Содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра русской филологии

СТИЛИСТИКА НАУЧНОЙ РЕЧИ

Методические рекомендации для самостоятельной работы

                Симферополь 2017


ББК 81.2-5я73 С 80

Утверждено на заседании Ученого совета

филологического факультета ГБОУВО РК «КИПУ»

Протокол № 6 от 23 января 2017 г.

Составитель: старший преподаватель кафедры русской филологии ГБОУВО РК «КИПУ» Фазылова Айдан Ризаевна.

Рецензенты:

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии ГБОУВО РК «КИПУ» Ибрагимова Венера Февзиевна; кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры украинской филологии ГБОУВО РК «КИПУ» Власенко Валентина Васильевна.

С 80 Стилистика научной речи: методические рекомендации для самостоятельной работы / сост. А.Р. Фазылова. – Симферо­поль: РИО КИПУ, 2017. – 60 с.

В методических рекомендациях отражены основные сведения по языко­вым средствам и жанровым особенностям текстов научного стиля русского языка, предложены вопросы и задания, а также список рекомендованной ли­тературы и вопросы к зачету, которые могут помочь при самостоятельной работе в процессе освоения дисциплины «Стилистика научной речи».

Предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подго­товки 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)».

©Фазылова А.Р., 2017 ©РИО КИПУ, 2017


ВВЕДЕНИЕ

Общая характеристика. Дисциплина «Стилистика научной ре­чи» входит в вариативную часть дисциплин по выбору при получении квалификации «магистр» по направлению подготовки 44.04.04 «Про­фессиональное обучение (по отраслям)». Для усвоения данной дис­циплины необходимы знания, полученные в средней общеобразова­тельной школе и в вузе как результат освоения дисциплин «Русский язык и культура речи», «Логика», «Основы научных исследований».

Знания, умения и навыки, приобретаемые магистрантами в про­цессе изучения дисциплины «Стилистика научной речи», необходи­мы в качестве эффективного средства освоения иных дисциплин, а также для создания выпускной квалификационной работы.

Основное значение дисциплины «Стилистика научной речи» в системе образовательных программ, предлагаемых при получении квалификации «магистр» по данному направлению подготовки, за­ключается в обучении магистрантов взаимодействию в научной сфере посредством письменной и устной коммуникации, обеспечении ус­пешной социализации выпускника вуза в любой профессиональной среде посредством эффективного владения речью, а также в удовле­творении потребностей современного общества в грамотных специа­листах, способных осуществлять различные виды коммуникации с соблюдением требований, предъявляемых к культуре мышления и речи.

Цель изучения дисциплины - повышение уровня научной рече­вой культуры специалистов разного профиля как условие для само­реализации выпускника вуза в профессиональной сфере и в различ­ных областях общественной жизни.

Задачи дисциплины:

• дать научное представление об основных понятиях курса «Стили­стика научной речи»; о стилистических средствах языка научных текстов на разных уровнях (лексика, морфология, синтаксис);

• научить правильно оценивать языковые факты и отбирать стили­стические средства в зависимости от намерения адресата, специ­фики научной информации, ситуации общения;

• показать основные тенденции развития современной научной сти­листики как языковой и речевой системы: изменения в системе жанров научного стиля, развитие сферы электронных средств мас­совой информации, повышение степени объективизации научного стиля;

3

 

• познакомить студентов с требованиями, предъявляемыми к структу­ре и содержанию актуальных в учебном процессе научных жанров;

• формировать представления студентов о языке как культурной ценности и инструменте организации профессиональной деятель­ности;

• развить у учащихся личностные качества, а также формировать общекультурные (общенаучные, социально-личностные, инстру­ментальные) и профессиональные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки.

В результате усвоения дисциплины студент должен: знать:

• принципы организации языковой системы как универсальной зна­ковой иерархической структуры; особенности и классификацию языковой нормы;

• виды и функции общения, виды речевой деятельности, формы речи;

• принципы стилистической дифференциации языка и специфику выделяемых функциональных стилей русского языка;

• стилеобразующие факторы и языковые особенности научного сти­ля русского языка;

• функционально-смысловые типы текста;

• виды стилистических ошибок и способы их устранения;

уметь:

• уметь определять принадлежность текста к разновидностям на­ционального языка; характеризовать литературный язык, связи между вариантами национальных единиц; устранить ошибку, ис­пользуя правила и рекомендации;

• уметь пользоваться нормативными словарями и справочниками русского языка; выявлять нарушение норм русского языка в речи;

• различать функционально-смысловые виды текста; находить ошибки в построении описаний (определений и классификаций), повествований и рассуждений;

• анализировать речевые произведения в аспекте выраженности тек­стовых категорий (определять тему и основную мысль текста, раз­делять текст на смысловые части и т.п.); находить ошибки в по­строении текста;

• читать и анализировать научные тексты высокого уровня сложно­сти; определять и характеризовать подстиль и жанр научного тек­ста; различать первичные и вторичные научные тексты;

• создавать и правильно оформлять научные тексты (аннотацию, конспект, реферат, рецензию, доклад, статью);

4

 

• анализировать научные тексты, указывать в них лексические и грамматические факты, характерные для научного стиля; опозна­вать стилевые черты в текстах научного стиля; выделять в пред­ложенном тексте композиционные части;

• выстраивать (организовывать) речь в соответствии со стилеобра-зующими факторами научного стиля; создавать письменные науч­ные тексты в соответствии с характерными для них стилевыми чертами;

• оформлять библиографический список;

владеть:

• научной терминологией, способностью анализировать научный материал;

• методикой отбора наиболее оправданных языковых единиц и практическими навыками научного общения;

• навыками использования специальных терминов и общенаучной лексики в самостоятельно созданном научном тексте;

• навыками создания научных текстов различных жанров в соответ­ствии с требованиями к их структуре и содержанию.

5



СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Тема 1: Общая характеристика функциональных стилей русского языка.

Вопросы: 1. Стилевые черты и сфера применения различных функ­циональных стилей.

   2. Основные лексические, словообразовательные и грамма­тические особенности стилей русского языка.

Тема 2: Языковые средства, формирующие научный стиль речи.

Вопросы: 1. Лексические особенности научного стиля речи.

2. Морфологические особенности научного стиля речи.

3. Синтаксические особенности научного стиля речи.

Тема 3: Научный текст. Жанровые разновидности научных текстов.

Вопросы: 1. Функционально-смысловые виды текста.

2. Специфика различных подстилей научного стиля речи.

Тема 4: Основные жанры научно-информативного подстиля речи.

Вопросы: 1. Целевое предназначение различных жанров научно-инфор­мативного подстиля речи.

2. Структура и языковые средства различных жанров науч­но-информативного подстиля речи.

Тема 5: Основные жанры собственно научного подстиля речи.

Вопросы: 1. Целевое предназначение различных жанров собственно научного подстиля речи.

   2. Структура и языковые средства основных жанров собст­венно научного подстиля речи.

Тема 6: Этапы работы над научным исследованием и описанием его результатов.

Вопросы: 1. Виды научного исследования.

2. Этапы научного исследования. Понятие научного инте­реса.

3. Анализ научной литературы, работа со справочными из­даниями.

4. Особенности описания результатов научного исследова­ния в разных научных жанрах.

Тема 7: Правила оформления научных публикаций.

Вопросы: 1. Оформление цитат.

2. Оформление ссылок и сносок.

3. Оформление иллюстративного материала.

Тема 8: Стандарты библиографического описания литературы.

Вопросы: 1. Правила описания различных видов научных источников.

6






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: