Основные пути увеличения прибыли на предприятии

 

Основные пути увеличения прибыли на предприятии.

 На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

· увеличение выпуска продукции;

· улучшение качества продукции;

· продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

· снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

· диверсификация производства;

· расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.

Несмотря на то, что прибыль является важнейшим экономическим показателем работы предприятия, она не характеризует эффективность его работы. Для определения эффективности работы предприятия необходимо сопоставит результаты (в данном случае прибыль) с затратами или ресурсами, которые обеспечили эти результаты.

 Одним из важнейших показателей эффективности работы предприятия является рентабельность.

 

Оценка и планирование рентабельности предприятия.

 Понятие и основные показатели рентабельности.

Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

В основе построения коэффициента рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке реализации, или к активам предприятия.

На практике наиболее часто рассчитываются следующие показатели рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность производственных фондов, рентабельность инвестиций.

Рентабельность продукции отражает зависимость между прибылью о реализации продукции и её себестоимостью. Она показывает относительный размер прибыли на каждый рубль текущих расходов и определяется по формуле:

; где

Рпр - рентабельность продукции;

Пр - прибыль от реализации продукции;

Рентабельность продукции может быть рассчитана как по всему выпуску продукции, так и по отдельным видам продукции.

Рентабельность продаж определяется отношением прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции:

; где

 В-выручка от реализации продукции.

Этот показатель характеризует долю прибыли выручки от реализации продукции.

Наиболее обобщающей оценкой эффективности формирования прибыли является рентабельность активов (экономическая рентабельность). Она характеризует общий уровень прибыли, полученной от использования всех активов предприятия. Расчет этого показателя осуществляется по формуле

;где

 Пб - бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения);

А - средняя стоимость всех используемых активов.

На основе этой формулы может быть, и определена и рентабельность отдельных групп активов предприятия, например внеоборотных и оборотных активов, а также отдельных их элементов.

 

Рентабельность собственного капитала характеризует верхнюю границу потенциального внутреннего развития предприятия. Каждому предприятия приходится находить оптимальное соотношение между использованием средств на потребление (нормой распределения) и накопление (внутренними темпами роста), поэтому рентабельность собственного капитала можно представить как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала:

; где

 Пч - чистая прибыль предприятия;

 Ск - средняя величина собственного капитала.

    Важным показателем является рентабельность производственных фондов, которая рассчитывается отношением бухгалтерской (или чистой) прибыли к стоимости производственных фондов:

;

где ОФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов; МОС - среднегодовая стоимость материальных оборотных средств.

Рост отмеченных показателей является положительной тенденцией и характеризует повышение эффективности функционирования предприятия.

Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), чистых активов, собственного капитала и реализации (продаж).

Показатели рентабельности взаимосвязаны. Так, если умножить рентабельность реализации (продаж) на оборачиваемость активов, получим рентабельность активов.

Основными путями повышения рентабельности на предприятии являются:

· снижение затрат на производство и реализацию продукции;

· наращивание объемов производства продукции;

· рост цен на продукцию в результате улучшения её качества;

· улучшение использования производственных фондов;

· совершенствование структуры капитала и источников его формирования;

· повышение уровня организации производства и управления и др.

Таблица №1

Показатель рентабельности Формула счета Назначение
Рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства Прибыль в расчете на единицу продукции/себестоимость единицы продукции*100%; Прибыль в расчете на товарный выпуск/себестоимость товарной продукции*100%; Балансовая (чистая) прибыль/сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств*100% Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность предприятия)
Рентабельность реализации (продаж) Прибыль от реализации продукции/выручка от реализации*100% Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации
Рентабельность активов (капитала) Рентабельность текущих активов Рентабельность чистых активов Прибыль/совокупные активы*100%   Прибыль/текущие активы*100%   Прибыль/чистые активы*100% Характеризует отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов
Рентабельность собственного капитала Балансовая(чистая) прибыль/собственный капитал*100% Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала, в том числе после уплаты налогов и процентов за кредит

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: