Классификация систем поддержки принятия решений

Общепринятой исчерпывающей классификации систем поддержки принятия решений не существует, но системы поддержки принятия решений можно разделить по нескольким уровням.

На уровне пользователя системы поддержки принятия решений можно разделить на:

Ÿ пассивные;

Ÿ активные;

Ÿ кооперативные.

Пассивной системой поддержки принятия решений называется система, которая помогает процессу принятия решения, но не может вынести предложение, какое решение принять.

Активная система может сделать предложение, какое решение следует выбрать.

Кооперативная система позволяет лицу, принимающему решение, изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой, посылая затем эти изменения в систему для проверки. Система изменяет, пополняет или улучшает эти решения и посылает их опять пользователю. Процесс продолжается до получения согласованного решения.

На концептуальном уровне выделяют системы поддержки принятия решений,

Ÿ управляемые сообщениями;

Ÿ управляемые данными;

Ÿ управляемые документами;

Ÿ управляемые знаниями;

Ÿ управляемые моделями.

Системы, управляемые моделями, базируются на математических моделях (статистических, финансовых, оптимизационных, имитационных). Для их построения можно использовать OLAP-системы, позволяющие осуществлять сложный анализ данных, и тогда такую систему поддержки принятия решения можно отнести к гибридным системам, которые обеспечивают моделирование, поиск и обработку данных.

Система, управляемая сообщениями, поддерживает группу пользователей, работающих над выполнением общей задачи.

Системы, управляемые данными, ориентируются на доступ и манипуляции с данными.

Системы, управляемые документами, осуществляют поиск и манипулируют неструктурированной информацией, заданной в различных форматах.

Системы, управляемые знаниями, обеспечивают решение задач в виде фактов, правил, процедур.

На уровне данных, с которыми эти системы работают, условно можно выделить:

Ÿ оперативные;

Ÿ стратегические.

Оперативные системы поддержки принятия решений предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансово-хозяйственными процессами компании.

Стратегические системы ориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемых из различных источников.

На уровне решаемой задачи и области применения выделяют системы поддержки принятия решений:

· первого класса;

· второго класса;

· третьего класса.

Системы поддержки принятия решений первого класса, обладающие наибольшими функциональными возможностями, предназначены для применения в органах государственного управления высшего уровня (администрация президента, министерства) и органах управления больших компаний (совет директоров корпорации) при планировании крупных комплексных целевых программ для обоснования решений относительно включения в программу различных политических, социальных или экономических мероприятий и распределения между ними ресурсов на основе оценки их влияния на достижение основной цели программы. Системы поддержки принятия решений этого класса являются системами коллективного пользования, базы знаний которых формируются многими экспертами - специалистами в различных областях знаний.      

Системы поддержки принятия решений второго класс а являются системами индивидуального пользования, базы знаний которых формируются непосредственным пользователем. Они предназначены для использования государственными служащими среднего ранга, а также руководителями малых и средних фирм для решения оперативных задач управления.

Системы поддержки принятия решений третьего класса являются системами индивидуального пользования, адаптирующимися к опыту пользователя. Они предназначены для решения часто встречающихся прикладных задач системного анализа и управления (например, выбор субъекта кредитования, выбор исполнителя работы, назначение на должность и пр.). Такие системы обеспечивают получение решения текущей задачи на основе информации о результатах практического использования решений этой же задачи, принятых в прошлом. Кроме того, системы этого класса предназначены для использования в торговых предприятиях, торгующих дорогими товарами длительного пользования, в качестве средства «интеллектуальной рекламы», позволяющего покупателю выбрать товар на основе своего опыта применения товаров аналогичного назначения.

На уровне архитектуры системы поддержки принятия решений делятся на:

Ÿ функциональные системы поддержки принятия решений;

Ÿ независимые витрины данных;

Ÿ двухуровневое хранилище данных;

Ÿ трехуровневое хранилище данных.

Они отличаются организацией серверной стороны системы поддержки принятия решений. Характерной чертой функциональной системы является то, что анализ осуществляется с использованием данных из оперативных систем.  На клиентской стороне располагается пользовательский интерфейс системы поддержки принятия решений, а на серверной – источники данных для задач принятия решений.

Витрина данных - база данных, функционально-ориентированная и, как правило, содержащая данные по одному из направлений деятельности организации. Она отвечает тем же требованиям, что и хранилище данных, но, в отличие от хранилища, нейтрального к приложениям, в витрине данных информация хранится оптимизировано с точки зрения решения конкретных задач.

Кроме того, под витриной данных иногда понимают относительно небольшое хранилище данных или же часть более общего хранилища данных, специфицированная для использования конкретным подразделением в организации и/или определенной группой пользователей. Если в корпоративной системе имеется две "витрины данных", то общие данные, имеющиеся в обеих секциях одновременно, должны быть представлены в секциях идентично.

Независимые витрины данных часто появляются в организации исторически и встречаются в крупных организациях с большим количеством независимых подразделений, зачастую имеющих свои собственные отделы информационных технологий.

Хранилище данных – предметно-ориентированный, интегрированный, неизменчивый, поддерживающий хронологию набор данных, организованный для целей поддержки принятия решений, может состоять из нескольких баз данных, имеет свою собственную модель хранения данных. Информация, поступившая в хранилище, не удаляется, не изменяется.

Двухуровневое хранилище данных строится централизованно для предоставления информации в рамках компании. Для поддержки такой архитектуры необходима специалисты в области хранилищ данных. Это означает, что вся организация должна согласовать все определения и процессы преобразования данных.

Трехуровневое хранилище данных представляет собой единый централизованный источник корпоративной информации. Витрины данных представляют подмножества данных из хранилища, организованные для решения задач отдельных подразделений компании. Пользователи имеют возможность доступа к детальным данным хранилища, в случае, если данных в витрине недостаточно, а также для получения более полной картины состояния бизнеса.

В большинстве реальных случаев система принятия решений вне зависимости от класса и архитектуры должна помочь лицу, принимающему решения, формализовать его собственные представления о ценности полученных результатов и затрат на их получение.

Главным в системе принятия решений является не вычислительная часть, а технологическая поддержка процедуры корректного извлечения и формализации субъективных требований и предпочтений специалистов, а также процедуры пошагового агрегирования информации под контролем аналитика. Система поддержки принятия решений - не более чем средство технологической поддержки процедуры принятия решений, последнее слово всегда должно оставаться за экспертом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: