МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра русской филологии
СТИЛИСТИКА НАУЧНОЙ РЕЧИ
Методические рекомендации для самостоятельной работы
Симферополь 2017
ББК 81.2-5я73 С 80
Утверждено на заседании Ученого совета
филологического факультета ГБОУВО РК «КИПУ»
Протокол № 6 от 23 января 2017 г.
Составитель: старший преподаватель кафедры русской филологии ГБОУВО РК «КИПУ» Фазылова Айдан Ризаевна.
Рецензенты:
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии ГБОУВО РК «КИПУ» Ибрагимова Венера Февзиевна; кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры украинской филологии ГБОУВО РК «КИПУ» Власенко Валентина Васильевна.
С 80 Стилистика научной речи: методические рекомендации для самостоятельной работы / сост. А.Р. Фазылова. – Симферополь: РИО КИПУ, 2017. – 60 с.
В методических рекомендациях отражены основные сведения по языковым средствам и жанровым особенностям текстов научного стиля русского языка, предложены вопросы и задания, а также список рекомендованной литературы и вопросы к зачету, которые могут помочь при самостоятельной работе в процессе освоения дисциплины «Стилистика научной речи».
|
|
Предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)».
©Фазылова А.Р., 2017 ©РИО КИПУ, 2017
ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика. Дисциплина «Стилистика научной речи» входит в вариативную часть дисциплин по выбору при получении квалификации «магистр» по направлению подготовки 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)». Для усвоения данной дисциплины необходимы знания, полученные в средней общеобразовательной школе и в вузе как результат освоения дисциплин «Русский язык и культура речи», «Логика», «Основы научных исследований».
Знания, умения и навыки, приобретаемые магистрантами в процессе изучения дисциплины «Стилистика научной речи», необходимы в качестве эффективного средства освоения иных дисциплин, а также для создания выпускной квалификационной работы.
Основное значение дисциплины «Стилистика научной речи» в системе образовательных программ, предлагаемых при получении квалификации «магистр» по данному направлению подготовки, заключается в обучении магистрантов взаимодействию в научной сфере посредством письменной и устной коммуникации, обеспечении успешной социализации выпускника вуза в любой профессиональной среде посредством эффективного владения речью, а также в удовлетворении потребностей современного общества в грамотных специалистах, способных осуществлять различные виды коммуникации с соблюдением требований, предъявляемых к культуре мышления и речи.
|
|
Цель изучения дисциплины - повышение уровня научной речевой культуры специалистов разного профиля как условие для самореализации выпускника вуза в профессиональной сфере и в различных областях общественной жизни.
Задачи дисциплины:
• дать научное представление об основных понятиях курса «Стилистика научной речи»; о стилистических средствах языка научных текстов на разных уровнях (лексика, морфология, синтаксис);
• научить правильно оценивать языковые факты и отбирать стилистические средства в зависимости от намерения адресата, специфики научной информации, ситуации общения;
• показать основные тенденции развития современной научной стилистики как языковой и речевой системы: изменения в системе жанров научного стиля, развитие сферы электронных средств массовой информации, повышение степени объективизации научного стиля;
3
• познакомить студентов с требованиями, предъявляемыми к структуре и содержанию актуальных в учебном процессе научных жанров;
• формировать представления студентов о языке как культурной ценности и инструменте организации профессиональной деятельности;
• развить у учащихся личностные качества, а также формировать общекультурные (общенаучные, социально-личностные, инструментальные) и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки.
В результате усвоения дисциплины студент должен: знать:
• принципы организации языковой системы как универсальной знаковой иерархической структуры; особенности и классификацию языковой нормы;
• виды и функции общения, виды речевой деятельности, формы речи;
• принципы стилистической дифференциации языка и специфику выделяемых функциональных стилей русского языка;
• стилеобразующие факторы и языковые особенности научного стиля русского языка;
• функционально-смысловые типы текста;
• виды стилистических ошибок и способы их устранения;
уметь:
• уметь определять принадлежность текста к разновидностям национального языка; характеризовать литературный язык, связи между вариантами национальных единиц; устранить ошибку, используя правила и рекомендации;
• уметь пользоваться нормативными словарями и справочниками русского языка; выявлять нарушение норм русского языка в речи;
• различать функционально-смысловые виды текста; находить ошибки в построении описаний (определений и классификаций), повествований и рассуждений;
• анализировать речевые произведения в аспекте выраженности текстовых категорий (определять тему и основную мысль текста, разделять текст на смысловые части и т.п.); находить ошибки в построении текста;
• читать и анализировать научные тексты высокого уровня сложности; определять и характеризовать подстиль и жанр научного текста; различать первичные и вторичные научные тексты;
• создавать и правильно оформлять научные тексты (аннотацию, конспект, реферат, рецензию, доклад, статью);
4
• анализировать научные тексты, указывать в них лексические и грамматические факты, характерные для научного стиля; опознавать стилевые черты в текстах научного стиля; выделять в предложенном тексте композиционные части;
• выстраивать (организовывать) речь в соответствии со стилеобра-зующими факторами научного стиля; создавать письменные научные тексты в соответствии с характерными для них стилевыми чертами;
• оформлять библиографический список;
|
|
владеть:
• научной терминологией, способностью анализировать научный материал;
• методикой отбора наиболее оправданных языковых единиц и практическими навыками научного общения;
• навыками использования специальных терминов и общенаучной лексики в самостоятельно созданном научном тексте;
• навыками создания научных текстов различных жанров в соответствии с требованиями к их структуре и содержанию.
5
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Тема 1: Общая характеристика функциональных стилей русского языка.
Вопросы: 1. Стилевые черты и сфера применения различных функциональных стилей.
2. Основные лексические, словообразовательные и грамматические особенности стилей русского языка.
Тема 2: Языковые средства, формирующие научный стиль речи.
Вопросы: 1. Лексические особенности научного стиля речи.
2. Морфологические особенности научного стиля речи.
3. Синтаксические особенности научного стиля речи.
Тема 3: Научный текст. Жанровые разновидности научных текстов.
Вопросы: 1. Функционально-смысловые виды текста.
2. Специфика различных подстилей научного стиля речи.
Тема 4: Основные жанры научно-информативного подстиля речи.
Вопросы: 1. Целевое предназначение различных жанров научно-информативного подстиля речи.
2. Структура и языковые средства различных жанров научно-информативного подстиля речи.
Тема 5: Основные жанры собственно научного подстиля речи.
Вопросы: 1. Целевое предназначение различных жанров собственно научного подстиля речи.
2. Структура и языковые средства основных жанров собственно научного подстиля речи.
Тема 6: Этапы работы над научным исследованием и описанием его результатов.
Вопросы: 1. Виды научного исследования.
2. Этапы научного исследования. Понятие научного интереса.
3. Анализ научной литературы, работа со справочными изданиями.
4. Особенности описания результатов научного исследования в разных научных жанрах.
Тема 7: Правила оформления научных публикаций.
Вопросы: 1. Оформление цитат.
|
|
2. Оформление ссылок и сносок.
3. Оформление иллюстративного материала.
Тема 8: Стандарты библиографического описания литературы.
Вопросы: 1. Правила описания различных видов научных источников.
6