double arrow

Легкая промышленность

Легкая промышленность состоит из текстильной, швейной, меховой, кожевенно-обувной.

Продукция легкой промышленности влияет на уровень жизни людей, так как потребителем продукции является население страны. Часть продукции легкой промышленности используется в химической промышленности (в шинах есть ткань- корд), в машиностроении, авиакосмической и др.

Легкая промышленность трудоемкая отрасль, и заняты в ней большей частью женщины.

Значительная часть предприятий легкой промышленности закрыта или работает не на полную мощность. Конкуренцию продукции отечественных предприятий создает импортная продукция. Ткани из Китая и Индии более дешевые, так как рабочая сила в этих странах в несколько раз дешевле, чем в России.

Текстильная промышленность использует в качестве сырья хлопок, лен, шерсть. Отходы переработки у льна достигают 80%, у шерсти 50% от первоначального веса, поэтому предприятия первичной переработки шерсти (шерстомойные фабрики), льнообрабатывающие расположены у сырья.

Шерстомойные фабрики располагаются на Северном Кавказе, льнообрабатывающие- на Северо- Западе России. Отделка тканей происходит в Центре, где есть квалифицированные кадры. На потребителя ориентируются швейные и обувные фабрики.

Работа с картой:

-На карте легкой промышленности найдите центры хлопчатобумажной, шерстяной, льняной отраслей.

-Отметьте на контурной карте центры легкой промышленности:

а) хлопчатобумажной (5 центров);

б) шерстяной (5 центров);

в) льняной промышленности

 

 

В качестве закрепления по теме «Легкая промышленность можно раздать задания по группам (по одному заданию для каждой группы). Например,1используя схему, определите и расскажите, с какими отраслями хозяйства легкая промышленность имеет тесные связи. На чем они основываются.2По рис.18(стр54 учебника) охарактеризуйте факторы размещения предприятий легкой промышленности. Можете ли вы объяснить эти закономерности? и. т.д..Затем от каждой группы заслушивается один ответ с дополнениями других учащихся. Ответы оцениваются учителем.

Технологический цикл хлопчатобумажной промышленности выглядит следующим образом:

                                                        Сырье

 

                                                         Волокно

 

                                                         Пряжа

 

                                                         Суровье

 

                                                         Отделка

 

                                                         готовая ткань.

Учитель рисует на доске схему, а ученики записывают ее в тетрадь.Демонстрация волокна и тканей из коллекции «Текстильная промышленность»

С целью закрепления знаний, полученных на уроке, можно использовать следующие задания:

1) Отходы от переработки льна при получении волокна из стеблей достигают 80% веса. Где выгодно размещать льноочистительные заводы? Почему? (В местах выращивания льна – чтобы избежать дополнительных транспортных расходов)

2) В 60-тонный железнодорожный вагон помещается 40 т готовых макарон или 60 т муки. Где выгоднее производить макароны- в местах потребления или в зерноводческих районах? (В местах потребления, тогда макароны будут дешевле).

3) Ткани выбирают люди, покупая ту, которая приглянется, чтобы шить одежду. Где выгодно размещать предприятия по выпуску готовых тканей? (В местах потребления, особенно в крупных культурных центрах.. Они имеют традиции художественного производства и обладают кадрами квалифицированных художников).

4) Для получения 1 т сахара требуется 7 т сахарной свеклы. Где выгоднее производить сахар - в местах потребления или в районе свеклосеяния? (В районе свеклосеяния- сахар будет дешевле перевезти, чем свеклу).

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание: § 12

Общее задание:

-Узнайте, какие предприятия пищевой и лёгкой промышленности имеются в вашем районе, области, городе.

-Какую продукцию они выпускают?

Индивидуальное задание:

-Проанализируйте данные таблицы «Потребление продуктов питания населением России и развитых стран (на душу населения, кг) табл. 8 с.53

Продукты Развитые страны

Россия

1980 г.               2-я пол. 90-х гг.

Медицинские нормы
Хлеб 101 112 122 120
Сахар 34 47 36 36
Масло растительное 19 9 11 13
Картофель 70 117 122 96
Овощи и бахчевые культуры 144 92 91 104
Фрукты и ягоды 110 35 40 80
Мясо 114 70 46 70
Рыба 18 23 11 18

Cделайте выводы о сбалансированности питания населения России:

-Какие продукты потребляются населением сверх медицинской нормы?

-Какие продукты население потребляет ниже нормы?

-Какие пути вы можете предложить для достижения сбалансированного рациона питания?

 

Тема: Пищевая и легкая промышленность (2-ой вариант урока)

 

Тип урока: урок систематизации и закрепления знаний.

 (игра «Универсам»: имитационно-ролевое моделирование, формы организации игры – индивидуальная и групповая, дидактическая направленность - на систематизацию и закрепление знаний)

Образовательные цели:

Ø закрепить представление о значении и особенностях 3 звена АПК (заготовка, переработка и реализация продуктов);

Ø систематизировать знания об отраслевом составе, производимой продукции и факторах размещения предприятий пищевой и легкой промышленности.

Воспитательные цели:

Ø отработать умение принимать рациональное решение при выборе продукции;

Ø развить навыки коммуникативного взаимодействия.

Развивающие цели:

Ø отработать умение использовать знания в нестандартных ситуациях;

Ø развить навык систематизации учебного материала в пределах учебной темы.

По компоненту «Здоровье»:

Ø актуализация представлений об энергетической ценности продуктов питания;

Ø выработка стремления к использованию «здоровых» продуктов питания.

 

Результат игровых действий – умение определить экономико-географические показатели (отраслевая принадлежность, производимая продукция, фактор размещения) какого-либо предприятия изучаемых отраслей на примере предприятий своего города. Методическое обеспечение:

Магнитофонная запись рекламного текста, жетоны (по 5 шт. на человека), «Путеводитель» с указанием отраслей пищевой и легкой промышленности (отдельно), набор продуктов питания (по одному для каждого учащегося), таблички с надписями отраслей пищевой промышленности, таблички с обозначением факторов размещения производства, задания для работы групп, предметы одежды, обуви и аксессуаров (по одному для каждой группы), учебник.


 

Этап урока (игры) Цель (игровой результат) Ход занятия (игровые взаимодействия)
Мотивационно-целевой этап (организационный этап игры) Стимулирование учебной деятельности создание позитивного эмоционального настроя Звучит магнитофонная запись рекламного текста к открытию нового универсального магазина: «Уважаемые покупатели! Сегодня вы попали на грандиозное событие – открытие нового универсального магазина. Здесь вы можете увидеть и приобрести любой товар, который придется вам по душе. Широкий ассортимент, качество производителя и неповторимый дизайн – вот отличительные признаки нашей продукции, которая представлена в двух отделах – «Продовольственном отделе» и «Салоне одежды и обуви». Посетите наш магазин, и у вас останется незабываемое впечатление о видах и качестве нашей продукции, предприятиях - производителях, особенностях производства продуктов питания, одежды, обуви и многого другого. Добро пожаловать в наш магазин! Приходите к нам! Внимание! Все покупатели, посетившие сегодня открытие магазина получают от главного менеджера – бесплатно – 5 жетонов, которые они могут потратить в нашем магазине и получить подарок: «5» в журнал, если вам удастся потратить все жетоны и у вас не останется ни одного, и «4» - если один жетон потратить не удастся и он останется у вас». По мере прослушивания текста рекламного объявления учитель обращает внимание на цели урока, записанные на доске, а после окончания записи предлагает еще раз их прочитать: 1.Выделить значение и особенности отраслей 3-го звена АПК. 2.Изучить отраслевой состав пищевой (ПП) и легкой промышленности (ЛП). 3.Запомнить виды производимой продукции. 4.Определить факторы размещения предприятий ПП и ЛП.
  Актуализация представлений об особенностях отраслей 3-го звена АПК Учитель: «Итак, посетив магазин, вы получили бесплатно 5 жетонов, которые вы можете потратить, ответив на предлагаемые вопросы или выполнив задания, предлагаемые организаторами открытия. А потратить жетоны нужно, раз вы пришли в магазин. Ведь сюда приходя за покупками, не так ли?» Далее, проходя по рядам, учитель задает ряд вопросов, направленных на выявление особенностей ПП и ЛП: Ø Вот вы, что хотели бы купить? (6 человек) Ø Только подумать, зачем им (показывая на уже опрошенных ребят) все эти вещи и продукты? Вы не знаете? (2 человека) Ø Вам упаковать? А без упаковки не подойдет? Почему? (2 человека) Ø Вам костюм из хлопка или синтетики? (1 человек) Ø А может, полуфабрикатов купите? Каких? (4 человека)
    Ø Вы в отдел «Ткани»? Не мужское это дело – нитки плести! Или я не права?  (2 человека) Ø Вот и гости с Севера! Что, не растут там огурчики? Тогда покупайте у нас. Ну, хоть что-нибудь растет у вас? (4 человека) Ø О, вот и горцы есть! Спустились все-таки. Тоже ничего не растет? Что будете покупать? (4 человека) Ø Не можете выбрать? Тогда берите самое необходимое. Что? (2 человека) - «Выходит, что продукция пищевой и легкой промышленности очень важна для каждого из нас, поэтому есть необходимость выделить и записать главные особенности этих отраслей. Для этого, сопоставьте все вопросы и ответы, которые только что прозвучали и выделите 4 особенности ПП и ЛП. Тот, кто сможет дать четкую формулировку, имеет возможность потратить свой первый жетон». (4-6 человек) Записи в тетради (выполняются после озвучивания ответов учащимися и «траты» жетонов):  Особенности отраслей 3-го звена АПК: 1. Обеспечивают население продуктами питания, одеждой обувью и пр. 2. Позволяют обеспечивать продовольствием районы с недостаточным развитием сельского хозяйства. 3. На предприятиях работают преимущественно женщины. Производят как готовую продукцию, так и полуфабрикаты
Изучение нового материала (основной этап игры) Систематизация знаний об отраслевом составе и производимой продукции ПП Учитель просит ребят взять в руки продукт питания, который лежит у него на столе (учитель раскладывает их заранее). Включается магнитофонная запись: «Уважаемые посетители! Приглашаем вас посетить продовольственный отдел, где представлены самые разнообразные продукты питания. Посетив этот отдел, вы можете потратить один жетон, если определите, предприятием какой отрасли произведен тот продукт, который вы держите в руках. Отдел большой, он состоит из 13 витрин, поэтому ориентируйтесь по предлагаемому путеводителю». На доске открывается список отраслей ПП - рыбная, консервная, чайная, сахарная, маслодельная, крупяная, мясная, молочная, мукомольная, макаронная, хлебопекарная, кондитерская, чаеразвесочная. Такие же таблички с надписями лежат на отдельно стоящем столе.  Учитель предлагает познакомиться с путеводителем, определить отрасль, предприятие которой производит продукт питания, находящийся в руках у учащегося, и, встав, подойти к столу с табличками, положить продукт около нужной таблички. Затем проводится проверка правильности выполненного задания. Всех учащихся, правильно определивших отрасль, учитель просит положить свой жетон на край стола. Набор продуктов питания – мука, макароны, сыр, молоко, растительное масло, конфеты, сахар-песок, сахар-рафинад, рыба, крабовые палочки, шпроты в масле, красная икра, консервированная кукуруза, гречневая крупа, рис, колбаса копченная, пакетик чая, говяжий фарш, чай, сливочное масло, печенье, шоколад, спагетти, булочка, хлеб «9 злаков».
  Закрепление умения определять факторы размещения производства Далее учащимся предлагается открыть учебник (страница 166, рисунок 53), и внимательно изучить схему «Отраслевой состав и факторы размещения пищевой промышленности». Вопрос: - Какие факторы влияют на размещение предприятий пищевой промышленности? Для ответа на вопрос выберите из набора табличек с обозначениями факторов размещения производства нужные и поднимите их так, чтобы было видно учителю. Записи в тетради: Факторы размещения предприятий ПП: 1. Сырьевой. 2.    Потребительский
  Актуализация представлений об энергетической ценности продуктов питания Включается магнитофонная запись: «Внимание! После долгих исследований ученые выделили 10 продуктов питания, которые при регулярном употреблении продлевают жизнь человека на несколько лет. Некоторые из этих продуктов есть и в нашем отделе есть в продаже 6 таких продуктов. Если у вас есть желание, то вы можете их купить, потратив, тем самым, один жетон». Учитель уточняет, что при «покупке» учащийся должен самостоятельно выбрать такой продукт из предложенных на «витрине» (стол, на котором ребята разложили продукты питания по отраслям, их производящим) и объяснить свой выбор. (6 человек)
  Выработка стремления к использованию в пищу «здоровых» продуктов питания Учитель выкладывает на стол еще 5 продуктов, продлевающих жизнь, и объясняет их роль в пищевом рационе человека. Далее задает вопрос: - Доступны ли эти продукты для вашей семьи? Трудно ли приготовит из них вкусное блюдо? Какие из этих продуктов вы употребляете в пищу постоянно? Продукты питания, продлевающие жизнь – нежирное молоко, растительное масло, помидоры, бананы, шпинат (зелень), хлеб из муки грубого помола, рыба, мясо – телятина, цитрусовые, рис. Желающие могут записать список продуктов питания, наиболее ценных для организма человека и поддержания его жизненных функций.
  Систематизация знаний об отраслевом составе и производимой продукции отраслей ЛП Вновь включается магнитофонная запись: «Внимание! В салоне одежды и обуви объявляется выставка-продажа. Главный менеджер и организаторы сегодняшнего мероприятия, предлагают вам участие в рекламировании товаров «Салона одежды и обуви». Просим вас организовать рекламные группы и дать текстовую рекламу нужного товара. В рекламе необходимо указать название товара, информацию о материалах, из которых изготовлено изделие, предприятий-производителей материалов и самого изделия, а также причины, по которым покупатель должен купить именно этот товар. Если ваша реклама будет самой убедительной, то главный менеджер примет у вас 2 жетона, если нет, то 1 жетон. Для более ясного ориентирования используйте путеводитель».  Учитель открывает вторую половину доски, где размещен список отраслей ЛП: производство сырья (хлопка, шерсти, шелка, льна, кожи), хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, льняная – ткачество и прядение, швейная, обувная, кожевенная. Уточняется время на работу групп – 4 минуты, и презентацию рекламы – 1 минута. Количество рекламных групп – 6. Каждая группа получает лист с обозначением номера изделия и условиями рекламы: 1. Название изделия (лот 1, лот 2, лот 3 и т. д.) 2. Материалы, из которых изготовлено изделие. 3. Отрасли, которые производят эти материалы и само изделие. 4. Почему нужно купить именно этот товар, а не другой? На доске вывешивается товар с обозначением номера (лот 1, лот 2, лот 3 и т. д.): детские сапоги, отрез льняной ткани, клубки с шерстяной пряжей, одежда из хлопчатобумажной ткани, меховое изделие, детский трикотаж. После того, как учащиеся определят продукцию для своей рекламы, они забирают изделие для работы в группе. Презентация рекламы и подведение итогов – убедительности рекламы. Краткий итог, который подводится учителем: Отрасли легкой промышленности, также как и пищевой, производят товары народного потребления как в виде готовой продукции (например, шуба), так и в виде полуфабриката (например, ткань). На схеме учебника «Отраслевой состав и факторы размещения легкой промышленности» – страница 169, рисунок 54 – можно также увидеть и факторы размещения, на которые ориентируются предприятия легкой промышленности. Определите их и поднимите нужные таблички. Отметьте в тетради.
Закрепление изученного материала (получение игрового результата Умение определить экономико-географические показатели изучаемых отраслей на примере предприятий нашего города Учитель: - Итак, вам представляется последний шанс потратить еще один жетон, а заодно проверить, не зря ли вы сегодня посетили открытие магазина. Для этого вам в группу (в том же составе) я даю один из представленных здесь товаров. Ваша задача назвать предприятия города, которые производят данную продукцию и почему эти предприятия расположены именно здесь. Время на обдумывание – 1 минута. Изделия для работы групп – растительное масло, макароны, молочные продукты, конфеты и сладости, мука, текстильные изделия. Подведение итогов работы групп.
Итог урока. Домашнее задание. Подведение итогов игры, оценивание работы учащихся на уроке Включается магнитофонная запись: «Уважаемые посетители! К сожалению, празднование открытия нашего магазина подходит к концу. Мы благодарим вас за покупки и приглашаем посетить наш магазин еще. Приходите к нам всегда! А, чтобы вы чувствовали себя здесь как дома и хорошо ориентировались в наших отделах, получите дополнительную информацию дома в § 33 учебника географии. И это еще не все. Те покупатели, которые помогут нам решить проблемы, существующие у наших производителей, которые изложены на странице 171 того же учебника, получат дополнительный подарок – «5» в журнал. Приходите! Покупайте!» Итак, все покупатели, у кого не осталось ни одного жетона (учащиеся поднимают руки), получают сегодня «5», у кого остался 1 жетон (учащиеся поднимают руки) – получают «4». За подарками подходите к главному менеджеру после окончания церемонии открытия.

Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: