I. «Политическая напряженность на Корейском полуострове: исторические корни»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПРАВА

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По учебному курсу:

«Социально-политические процессы в странах Востока»

На тему:

«Современное состояние и перспективы межкорейского диалога»

 

Исполнитель: студентка гр. МО-81 Волкова Н.Г.

       Научный руководитель: Профессор кафедры международных отношений

 Ивонина Ольга Ивановна

 

 

НОВОСИБИРСК

2009

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………….3I. Политическая напряженность на Корейском полуострове: исторические корни…………………………………………………………………………………………..….9

1. Предпосылки и условия зарождения раскола Кореи………………………………..…9

2. Анализ динамики политических курсов двух Корей по отношению друг к другу и роль третьих государств в решении корейской проблемы ……………………..10

II. Важнейшие аспекты взаимоотношений РК и КНДР на современном этапе с учетом влияния меняющейся международной обстановки. ………………………………………....15

1. Истоки ядерной проблемы Корейского полуострова, а также ее современное состояние………………………………………………………………………………………....15

2. Динамика экономического сотрудничества двух Корей в настоящее время……….18

III. Перспективы развития межкорейского диалога и оценка его возможных последствий……………………………………………………………………………………..22

Заключение……………………..……………………………………...………………………..25

Библиография………………………………………………………………………………...…27

Приложения.

 

Введение.

Актуальность темы исследования. Переход человечества из XX века в XXI век сопровождался серьезными изменениями в системе международных отношений. Разрушилась политико-идеологическая двухполюсность мира. Стала набирать темпы экономическая и политическая глобализация международных отношений. Прослеживается тенденция формирования многополярной системы.

Биполярное военно-политическое противостояние исчезло, международные отношения освободились от силовой глобальной конфронтации. Но это не привело к уменьшению конфликтных ситуаций в мире. Не только сохранился ряд старых противоречий, но и появилось множество новых, точнее, таких, которые долгое время назревали подспудно, сдерживались жесткими рамками конфронтации, а после ее прекращения вышли на поверхность и получили бурное и зачастую неконтролируемое развитие. Налицо вероятность возникновения локальных и региональных войн, а также вооруженных конфликтов в рамках отдельных государств на почве национально-этнических, территориальных, религиозных и других противоречий. Глобальный характер обретает терроризм.

Таким образом, новая международная обстановка характеризуется наличием как позитивных, так и негативных тенденций. И, естественно, встают вопросы углубления позитивных тенденций и создания новой конструктивной системы безопасности. Характерной особенностью сегодняшнего дня также является доминирующее значение экономической мощи государства. Мировые экономические центры становятся полюсами глобальной системы международных отношений. Одним из таких центров становится Северо-Восточная Азия (СВА), где сходятся интересы трех ведущих ядерных держав - США, России и Китая, и двух крупнейших экономических держав - США и Японии.

Однако в этом регионе есть тлеющий и незатухающий очаг напряжённости, не дающий закрепить и углубить тенденции оздоровления политической атмосферы в СВА, способный стать потенциальным источником острых международных конфликтов - это ситуация на Корейском полуострове. Противостояние двух частей некогда единого государства Корея - КНДР и РК - это наследие "холодной войны". "Холодная война" уже ушла в прошлое, а Корейский полуостров продолжает жить по её законам, выпадая из общей тенденции мирового развития. Корейский полуостров остается средоточием факторов нестабильности, тормозящий становление системы безопасности и международной неуравновешенности в Северо-Восточной Азии. Источником напряженности и, даже, враждебности между Севером и Югом Кореи является раскол корейской нации, длящийся не одно десятилетие.

В последние годы, особенно в связи с тревогой, поднятой в мире, вокруг предполагаемой ядерной угрозы КНДР, внимание к разрешению корейской проблемы огромно. Поэтому современное осмысление корейских проблем актуально наряду с анализом исторических традиций и национальных идей, и их влиянием на нынешнюю ситуацию на полуострове. Геополитическое положение Корейского полуострова как в прошлом, так и в нынешнем времени остается исключительно важным. Объясняется это тем, что обстановка на полуострове и тенденции ее развития в той или иной мере затрагивают соседние государства и мировое сообщество в целом.

Основной предмет заботы соседних с Кореей государств состоит в том, чтобы обеспечить собственную безопасность. Политическая или военная нестабильность на полуострове увеличивает уязвимость позиций государств, с которыми Корея граничит, или с которыми она связана особым видом отношений. Нынешние тенденции в политике соседних с Кореей государств свидетельствуют о том, что они не заинтересованы в радикальном нарушении существующего на полуострове баланса сил, а потому рассматривают крупные перемены там как нежелательные, способные спровоцировать стратегическую неустойчивость, милитаризацию, рост напряженности. Этим и объясняется, почему они предпочитают ничего не менять в Корее и, насколько это возможно, сохранить сложившийся там баланс сил. Не умаляя влияния других государств на развитие ситуации в регионе, тем не менее, нельзя не видеть, что основным и, пожалуй, единственным фактором нестабильности на полуострове были и остаются межкорейские противоречия.

Зародившись в результате конфронтации в послевоенный период, корейская проблема, в силу ряда причин, в настоящее время стала во многом самодостаточной, не достаточно реагирующей на в корне изменившуюся ситуацию в мире и ликвидацию источника ее возникновения.

Происшедшая трансформация системы международных отношений отразилась конечно и на ситуации на Корейском полуострове. Произошло существенное снижение и ослабление геополитического и стратегического значения Кореи как "узла противоборства внешних сил". По выражению известного российского международника - корееведа В.П.Ткаченко: "Великие державы в значительной мере утратили интерес к использованию Корейского полуострова в целях оказания давления друг на друга". Возникла реальная возможность "кореизации" корейской проблемы. Но события последнего времени - объявление Северной Кореи о наличии у неё ядерного оружия, вернуло корейский вопрос в ранг первостепенных вопросов для ведущих держав.

Внутренняя политика КНДР при преемнике Ким Ир Сена его сыне Ким Чен Ире не претерпела коренных тем изменений и направлена на сохранение тоталитарного политического режима. Вместе с тем корейская модель социализма после краха мирового социализма оказалась в полной изоляции и вынуждена частично реформироваться. И тут руководство КНДР встало перед необходимостью разрешения противоречия: между сохранением в застывшем виде ортодоксальной чучхейской общественно - политической системы и необходимостью проведения либерализации внутренней политики, следования политике открытости.

Между тем опыт Южной Кореи продемонстрировал устойчивость и стабильность созданной там системы, которая проявляется в механизме саморегуляции в виде функциональных экономических систем, при котором государство превращается в главный координирующий центр. Юг решает проблемы "новой экономики", цель которой построение "общества, основанного на знаниях".

Несмотря на постоянные, в течение шестидесяти лет, инициативы обеих Корейских государств, в вопросе объединения существенного прогресса в диалоге не достигнуто. Длительное время воссоединение воспринималось как "поглощение" Юга или Севера за счет всеобщих выборов или в итоге обретения преимуществ в соревновании за поддержку большей части населения. При этом не исключались даже насильственные методы, включая использование вооруженных сил, в случае дестабилизации обстановки у противоположной стороны. Политических деклараций в пользу объединения было достаточно, а практических шагов - мало. Оба режима не были готовы пойти на компромиссы ради объединения.

Но в последнее десятилетие Север и Юг заметно продвинулись вперед в концептуальном видение путей урегулирования межкорейских отношений. Наблюдается нарастание чувства национального единения в Корее, которое, возможно, по мере развития межкорейского диалога и сближения, усилит внутриполитические противоречия режимов. Возможно, это и сыграло немалую роль в проведении сенсационного общекорейского саммита между Ким Чен Иром и Ким Дэ Чжуном 15 июня 2000 года.                                К сожалению, ядерная проблема КНДР становится весьма серьезным препятствием для продолжения межкорейского диалога и может отбросить достигнутый уровень отношений между двумя сторонами далеко назад.

Каковы реальные варианты объединения Севера и Юга Кореи? Какое государство возникнет в результате объединения? Какую политику будет проводить объединенная Корея? Какую роль будет играть объединенная Корея в системе международных отношений? Определить степень реальной заинтересованности ведущих держав в объединении Кореи. Эти и другие вопросы сегодня волнуют как специалистов-международников, так и лидеров ведущих держав, непосредственно граничащих с Корейским полуостровом. Все перечисленные факторы и определяют актуальность выбранной темы данной курсовой работы.

Ретроспективный анализ. Заинтересованность корейских и российских ученых, а также ученых третьих стран в изучении проблем взаимоотношений РК и КНДР вполне объяснима – по мере развития межкорейского диалога становилась очевидна важность отношений двух Корей для  всех стран АТР. Именно поэтому особенностям взаимоотношений этих государств посвящены фундаментальные работы и аналитические сборники, вышедшие в свет как в Корее и России, так и в других странах.

Среди официальных документов, использованных в качестве первоисточников и ставших предметом пристального анализа, необходимо отметить совместные декларации и заявления РК и КНДР, подписанные в разные годы. Важный фактический материал был почерпнут из мемуаров политических деятелей – в первую очередь, из мемуаров Ким Ир Сена «В водовороте века», вышедших в Пхеньяне в начале XXI века, и Ким Дэ Чжуна, бывшего президента РК.

Российские ученые также большое внимание уделяют этой проблеме, и особо полезными стали работы А.В. Воронцова, Ю.В. Ванина, В.Ф. Ли, С.С. Суслиной,  А.С. Орлова, В.П. Подольникова. А.В. Ковалёва, А.В. Торкунова, И.М. Попова, В.П. Ткаченко и других российских корееведов-международников.

Большое значение для исследования темы имели труды ученых Института Дальнего Востока РАН, изданные Центром корейских исследований ИДВ РАН: работа М.Л.Титаренко «Корейский полуостров и безопасность в Северо-Восточной Азии: взгляд из России»; книга В.С.Мясникова «Положение в сфере безопасности в СВА» и др. Следует также упомянуть сборник статей «Актуальные проблемы Корейского полуострова» (М.,1996.). Названные выше работы вобрали в себя крупные достижения российской политической науки в деле изучения процессов, происходящих на Корейском полуострове.

Среди исследований последних лет по данной проблеме выделим монографию известного российского корееведа В.Ф. Ли «Россия и Корея в геополитике евразийского Востока» (М.,2000). В этом фундаментальном обобщающемся труде освещаются узловые вопросы исследования анатомии восточного общества и эволюция международных отношений на Востоке Евразии.

Особо следует отметить фундаментальное исследование Ким Хак Чжуна «Объединительные политики Южной и Северной Кореи». Вышедшая в Сеуле в нескольких томах еще в 1986-1993 гг., она не потеряла актуальности и сегодня.

Анализ изученной литературы показывает, что хотя многие связанные с исследуемой темой проблемы и нашли свое решение в научных трудах, монографиях, статьях, интервью и т.п, однако нуждаются в дальнейших усилиях по поиску и выяснению  перспектив межкорейского диалога и возможных путей объединения корейской нации, определению образа будущей объединенной Кореи.

Cтепень новизны данной курсовой работы заключается в том, что в ней осуществляется комплексный анализ развития межкорейского диалога, с учетом исторических, политических и экономических реалий на разных этапах; тщательно прослеживается динамика межкорейского диалога за последние 10-15 лет (вплоть до 2008 г.); моделируется возможное развитие ситуации на Корейском полуострове.

Объектом проводимого  исследования стали развитие политической ситуации на Корейском полуострове и роль участия в ней иностранных государств.                    Предметом исследования являются: специфика динамики развития межкорейского диалога; выявление типологических особенностей его протекания; анализируются внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на развитие конфликтного противостояния. Особое внимание уделено возможным путям и перспективам  развития межкорейского диалога. 

Целью данной работы является рассмотрение современного состояния корейского вопроса и определение возможных путей развития отношений двух Корей в свете постоянно меняющейся ситуации на Корейском полуострове.

Достижение указанной цели предопределило постановку и решение следующих з адач:

· исследование динамики политических курсов РК и КНДР по отношению друг к другу;

· анализ международной политической обстановки, в которой шло развитие ситуации на Корейском полуострове и оценка внешнеполитических курсов третьих стран по отношению к РК и КНДР;

· оценка результативности межкорейского диалога на современном этапе.

 

I. «Политическая напряженность на Корейском полуострове: исторические корни».

 

1. Предпосылки и условия зарождения раскола Кореи.

С 1910 по 1945 год Корея была японской колонией. Управление страной осуществлялось генерал-губернатором, верхний слой чиновничества формировался также из японцев. Хорошо обученные полицейские силы, дополняемые крупными военными гарнизонами, следили за порядком.

Во время Второй мировой войны в ходе планируемого союзниками послевоенного переустройства дошло дело и до "корейского вопроса". В Каирской декларации 1943 года США, Великобритания и Китай заявили, что в будущем "Корея станет свободной и независимой". США и СССР согласились, что Корея будет разделена по 38-й параллели на северную и южную зоны с целью более эффективной капитуляции японской армии.[1] В августе 1945года советские войска вошли в Корею. Американские вооруженные силы высадились на юге Кореи в сентябре 1945 года.

Совместная советско-американская комиссия, собравшаяся в Сеуле в марте 1946 для обсуждения деталей образования временного правительства для всей Кореи, не смогла достигнуть соглашения, которое устраивало бы обе стороны. Второй раунд заседаний этой комиссии в 1947 тоже не принес результатов. В сентябре 1947 США поставили вопрос о независимости Кореи перед Генеральной ассамблеей ООН, которая приняла резолюцию о проведении в стране выборов под наблюдением ООН.

Однако советская сторона отказалась допустить на территорию Северной Кореи представителей ООН, так что выборы 10 мая 1948 состоялись только на Юге. Американская военная администрация прекратила выполнять свои функции 15 августа 1948, когда была провозглашена Республика Корея (РК), первым президентом которой стал Ли Сынман. [2]

Управление Северной Кореей было передано корейским коммунистам, и в начале 1946 было образовано Временное правительство. После выборов в высший законодательный орган 9 сентября 1948 было объявлено о создании Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) во главе с премьер-министром Ким Ир Сеном.

Установление нового режима и вывод советских войск привели к быстрому формированию северокорейских военных подразделений. На Юге становление вооруженных сил протекало медленнее. Трудности были вызваны военным мятежом в октябре 1948 года, поднятым на волне народного недовольства и поддержанным прокоммунистической оппозицией. Эвакуация американской армии завершилась в июне 1949.

В следующем году Север и Юг Кореи занялись укреплением своего военного потенциала. В мае 1950 прошли выборы в южнокорейский парламент. Хотя ультралевые партии были поставлены вне закона, многие радикалы выступили самостоятельно в качестве независимых кандидатов и завоевали 60% депутатских мест. Правительство Ли Сынмана ответило репрессиями, вынудив многих новоизбранных членов парламента бежать в Северную Корею.[3]

2. Анализ динамики политических курсов РК и КНДР по отношению друг к другу и роль третьих государств в решении корейской проблемы.

Отношения между двумя Кореями в этот период все более накаляются, обе стороны начинают постепенно наращивать военную мощь и готовиться к войне, рассчитывая на поддержку сильных держав: РК – на помощь США, а КНДР – на СССР и КНР.

25 июня 1950 года между Севером и Югом Корейского полуострова началась война, которая быстро переросла из локального конфликта в международный: на стороне Юга в нее вмешались США, возглавившие войска ООН, а на стороне Севера выступили китайские народные добровольцы и советские ВВС (правда, их участие в Корейской войне тщательно скрывалось руководством СССР). Мир оказался на грани ядерной катастрофы, перерастания «холодной войны» между социалистическим и капиталистическим лагерем в «горячую». [4]

Однако, к счастью, в руководствах государств-участников конфликта прислушались к разумным доводам, и стороны начали переговоры, которые увенчались подписанием соглашения о перемирии 27 июля 1953 г.

Последствия корейской войны оказались негативными для обеих Корей: война закончилась там же, где и началась – на 38-й параллели и закрепила факт сосуществования на полуострове двух независимых государств. Сильно пострадала экономика обеих стран. Еще одним неутешительным результатом Корейской войны стало укрепление на полуострове американских военных, которые обустроили свои базы на Юге и стали, с одной стороны, гарантом его безопасности, а с другой стороны, серьезнейшим препятствием на пути межкорейского диалога. [5]

Советско-американское противоборство в тот период, развернувшаяся "вширь и вглубь" "холодная война" только консервировали корейский конфликт, загоняли его в тупик. Итогом этого стало подписание Договора о взаимной обороне между РК и США, а также Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и КНДР и аналогичного Договора между КНДР и КНР. Эти документы, с одной стороны, укрепляли баланс и расстановку сил на Корейском полуострове, становились гарантом его безопасности; а с другой стороны – еще больше усугубляли взаимное отчуждение двух Корей.

В 1961г. К власти в Южной Корее путем военного переворота пришел генерал Пак Чжон Хи. Именно по его инициативе в августе 1961г. в обстановке строжайшей секретности происходят первые межкорейские контакты. Фактически целью этих переговоров было даже не достижение компромиссных договоренностей, а зондирование намерений друг друга. Однако переговоры Севера и Юга были полезными не только с точки зрения оценки сторонами друг друга, но и потому, что доказали, что РК и КНДР могут пойти на самостоятельные прямые контакты без вмешательства третьих государств. [6]

На рубеже 1960-1970-х гг. в мире начинается период «разрядки международной напряженности». Благодаря этому Юг и Север стали менее зависимы от своих старших союзников, а сам факт возможности налаживания контактов между Югом и Севером, в свою очередь, способствовал стабилизации обстановки в азиатском регионе.

В начале 1970-х гг. происходит новая серия контактов РК и КНДР, итогом которых стало подписание 4 июля 1972 г. Совместного заявления Юга и Севера. В этом Заявлении впервые были оглашены принципы объединения двух Корей, которое должно было быть достигнуто самостоятельно, мирным путем, на основе национальной консолидации и без иностранного вмешательства.

Постепенно инициатива в межкорейском диалоге по праву сильного переходит в руки Сеула, особенно после того, как в 1977 г. власти Юга впервые официально заявляют, что Республика Корея перегнала в своем экономическом развитии КНДР и нарастила мощный военный потенциал. [7]

В 1984 г. экономика Юга сильно пострадала от наводнения, и в Пхеньяне было принято решение об оказании гуманитарной помощи населению РК. Эта акция считается официальным началом межкорейских экономических отношений. За ней последовали переговоры между Сеулом и Пхеньяном, на которых шло обсуждение различных экономических вопросов, а в сентябре 1985 г. в Сеуле и Пхеньяне состоялись первые встречи разделенных семей.

В конце 1980-х гг. на Корейском полуострове происходят серьезные изменения, оказавшие определяющее влияние на вектор развития отношения РК и КНДР в конце XX – начале XXI века.

В октябре 1987 г. в Южной Корее состоялся референдум по проекту новой конституции. Главное, чего добились южные корейцы, - это прямые выборы президента. В конституции были закреплены основы гражданских свобод и права, сделаны поправки в отношении введения чрезвычайного положения, роспуска парламента, подчеркнута недопустимость вмешательства военных в политическую жизнь страны. 16 декабря 1987 г. в Южной Корее впервые в истории состоялись демократические президентские выборы.

Президентские выборы 1987 года знаменовали начало подлинно многопартийной демократии в Южной Корее. Наиболее влиятельными партиями были ДПС, Демократическая партия за воссоединение (ДПВ), Партия мира и демократии (ПМД). В Национальном собрании, избранном в апреле 1988 года, большинство мест получили ДПС (124 из 299), ПМД (71) и ДПВ (59).

Новое правительство обещало расширить автономию университетов, разрешить создание студенческих организаций, либерализовать законы о печати и облегчить поездки граждан за границу.

Летом 1988 года тысячи студентов приняли участие в манифестациях, требуя объединения Кореи и вывода американских войск. В октябре 1988 года в Сеуле состоялись 24-е Олимпийские игры, подготовка к которым и сам ход их проведения не позволил властям применять репрессии против демонстрантов.

В ноябре власти дали согласие на образование новых профсоюзов, которые получили право на заключение коллективных договоров, и объявили об отмене обязательной военной подготовки для студентов университетов.

 Победу на первых демократических президентских выборах одержал Ро Дэ У. Он провозгласил новый политический курс Юга по отношению к Северу, который получил название «северная политика». Южнокорейский президент призвал начать обмены между двумя Кореями по всем направлениям, прекратить взаимные нападки на международной арене, признать место друг друга в международном сообществе и "развивать сотрудничество в интересах всего корейского народа". Кроме того, для урегулирования межкорейских отношений Юг начинает налаживать контакты и с другими социалистическими странами, в первую очередь, с СССР и КНР.

Осенью 1990 г. в Сеуле и Пхеньяне начались встречи премьер-министров двух корейских государств, которые завершились подписанием крупных межправительственных документов – Соглашения о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах и Декларации о безъядерном статусе Корейского полуострова. Подписывая Соглашение, стороны фактически признавали суверенитет и самостоятельность друг друга.

В 1991 г. РК и КНДР подали официальные заявки на вступление в ООН, на которые были получены положительные ответы. Хотя Пхеньян всегда утверждал, что одновременное вступление в ООН двух Корей только закрепит раскол на полуострове и усилит отчуждение, на деле этого не произошло и вступление в ООН стало реальным шагом к нормализации межкорейских отношений.

Период с конца 1980-х гг. по начало 1990-х гг. ознаменовался целым рядом событий, которые негативно сказывались на положении дел в Северной Корее. Изменение международной обстановки, развал социалистического лагеря и очень резкое свертывание отношений с Россией, «северная политика» Юга, экономические достижения РК, дипломатическая изоляция КНДР и экономическая депрессия, а также установление дипломатических отношений между КНР и РК в августе 1992 г. – все это превратилось в нескончаемую череду политических шоков для КНДР.

Динамично меняющаяся обстановка несла в себе скрытую угрозу консервативному режиму Севера, и это подтолкнуло КНДР к изменению приоритетов во внешней политике. В 1993-1994 гг. на Корейском полуострове разразился т.н. первый ядерный кризис, причиной которого стало заявление КНДР о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия в одностороннем порядке. Это событие в очередной раз заморозило межкорейский диалог.

Начинаются трудные переговоры между КНДР и США по ядерной проблеме, которые завершились подписанием в 1994 г. рамочного соглашения в Женеве. В результате этих переговоров Пхеньян сумел прервать усиливающуюся международную изоляцию, избавиться от внешнего давления, а также получить гарантии предоставления серьезной экономической помощи. Это привело и к усилению позиций Пхеньяна в межкорейском диалоге. Америка же, в свою очередь, вырвала у РК инициативу по урегулированию корейской проблемы.

Администрации Ро Дэ У не удалось достичь гармонии в отношениях с Севером, однако именно в период правления Ро Дэ У был заложен главный принцип межкорейского диалога – принцип поэтапного многоступенчатого сближения, который получил развитие у его преемников.

Качественно новый этап в межкорейском диалоге начался, когда в 1997 г. к власти в Корее пришел Ким Дэ Чжун. Он провозгласил в отношении Севера «политику солнечного тепла», характеризовавшуюся, в первую очередь, смягчением отношения РК к КНДР. Сложившаяся на тот момент ситуация на Корейском полуострове и вокруг него играли против Пхеньяна. Из-за серьезнейшего социально-экономического кризиса, разразившегося в КНДР, Пхеньян был вынужден принять правила, предложенные Сеулом. Правда, эти правила были для Пхеньяна достаточно выгодными. Юг впервые провозгласил курс на построение отношений по принципу отделения экономической составляющей от политической. Кроме того, администрация нового президента стремилась не к скорейшему объединению, а в первую очередь к добрососедскому сосуществованию и тесному сотрудничеству на Корейском полуострове.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: