Применение права как особая форма его реализации

Есть немало случаев, когда соблюдение, исполнение и ис­пользование оказываются недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм и требуется вмешатель­ство в этот процесс компетентных органов, наделенных госу­дарственно-властными полномочиями. Например, начисление пенсии, зачисление на работу, выполнение обязанности воен­ной службы и др. Тогда говорят об особой, четвёртой форме реализации права – о применении права.

Применение права – это властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путём вынесения индивидуально – конкретных предписаний.

Применение права одна из форм государственной деятель­ности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

Применение – это точное, неуклонно строжайшее соблюдение законов, т.е. режим законности. Задачей применения права является полная реализация законов и иных актов государственной власти в точном соответствии с их смыслом, без малейшего отступления от закона.

Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:

а) организацию выполне­ния предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов;

б) охрану и защиту права от нарушения.

На этом основании в литературе выделяют две формы приме­нения права: оперативно-исполнительную и правоохранитель­ную.

Оперативно-исполнительная форма применения права — это властная оперативная деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма деятельности есть основной способ ор­ганизации исполнения положительных велений права.

Правоохранительная деятельность — это деятельность компе­тентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений. Цель правоохраны — контроль за соответствием де­ятельности субъектов права юридическим предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения — принятия соответствующих мер для восстановления нарушенно­го правопорядка, применение государственного принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих право­нарушения.[7]

Ряд правовых норм не может быть реализован без применения права. Эта форма (способ) реализации правовых норм определяется законом и подзаконными нормативными актами в тех сферах общественных отношений, где особенно необходимы точная определённость прав и обязанностей сторон, государственный контроль за развитием отношений, внесение в это развитие элементов устойчивости, стабильности, определённости, доказуемости. Для этого нужно:

1. Точное определение момента возникновения правоотношения, его содержания и субъектов (кто из абитуриентов зачислен в студенты? На какой факультет, на какое отделение, на какой курс? Назначена ли стипендия, предоставлено ли общежитие?).

2. Принятию решения (вывода, имеющего юридическое значение) должна предшествовать строгая проверка фактических обстоятельств дела, определение их юридических последствий, фиксация этого в специально оформленном акте, допускающем последующую проверку обоснованности и законности решения.

3. Если государство считает необходимым осуществлять систематический контроль за возникновением и развитием определённых видов правоотношений, необходимо точно определить процессуальные (процедурные) формы рассмотрения и решения соответствующих дел, готовить достаточно квалифицированные кадры государственных служащих, в компетенцию которых входит применение норм этой отрасли права, обеспечивая возможность проверки правильности этих решений и, соответственно, степени квалификации этих служащих.

Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.

Во-первых, по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредст­вом которой упорядочивается общественная жизнь путем уста­новления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, со­средоточения решения определенных вопросов в руках компе­тентных органов.

Правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) или органы общественности по уполномочию государства. Например, судья, командир в/ч, мэрия, администрация предприятия и т.д.

Граждане, которые не являются должностными лицами (занимающими административные или государственные должности) специальных полномочий не имеют и применять нормы права не могут.

Эта деятельность связана с особыми приемами разрешения жизненных ситуаций, требует профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура, милиция и т.д.); должностные лица (ПрезидентРФ, глава администрации, прокурор, следователь и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).

Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.).

Следовательно, применить норму права - это не просто осуществить, реализовать ее. Это властная деятельность компетент­ного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.

Цель применения права - удовлетворение не личных потреб­ностей правоприменителей и не только потребностей лиц, реали­зующих права и обязанности, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права[8].

Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Право­вое положение участников в подобных правоотношениях различ­но. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обла­дающему в данном конкретном отношении властными полномо­чиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правово­го отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации. «Оказать содействие, принудить к реализации пра­вовых норм, возложить ответственность в случае нарушения пра­вовых норм и т.п. - такова задача субъектов правоприменения».

Субъект правоприменения — это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правопри­менительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разреше­ния конкретной жизненной ситуации при помощи акта примене­ния права.

В-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах, т.е. жестко регламентирована нормами права. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

В-четвертых, применение права как самостоятельная форма реализации — сложная, поскольку ее осуществление проявляет­ся в сочетании с иными формами реализации (исполнением, со­блюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.

В-пятых, применение права — это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоя­щий из ряда последовательных стадий реализации права, этим обеспечивается последовательное проведение, всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела (уста­новление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).

В-шестых, применение права сопровождается всегда вынесе­нием индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда для обеспечения полной реализации правовых норм требуется вмешательство компетентных органов. В частности:

а) когда правоотношение не может по­явиться без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную военную службу, назначение пенсии и т.д.);

б) когда возникает спор о праве и стороны сами не могут прийти к согласованному реше­нию (раздел судом имущества, взыскание алиментов) или существует препятствие для реализации субъективных прав и юридических обязанностей;

в) когда требуется официально установить наличие или отсутст­вие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном порядке, например, можно признать гражда­нина умершим или безвестно отсутствующим;

г) когда общест­венное отношение в силу его особой социальной или личной значимости должно пройти контроль со стороны соответствую­щих органов государства с целью проверки его правильности и законности (регистрация избирательной комиссии кандидата в депутаты, регистрация автотранспорта в органах ГАИ, нотари­альное удостоверение купли-продажи домостроения и т.д.);

д) когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например, наложить штраф за административный проступок, определить меру уголовного наказания за кражу).

Особого внимания заслуживает правосудие как самостоятельный способ применения права – деятельность судебных органов по рассмотрению и разрешению в судебном заседании гражданских и уголовных дел. В абсолютном большинстве случаев судебные инстанции являются конечными для всех категорий дел. В судебном порядке применяются самые жёсткие меры государственного принуждения – вплоть до смертной казни. Поэтому данный вид правоприменительной деятельности осуществляется непосредственно от имени государства специальными – судебными органами. Он тщательно регламентирован на законодательном уровне, практически во всех государствах приняты и действуют кодифицированные процессуальные нормативные акты[9].

Вывод: применение права — важная форма реализации юридических норм, отличаю­щаяся от иных по своей цели, характеру деятельности. Под применением права следует понимать осуществляемую в специально установленных законом формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: