Методы профилактики безнадзорности несовершеннолетних детей в Российской Федерации

Основным направлением в борьбе с безнадзорностью детей и подростков является профилактика семейного неблагополучия, предупреждение самого факта отсутствия попечения, надзора и должного содержания со стороны родителей или законных представителей. Сегодня самой эффективной технологией социальной работы при решении проблемы безнадзорности детей является система ранней профилактики.

Ранняя профилактика безнадзорных включает в себя:

1.Срочные меры, связанные с экстренным изъятием детей и подростков, лишившиеся родительского попечения,из экстремальной ситуации.

2.Долгосрочные меры, направленные на оздоровление угрожающей здоровью и психофизическому благополучию ребенка.

2.Долгосрочные реабилитационные и коррекционные мероприятия, направленные на восстановление соматического и психического здоровья, пострадавших детей, оставшихся без попечения родителей.

Ранняя профилактика безнадзорности в связи с этим должна быть комплексной и кроме мер социальной и правовой защиты должна включить меры психологической, социально-психиатрической помощи и реабилитации. [8;47]

Фундаментом системы профилактической и реабилитационной работы стала концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность карательного подхода к детям, социализация которых оказалась нарушенной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойное существование в здоровой социальной среде, защиту его прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.

 Эта позиция была закреплена в Указе Президента от 6 сентября № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и Концепции совершенствования государственной системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 В настоящее время в данной сфере ведущее место принадлежит Федеральному закону от 24.06.1999  N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данный закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы. В соответствии с Законом принят ряд нормативных актов, направленных на ликвидацию условий и причин, способствующих беспризорности и безнадзорности, сокращение правонарушений несовершеннолетних[ 2]

Особое внимание заслуживает решение проблем детской безнадзорности программа, как на федеральном, так и на региональном уровне. Так, в Чувашии государственная поддержка хода реализации республиканской целевой программы «Дети Чувашии на 2007-2011 года позволила достигнуть позитивных результатов в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.    

Профилактика безнадзорности и беспризорности субъектами взаимодействия решается на разных уровнях: на федеральном, региональном, муниципальном, местном уровнях. На федеральном уровне в качестве субъектов взаимодействия в процессе профилактики безнадзорности могут быть: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел.

На муниципальном (местном) уровне субъектами взаимодействия могут быть: центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социальные приюты; центр психолого - медико- социального сопровождения; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центры социального обслуживания семьи и детей; психоневрологические и наркологические диспансеры; комиссии по делам несовершеннолетних; центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; государственные учреждения дополнительного образования; образовательные учреждения; детские дома; школы-интернаты; детские дошкольные учреждения; библиотеки и др.

Каждое учреждение профилактики безнадзорности выполняет по отношению к определенной категории подростков свои функции и на своем уровне решает определенный круг социально-педагогических задач.

 Наличие общего и специфического в деятельности разных субъектов взаимодействия в профилактике подростковой безнадзорности обусловливает наличие в его характеристике двух сторон - дифференциации и интеграции.

Совместные усилия субъектов взаимодействия в профилактике безнадзорности направляются к реальным объектам. Объектами влияния субъектов взаимодействия являются дети и подростки, проживающие на определенной территории, закрепленные за ней, их родители или лица их замещающие.

  Основным ядром системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних сегодня является сеть социозащитных учреждений. Благодаря созданию таких учреждений, удается в основном решать проблему детской безнадзорности, но необходимо не только продолжить работу по количественному развитию сети учреждений, но и вносить необходимые коррективы в ее структуру: соотношение учреждений разного типа: приютов для оказания экстренной помощи и социально-реабилитационных центров, сочетающих реабилитационную и профилактическую, патронажную работу.

Другой формой работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних является создание «Социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних». В Новосибирске существует центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Берегиня».

Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг, которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях.

Центры предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.

Работу по профилактике безнадзорности несовершеннолетних осуществляет в Новосибирске «Центр семейного образования и воспитания «Семья и Дети».

 Деятельность Центра, направленная на все категории семей, осуществляется в целях улучшения детско-родительских отношений, оптимизации психологического климата семьи, сохранения родственных связей.
В целях профилактики и преодоления социального сиротства специалисты Центра «Семья и дети» реализуют образовательные проекты и программы повышения профессиональной компетентности администрации и педагогических коллективов детских домов, школ-интернатов и социальных приютов г. Новосибирска и Новосибирской области, а также оказывают им консультационную помощь.

 Кроме названных выше учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, в Новосибирске существует социально-реабилитационный транзитный центр для несовершеннолетних «Радуга» и социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда». Они оказывают помощь несовершеннолетним, попавшим в сложную жизненную ситуацию. В этих учреждениях подростки получают квалифицированную социально-правовую и психолого-педагогическую помощь [22]

 Актуальность проблемы безнадзорности несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с данным явлением, но и, главным образом, на его предупреждение, т.е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на несовершеннолетних.

При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они научно обоснованны, исходят из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъективных факторов, детерминирующих поведение личности в уже сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации.

Хотя однозначных решений этой сложной проблемы нет, да и не может быть. Однако в настоящее время, как в науке, так и в практической деятельности государственных органов социальной защиты населения, других учреждений и ведомств по профилактике безнадзорности несовершеннолетних формируются  определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы в этой сфере.

                     

 

 

                                                                  Заключение

            В данной работе в соответствии с ведущей идеей были проанализированы  основные  вопросы  по профилактике и возможным путям решения проблем детской безнадзорности.

 Среди многих неблагоприятных факторов, которые характеризуют нынешнее положение семей групп риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные. Именно они способствуют возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков, росту их дезадаптации. Дополнительным фактором риска становится безработица родителей.

 Возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, длительное время (порой несколько лет) вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как вопрос об их жизнеустройстве решается органами опеки и попечительства крайне медленно.

Лишенные родительского попечения, эти дети наиболее склонны к бродяжничеству, подвергаясь опасности стать жертвами насилия и преступлений, вступить в преступную деятельность.
Постоянно растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних.

Широкий и разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и др.) и органов управления этими учреждениями разного уровня (федерального, субъектов Федерации и муниципального) определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий.   

            Проблема детской безнадзорности требует принятия экстренных мер по ее предотвращению и проведения комплекса профилактических мероприятий по ликвидации ее последствий. Современное состояние детской безнадзорности, как следствие кризиса социально-экономической и нравственной ситуации в России, характеризуется нарастанием семейного неблагополучия, экономическим и духовным расслоением общества, коммерциализацией образовательной и досуговой деятельности несовершеннолетних, усилением влияния на них криминальной среды.  

          В этих условиях резко возрастает значимость организации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

          Несмотря на все предпринимаемые государством и обществом меры можно констатировать, что ситуация с решением проблем беспризорности и безнадзорности далека от завершения.

На сегодняшний день можно говорить о том, что проблема с несовершеннолетней безнадзорностью может быть решена. Но для этого со стороны государства и государственной политики должны быть приняты дополнительные меры для решения этих проблем: должны быть  заложены нормативно-правовые основы в решение данной проблемы; улучшено научно-методическое оснащение социальной работы; решена кадровая проблема в социальной сфере; улучшено материально-техническое оснащение социальной работы

Следовательно, единственным путем решения этой проблемы является разработка государственной политики предупреждения детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, основные положения которой должны быть закреплены законодательно.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что дает возможность органам государственной власти субъектов Российской Федерации развивать собственное законодательство в этом направлении.

           Необходимо, чтобы каждый из нас не оставался равнодушным при виде безнадзорного ребенка, помогал вернуть его в школу, оказывал содействие неблагополучной семье соседей. Необходимо принимать определенные меры профилактики безнадзорности несовершеннолетних, чтобы избежать неприятных последствий, деградации детей. 

         Важно не опоздать воспрепятствовать окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона жизни ребенка целиком и полностью не превратилась бы в суть его образа жизни и мыслей, не начала бы отвечать его искаженным индивидуальным потребностям.

        Своевременная помощь со стороны взрослых может стать залогом преодоления тенденций личностной деструктивности и обеспечения действенного решения проблем беспризорности и безнадзорности.

 

                   Список использованной литературы

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. Текст. – М.: Маркетинг, 2007. – 39 с.

2. Федеральный закон РФ от 24.06.1999 г. № 120 ФЗ (ред от 13.10.2009) «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» - Консультант Плюс, 2010

3. Постановление Правительства от 21.03.2007 г № 172 (ред. От 29.12.2009) «О Федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010 годы - Консультант Плюс, 2010

4. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010 // Российская газета-2010- № 271(5350)- с 9-10

5. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в РФ за 2007 г. от 14.03.08// Российская газета- 2010 -№ 4612- с 8-9

6. Антонова Е.М. Основные формы социальной помощи безнадзорным и беспризорным детям в России // Социальное развитие Чувашии: тенденции, перспективы, проекты. Выпуск 9-Чебоксары, 2010-  с 32-42

7. Антонова Е.М. Принципы и проблемы детской и подростковой безнадзорности //Вестник Филиалла РГСУ в г. Чебоксары-2010-№1 1221- с 18-27

8. Антонова Е.М. Пути решения проблем безнадзорности детей в ЧР// Социально-экономические проблемы региона. Выпуск 5-Чебоксары,2009.-с 45-52

9. Арефьев А.А. Дети улицы// Социальная профилактика и здоровье-2007-№7-с 22-26

10. Бирюкова П.Т. Социальная реабилитация несовершеннолетних в учреждениях социальной защиты//Перспективы развития и актуальные проблемы.-Киров, 2007-с 57

11. Васильева В.И. Беспризорность и безнадзорность в современной России: анализ причин и последствий// Ученые записки-2009-№1-с 23-30

12. Голубева Т.В. О работе отделения круглосуточного приема временного содержания и перевозки несовершеннолетнего// Социальная работа-2008-№6- с 15-16

13.  Дети России-2009 -http://www.cogita.ru/analitka/doklady/deti-v-rossii-2009

14. Егорова Е.И. Содержание и организация деятельности отделения профилактики безнадзорности детей и подростков //Работник социальной службы-2009-№ 2-с 54-59

15. «Из опыта работы " низкопорогового " клуба, созданного  на базе Центра внешкольной работы " Дзержинец " г. Тюмени / О.А. Селиванова // ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: Журн. - 2003. - №3. - C.76-79 http://www.gnpbu.ru/cgi-bin/irbis64r_71/cgiirbis_64.exe]

16. Куланина О.В. Модели деформированной социализации безнадзорного несовершеннолетнего// Социальная политика и социология-2007-№3- с 68

17. Ленина И. Профилактика безнадзорности// Социальная работа-2004-№ 4- с 31-33

18. Максимова Н.Л. Психолого-педагогические проблемы безнадзорности детей в ЧР // Социально-экономические проблемы региона и пути их решения -Выпуск 3-Чебоксары, 2007- с 177-183

19. Медведева А.Л. Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних// Социальная рабоа-2008-№8- с 11-20

20. Пыжкин С.А. Профилактика безнадзорных несовершеннолетних//Социальная работа -2008-№8- с 11-20

21. Сведения о численности беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, помещенных в специализированные учреждения http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/protection/16

22. «Социально-реабилитационных центр для несовершеннолетних Берегиня Новосибирской области» - http://bereginya.net/page.php?3

23. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: учеб пособие.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007-212 с

24. Хлопаева Т.П. Региональные аспекты социальной реабилитации дезадаптированных детей в современных условиях // Отечественный журнал моциальной работы-2007-№1-с 29-37

 

25. Хлычева И.В. Профилактика реабилитации беспризорных и безнадзорных детей «Доброта сближающих сердца» (2004-2006)// Социальное обслуживание-2005-№1 – с 85-90

26. Хусанкова Н.А. Повышение воспитательного потенциала семьи как средство профилактики безнадзорных несовершеннолетних //Работник социальной службы-2010-№ 2-с 61

27. Чечельницкая С.М. Исследование поведенческих особенностей беспризорных и безнадзорных подростков. Результаты социального осследования// Социальная профилактика и здоровье, 2007-№2- с 10-29

28. Энциклопедия социальной работы: в 3 томах-М: Центр общечеловеческих ценностей, 1994

29. Юрисовский Э.Н. Заслон детской безнадзорности //Социальное обеспечение-2005-№4-с 16

30. Ярская В.И. Социальная работа: опыт философской рефлексии// Образование и развитие региона-1996-№1-с 10

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: