговор раввинского суда путем лишения отказчика свободы, пока тот не согласится выполнить постановление.

В Законе об уголовном праве Израиля (ст. 173 «Оскорбление религиозных чувств») устанавливается уголовная ответственность за распространение материала, определенные действия, которые наносят грубое оскорбление религиозным чувствам других либо оскорбляют их веру. Еврейскими общинно-религиозными учреждениями руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты. При муниципальных и поселковых советах действуют религиозные советы. В их функции входит устройство и содержание микве (бассейна для религиозного омовения), оказание материальной помощи синагогам, контроль за соблюдением религиозных правил (кашрут) в скотобойных и мясных лавках, ресторанах, гостиницах и т. д. Члены религиозного совета назначаются раз в 4 года муниципалитетом, местным раввином и Министерством по делам религий. Около 100 даянов (судей) заседают в 24 раввинских судах, действующих в десяти городах Израиля.

Разрыв с иудаизмом в любой форме (переход в другую конфессию или выполнение обрядов иной религии при формальном принятии иудаизма) может немедленно отразиться на гражданском статусе человека. Религиозные партии (Национально-религиозная партия, «Агудат Исраэль» и др.) входят в блок правящей коалиции и воздействуют на частную и общественную жизнь граждан. Действующие в Израиле религиозные нормы, касающиеся взаимоотношений между религией и государством, противоречат принципам демократии. В Израиле невозможно осуществить свободу вероисповедания в связи с тем, что в сфере семейного права и других областях действует иудейское (ивритское) право –галаха, входящее в противоречие с общедемократическими ценностями. Галаха отрицает полномочия выборного правительства, суверенитет парламента и приоритет судебных инстанций.

Иудаизм в современной России представлен ортодоксальным иудаизмом, строго следующим традициям Завета, Торы и Талмуда; хадизмом – ортодоксальным направлением; реформированным иудаизмом. Центральными органами ортодоксального иудаизма являются раввинат и Президиум Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР). Существует «Дом сефардских евреев». В настоящее время в России сохранилось единственное направление хасидизма – любавичские хасиды, которые имеют две синагоги в Москве. Число последователей реформированного иудаизма невелико, но, по мнению многих специалистов, у него большое будущее. В России действует представительство еврейской международной культурно-просветительной организации «Хама» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: