Формирование туристского продукта — основная функция туроператора

Введение

 

Успех коммерческой деятельности на рынке туризма определяется в первую очередь привлекательным, высококачественным, выгодным для потребителя ту­ристским продуктом, формирование которого является основной функцией тур­оператора.

«Туристский продукт может быть представлен в различных формах в зависи­мости от направленности на удовлетворение тех или иных потребностей туристов и их предпочтений. Это могут быть как отдельные услуги (например, проживание в гостинице, авиабилеты), так и комплекс подобных услуг (тур), объединенных и взаимосвязанных единой целью путешествия и предлагаемых туристам в одном пакете. Тур является основным видом туристского продукта, формируемого тур­оператором» [8, с. 142].

Формирование туристского продукта является производственной функци­ей туроператора. В зависимости от его специализации, масштабов деятельно­сти, сезонности предлагаемых туров и степени их новизны этот процесс носит более или менее постоянный характер и предполагает ряд последовательных этапов:

1) разработка замысла туристского продукта;

2) проектирование туристского продукта;

3) экспериментальная проверка туристского продукта.

«Исходным моментом формирования туристского продукта является замысел тура, определяющий его целевую направленность на удовлетворение потребностей определенных групп (различных сегментов) туристов» [8, с. 145]. На этапе разработки замысла туристского продукта происходит следующее: вскрываются проблемы, связанные с осознанием и структурированием потребностей, лежащих в основе идеи; определяются возможности реализации идеи в продукт; выявляются преимущества формируемого продукта по сравнению с уже су­ществующими аналогами (турами, предлагаемыми конкурентами); осуществляется исследование социальных аспектов нововведений (социаль­но-негативные идеи отбрасываются еще на этапе отбора идей); выясняется, насколько доступны пониманию потребителей основные харак­теристики (атрибуты) туристского продукта; выявляется возможность поиска и отбора партнеров и поставщиков турист­ских услуг для реализации идей тура; дается первоначальная экономическая оценка замысла туристского продукта.

«Особое внимание обращается на последний аспект. Экономическая оценка вклю­чает исследование затрат, связанных с разработкой, внедрением на рынок и реали­зацией туристского продукта, а также анализ возможных прибыли и риска, обу­словленных его предложением. Для этого устанавливается точка безубыточности, характеризующая минимальный объем продаж, при котором доход равен издерж­кам производства, а также определяются максимальная сумма издержек и мини­мальная цена реализации продукта» [8, с. 149].

Этап проектирования туристского продукта завершается установлением цены на него. Традиционно для этого используется затратный метод, заключающийся в том, что к рассчитанной себестоимости туристского продукта добавляется опре­деленный размер (как правило, 15-30 %) прибыли туроператора.

Коммерческий успех сформированного туроператором туристского продукта во многом определяется наличием исчерпывающей информации о его рыночном потенциале. Для этого проводится экспериментальная проверка туристского про­дукта (испытания в рыночных условиях, пробный маркетинг, рыночное тестирова­ние). Такая проверка особенно важна для продукта, существенно отличающегося от существующих, когда туроператор не знает точно, как потребители отреагируют на него и каким образом его продвигать на рынок.

В данной курсовой работе описан велосипедный тур второй категории сложности по маршруту Джанкой - Бакальская коса – Межводное – Тарханкут – Евпатория – Николаевка – Бахчисарай – Соколиное - Ай-Петри – Алупка - Байдарские Ворота - Севастополь – Фиолент – Севастополь. Цель тура - спортивная. Велотур относится к категории экстремальных.

Велосипедный туризм – это фактически особый вид спорта, относящийся к неолимпийским видам спорта. Занимаясь спортивным велотуризмом, можно выполнить норматив "Мастер спорта Украины", достичь звания Инструктора (Старшего инструктора) велосипедного туризма. Отличие от ближайшего к велотуризму вида - велоспорта, состоит в том, что в велотуризме имеются другие нагрузки и иная цель прохождения дистанции – не только спортивная, но и культурно-познавательная. Велотуризм вобрал в себя как элементы многодневной велогонки в велоспорте, так и элементы многодневного авторалли в автоспорте - движение по маршруту используя карту и легенду.

Тема курсовой работы – «Технология деятельности туристского предприятия в процессе формирования нового тура «Велотур по Крыму второй категории сложности» особенно актуальна в настоящее время, когда подобные туры приобретают широкую популярность среди молодежи и лиц среднего возраста. Велотуры привлекают в Крым не только отечественных, но и иностранных туристов.

Цель данной курсовой работы – выявление особенностей организации велотуризма на примере велосипедного маршрута по Крыму 2-й категории сложности (10 дней, 10 человек). В задачи работы входило: описание технологий, используемых в процессе подготовки туруслуг; проведение анализа туристских возможностей региона, описание маршрута и его особенностей, питания на маршруте, материально-технического обеспечения маршрута; составление сметы расходов и обоснование экономической целесообразности маршрута.



Теоретические основы формирования туристского продукта

Формирование туристского продукта — основная функция туроператора

 

Практическая ценность туристского продукта определяется набором атрибутов — существенных, объективных свойств и характеристик, воспринимаемых и оцениваемых потребителями. Поэтому туристский продукт следует рассматри­вать с позиций многоуровневой мультиатрибутивной модели, являющейся основой для принятия решений по его формированию, развитию и совершенствованию (рис. 1.1). Рассмотрим уровни представленной модели.

«В основе любого туристского продукта лежит необходимость удовлетворения какой-либо потребности. Поэтому сердцевину продукта, его сущностную сторону представляет так называемый замысел (ядро продукта, функциональная полезность, базовая потребность), то есть его направленность на решение определенной проблемы, удовлетворение конкретной нужды. Что же на самом деле приобретает турист? В действительности, он приобретает не продукт как таковой, имеющий определенный набор свойств, а его способность удовлетворить некоторую потребность. Следовательно, для туристского предприятия огромное значение имеет представление и распространение не свойств продукта, а реальной пользы и выгоды от него» [8, с. 142]. По сути, все продукты, предназначенные для удовлетворения определенной потребности человека, являются практически идентичными по замыслу с учетом того, что конкуренция и скорость распространения технического прогресса нивелируют различия в технологических подходах. Следовательно, для значительного числа рынков сам по себе туристский продукт по замыслу не является фактором, определяющим потребительский выбор. Решающим является то, каким образом продукт по замыслу реализуется или представляется. Если замысел туристского продукта выступает как его содержательная сторона, то по форме туристский продукт в реальном исполнении (реальный продукт, ожидаемый продукт) представляет собой именно определенный набор свойств, позволяющих реализовать этот замысел, то есть удовлетворить некую потребность туриста. Поэтому на втором уровне туристского продукта рассматриваются его свойства и характеристики: уровень качества, комфорт, престиж, экономичность, безопасность, впечатления и т. д. Они обычно помогают привлечь потребителей к товарной марке и отличить данный продукт по замыслу от предложений конкурентов.

Рис. 1.1. Многоуровневая мультиатрибутивная модель туристского продукта [8, с. 143]

 

Третий уровень — туристский продукт с подкреплением (расширенный про­дукт) — связан с характеристиками, которые дополняют его потребительскую цен­ность. Деятельность туристского предприятия должна быть направлена на форми­рование дружеских отношений с клиентом, оказание ему всесторонней помощи, предоставление дополнительных и символических выгод. Это может быть достигнуто благодаря высокому уровню качества и скорости обслуживания, с помощью консультаций, информирования, неформального общения и т. д.

Подкрепление туристского продукта в значительной степени способствует поиску и закреплению клиентов. Так, качество обслуживания определяется: 1) оперативностью работы по подбору и организации туров по запросам клиентов; 2) вежливостью обслуживания, которое выражается в радушии сотрудников туристской фирмы, их внимании к запросам каждого клиента, терпении при обсуждении маршрута и т. д.; 3) соответствием предлагаемого тура реальному содержанию; 4) согласованностью всех составных частей комплексного обслуживания.

Скорость обслуживания в комплексе определяет степень удовлетворения каждого клиента сроками: 1) подбора маршрута; 2) оформления необходимых документов (паспорта, визы, билеты и пр.); 3) получения справочной информации.

Несмотря на то что информационные услуги предоставляются бесплатно, именно благодаря им туристские предприятия в значительной степени обеспечивают реализацию своего туристского продукта.

Для информирования потребителей целесообразно использование каталогов, проспектов, брошюр, информационных листов, в которых имеются подробные сведения о содержании и качестве пакета услуг, ценах и т. д. Эти материалы должны быть предоставлены каждому клиенту, заявившему о своем желании приобрести тот или иной тур. Кроме того, потребитель должен получить допол­нительную информацию и консультации о порядке бронирования, оплаты, изме­нения и аннуляции тура, а также по всем другим вопросам (паспортно-визовом, таможенном и валютном регулировании, природно-климатических условиях, достопримечательностях, медицинской помощи, страховании и т. д.), связанным с поездкой. Наличие информационного материала, знание его персоналом туристского предприятия и свободное предоставление по запросу туриста являются безуслов­ным требованием создания туристского продукта и его успешной реализациями рынке.

В качестве атрибута продукта с подкреплением выступает и его цена, которая в данном случае рассматривается не в качестве маркетингового инструмента, а как характеристика, органично присущая туристскому продукту, отражающая представление потребителей о том, заслуживает ли он этой цены. «Рассмотрение туристского продукта с позиций многоуровневой мультиатрибутивной модели чрезвычайно важно для организации эффективной туристской деятельности. Базовые идеи данной модели представляют собой теоретическую основу для формирования, продвижения и реализации туристского продукта» [8, с. 145].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: