Организационные структуры в индустрии гостеприимства предназначены для решения целевой задачи данной отрасли хозяйственной деятельности. Индустрия гостеприимства как составная часть туризма обеспечивает услуги по размещению, питанию, транспорту и отдыху гостей. Согласно этим целям в отрасли создаются и функционируют предприятия и организации.
Туристские предприятия и организации строят свою организационную структуру в зависимости от масштабов и содержания деятельности, региональных особенностей рынка, финансово-экономического положения. Схема управления зависит от:
· Организационно – правовой формы предприятия, закрепленной в регистрационных документах;
· Вида предприятия;
· Технологии производства услуг;
· Формы собственности.
Основные требования к организационным структурам заключается в:
· Способности отражать содержание деятельности предприятия, обеспечивать функциональную целесообразность звеньев управления;
· Гибкости, способности реагировать и адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности;
|
|
· Минимизации чисел звеньев персонала;
· Высоком профессионализме персонала;
· Минимизации издержек на аппарат управления и на деятельность в целом.
Важным условием формирования структуры управления является создание не только структуры в целом, но и ее органов управления. Структурные подразделения органов можно объединить в группы:
· Руководство – работники, которые руководят всеми структурными подразделениями;
· функциональные структуры реализуют деятельность предприятия по конкретной функции в его составе (хозяйственный отдел, служба приема и размещения и т.д.);
· вспомогательные структуры.
В предприятиях гостеприимства в основном применяют линейную, функциональную или комбинированную структуру.
На предприятии ЗАО «Шератон Палас Отель» действует линейно - функциональная организационная структура. Эта структура обеспечивает тесное сочетание линейных и функциональных связей в аппарате управления и наиболее полно отражает деятельность предприятия, формирует целесообразность звеньев управления. Данная структура обеспечивает такое разделение труда на предприятии, при котором линейные звенья принимают решения и управляют, а функциональные – консультируют, информируют, координируют и планируют хозяйственную деятельность. В основу организации функциональных звеньев положен линейный принцип. Руководитель функционального отдела является одновременно линейным руководителем непосредственно подчиненных ему работников. Руководители всех функциональных звеньев входят одновременно в систему линейного управления организацией. При этом связи «руководитель – подчиненный» строятся по иерархической лестнице таким образом, чтобы каждый работник был подотчетен одному лицу. Руководители функциональных служб осуществляют непосредственное влияние на производственные, торговые и управленческие подразделения, формально не обладая распорядительными правами.
|
|
Данная организационная структура позволяет освободить руководителя предприятия от целого ряда функций, для выполнения которых привлекаются отдельные специалисты. Линейно – функциональная структура позволяет специалистам профессионально выстраивать работу вверенного им отдела, однако, когда руководитель предприятия в основном отстранен от прямого вмешательства в работу функциональных звеньев, горизонтальные связи между отделами ослабевают. Иногда должно пройти немало времени, прежде чем отделы смогут согласовать свои действия касательно той или иной ситуации. В результате возникает замедление сроков реализации целей, снижение качества принимаемых решений. Однако на предприятии эта ситуация часто исправляется созданием благоприятного климата в коллективе, проведением регулярного обучения персонала, мотивации.
Структура управления фиксируется в организационных схемах структуры управления, положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях.
Кроме того, предприятия организованные в форме акционерных обществ, создают свою структуру в соответствии с уставом предприятия, в который должны быть включены (согласно ст. 52 Гражданского кодекса РФ, регулирующий порядок создания и функционирования отдельных юридических лиц) сведения об организационно – правовой форме наряду с предметом деятельности, правами и обязанностями.
Трудовые отношения между работниками регулируются Кодексом законов о труде РФ.