Россия и «Большая Восьмерка»

 

Россия в «Большой восьмерке».

 

Вопрос о том, является ли «Большая восьмерка» полноценной восьмеркой, когда «Большая семерка плюс один» стала «Восьмеркой» – вопрос о том, какую роль играла и играет Россия в этой организации вызывает большие споры до сих пор. Ее членство в «Большой восьмерке» поначалу воспринималось с большими оговорками и критикой как за рубежом, так и в самой России. Однако на рубеже 20 и 21 вв. в России и за рубежом появился более серьезный интерес к этой теме, более уважительное и информированное отношение со стороны общественного мнения и СМИ.

С 1991 г. Россию стали приглашать к участию в работе «семерки». С 1994 г. это происходило в формате «7+1». В апреле 1996 г. в Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России. А весной 1998 г. в Москве прошла министерская встреча «Семерки» по проблемам мировой энергетики. В 1998г. в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав. Осенью 1999 г. по инициативе России в Москве прошла министерская конференция «Восьмерки» по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

В 2002 г. на саммите в Кананаскисе (Канада) лидеры «восьмерки» констатировали, что «Россия продемонстрировала свой потенциал в качестве полноправного и важного участника в решении глобальных проблем». В целом в 1990-х участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой, стремлению вступить в Парижский клуб кредиторов, ВТО и ОЭСР, а также вопросов ядерной безопасности. К началу 21 в. страна оправилась от кризиса 1998 г., изменилась роль РФ. На саммите в Окинаве (Япония, 2000) Россия уже не поднимала вопрос о кредитах и реструктуризации долгов. В 2001 г. на встрече в Генуе Россия впервые выступила в качестве донора по некоторым программам «восьмерки». Только весной 2003 г.  РФ выделила 10 млн. долл. в трастовый фонд Кельнской инициативы Парижского клуба кредиторов, предоставила 11 млн. долл. Всемирной продовольственной программе. До этого российская сторона приняла решение о выделении 20 млн долл. в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией. По участию в программе списания долгов беднейших стран мира Россия – лидер «Восьмерки» по таким показателям, как доля сокращаемых долгов в ВВП и их отношение к доходу на душу населения.

Тем не менее, по мнению экспертов-международников, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь все еще не отвечает уровню остальных стран «Восьмерки», а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Эксперты сходятся к тому мнению, что «стопроцентное» участие страны в работе «Восьмерки» неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций – ВТО и ОЭСР».

 

Россия хочет играть новую роль в мировой экономике

Россия пытается увеличить свою роль на мировой экономической арене в период кризиса, готовя предложения саммита «Большой двадцатки» и кредитуя нефтяными деньгами пострадавших от кризиса соседей.

Это происходит на фоне попыток развитых стран привлечь развивающийся мир к совместной борьбе с самым серьезным со времен Великой депрессии мировым кризисом.

Россия, никогда не чувствовавшая себя полноправным участником «большой восьмерки», видит в происходящем шанс стать одним из ключевых игроков «большой двадцатки».

Со своими 400 миллиардами долларов валютного резерва, отсутствием токсичных американских активов в банковской системе и крошечным госдолгом, она сейчас в намного более выгодном положении, чем десять лет назад, во время прошлой рецессии, когда ей пришлось идти на поклон к Западу.

Число безнадежных кредитов и задолженность по потребительским кредитам в России невелики, что могло бы сделать ее более устойчивой к кризису, чем многие развитые страны, однако ей серьезно вредят огромный корпоративный долг и резкое падение цен на нефть и металлы.

«Я думаю, в целом, они считают, что кризис дает им возможность показать миру, что у них есть определенные ответы. Поэтому они так активизировались», - утверждает Тим Эш, главный аналитик развивающихся рынков Royal Bank of Scotland. - «Для них это прекрасная возможность перестроить мировую финансовую архитектуру и занять в ней центральное место».

Вероятно, ближайшими союзниками России в этом окажутся остальные страны БРИК, то есть Бразилия, Индия и Китай - крупнейшие развивающиеся рынки. У всех у них есть внушительные валютные резервы и все они крайне уязвимы для мирового спада, так как сильно зависят от экспорта.

В марте 2009 года на встрече министров финансов «большой двадцатки» страны БРИК выпустили свое первое коммюнике (официальное сообщение, преимущественно по вопросам международного значения) и вступили в Форум финансовой стабильности, продемонстрировав тем самым свою растущую роль в мире.

Ряд инициатив России нашел свое отражение в коммюнике. В частности, оно призывает «экономики, выпускающие основные резервные валюты... проводить более взвешенную макроэкономическую политику» и требует реорганизовать систему представительства стран в Международном валютном фонде (МВФ).

 

 

Заключение

 

Участие России в "большой восьмерке" - это участие в управлении миром и мировой экономикой. Если тенденция стабильности экономики, стабильности политической системы продолжится в нашей стране, то Россия имеет шанс занять в "восьмерке" лидирующее положение. Стабильность в нашей стране связана с укреплением суверенитета, и это главная задача, которую решает сегодня власть, а именно президент и его администрация. Если будет обеспечена преемственность власти и соответственно преемственность экономического и политического курса, то Россия может стать не просто лидером, а дирижером среди лидеров. Последние инициативы России на международной арене, в частности приглашение лидеров ХАМАС для переговоров в Москву, урегулирование иранской ядерной проблемы лишний раз подтверждают, что с Россией не просто считаются, а видят в ней влиятельного и уважаемого посредника.

Председательство России в "большой восьмерке" означает признание равноправности нашей страны по отношению к другим ее членам.

Участие России в "большой восьмерке" позволяет отстаивать интересы страны. Сегодня у России много проблем и вопросов, связанных с отношением со стороны развитых стран Запада. Речь идет, прежде всего, о равноправном партнерстве с точки зрения экономических мероприятий и торговли. Ведь внешнеторговые международные механизмы носят для России дискриминационный характер. Это видно по казусам с газом, электроэнергией -  грубо нарушаются права наших соотечественников. Кроме того, мы видим, как работают двойные стандарты в оценке проводимой нами политики или по поставке наших вооружений. Здесь видно вмешательство в наши интересы. В "восьмерке" есть возможность ставить эти вопросы принципиально, искать союзников, проводить более уверенную политику.

Приложение

 

ОСНОВНЫЕ САММИТЫ «БОЛЬШОЙ ВОСЬМЕРКИ»

 

1975 Рамбуйе (Франция): безработица, инфляция, энергетический кризис, структурная реформа международной валютной системы.

 

1976 Пуэрто-Рико: международная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.

 

1977 Лондон (Великобритания): безработица среди молодежи, роль Международного валютного фонда в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортеров нефти.

 

1978 Бонн (ФРГ): меры по обузданию инфляции в странах «Большой семерки», помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.

 

1979 Токио (Япония): рост цен на нефть и дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.

 

1980 Венеция (Италия): рост мировых цен на нефть и увеличение внешнего долга развивающихся стран, советское вторжение в Афганистан, международный терроризм.

 

1981 Оттава (Канада): рост населения земли, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.

 

1982 Версаль (Франция): развитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.

 

1983 Вильямсбург (США, Вирджиния): финансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.

 

1984 Лондон (Великобритания): начавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.

 

1985 Бонн (ФРГ): опасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.

 

1986 Токио (Япония): определение среднесрочной налоговой и финансовой политики для каждой из стран «Семерки», способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.

 

1987 Венеция (Италия): Ситуация в сельском хозяйстве стран «Семерки», снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, перестройка в СССР.

 

1988 Торонто (Канада): необходимость реформирования ГАТТ, роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.

 

1989 Париж (Франция): диалог с «азиатскими тиграми», экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.

 

1990 Хьюстон (США, Техас): инвестиции и кредиты для стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии.

 

1991 Лондон (Великобритания): финансовая помощь странам Персидского залива, пострадавшим от войны; миграция в страны «Семерки»; нераспространение ядерного, химического, биологического оружия и обычных вооружений.

 

1992 Мюнхен (ФРГ): проблемы окружающей среды, поддержка рыночных реформ в Польше, отношения со странами СНГ, обеспечение безопасности ядерных объектов в этих странах, партнерство «семерки» и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, роль ОБСЕ в обеспечении равных прав для национальных и других меньшинств, ситуация в бывшей Югославии.

 

1993 Токио (Япония): ситуация в странах с переходной экономикой, уничтожение ядерного оружия в СНГ, соблюдение режима контроля над ракетными технологиями, ухудшение положения в бывшей Югославии, усилия по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.

1994 Неаполь (Италия): экономическое развитие на Ближнем Востоке, ядерная безопасность в Центральной и Восточной Европе и СНГ, международная преступность и отмывание денег, ситуация в Сараево, Северная Корея после смерти Ким Ир Сена.

 

1995 Галифакс (Канада): новая форма проведения саммитов, реформа международных институтов – МВФ, Всемирного банка, предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.

 

1996 Москва (Россия): ядерная безопасность, борьба с незаконной торговлей ядерными материалами, ситуация в Ливане и ближневосточный мирный процесс, ситуация на Украине.

 

1996 Лион (Франция): глобальное партнерство, интеграция стран с переходной экономикой в мировое экономическое сообщество, международный терроризм, ситуация в Боснии и Герцеговине.

 

1997 Денвер (США, Колорадо): старение населения, развитие малого и среднего бизнеса, экология и здоровье детей, распространение инфекционных заболеваний, транснациональная организованная преступность, клонирование людей, реформирование ООН, освоение космоса, противопехотные мины, политическая ситуация в Гонконге, на Ближнем Востоке, на Кипре и в Албании.

 

1998 Бирмингем (Великобритания): новый формат саммитов – «только лидеры», министры финансов и министры иностранных дел проводят встречи в преддверии саммитов. Глобальная и региональная безопасность.

 

1999 Кельн (ФРГ): социальное значение глобализации экономики, списание долгов беднейшим странам, борьба с международной преступностью в финансовой сфере.

 

2000 Окинава (Япония): влияние развития информационных технологий на экономику и финансы, борьба с туберкулезом, образование, биотехнологии, предотвращение конфликтов.

 

2001 Генуя (Италия): проблемы развития, борьба с бедностью, продовольственная безопасность, проблема ратификации Киотского протокола, ядерное разоружение, роль неправительственных организаций, ситуация на Балканах и Ближнем Востоке.

 

2002 Кананаскис (Канада): помощь развивающимся странам Африки, борьба с терроризмом и укрепление роста мировой экономики, обеспечение безопасности международных грузов.

 

2003 Эвиан (Франция): Экономика, устойчивое развитие, укрепление безопасности и борьба с терроризмом, региональные проблемы (Ирак, Израиль-Палестина, Северная Корея, Афганистан, Иран, Алжир, Зимбабве).

 

2004 Си-Айленд (США): Вопросы мировой экономики и безопасности, ситуация в Ираке и на Ближнем Востоке, ситуация в Африке, отношения России и Японии, проблемы свободы слова, демократии, проблема распространения оружия массового поражения, международный терроризм, окружающая среда, региональные проблемы (Афганистан, сектор Газа, Гаити, Северная Корея, Судан).

 

2005 Глениглс (Великобритания): Глобальные изменения климата, помощь беднейшим странам Африки, поддержание мира на Ближнем Востоке, борьба с международным терроризмом, борьба с распространением оружия.

 

2006 Санкт-Петербург (Россия): Глобальная энергетическая безопасность, демография и образование для инновационных обществ в 21 веке, укрепление и расширение сотрудничества по борьбе с терроризмом, ситуация на Ближнем Востоке, борьба с инфекционными болезнями, борьба с интеллектуальным пиратством и контрафактной продукцией, ситуация в Африке.

 

2007 Хайлигендамм (Германия): Свободная торговля, проблемы изменения климата, нераспространение оружия массового поражения, перспективы ближневосточного урегулирования, проблемы ядерных программ Ирана и Северной Кореи, помощь развивающимся странам.

 

2008: Тояко (остров Хоккайдо, Япония): Рост цен на энергоносители и продовольствие, борьба с глобальным потеплением, помощь африканским странам, проблемы международного терроризма и вопросы, связанные с ядерными программами Ирана и Северной Кореи, борьба с транснациональной организованной преступностью. На саммите впервые прошла четырехсторонняя встреча Бразилии, России, Индии и Китая.

 

Список литературы

 

1. Онлайн Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/sociologiya/BOLSHAYA_VOSMERKA.html

2. Свободная энциклопедия «Википедия»

http://ru.wikipedia.org/wiki/G8

3. Журнал "Россия в глобальной политике" 2003

http://www.globalaffairs.ru/numbers/3/1977.html

4. Статья «Роль и история Большой Восьмерки»

http://vybory.org/articles/764.html

5. Статья «Россия хочет играть новую роль в мировой экономике» ("Reuters", Великобритания)

http://www.inosmi.ru/russia/20090331/248212.html

6. http://www.g7.utoronto.ca – Информационный центр Большой восьмерки университета Торонто.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: